Отзыв: Поморская филармония (Россия, Архангельск) - Приобщиться к прекрасному, или великолепный симбиоз архитектуры и музыки...
Достоинства: архитектура, акустика, орган, атмосфера
Недостатки: мало столиков в кафе, местами отвалившаяся штукатурка на фасаде, на некоторые концерты сложно достать билеты.
Здравствуйте, уважаемые почитатели сайта Отзовик!
Без малого 2 века назад немецкий философ и теоретик искусства Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг в своем творении "Лекции по философии искусства" назвал архитектуру застывшей музыкой. На мой взгляд, невероятно точное сравнение.
Конечно, у каждого туриста то или иное строение будет ассоциироваться с какой-то своей внутренней мелодией, но, согласитесь, что при посещении ""Crazy House" вряд ли внутри себя услышишь "Что тебе снится, крейсер Аврора?" Или, к примеру, на территории Измайловского кремля вряд ли захочется во всё горло спеть "Марсельезу". Здесь куда уместнее будут разудалые "Конфетки-бараночки"...
Я, конечно, утрирую, но вот к чему веду. Два вида музыки. Живая, звучащая, и немая, застывшая. А если их соединить? Как они зазвучат? И зазвучат ли?
Сегодня я как раз и хочу рассказать о частном случае гармоничного соединения архитектуры и музыки.
Являясь довольно частым гостем столицы Поморья, Архангельска, часто слышал упоминания о кирхе. Несколько раз проходил мимо, практически не задерживаясь, мимоходом отметив непохожесть архитектуры сооружения на привычную российскому взгляду.
В принципе, оно и понятно: кирха (а точнее - Екатериненкирхе), расположенная в самом центре Архангельска, построена ещё в 18-м веке лютеранами, немцами и голландцами, коих в те годы здесь было предостаточно: Архангельск в то время являлся крупнейшим торговым портом севера России, и иностранных купцов в городе хватало.
Я не силен в классификации архитектурных сооружений, но это строение выбивается из общей "картины". Точнее, не выбивается, а выделяется, как одинокая сёмга на прилавке с треской.
Радует то, что в лихие революционные времена, когда рубили головы церквям и рушили всё "до основанья, а затем...", кирху не тронули. Сначала в ней был оборудован спортивный зал, а затем её передали созданной в 1937 году Архангельской филармонии.
Сегодня кирха является памятником градостроительной архитектуры и объектом культурного наследия регионального значения.
То, что я за столько лет ни разу не был в кирхе, постоянно ставилось мне в вину друзьями и знакомыми архангелогородцами, и нынешней весной я решил-таки исправить это упущение.
К сожалению, не удалось достать билет на концерт, куда я просто жаждал попасть (три баса-профундо), но зато купил билет на концерт органной музыки - единственный в ближайшем обозримом будущем. К тому же, "за роялем" будет не просто органист, а профессор Консерватории и далее по тексту.
Забронировав билет на сайте филармонии, в тот же день я его выкупил.
Неожиданно в кассу оказалась не такая уж и маленькая очередь.
Хотя кассой это помещение назвать можно лишь условно.
В день концерта я вышел немного пораньше, благо погода стояла по-весеннему ясная солнечная.
Настроение было соответствующим, и предвкушения праздника не удалось нарушить ни истекающим последними каплями кучкам грязного снега, ни отвалившейся местами штукатурке. (Кстати, в целом состояние кирхи, на мой взгляд, очень даже удовлетворительное, а облупившаяся штукатурка, надеюсь, скоро уйдёт в историю)
Фойе пестрит афишами.
Холл довольно просторный, а низкий потолок нисколько не давит, его воспринимаешь как особенность архитектуры тех времен.
Номерок, на который я обменял свою куртку, мыслями вернул меня в детство, когда, сопя и пыхтя от усердия, я водил выжигателем по фанере - пытался сотворить картину в подарок маме.
Несмотря на то, что я пришел заранее, многие зрители поступили точно так же. В небольшом кафе, которое здесь имеется, собралась довольно-таки приличная очередь.
А вот с местами за столиками возникла проблема, очень уж их, столиков, мало для такого количества народа. Едва нашел, куда присесть.
К слову, капучино вполне приличный, а мороженое - просто восхитительное! Цены, конечно, не самые низкие, но вполне приемлемые.
Пришло время пройти в концертный зал.
Естественно, орган - первое, на что невольно обращаешь внимание. К слову, установлен он не так давно, в 1991 году.
Я впервые увидел самый большой музыкальный инструмент воочию, поэтому интерьер в целом и то, насколько гармонично орган в него вписывается, сумел оценить лишь через некоторое время.
Мне досталось неплохое место, не так далеко от сцены. Думаю, на последних рядах слышно было бы нисколько не хуже, но не так хорошо видно.
Так же не доставило никакого неудобства то, что место находилось с самого края.
Где-то читал отзыв, в котором автор жаловался на неудобные деревянные кресла. Да, кресла действительно далеко не самые удобные - деревянные, с прямой спинкой, хотя их сиденья не такие жесткие, как я думал, да и расстояние между рядами вполне достаточное. Однако, вряд ли имеет смысл менять их на что-то более удобное: эти кресла являются неотделимой составляющей интерьера концертного зала, и любые другие смотрелись бы здесь как нечто инородное.
Иностранцы тоже посещают филармонию, доказательством чего стала эта надпись на спинке впереди стоящего кресла. Так что не только россияне пишут где попало "Здесь был Вася". Интересно, что эта надпись означает? "Здесь был Ли"? А может, "Мао жив!"? Или что-нибудь более короткое?
Наконец наступил момент, ради которого собралось столько народа. На сцену вышел органист Эрвин Вирзинга.
Едва зазвучал орган, как я почувствовал, насколько гармонично его звук вписывается в интерьер кирхи. Сочетание музыки живой и застывшей многократно усиливало впечатление от каждой их них в отдельности. Акустика в зале просто потрясающая! Звук буквально обволакивает тебя со всех сторон и пробирается внутрь! Неповторимые ощущения!
Выныривал из музыки я лишь на время, когда органисту приходилось перелезать через скамейку для поклона после окончания каждого произведения.
Кстати, на концерте я понял, почему органист играет, сидя именно на скамье. Ноты низких октав, придающие то самое неповторимое звучание органу, он берет ногами на клавиатуре, расположенной у основания органа. Это было хорошо видно. Поэтому ему приходилось порой смещаться по скамье то вправо, то влево. И при этом он не переставал играть обеими руками. Насколько же сложно, оказывается, играть на органе!
При этом, ему ещё помогала девушка, которая, помимо перелистывания страниц, в нужный момент производила какие-то манипуляции с регистрами, расположенными по обе стороны от пюпитра.
По окончании концерта я не спешил к выходу оставаясь под впечатлением живого звучания органа. Поэтому пришлось отстоять очень приличную очередь к гардеробу. Однако, это нисколько не испортило настроения от посещения концерта.
Итак, подвожу итог. Мне очень понравилась и сама кирха, как архитектурное сооружение, и концерт органной музыки, и их симбиоз.
А в приложенном видео Вы сможете услышать его точно так же, как слышал на концерте я сам.
Кстати, насколько я знаю, в камерном зале филармонии, коим является кирха, можно организовать процедуру бракосочетания, и марш Мендельсона новобрачные услышат в величественном живом исполнении органа.
К посещению рекомендую однозначно, особенно если удастся попасть на концерт органной музыки.
Спасибо за внимание! С уважением, ваш Абрамыч.
Без малого 2 века назад немецкий философ и теоретик искусства Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг в своем творении "Лекции по философии искусства" назвал архитектуру застывшей музыкой. На мой взгляд, невероятно точное сравнение.
Конечно, у каждого туриста то или иное строение будет ассоциироваться с какой-то своей внутренней мелодией, но, согласитесь, что при посещении ""Crazy House" вряд ли внутри себя услышишь "Что тебе снится, крейсер Аврора?" Или, к примеру, на территории Измайловского кремля вряд ли захочется во всё горло спеть "Марсельезу". Здесь куда уместнее будут разудалые "Конфетки-бараночки"...
Я, конечно, утрирую, но вот к чему веду. Два вида музыки. Живая, звучащая, и немая, застывшая. А если их соединить? Как они зазвучат? И зазвучат ли?
Сегодня я как раз и хочу рассказать о частном случае гармоничного соединения архитектуры и музыки.
Являясь довольно частым гостем столицы Поморья, Архангельска, часто слышал упоминания о кирхе. Несколько раз проходил мимо, практически не задерживаясь, мимоходом отметив непохожесть архитектуры сооружения на привычную российскому взгляду.
В принципе, оно и понятно: кирха (а точнее - Екатериненкирхе), расположенная в самом центре Архангельска, построена ещё в 18-м веке лютеранами, немцами и голландцами, коих в те годы здесь было предостаточно: Архангельск в то время являлся крупнейшим торговым портом севера России, и иностранных купцов в городе хватало.
Я не силен в классификации архитектурных сооружений, но это строение выбивается из общей "картины". Точнее, не выбивается, а выделяется, как одинокая сёмга на прилавке с треской.
Радует то, что в лихие революционные времена, когда рубили головы церквям и рушили всё "до основанья, а затем...", кирху не тронули. Сначала в ней был оборудован спортивный зал, а затем её передали созданной в 1937 году Архангельской филармонии.
Сегодня кирха является памятником градостроительной архитектуры и объектом культурного наследия регионального значения.
То, что я за столько лет ни разу не был в кирхе, постоянно ставилось мне в вину друзьями и знакомыми архангелогородцами, и нынешней весной я решил-таки исправить это упущение.
К сожалению, не удалось достать билет на концерт, куда я просто жаждал попасть (три баса-профундо), но зато купил билет на концерт органной музыки - единственный в ближайшем обозримом будущем. К тому же, "за роялем" будет не просто органист, а профессор Консерватории и далее по тексту.
Забронировав билет на сайте филармонии, в тот же день я его выкупил.
Неожиданно в кассу оказалась не такая уж и маленькая очередь.
Хотя кассой это помещение назвать можно лишь условно.
В день концерта я вышел немного пораньше, благо погода стояла по-весеннему ясная солнечная.
Настроение было соответствующим, и предвкушения праздника не удалось нарушить ни истекающим последними каплями кучкам грязного снега, ни отвалившейся местами штукатурке. (Кстати, в целом состояние кирхи, на мой взгляд, очень даже удовлетворительное, а облупившаяся штукатурка, надеюсь, скоро уйдёт в историю)
Фойе пестрит афишами.
Холл довольно просторный, а низкий потолок нисколько не давит, его воспринимаешь как особенность архитектуры тех времен.
Номерок, на который я обменял свою куртку, мыслями вернул меня в детство, когда, сопя и пыхтя от усердия, я водил выжигателем по фанере - пытался сотворить картину в подарок маме.
Несмотря на то, что я пришел заранее, многие зрители поступили точно так же. В небольшом кафе, которое здесь имеется, собралась довольно-таки приличная очередь.
А вот с местами за столиками возникла проблема, очень уж их, столиков, мало для такого количества народа. Едва нашел, куда присесть.
К слову, капучино вполне приличный, а мороженое - просто восхитительное! Цены, конечно, не самые низкие, но вполне приемлемые.
Пришло время пройти в концертный зал.
Естественно, орган - первое, на что невольно обращаешь внимание. К слову, установлен он не так давно, в 1991 году.
Я впервые увидел самый большой музыкальный инструмент воочию, поэтому интерьер в целом и то, насколько гармонично орган в него вписывается, сумел оценить лишь через некоторое время.
Мне досталось неплохое место, не так далеко от сцены. Думаю, на последних рядах слышно было бы нисколько не хуже, но не так хорошо видно.
Так же не доставило никакого неудобства то, что место находилось с самого края.
Где-то читал отзыв, в котором автор жаловался на неудобные деревянные кресла. Да, кресла действительно далеко не самые удобные - деревянные, с прямой спинкой, хотя их сиденья не такие жесткие, как я думал, да и расстояние между рядами вполне достаточное. Однако, вряд ли имеет смысл менять их на что-то более удобное: эти кресла являются неотделимой составляющей интерьера концертного зала, и любые другие смотрелись бы здесь как нечто инородное.
Иностранцы тоже посещают филармонию, доказательством чего стала эта надпись на спинке впереди стоящего кресла. Так что не только россияне пишут где попало "Здесь был Вася". Интересно, что эта надпись означает? "Здесь был Ли"? А может, "Мао жив!"? Или что-нибудь более короткое?
Наконец наступил момент, ради которого собралось столько народа. На сцену вышел органист Эрвин Вирзинга.
Едва зазвучал орган, как я почувствовал, насколько гармонично его звук вписывается в интерьер кирхи. Сочетание музыки живой и застывшей многократно усиливало впечатление от каждой их них в отдельности. Акустика в зале просто потрясающая! Звук буквально обволакивает тебя со всех сторон и пробирается внутрь! Неповторимые ощущения!
Выныривал из музыки я лишь на время, когда органисту приходилось перелезать через скамейку для поклона после окончания каждого произведения.
Кстати, на концерте я понял, почему органист играет, сидя именно на скамье. Ноты низких октав, придающие то самое неповторимое звучание органу, он берет ногами на клавиатуре, расположенной у основания органа. Это было хорошо видно. Поэтому ему приходилось порой смещаться по скамье то вправо, то влево. И при этом он не переставал играть обеими руками. Насколько же сложно, оказывается, играть на органе!
При этом, ему ещё помогала девушка, которая, помимо перелистывания страниц, в нужный момент производила какие-то манипуляции с регистрами, расположенными по обе стороны от пюпитра.
По окончании концерта я не спешил к выходу оставаясь под впечатлением живого звучания органа. Поэтому пришлось отстоять очень приличную очередь к гардеробу. Однако, это нисколько не испортило настроения от посещения концерта.
Итак, подвожу итог. Мне очень понравилась и сама кирха, как архитектурное сооружение, и концерт органной музыки, и их симбиоз.
А в приложенном видео Вы сможете услышать его точно так же, как слышал на концерте я сам.
Кстати, насколько я знаю, в камерном зале филармонии, коим является кирха, можно организовать процедуру бракосочетания, и марш Мендельсона новобрачные услышат в величественном живом исполнении органа.
К посещению рекомендую однозначно, особенно если удастся попасть на концерт органной музыки.
Спасибо за внимание! С уважением, ваш Абрамыч.
Время использования | 09.03.2015 г. |
Стоимость | 500 ₽ |
Год посещения | 2015 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Архангельская область |
Город или поселок | Архангельск |
Улица | улица Карла Маркса |
Дом № | 3 |
Общее впечатление | Приобщиться к прекрасному, или великолепный симбиоз архитектуры и музыки... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву69
Подобные концерты, конечно, не для постоянного посещения, но время от времени и я бы ходил с удовольствием.
Ходим, бывает, на органные концерты в "Собор Святых Петра и Павла" в Китай-городе. Там, правда, обстановка попроще.
Ни кафешки нет, ни гардероба. И в зале температура почти такая же, как на улице. И орган размещён не перед зрителями, а позади зала, на хорах. Но впечатление потрясающее надолго остаётся.
Спасибо за ролик и за отзыв))
Отзыв - супер!!!
Столиков всегда не хватает в подобных заведениях. А кстати скамейки из дерева- мне кажется что это часть звучания. Если ты помнишь, то акустика в срубе всегда играет особенно. Со своим необычайным фирменным призвуком.
Кстати, хочу тебе вопрос задать: на твой взгляд, какое классическое (и не только) литературное произведение можно озвучить саундтреком, что звучит в ролике?
По вопросу долго думал. Но не смог ничего найти в голове. Что-то трагичное. "Борис Годунов"? (пальцем в небо)
Насчет "Громкий и пафосный". На нем, к слову, можно и джаз сбацать, хотя создавался он отнюдь не для этого. Представляешь, органист лабает "Hit the road Jack!", а козёл на саксе: "Фа-ду-фа-ду-фа!")))
А трагичное просто потому, что от такой музыки сдохнуть хочется. Знаешь, первая мысль "Кто-то умер? Нет ещё? Значит, это уже мне пора". Как Агата Кристи. Но у тех вместо пафоса стёб. "Люди тычут в спину, их пальцы горят, а в ботинки стекает д...".
Сравнение с Самойловым немного некорректно. Он пессимист, и некоторые его тексты могли бы стать гимном эмо. При этом, заметь, музыка Агаты далеко не всегда такая безысходная, как тексты. Тот же "Ковер-вертолет" возьми. Или "Сказочную тайгу". Да ту же "Вечную любовь"...
Насчет пафоса некоторых органных произведений - согласен. Но это именно пафос, а не тоска и безысходность, от которой "хочется сдохнуть".
(Про Самойлова согласен, он очень разный, но в основном пессимист. Чистых пессимистов и не бывает. Вернее, они совсем недолго живут. Верёвка и мыло стоят не так уж дорого.)
Насчёт Гэтсби правильно, три часа жизни зря убьёшь. Чисто музыку только найти и послушать разве что.
Хочешь, я тебе скину ещё пару отрывков органной музыки? Повеселее...)))
Могу открыть небольшой секрет: попробуйте видеоряд подгонять под музыку, а не наоборот...)))
Кстати, какой программой пользуетесь?
Зал вообще не уступает малому залу в Московской консерватории. А в большом зале такие же неудобные сидения, как в кирхе.
Тоже хочу послушать орган... В сочетании со скрипкой еще)