Отзыв: Книга "Снежная королева" - Ганс Христиан Андерсен - Импрессия
Достоинства: смыслы
Недостатки: то же, наверное
В сказке Андерсена мне видится три пласта. Первый из них содержит то, на что отреагировала дочка Шварца, сказав, что Андерсен при Боге жил. Не просто сказка, а сказка поучительная, такого же рода, как романы Диккенса, где добро всегда несомненно, чисто, обаятельно, притягательно и связано с христианскими ценностями. Здесь не только «отрицательная» символика, то самое зеркало тролля и обжигающий до печени поцелуй. Здесь – ценность семьи и дома, простого, милого и доброго, олицетворённого телом и душой Герды, девочки, в которой нет и капли от страстной и великой красоты Королевы.
Здесь – розы, перешедшие в мультфильм. Алая и белая розы – вроде как розы мальчика и девочки, но это – роза невинности Богородицы и роза страстей Христа. Девочке и мальчику – обоим это досталось, остаться невинным и пройти крестный путь, только каждому путь выпал свой. Два пути в жизни, ведущие от дома и обратно к нему – Домой. Инициация.
Мужчина рвётся из пут обыденности. Ему нужно две вещи: секс со взрослой женщиной и широкий мир познания. Снежная Королева олицетворяет и мечты о сексе без любви, и мечты о жизни без любви, жизни ради условной науки. Ледяные коридоры и залы – это ловушка, это всё то, что в черепе и сердце отдавшего жизнь за слово «вечность» философа. Это экзистенциальная пустота человека, дошедшего до конца света и обнаружившего там тьму и ледяной холод.
Падающего толкни и выбравшего подобную стезю оставь самому себе; беда в том, что слово вечность не собрать человеку; это тупик, потому что цель недостижима. Герда не может оставить Кая там не потому, что она ему нужна и тем более не потому, что он ей нужен. Герда – Божие орудие, исполняющее волю: вернуть из ада. Здесь она своего рода предваряет подвиг блаженной Ксении: спасение выше всего. Оттого Герде сопутствует непобедимая армия, тысячи светлых ангелов из сказки Андерсена и песни группы Flёur. Женщина становится солдатом, воюющим со смертью; и Королева – это духовная смерть.
Но у женщины своя инициация и свой путь. При этом внешне путь ее мужской; Эвридика спускается в ад за Орфеем. Она переходит Стикс, плывя по реке в лодке, она застревает в саду, который, с другой стороны, символ инфантильности и вечного детства, в котором так блаженно остаться. Первое искушение – вечным детством; второе – безответностью подвига. Найти человека и понять, что нашла для другой. Любовь Герды, взрослеющей по пути, оказывается подлинной любовью: Кай не нужен ей, для неё он – нужен самому себе. Наконец, третье испытание: затормозить на пути навсегда, остаться в плену и, возможно, отдать свой подвиг в чужие руки. В одном из советских фильмов отражен этот момент: девочке всё равно, кто конкретно спасет Кая, чья это будет заслуга и кому молодой человек будет благодарен.
Но так всегда у Андерсена, никогда не поймёшь, хотел он что-то сказать или просто сказал. Сказка очень взрослая и печальная. Вернувшимся взрослым дом стал мал, а впереди не столько любовь, сколько смерть: розы цветут, красота, красота, скоро узрим мы младенца Христа. Один вектор сменился другим.
P.S. я бы хотела извиниться за свои слова, но, думаю, не очень это поможет... а всё же вдруг есть шанс.
Здесь – розы, перешедшие в мультфильм. Алая и белая розы – вроде как розы мальчика и девочки, но это – роза невинности Богородицы и роза страстей Христа. Девочке и мальчику – обоим это досталось, остаться невинным и пройти крестный путь, только каждому путь выпал свой. Два пути в жизни, ведущие от дома и обратно к нему – Домой. Инициация.
Мужчина рвётся из пут обыденности. Ему нужно две вещи: секс со взрослой женщиной и широкий мир познания. Снежная Королева олицетворяет и мечты о сексе без любви, и мечты о жизни без любви, жизни ради условной науки. Ледяные коридоры и залы – это ловушка, это всё то, что в черепе и сердце отдавшего жизнь за слово «вечность» философа. Это экзистенциальная пустота человека, дошедшего до конца света и обнаружившего там тьму и ледяной холод.
Падающего толкни и выбравшего подобную стезю оставь самому себе; беда в том, что слово вечность не собрать человеку; это тупик, потому что цель недостижима. Герда не может оставить Кая там не потому, что она ему нужна и тем более не потому, что он ей нужен. Герда – Божие орудие, исполняющее волю: вернуть из ада. Здесь она своего рода предваряет подвиг блаженной Ксении: спасение выше всего. Оттого Герде сопутствует непобедимая армия, тысячи светлых ангелов из сказки Андерсена и песни группы Flёur. Женщина становится солдатом, воюющим со смертью; и Королева – это духовная смерть.
Но у женщины своя инициация и свой путь. При этом внешне путь ее мужской; Эвридика спускается в ад за Орфеем. Она переходит Стикс, плывя по реке в лодке, она застревает в саду, который, с другой стороны, символ инфантильности и вечного детства, в котором так блаженно остаться. Первое искушение – вечным детством; второе – безответностью подвига. Найти человека и понять, что нашла для другой. Любовь Герды, взрослеющей по пути, оказывается подлинной любовью: Кай не нужен ей, для неё он – нужен самому себе. Наконец, третье испытание: затормозить на пути навсегда, остаться в плену и, возможно, отдать свой подвиг в чужие руки. В одном из советских фильмов отражен этот момент: девочке всё равно, кто конкретно спасет Кая, чья это будет заслуга и кому молодой человек будет благодарен.
Но так всегда у Андерсена, никогда не поймёшь, хотел он что-то сказать или просто сказал. Сказка очень взрослая и печальная. Вернувшимся взрослым дом стал мал, а впереди не столько любовь, сколько смерть: розы цветут, красота, красота, скоро узрим мы младенца Христа. Один вектор сменился другим.
P.S. я бы хотела извиниться за свои слова, но, думаю, не очень это поможет... а всё же вдруг есть шанс.
Общее впечатление | Импрессия |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву24
В любом случае, трактовка осмысленная и явно имеющая место быть. Другое дело, что у многих "христианизация" чего угодно вызывает отвращение и/или озлобление. В общем, сложно отыскать тут верный баланс в подаче материала. Но конкретно я Вас услышал, да.
А мне кажется, что сказки и предназначены для взрослых. Для не очень взрослых. Тех, кто ещё на пути инициации. Когда-то пыталась в этом разобраться, убежала вглубь веков и потерялась. Не хватило терпения разобраться,эх…
Текст изумительный! Мудрый, красивый. Спасибо!
Бабушка же персонаж всегда нейтральный, бабушка обычно любит внука спокойно.