Отзыв: Экспозиция "Уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры" (Россия, Пермь) - Восхищение, изумление и полное погружение...
Достоинства: А я и не подозревала, как много можно узнать интересного и неизвестного из экспозиции о Пермской земле.
Недостатки: нет
Всем, привет! Сегодня я делюсь с вами моими впечатлениями от последнего посещения экспозиции единственной в мире "Коллекции Пермской деревянной скульптуры". В один из унылых не по-летнему дней ( у нас в Перми третью неделю льют дожди), я все-таки решила "взять себя в руки" и выбраться хоть куда-нибудь. Буквально "выползла" на улицу и тут мне пришла спасительная идея съездить на выставку коллекции Пермских деревянных скульптур деревянных, где я не была, стыдно признаться, более 25 лет. А ведь это одна из самых знаменитых достопримечательностей, которой может гордиться Пермский край. Пермская скульптура уже давно стала символом Пермского края. В настоящее время бывает, что часть коллекции отправляют на выставки в разные страны. Принято считать, что скульптурное изображение святых присуще больше католическому миру. А у православных отдается предпочтение иконам. А тут, в Российское глубинке, оказывается, существует такая многочисленная коллекция деревянных скульптур, а значит она не была привезена откуда-то, это значит, что история деревянной скульптуры начинается именно на Пермской земле, и это означает, что Пермская деревянная скульптура - это выдающийся памятник древности.
В 1923 году искусствовед Николай Серебренников в одной из экспедиций случайно обнаружил первые экземпляры коллекции в небольшой часовне Пермской губернии. Затем он организовал еще несколько экспедиций по поиску уникальных скульптур. Самое большое количество фигур было найдено в городах Чердынь и Соликамске. Одна из главных его заслуга заключается в том, что он сумел доказать, что "Пермские боги" - это не предметы культа, а в первую очередь, это произведения искусства. А для него это был своего рода подвиг. 20-е годы -это время воинствующих безбожников. Разрушались церкви, прививался атеизм. Одному Богу известно, как ему это удалось доказать в эпоху борьбы с религией. Представьте, что такая уникальная коллекция вполне могла погибнуть. И в 1924 году появилась первая выставка, которая принесла ученому мировую известность. На нее приехало много гостей со всех уголков, это стало настоящим открытием. Сейчас в коллекции находится 370 экземпляров резных изображений XVII-XX веков, она самая большая и единственная в своем роде в мире. Даже позы скульптур, сюжеты уникальны сами по себе. В других городах, как в Новгороде, Пскове тоже находили подобные скульптуры, но все находки были единичными. Такой многочисленной коллекции, как Пермская, нет нигде.
Царские врата. Видны травные орнаменты. Много позолоты.
Экспозиция располагается, как и много лет назад, на третьем этаже Пермской государственной Художественной галереи. И вот я в зале деревянной скульптуры. Совсем другое восприятие, чем в юности. Подойдя к самой первой скульптуре, я застыла в какой-то просто оторопи. Мне даже трудно описать эмоции, которые меня охватили. Это и изумление, и восторг, и какое-то благоговение. Я долго стояла возле каждой из них, испытывая при этом какое-то необъяснимое сострадание, как к живым.
К моему удивлению, оказалось, что, можно фотографировать, только без вспышки. (Мне сестра рассказывала, что иностранцы обижались, когда она привозила из сюда на экскурсию, что снимать скульптуру не разрешали).
А сейчас я буду рассказывать самое интересное про эту уникальную коллекцию, надеюсь, что и вам эта информация станет тоже не без интересна.
Временем рождения Пермской скульптуры считается учеными XVII век. На территории Пермского края очень долго существовало язычество, какое-то время даже параллельно с христианством. У местного коми-пермяцкого населения всегда присутствовал культ деревьев и деревянных идолов. С приходом православия на смену идолам пришли Стоящие спасители или, как их называют, Пермские боги. Но местные народы, раньше придерживающиеся язычества не могли поклоняться плоским иконам. Вот тогда-то и появились близкие им по духу деревянные фигурки Иисуса и других святых. Даже местные православные священники стали разрешать жителям вырезать из дерева православных святых и моменты их бытия. Местные жители относились к вырезанным статуям как к живым богам, по праздникам их одевали в нарядные одежды, прятали их от врагов, а иногда и наказывали. Эти скульптуры часто помещали в темницы, в специальные темные ниши. Делали маленькие оконца, чтобы наблюдать за ними. Рядом обязательно ставили лампадку. При дрожащем пламени они видели, что вдруг Спаситель хмурил брови, моргает, или сердится. Даже в одеждах, в которые одеты скульптуры, можно увидеть присутствие национальных традиций. Жители хотели приблизить православие к своей обыденной жизни, они по-своему пытались связать суровые Пермские земли с далеким Иерусалимом. Народ создавал скульптуры для себя, для своих собственных потребностей, со своими понятиями добра и зла, поэтому в некоторых изображениях прослеживается уклад жизни русского крестьянина из северной глубинки.
А когда жители отдавали свои фигурки собирателям-ученым, они тяжело переживали, расставались с болью в сердце. Даже устраивали им похороны, скорбили по ним. Рассказывают, что после открытия выставки в галерее, еще долго из разных деревень приезжали крестьяне, чтобы отыскать своего "боженьку" и поклониться ему.
Скульптура Спасителя в синем платье. В таких же платьях ходили коми-пермяцкие крестьяне.
Но вот, что интересно, что Пермские боги обладают лицами, наделенными чертами коми-пермяков, татар, вогулов, удмуртов, башкиров и других народностей, населяющих Пермские земли. Эти широкие скулы, азиатские глаза... Постепенно скульптуры вошли во все местные церкви и и часовни, и православная церковь не могла с этим не считаться. Местные священнослужители сами способствовали сохранению деревянных скульптур, дабы не потерять свою паству. И даже после осуждения Священного Синода и наложения запрета на объемные изображения (церковь считала, что объемные изображения оскверняют святой дух), они всячески прятали от высоких инспекторов деревянные скульптуры, находящиеся у них в церквях.
Конечно, же эту скульптуру отличает от всех других присутствие языческой ноты. Ученые предполагают, что три века назад существовали специальные художественные школы. Предполагают, что из деревень отбирались талантливые дети в школы, где их учили непростому искусству создания деревянной скульптуры. Во всех скульптурах наблюдается присутствие северной иконописи. Но даже в общих правилах при иконописи мастера все равно наделяли реалистическими чертами обычных людей свои работы. Все резчики тоже были из простых людей. Имена их неизвестны. До нас дошли только имена Дмитрия Долинина и Никона Кирьянова. Дмитрий Кирьянов выстроил две часовни, которые украсил своими скульптурами.
Очень популярны были изображения распятого Христа, Христа сидящего в темнице, Николая Угодника, мученицы Парасковьи Пятницы, Богоматери, Иоанна Богослова.
Некоторые скульптуры представляют целый сложный комплекс со сложной композицией. Практически, такие памятники редко где сохранились до наших дней.
В художественной галерее находится шесть статуй только Христа. Его лица полны скорби, печали. Да позы выражают муку, особую жертвенность. Взгляды скульптур будто наполнены верой, и совсем непонятно, как мастерам удалось так точно передавать эту веру, явно, что они вкладывали свои души при создании этих скульптур, настолько созданы они правдиво и от чистого сердца.
И еще совсем немного из мистики. Определенно в зале я ощущала присутствие какой-то сильной энергетики, даже не могу объяснить, какой. Но поговаривают, что боги наблюдают за всеми, кто к ним пришел. Говорят, что они даже общаются между собой, что у них есть своя тайная жизнь. Хотите верьте, хотите нет.
Я надеюсь, что вам понравился мой рассказ об уникальной экспозиции "Пермская деревянная скульптура". Спасибо за внимание!
В 1923 году искусствовед Николай Серебренников в одной из экспедиций случайно обнаружил первые экземпляры коллекции в небольшой часовне Пермской губернии. Затем он организовал еще несколько экспедиций по поиску уникальных скульптур. Самое большое количество фигур было найдено в городах Чердынь и Соликамске. Одна из главных его заслуга заключается в том, что он сумел доказать, что "Пермские боги" - это не предметы культа, а в первую очередь, это произведения искусства. А для него это был своего рода подвиг. 20-е годы -это время воинствующих безбожников. Разрушались церкви, прививался атеизм. Одному Богу известно, как ему это удалось доказать в эпоху борьбы с религией. Представьте, что такая уникальная коллекция вполне могла погибнуть. И в 1924 году появилась первая выставка, которая принесла ученому мировую известность. На нее приехало много гостей со всех уголков, это стало настоящим открытием. Сейчас в коллекции находится 370 экземпляров резных изображений XVII-XX веков, она самая большая и единственная в своем роде в мире. Даже позы скульптур, сюжеты уникальны сами по себе. В других городах, как в Новгороде, Пскове тоже находили подобные скульптуры, но все находки были единичными. Такой многочисленной коллекции, как Пермская, нет нигде.
Царские врата. Видны травные орнаменты. Много позолоты.
Экспозиция располагается, как и много лет назад, на третьем этаже Пермской государственной Художественной галереи. И вот я в зале деревянной скульптуры. Совсем другое восприятие, чем в юности. Подойдя к самой первой скульптуре, я застыла в какой-то просто оторопи. Мне даже трудно описать эмоции, которые меня охватили. Это и изумление, и восторг, и какое-то благоговение. Я долго стояла возле каждой из них, испытывая при этом какое-то необъяснимое сострадание, как к живым.
К моему удивлению, оказалось, что, можно фотографировать, только без вспышки. (Мне сестра рассказывала, что иностранцы обижались, когда она привозила из сюда на экскурсию, что снимать скульптуру не разрешали).
А сейчас я буду рассказывать самое интересное про эту уникальную коллекцию, надеюсь, что и вам эта информация станет тоже не без интересна.
Временем рождения Пермской скульптуры считается учеными XVII век. На территории Пермского края очень долго существовало язычество, какое-то время даже параллельно с христианством. У местного коми-пермяцкого населения всегда присутствовал культ деревьев и деревянных идолов. С приходом православия на смену идолам пришли Стоящие спасители или, как их называют, Пермские боги. Но местные народы, раньше придерживающиеся язычества не могли поклоняться плоским иконам. Вот тогда-то и появились близкие им по духу деревянные фигурки Иисуса и других святых. Даже местные православные священники стали разрешать жителям вырезать из дерева православных святых и моменты их бытия. Местные жители относились к вырезанным статуям как к живым богам, по праздникам их одевали в нарядные одежды, прятали их от врагов, а иногда и наказывали. Эти скульптуры часто помещали в темницы, в специальные темные ниши. Делали маленькие оконца, чтобы наблюдать за ними. Рядом обязательно ставили лампадку. При дрожащем пламени они видели, что вдруг Спаситель хмурил брови, моргает, или сердится. Даже в одеждах, в которые одеты скульптуры, можно увидеть присутствие национальных традиций. Жители хотели приблизить православие к своей обыденной жизни, они по-своему пытались связать суровые Пермские земли с далеким Иерусалимом. Народ создавал скульптуры для себя, для своих собственных потребностей, со своими понятиями добра и зла, поэтому в некоторых изображениях прослеживается уклад жизни русского крестьянина из северной глубинки.
А когда жители отдавали свои фигурки собирателям-ученым, они тяжело переживали, расставались с болью в сердце. Даже устраивали им похороны, скорбили по ним. Рассказывают, что после открытия выставки в галерее, еще долго из разных деревень приезжали крестьяне, чтобы отыскать своего "боженьку" и поклониться ему.
Скульптура Спасителя в синем платье. В таких же платьях ходили коми-пермяцкие крестьяне.
Но вот, что интересно, что Пермские боги обладают лицами, наделенными чертами коми-пермяков, татар, вогулов, удмуртов, башкиров и других народностей, населяющих Пермские земли. Эти широкие скулы, азиатские глаза... Постепенно скульптуры вошли во все местные церкви и и часовни, и православная церковь не могла с этим не считаться. Местные священнослужители сами способствовали сохранению деревянных скульптур, дабы не потерять свою паству. И даже после осуждения Священного Синода и наложения запрета на объемные изображения (церковь считала, что объемные изображения оскверняют святой дух), они всячески прятали от высоких инспекторов деревянные скульптуры, находящиеся у них в церквях.
Конечно, же эту скульптуру отличает от всех других присутствие языческой ноты. Ученые предполагают, что три века назад существовали специальные художественные школы. Предполагают, что из деревень отбирались талантливые дети в школы, где их учили непростому искусству создания деревянной скульптуры. Во всех скульптурах наблюдается присутствие северной иконописи. Но даже в общих правилах при иконописи мастера все равно наделяли реалистическими чертами обычных людей свои работы. Все резчики тоже были из простых людей. Имена их неизвестны. До нас дошли только имена Дмитрия Долинина и Никона Кирьянова. Дмитрий Кирьянов выстроил две часовни, которые украсил своими скульптурами.
Очень популярны были изображения распятого Христа, Христа сидящего в темнице, Николая Угодника, мученицы Парасковьи Пятницы, Богоматери, Иоанна Богослова.
Некоторые скульптуры представляют целый сложный комплекс со сложной композицией. Практически, такие памятники редко где сохранились до наших дней.
В художественной галерее находится шесть статуй только Христа. Его лица полны скорби, печали. Да позы выражают муку, особую жертвенность. Взгляды скульптур будто наполнены верой, и совсем непонятно, как мастерам удалось так точно передавать эту веру, явно, что они вкладывали свои души при создании этих скульптур, настолько созданы они правдиво и от чистого сердца.
И еще совсем немного из мистики. Определенно в зале я ощущала присутствие какой-то сильной энергетики, даже не могу объяснить, какой. Но поговаривают, что боги наблюдают за всеми, кто к ним пришел. Говорят, что они даже общаются между собой, что у них есть своя тайная жизнь. Хотите верьте, хотите нет.
Я надеюсь, что вам понравился мой рассказ об уникальной экспозиции "Пермская деревянная скульптура". Спасибо за внимание!
Время использования | несколько раз |
Год посещения | 2015 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Пермский край |
Район | городской округ Пермь |
Город или поселок | Пермь |
Улица | Комсомольский прспект,д.4, |
Общее впечатление | Восхищение, изумление и полное погружение... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву119
Если только читая отзыв и разглядывая фото, чувствуется глубина человеческой мысли, и желание ее донести подобным образом, то понятен Ваш восторг и изумление!!!
Жаль, что некоторые скульптуры уже потрескались…
Спасибо за интересный отзыв.
Очень интересно написано, посмотрела фото и, как будто, там сама побывала.
Даже в культурной столице нашей, в городе Санкт-Петербурге не видела ни чего подобного.
Какой богатый ваш край - одни камни чего стоят, а эти деревянные скульптуры!!! Ваш край богат не только недрами, но и Мастерами!!!
И то, что это сохранилось до наших дней- это чудо!!!