Отзыв: Книга "Тьма, - и больше ничего" - Стивен Кинг - Полный мрак
Достоинства: Сюжеты, психологизм
Недостатки: Нет
В 2010 году, совсем недавно по меркам литературного мира, у великого писателя Стивена Кинга вышел сборник «Full Dark, No Stars», который наши издатели не совсем точно (вернее совсем неточно) обозначили как «Тьма, и больше ничего». В книжку вошло четыре повести, скомпонованные так же, как аналогичные «Четыре сезона», вышедшие несколькими годами ранее из-под пера мастера.
Во всех этих произведениях поздний умудренный годами Кинг продолжает исследовать мрачные закоулки душ человеческих и искать источник страха не вовне, а внутри, в каждом из нас, апеллируя к темным инстинктам, которые пробуждаются в неординарных стрессовых ситуациях.
Самым сильным произведением сборника безусловно является повесть «1922», написанная словно бы в русле большой американской литературы, сурового реализма в стиле Стейнбека или Фолкнера, с мизерной ноткой мистики и основным упором на человеческие страсти. Герой истории, типичный американский фермер, убивает жену-заразу, решившую спустить нажитое непосильным трудом под откос. В преступление втянут подросток сын, у которого вся жизнь впереди. Трагедия обычной семьи разворачивается автором неспешно, но неумолимо как каток, и Кинг показывает, как работает великий уравнительный закон справедливости, гласящий – каждому по его заслугам. Какой бы стервой ни была женушка, это совершенно не оправдывало ее убийства и все последующие беды убедительно доказывают данный тезис.
Послабее оказалась повесть «Громила», в которой Стивен подвергает персонажа самому любимому своему испытанию – смертельной схватке. В данном случае - пухленькой писательницы с огромным увальнем-водителем грузовика. Обычный человек в необычной ситуации – вот конек писателя, но в случае с «Громилой» сюжет о мести не может похвастаться особым психологизмом, кроме фатальных ошибок и самих сцен расправ с последующим катарсисом. Опять же – ни мистики, ни хоррора в чистом виде здесь не увидеть.
Что касается повести «На выгодных условиях», тут Кинг наконец-то привлекает мистически-демоническое начало и преподносит нам очередную вариацию сюжета о сделке с дьяволом. В роли последнего пухленький торговец с обочины, описанный почти как двоюродный брат адского клоуна Пеннивайза из «Оно». Смертельно больной герой в шутку заключает пари на свое выздоровление в обмен на тяжкий груз ответственности за приятеля, которого тайно ненавидел всю жизнь. Возникает резонный вопрос: вы готовы спасти себя, если для этого нужно, пусть и медленно, убить другого неповинного человека? Пусть каждый отвечает сам.
И наконец повесть «Счастливый брак», рассказывающая о том, что марьяж, даже долголетний, в достатке и с замечательными детьми, может дать крупную трещину, стоит только жене сунуться куда не надо и обнаружить тайник мужа, из которого видно, что он – серийный убийца, зверски расправлявшийся над женщинами на протяжении десятков лет. Опять крайне стрессовая ситуация, внешнее лопается под напором гнилой начинки, и писатель демонстрирует реакцию обычного человека на такие безобразия.
Кинг радует из книжки в книжку.
Определенно, писатель умеет обозначить актуальные злободневные вопросы, которые не просто пугают, но и заставляют думать – потому что могут случиться с каждым из нас. Уйдя из области натуралистических ужасов в страну психологической тьмы, писатель сделал очень верный шаг в своей карьере и продолжает радовать нас новыми глубокими работами.
Приятного чтения.
Во всех этих произведениях поздний умудренный годами Кинг продолжает исследовать мрачные закоулки душ человеческих и искать источник страха не вовне, а внутри, в каждом из нас, апеллируя к темным инстинктам, которые пробуждаются в неординарных стрессовых ситуациях.
Самым сильным произведением сборника безусловно является повесть «1922», написанная словно бы в русле большой американской литературы, сурового реализма в стиле Стейнбека или Фолкнера, с мизерной ноткой мистики и основным упором на человеческие страсти. Герой истории, типичный американский фермер, убивает жену-заразу, решившую спустить нажитое непосильным трудом под откос. В преступление втянут подросток сын, у которого вся жизнь впереди. Трагедия обычной семьи разворачивается автором неспешно, но неумолимо как каток, и Кинг показывает, как работает великий уравнительный закон справедливости, гласящий – каждому по его заслугам. Какой бы стервой ни была женушка, это совершенно не оправдывало ее убийства и все последующие беды убедительно доказывают данный тезис.
Послабее оказалась повесть «Громила», в которой Стивен подвергает персонажа самому любимому своему испытанию – смертельной схватке. В данном случае - пухленькой писательницы с огромным увальнем-водителем грузовика. Обычный человек в необычной ситуации – вот конек писателя, но в случае с «Громилой» сюжет о мести не может похвастаться особым психологизмом, кроме фатальных ошибок и самих сцен расправ с последующим катарсисом. Опять же – ни мистики, ни хоррора в чистом виде здесь не увидеть.
Что касается повести «На выгодных условиях», тут Кинг наконец-то привлекает мистически-демоническое начало и преподносит нам очередную вариацию сюжета о сделке с дьяволом. В роли последнего пухленький торговец с обочины, описанный почти как двоюродный брат адского клоуна Пеннивайза из «Оно». Смертельно больной герой в шутку заключает пари на свое выздоровление в обмен на тяжкий груз ответственности за приятеля, которого тайно ненавидел всю жизнь. Возникает резонный вопрос: вы готовы спасти себя, если для этого нужно, пусть и медленно, убить другого неповинного человека? Пусть каждый отвечает сам.
И наконец повесть «Счастливый брак», рассказывающая о том, что марьяж, даже долголетний, в достатке и с замечательными детьми, может дать крупную трещину, стоит только жене сунуться куда не надо и обнаружить тайник мужа, из которого видно, что он – серийный убийца, зверски расправлявшийся над женщинами на протяжении десятков лет. Опять крайне стрессовая ситуация, внешнее лопается под напором гнилой начинки, и писатель демонстрирует реакцию обычного человека на такие безобразия.
Кинг радует из книжки в книжку.
Определенно, писатель умеет обозначить актуальные злободневные вопросы, которые не просто пугают, но и заставляют думать – потому что могут случиться с каждым из нас. Уйдя из области натуралистических ужасов в страну психологической тьмы, писатель сделал очень верный шаг в своей карьере и продолжает радовать нас новыми глубокими работами.
Приятного чтения.
Общее впечатление | Полный мрак |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7