Отзыв: Фильм "Гараж" (1979) - Человек человеку волк
Достоинства: Талантливейшие актеры, естественность и интересный, не избитый сюжет.
Недостатки: нет
Идея этого гениального фильма пришла к Рязанову во время заседания на каком-то совещании, которое длилось несколько часов. Что именно обсуждалось, Эльдар Александрович не говорил, сказал лишь, что споры кончились грызнёй между сотрудниками, которые, к тому же, перешли на личности. В фильме, кстати, есть и его собственный образ. Но это не начальник охраны насекомых, подпирающий своей щекой стодвадцатилетнее чучело бегемота, а это персонаж Маркова, профессор Смирновский. Рязанов признался, что ему было очень стыдно. Стыдно за то, что он не вмешался в спор на том самом совещании и потом корил себя за это. Сценарий был доработан за несколько месяцев и началась подготовка к экранизации. Честно говоря, я до сих пор мучаюсь вопросом, КАК такую картину одобрила советская цензура? Ведь там очень много щекотливых моментов, за которые фильм не то что отправили бы на полку, а вообще по головке не погладили бы! Чего стоит только "Да-а, не соглашаться с нашим правлением - это всё равно что против ветра плевать". В советские времена каждая фраза изучалась досконально и во всех смыслах (например, песню про остров Невезения с "Бриллиантовой руки" Гайдая цензура настоятельно рекомендовала вырезать, ибо считалось, что это ехидная метафора для олицетворения нашей с вами страны). Очень открыто Рязанов поднимает тему "блатных", по связям. Но ведь опять же, это издержки режима в стране! И опять мне непонятно, как цензура это пропустила.
О характерах героев можно говорить много. Но идея Рязанова состояла в том, чтобы под каждым героем понимался какой-то определенный социальный тип личности. Тут есть и наглый приспособленец Карпухин, который "из большинства", на "из тех, на ком все держится", и несчастная сотрудница с курицей (а как остро стояла проблема питания, когда всё приходилось "доставать"), и товарищ Аникеева, председатель с ликом святой, которая на самом деле ни что иное, как волчица в овечьей шкуре, и равнодушные к чужому горю сотрудники, и "белая ворона" Малаева, единственная, кто заступится за исключенных из списка.
Эту комедию Рязанова многие ругают, особенно нынешняя молодежь, считая, что он собрал все негативное, что есть в людях, приумножил и экранизировал. Но ведь так и есть, в погоне за наживой многие теряют достоинство и человеческий облик. "Гараж" - это одна из лучших сатир на человеческие пороки, такие как эгоизм, алчность, жестокость, и на то, что каждый счастлив в одиночку.
Интересен не только сюжет фильма, который по сути создан на ровном месте, но и сами съемки. Снимали в павильоне, в котором были включены сразу 3 камеры. И никто из актеров не знал, кого именно из них на данный момент снимают, поэтому приходилось быть в образе постоянно. Наверное поэтому поведение людей кажется таким естественным.
А еще мне очень понравились несколько моментов, которые, пожалуй, и обеспечили фильму успех. Мелочи, которые добавили лоска, как жемчужинки.
Милосердову:
-Где такой пиджачок рванули?
-В Сингапуре!
-Далеко...(с презрением)
-Мм... далеко (соглашается, причем по интонации слышно, что он прикинул возможности задавшего вопрос. Действительно, поездка за границу была для простых советских граждан дикой экзотикой. А для сынка Милосердова это лишь несколько часов на самолете и сумма денег, которая, естественно, имеется).
Эпизод, когда присутствующие на совещании делятся на две противоборствующие стороны и прожигают друг друга взглядами. Откуда-то сзади в этой гробовой тишине слышен чих и "Будьте здоровы!". Причем пожелание с той же стороны, где и чихнули. Поддержали, так сказать, морально.
Ну и конечно,
-Что она может украсть НА РЫНКЕ?
- Что я могу украсть? Весы? Халат?? (голос жертвы лживых обвинений).
О характерах героев можно говорить много. Но идея Рязанова состояла в том, чтобы под каждым героем понимался какой-то определенный социальный тип личности. Тут есть и наглый приспособленец Карпухин, который "из большинства", на "из тех, на ком все держится", и несчастная сотрудница с курицей (а как остро стояла проблема питания, когда всё приходилось "доставать"), и товарищ Аникеева, председатель с ликом святой, которая на самом деле ни что иное, как волчица в овечьей шкуре, и равнодушные к чужому горю сотрудники, и "белая ворона" Малаева, единственная, кто заступится за исключенных из списка.
Эту комедию Рязанова многие ругают, особенно нынешняя молодежь, считая, что он собрал все негативное, что есть в людях, приумножил и экранизировал. Но ведь так и есть, в погоне за наживой многие теряют достоинство и человеческий облик. "Гараж" - это одна из лучших сатир на человеческие пороки, такие как эгоизм, алчность, жестокость, и на то, что каждый счастлив в одиночку.
Интересен не только сюжет фильма, который по сути создан на ровном месте, но и сами съемки. Снимали в павильоне, в котором были включены сразу 3 камеры. И никто из актеров не знал, кого именно из них на данный момент снимают, поэтому приходилось быть в образе постоянно. Наверное поэтому поведение людей кажется таким естественным.
А еще мне очень понравились несколько моментов, которые, пожалуй, и обеспечили фильму успех. Мелочи, которые добавили лоска, как жемчужинки.
Милосердову:
-Где такой пиджачок рванули?
-В Сингапуре!
-Далеко...(с презрением)
-Мм... далеко (соглашается, причем по интонации слышно, что он прикинул возможности задавшего вопрос. Действительно, поездка за границу была для простых советских граждан дикой экзотикой. А для сынка Милосердова это лишь несколько часов на самолете и сумма денег, которая, естественно, имеется).
Эпизод, когда присутствующие на совещании делятся на две противоборствующие стороны и прожигают друг друга взглядами. Откуда-то сзади в этой гробовой тишине слышен чих и "Будьте здоровы!". Причем пожелание с той же стороны, где и чихнули. Поддержали, так сказать, морально.
Ну и конечно,
-Что она может украсть НА РЫНКЕ?
- Что я могу украсть? Весы? Халат?? (голос жертвы лживых обвинений).
Общее впечатление | Человек человеку волк |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву