Отзыв: Спектакль "Эрендира" - БДТ им. Г. А. Товстоногова (Россия, Санкт-Петербург) - Странные впечатления... на то это и Маркес
Достоинства: Актеры, музыка, декорации
Недостатки: сам сюжет- но от Маркеса другого ждать и не приходится, мало динамики
Доброго дня!
Хочу рассказать о спектакле БДТ им. Товстоногова "Эрендира", который периодически идет на сцене БДТ и показывается театром на гастролях.
Долго я собиралась рассказать о своих эмоциях и как-то вобще оформить их в единое целое. Сразу скажу, что впечатления у меня весьма неоднозначные. Насколько интересна игра актеров, настолько и неприятен (или неприемлем) сам сюжет спектакля. Как раз в этом весь Габриэль Гарсия Маркес. Именно по его произведению и поставлен спектакль Федором Лавровым и Андреем Могучим.
О самом сюжете.
Зритель попадает в Латинскую Америку, где в пустыне живет бабушка и ее внучка 14 лет. Внучка боготворит бабушку, исполняет все ее поручения, а бабушка, после смерти своего мужа и сына-контрабандистов, сама умеет держать в руках винтовку и дать отпор любому бандиту. Вот такая гром-баба воспитывает нежное безвольное создание Эрендиру. Внучка выполняет множество непосильных дел, напомнив мне Золушку, и однажды засыпает от усталости, забыв задуть свечу. Пожар сжирает дом Эрендиры и бабушки, обрекая их на скитания. Но не это самое страшное в случившимся. Страшно то, что бабушка решает возместить себе ущерб, продавая тело внучки всем желающим. Вот такая она - бабушкина любовь! А Эрендира в очередной раз соглашается и покорно идет за руку с бабулей к мяснику, который дороже всех заплатит за ее девственность.
Продав молодое тело внучки всем и каждому за сходную цену, бабушка-атаманша едет в пустыню в поисках новых клиентов. Ведь долг Эрендиры еще не погашен.
И внучка опять живет с ней, но уже прикованная цепью за ногу к кровати. При этом внучка любит бабушку, да-да, любит так же, как любила до злосчастного пожара. Но понемногу время и любовь к красивому юноше берут своё.
Разговоры бабушки о том, как они хорошо заживут, когда купят дом у моря, наводят Эрендиру на мысль, что наверно она могла бы жить в этом доме одна, что причина всех ее бед - любимая мучительница. Эрендира, горячо любимая Улиссом, уговаривает его убить бабушку. Но кроме моральных мучений обоих, это еще не так просто сделать... Да и бабушка совершенно не собирается умирать.
Вот такой сюжетик Маркеса, перенесенный на сцену, а финал спектакля каждый, кто его посмотрит, осмыслит сам. Но, думаю, вы не надеетесь, что он может быть ясен и однозначен. У Маркеса-то!? Нет, нет, и еще раз нет.
Самая большая, на мой взгляд удача этого спектакля - это даже не актерский состав, а то, как разворачивается действо, как режиссер работал с декорациями и, конечно, музыка.
Музыки много и она часто в живом исполнении. Великолепная Виктория Ротанова (лидер музыкальной группы "Victoria Elefant") со своей "бандой" великолепно дополняют действие страстными латиноамериканскими напевами. С ней я прикрепила видео, в котором Виктория как раз поет одну из таких песен.
Декорации выполнены в виде рисованных открыток - ретаблос, которыми принято благодарить святых за помощь в Латинской Америке. Эта идея отлично реализована на сцене, рисунки меняются и становятся неотъемлемой частью спектакля.
Про артистов конечно следует сказать особо.
Для меня в "Эрендире" было только одно знакомое лицо - Нина Усатова в роли бабушки. Обаятельная, бронебойная, мощная! И как раз в этой роли, на мой взгляд, Нине Николаевне негде было развернуться и показать эту самую мощь трагедийной актрисы во всей красе. Безусловно, она была великолепна, особенно в последних сценах, но и потенциал Усатовой велик.
С самого начала надо было сказать, что весь спектакль преподнесен устами одного из персонажей -"фотографа"- Андрея Феськова (артист Театра на Васильевском).
Причем рассказывать эту историю он будет даже когда наша"любимая" бабушка прострелит ему голову. Рассказывать будет из гроба в партере, с гримом мертвеца на лице.
На долю Андрея Феськова я бы отдала 60% успеха спектакля. Держать зал в напряжении, завладеть вниманием зрителя, читая монологи, насколько длинные, настолько же и эмоциональные- это полностью заслуга Андрея. Он, кстати, из второго состава спектакля. В первом играет артист МХТа. им. А. П. Чехова-Федор Лавров.
Эрендира.
Бедная-бедная Эрендира в исполнении Полины Толстун, в душе которой происходит тот самый шаг- от любви до ненависти к своей бабуле. Именно этот шаг был необходим Эрендире, чтобы обрести свободу, а не остаться навсегда домашней прислугой.
Вот пожалуй те три актера, которые заслуживают внимания в этом спектакле.
Улисса играет Дмитрий Луговкин, но его игра не произвела на меня особого впечатления.
Еще раз повторюсь, декорации, грим, музыка играют в спектакле свою, особую
роль. Убрать хотя бы один компонент и спектакль станет плоским, скучным рассказом ужасной истории. Потому что действия как такового в спектакле мало, и если не дополнять происходящее красивыми "картинками" и хорошей зажигательной музыкой, то зрителю может и дОлжно стать скучно.
Как бы ни был хорошо поставлен и сыгран спектакль"Эрендира" меня не может не коробить сама идея торговли телом юной девушки, почти ребенка. На сцене не будет никаких грязных и даже эротических сцен, а только бесконечная очередь из желающих купить тело и ласки этого полуребенка.
После просмотра мне пришла мысль, что, наверно, чем проще общество, чем примитивнее отношения в нем, тем проще и нормальнее выглядят такие решения- продать подороже тело родной внучки. В любом обществе зло- это зло, а добро это добро. Но когда человек привыкает только есть, спать, убирать ближнего с дороги ради своего блага или обогащения, тогда и вопросы морали могут быть упразднены.
Конечно, Гарсия Маркес не так прост и однозначен, а точнее, наоборот, заставляет размышлять после своих произведений, после "Эрендиры" у меня остались именно разные, даже противоречивые чувства и, конечно, размышления об увиденном.
Как любой "ребенок" БДТ этот спектакль еще получит свою долю любви или обид от зрителя. Даже критики еще присматриваются и не дают "Эрендире" однозначных оценок.
Смотреть "Эрендиру" тем не менее посоветую. Содержание каждый трактует сам, а воплощение этого спектакля Большим Драматическим им. Г. А. Товстоногова весьма достойное.
Хочу рассказать о спектакле БДТ им. Товстоногова "Эрендира", который периодически идет на сцене БДТ и показывается театром на гастролях.
Долго я собиралась рассказать о своих эмоциях и как-то вобще оформить их в единое целое. Сразу скажу, что впечатления у меня весьма неоднозначные. Насколько интересна игра актеров, настолько и неприятен (или неприемлем) сам сюжет спектакля. Как раз в этом весь Габриэль Гарсия Маркес. Именно по его произведению и поставлен спектакль Федором Лавровым и Андреем Могучим.
О самом сюжете.
Зритель попадает в Латинскую Америку, где в пустыне живет бабушка и ее внучка 14 лет. Внучка боготворит бабушку, исполняет все ее поручения, а бабушка, после смерти своего мужа и сына-контрабандистов, сама умеет держать в руках винтовку и дать отпор любому бандиту. Вот такая гром-баба воспитывает нежное безвольное создание Эрендиру. Внучка выполняет множество непосильных дел, напомнив мне Золушку, и однажды засыпает от усталости, забыв задуть свечу. Пожар сжирает дом Эрендиры и бабушки, обрекая их на скитания. Но не это самое страшное в случившимся. Страшно то, что бабушка решает возместить себе ущерб, продавая тело внучки всем желающим. Вот такая она - бабушкина любовь! А Эрендира в очередной раз соглашается и покорно идет за руку с бабулей к мяснику, который дороже всех заплатит за ее девственность.
Продав молодое тело внучки всем и каждому за сходную цену, бабушка-атаманша едет в пустыню в поисках новых клиентов. Ведь долг Эрендиры еще не погашен.
И внучка опять живет с ней, но уже прикованная цепью за ногу к кровати. При этом внучка любит бабушку, да-да, любит так же, как любила до злосчастного пожара. Но понемногу время и любовь к красивому юноше берут своё.
Разговоры бабушки о том, как они хорошо заживут, когда купят дом у моря, наводят Эрендиру на мысль, что наверно она могла бы жить в этом доме одна, что причина всех ее бед - любимая мучительница. Эрендира, горячо любимая Улиссом, уговаривает его убить бабушку. Но кроме моральных мучений обоих, это еще не так просто сделать... Да и бабушка совершенно не собирается умирать.
Вот такой сюжетик Маркеса, перенесенный на сцену, а финал спектакля каждый, кто его посмотрит, осмыслит сам. Но, думаю, вы не надеетесь, что он может быть ясен и однозначен. У Маркеса-то!? Нет, нет, и еще раз нет.
Самая большая, на мой взгляд удача этого спектакля - это даже не актерский состав, а то, как разворачивается действо, как режиссер работал с декорациями и, конечно, музыка.
Музыки много и она часто в живом исполнении. Великолепная Виктория Ротанова (лидер музыкальной группы "Victoria Elefant") со своей "бандой" великолепно дополняют действие страстными латиноамериканскими напевами. С ней я прикрепила видео, в котором Виктория как раз поет одну из таких песен.
Декорации выполнены в виде рисованных открыток - ретаблос, которыми принято благодарить святых за помощь в Латинской Америке. Эта идея отлично реализована на сцене, рисунки меняются и становятся неотъемлемой частью спектакля.
Про артистов конечно следует сказать особо.
Для меня в "Эрендире" было только одно знакомое лицо - Нина Усатова в роли бабушки. Обаятельная, бронебойная, мощная! И как раз в этой роли, на мой взгляд, Нине Николаевне негде было развернуться и показать эту самую мощь трагедийной актрисы во всей красе. Безусловно, она была великолепна, особенно в последних сценах, но и потенциал Усатовой велик.
С самого начала надо было сказать, что весь спектакль преподнесен устами одного из персонажей -"фотографа"- Андрея Феськова (артист Театра на Васильевском).
Причем рассказывать эту историю он будет даже когда наша"любимая" бабушка прострелит ему голову. Рассказывать будет из гроба в партере, с гримом мертвеца на лице.
На долю Андрея Феськова я бы отдала 60% успеха спектакля. Держать зал в напряжении, завладеть вниманием зрителя, читая монологи, насколько длинные, настолько же и эмоциональные- это полностью заслуга Андрея. Он, кстати, из второго состава спектакля. В первом играет артист МХТа. им. А. П. Чехова-Федор Лавров.
Эрендира.
Бедная-бедная Эрендира в исполнении Полины Толстун, в душе которой происходит тот самый шаг- от любви до ненависти к своей бабуле. Именно этот шаг был необходим Эрендире, чтобы обрести свободу, а не остаться навсегда домашней прислугой.
Вот пожалуй те три актера, которые заслуживают внимания в этом спектакле.
Улисса играет Дмитрий Луговкин, но его игра не произвела на меня особого впечатления.
Еще раз повторюсь, декорации, грим, музыка играют в спектакле свою, особую
роль. Убрать хотя бы один компонент и спектакль станет плоским, скучным рассказом ужасной истории. Потому что действия как такового в спектакле мало, и если не дополнять происходящее красивыми "картинками" и хорошей зажигательной музыкой, то зрителю может и дОлжно стать скучно.
Как бы ни был хорошо поставлен и сыгран спектакль"Эрендира" меня не может не коробить сама идея торговли телом юной девушки, почти ребенка. На сцене не будет никаких грязных и даже эротических сцен, а только бесконечная очередь из желающих купить тело и ласки этого полуребенка.
После просмотра мне пришла мысль, что, наверно, чем проще общество, чем примитивнее отношения в нем, тем проще и нормальнее выглядят такие решения- продать подороже тело родной внучки. В любом обществе зло- это зло, а добро это добро. Но когда человек привыкает только есть, спать, убирать ближнего с дороги ради своего блага или обогащения, тогда и вопросы морали могут быть упразднены.
Конечно, Гарсия Маркес не так прост и однозначен, а точнее, наоборот, заставляет размышлять после своих произведений, после "Эрендиры" у меня остались именно разные, даже противоречивые чувства и, конечно, размышления об увиденном.
Как любой "ребенок" БДТ этот спектакль еще получит свою долю любви или обид от зрителя. Даже критики еще присматриваются и не дают "Эрендире" однозначных оценок.
Смотреть "Эрендиру" тем не менее посоветую. Содержание каждый трактует сам, а воплощение этого спектакля Большим Драматическим им. Г. А. Товстоногова весьма достойное.
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2015 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Район | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Странные впечатления... на то это и Маркес |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14
Для меня, например, до сих пор нет воплощения Мастера и Маргариты ((( на сцене. Вот нет и все.