Отзыв: Серия книг "Гарри Поттер" - Дж. К. Роулинг - Феномен Гарри Поттера.
Достоинства: Художественная сила и символ веры.
Недостатки: Частные несовершенства отдельных книг серии, кроме последней.
Я никогда бы не подумала, что в этой книге может быть что-то большее, чем приключения юных магов. В фильмах-то ничего другого нет. Фильмы мне время от времени смотреть приятно из-за самой визуальной оболочки этого готического магического мира. Мрачная тональность, величественный и прекрасный средневековый замок, башенки, химеры, суровая красота пейзажа. Порой это доставляет наслаждение.
В здравом уме и твердой памяти не приходит в голову читать детские книги. А однажды все-таки пришло, от скуки и лености ума, который любит только увлекательное чтение.
Это, конечно, книга для детей и юношества. Но она, оказывается, обладает такой силой и мощью художественного воздействия, что в меня она попала, как граната, что я, конечно, не став фанатом, но имя Гарри Поттера не дам трогать грязными языками, а слова заклятий, "авада кедавра", отзываются болезненно и ценностно.
А никаких особенных секретов. Всего лишь этот мир, заманчивый и чарующий, всего лишь обьем долгого странствия вместе с героем, всего лишь воздействие трагедии, величественной, как античная, которая для меня отнюдь не увенчана хеппи-ендом.
Всего лишь.
Может, это я такая впечатлительная. Но огромное число фанатов этой книги и самого этого мира говорят, что я не одна такая. Представляю, как она действует на подростков. Они не пишут отзывов.
И экранизации играют свою важную роль, но только прикладную, как иллюстрация к книге. Сделать этот мир и героев зримыми и реальными, а это оказывается очень нужно.
Ценность заслуги Роулинг в том, что она создала уникальный мир. Он принципиально отличается от сказочных миров фэнтези, от параллельных и иных миров фантастики. Уникальность в его двуединой сущности. Он и удивительно заманчив и чудесен, и на редкость реалистичен. Автор создала его на стыке реальности и фантазии, из элементов очень близких к реальному существованию, из того непознанного, что существует в нашем мире.
Экстрасенсорикой уже никого не удивишь. Возможности человеческого организма гораздо больше, чем нам известно, и есть прецеденты их проявления. Алхимия много веков занималась попытками трансформировать материю. Чудодейственные целебные растения существуют. Мифологические животные и химеры, возможно, не выдумка, а когда-то срисованы с натуры. Домовые, лешие, водяные и прочие в форме каких-то не видимых нашему глазу сущностей тоже, похоже, имеют место быть.
Вот только волшебной палочки, чтобы творить магию, у нас нет.
А как это на самом деле заманчиво! Тяга человечества к чуду и сверх-возможностям неистребима и, видимо, заложена генетически.
Роулинг приложила волшебную палочку и как будто оживила артефакты, проявила скрытое и тайное, разлитую в нашем мире за гранью познанного магию.
Другое самое сильное качество этой эпопеи - ее реализм. Здесь сама магия реалистична, она не по-щучьему велению, а наука, которой надо долго обучаться и овладевать, так же, как мы овладеваем знаниями и умениями, чтобы жить в своем мире.
Здесь живут и действуют обычные мальчики и девочки, которые учатся в своей закрытой школе чародейства. Люди-маги живут в нашем мире, ходят рядом с нами, совершая свои магические действия невидимо и тайно. Их мир, совершенно обособленный, самодостаточный, не нуждающийся в нашей цивилизации, но сосуществующий - он где-то совсем рядом, за углом, руку протяни.
И попробуй докажи, что его нет. Для кого-то он реально есть, и Роулинг очень облегчила возможность в это верить.
По всему по этому он, конечно, покупает с потрохами.
Ценность книги Роулинг - фантастическое попадание в потребность.
Сколько в мире одиноких подростков, никому не нужных и не интересных, не понимаемых взрослыми, затравленных сверстниками, у которых нет друзей. Мыкающихся порой в чудовищных душевных тупиках, не имея ни взрослых возможностей, ни прав, ни помощи. Подростковый возраст - это вообще душевно трудно. И очень остро.
А здесь целый прекрасный мир, в который можно уйти и погрузиться, он фантастически подробно разработан в своих реалиях, которым можно жить.
Для кого-то он бесценное сокровище, для кого-то - спасательный круг.
Они не пишут отзывов. Но это и так ясно.
Еще одно главное достоинство. Это сильная книга. Она набирает обороты самим своим форматом. Но ведь не без участия автора.
Семь книг, семь лет, прожитых героем. День за днем, шаг за шагом, событие за событием. В первых книжках герои дети, и книги детские - интересная жизнь юных магов. Читать это любопытно, и не более. Где-то в середине, кажется, в "Кубке огня", вообще возникает провис. Действие топчется на месте, начинаются детские романы, шуры-муры- трали-вали, как же без этого.
А последние книги совсем другие. Они неожиданно меняют качество. Они перестают быть детскими и становятся не по-детски серьезными и драматичными. Да и герой, собственно, вырос. В последней книге ему почти 18.
Как будто весь предыдущий обьем служил только подготовкой к главному. Да так, собственно, и есть. В последних книгах герой начинает всерьез выполнять свою миссию. А весь предыдущий обьем сработал на то, чтобы с этим миром и его героями незаметно с неизбежностью сродниться и принять его в свою душу. И то, что начинает происходить дальше, бьет влет.
Именно эта последняя часть меня и впечатлила.
В мире сгущается мрак. Все большую власть над миром забирает Темный властитель. Мир перестает быть пригодным для человеческой жизни, становится катастрофичным.
То, что раньше оборачивалось опасным, но безопасным приключением, кончилось. Первые же гибели близких и дорогих Гарри людей потрясают. Они зияют, как рана, и разливают боль, которая не проходит, как для Гарри, так и для меня, читателя.
Это как будто уже и не книжка, а как-то очень всерьез.
Да, книга написана в детско-юношеской стилистике, просто и бесхитростно. Все однозначно, все обнажено. Черное - это черное, белое - белое. Зло необходимо победить. Самые простые ключевые понятия: любовь к близким, дружба, верность, мужество, долг - здесь обретают плоть и кровь и становятся какой-то сверхценностью, которая работает с невиданной для меня в художественной литературе силой.
Последняя книга серии - "Дары Смерти" - становится квинтэссенцией эпопеи, мощным и сокрушительным аккордом. Вот именно благодаря своему реализму.
Изумляешься, какая же чудовищная ноша выпала этому почти еще подростку с двумя друзьями.
Главный маг, наставник и защитник Дамблдор довел их до полдороги и погиб, успев сказать и сделать слишком мало. Дальше - Гарри, сам. Да, он избранный, только ему дано победить и уничтожить это исчадие преисподней,
Но боже мой, трое несчастных юнцов, скитающиеся во враждебном и убийственном мире, загнанные, как звери, одинокие, без помощи и совета. Они остались одни перед своей нечеловеческой миссией. В том-то и сила, что это работает не как сказка, а очень уж всерьез.
Три главные темы, любовь к родным и близким, ценность дружбы и необходимость выполнить, что должно - символ веры в этой книге.
Они сливаются воедино и сокрушительно ударяют в 34 главе, которую и сама Роулинг считает лучшей, когда юный Гарри прощается со своей прожитой и уже не прожитой жизнью и идет умирать, совсем не условно, совсем не по-сказочному и совсем не по-детски, потому что это оказывается необходимым условием возможности уничтожить врага. И на этом реально тяжелом пути его сопровождают появившиеся из небытия его погибшие близкие. Какая-то монументальность и высота античной трагедии. Это такое мощное переживание, от которого уже невозможно отрешиться как до конца, так и после победного конца. Победа не воспринимается хеппи-ендом.
Мир, в котором мы столько прожили, лежит в развалинах. Он будет восстановлен уже не для Гарри и не для нас. Для нас он кончился. Руинами, которые не восстанут. Гибель погибших невосполнима, в этой книге раны не затягиваются. Да и сам Гарри уже закончил школу и сдал свой экзамен, продолжения здесь не только не просматривается, но и не допускается., мы его больше не увидим. Этот трагический аккорд сокрушает и не отпускает долго.
Да, только трагические переживания впечатываются в душу и делают свою работу.
А работу они делают изумительно важную и нужную, всей художественной силой утверждая главные ценности этой книги - ценность родных и близких людей, дружбы, стойкости и необходимости выполнить самый тяжкий долг.
Чего же может быть больше?
Так что извините, но это в юношеской литературе - книга великая, которую, если б она не была написана, человечеству стоило бы выдумать.
Может, это я такая впечатлительная. Но на этот вопрос я уже отвечала.
В здравом уме и твердой памяти не приходит в голову читать детские книги. А однажды все-таки пришло, от скуки и лености ума, который любит только увлекательное чтение.
Это, конечно, книга для детей и юношества. Но она, оказывается, обладает такой силой и мощью художественного воздействия, что в меня она попала, как граната, что я, конечно, не став фанатом, но имя Гарри Поттера не дам трогать грязными языками, а слова заклятий, "авада кедавра", отзываются болезненно и ценностно.
А никаких особенных секретов. Всего лишь этот мир, заманчивый и чарующий, всего лишь обьем долгого странствия вместе с героем, всего лишь воздействие трагедии, величественной, как античная, которая для меня отнюдь не увенчана хеппи-ендом.
Всего лишь.
Может, это я такая впечатлительная. Но огромное число фанатов этой книги и самого этого мира говорят, что я не одна такая. Представляю, как она действует на подростков. Они не пишут отзывов.
И экранизации играют свою важную роль, но только прикладную, как иллюстрация к книге. Сделать этот мир и героев зримыми и реальными, а это оказывается очень нужно.
Ценность заслуги Роулинг в том, что она создала уникальный мир. Он принципиально отличается от сказочных миров фэнтези, от параллельных и иных миров фантастики. Уникальность в его двуединой сущности. Он и удивительно заманчив и чудесен, и на редкость реалистичен. Автор создала его на стыке реальности и фантазии, из элементов очень близких к реальному существованию, из того непознанного, что существует в нашем мире.
Экстрасенсорикой уже никого не удивишь. Возможности человеческого организма гораздо больше, чем нам известно, и есть прецеденты их проявления. Алхимия много веков занималась попытками трансформировать материю. Чудодейственные целебные растения существуют. Мифологические животные и химеры, возможно, не выдумка, а когда-то срисованы с натуры. Домовые, лешие, водяные и прочие в форме каких-то не видимых нашему глазу сущностей тоже, похоже, имеют место быть.
Вот только волшебной палочки, чтобы творить магию, у нас нет.
А как это на самом деле заманчиво! Тяга человечества к чуду и сверх-возможностям неистребима и, видимо, заложена генетически.
Роулинг приложила волшебную палочку и как будто оживила артефакты, проявила скрытое и тайное, разлитую в нашем мире за гранью познанного магию.
Другое самое сильное качество этой эпопеи - ее реализм. Здесь сама магия реалистична, она не по-щучьему велению, а наука, которой надо долго обучаться и овладевать, так же, как мы овладеваем знаниями и умениями, чтобы жить в своем мире.
Здесь живут и действуют обычные мальчики и девочки, которые учатся в своей закрытой школе чародейства. Люди-маги живут в нашем мире, ходят рядом с нами, совершая свои магические действия невидимо и тайно. Их мир, совершенно обособленный, самодостаточный, не нуждающийся в нашей цивилизации, но сосуществующий - он где-то совсем рядом, за углом, руку протяни.
И попробуй докажи, что его нет. Для кого-то он реально есть, и Роулинг очень облегчила возможность в это верить.
По всему по этому он, конечно, покупает с потрохами.
Ценность книги Роулинг - фантастическое попадание в потребность.
Сколько в мире одиноких подростков, никому не нужных и не интересных, не понимаемых взрослыми, затравленных сверстниками, у которых нет друзей. Мыкающихся порой в чудовищных душевных тупиках, не имея ни взрослых возможностей, ни прав, ни помощи. Подростковый возраст - это вообще душевно трудно. И очень остро.
А здесь целый прекрасный мир, в который можно уйти и погрузиться, он фантастически подробно разработан в своих реалиях, которым можно жить.
Для кого-то он бесценное сокровище, для кого-то - спасательный круг.
Они не пишут отзывов. Но это и так ясно.
Еще одно главное достоинство. Это сильная книга. Она набирает обороты самим своим форматом. Но ведь не без участия автора.
Семь книг, семь лет, прожитых героем. День за днем, шаг за шагом, событие за событием. В первых книжках герои дети, и книги детские - интересная жизнь юных магов. Читать это любопытно, и не более. Где-то в середине, кажется, в "Кубке огня", вообще возникает провис. Действие топчется на месте, начинаются детские романы, шуры-муры- трали-вали, как же без этого.
А последние книги совсем другие. Они неожиданно меняют качество. Они перестают быть детскими и становятся не по-детски серьезными и драматичными. Да и герой, собственно, вырос. В последней книге ему почти 18.
Как будто весь предыдущий обьем служил только подготовкой к главному. Да так, собственно, и есть. В последних книгах герой начинает всерьез выполнять свою миссию. А весь предыдущий обьем сработал на то, чтобы с этим миром и его героями незаметно с неизбежностью сродниться и принять его в свою душу. И то, что начинает происходить дальше, бьет влет.
Именно эта последняя часть меня и впечатлила.
В мире сгущается мрак. Все большую власть над миром забирает Темный властитель. Мир перестает быть пригодным для человеческой жизни, становится катастрофичным.
То, что раньше оборачивалось опасным, но безопасным приключением, кончилось. Первые же гибели близких и дорогих Гарри людей потрясают. Они зияют, как рана, и разливают боль, которая не проходит, как для Гарри, так и для меня, читателя.
Это как будто уже и не книжка, а как-то очень всерьез.
Да, книга написана в детско-юношеской стилистике, просто и бесхитростно. Все однозначно, все обнажено. Черное - это черное, белое - белое. Зло необходимо победить. Самые простые ключевые понятия: любовь к близким, дружба, верность, мужество, долг - здесь обретают плоть и кровь и становятся какой-то сверхценностью, которая работает с невиданной для меня в художественной литературе силой.
Последняя книга серии - "Дары Смерти" - становится квинтэссенцией эпопеи, мощным и сокрушительным аккордом. Вот именно благодаря своему реализму.
Изумляешься, какая же чудовищная ноша выпала этому почти еще подростку с двумя друзьями.
Главный маг, наставник и защитник Дамблдор довел их до полдороги и погиб, успев сказать и сделать слишком мало. Дальше - Гарри, сам. Да, он избранный, только ему дано победить и уничтожить это исчадие преисподней,
Но боже мой, трое несчастных юнцов, скитающиеся во враждебном и убийственном мире, загнанные, как звери, одинокие, без помощи и совета. Они остались одни перед своей нечеловеческой миссией. В том-то и сила, что это работает не как сказка, а очень уж всерьез.
Три главные темы, любовь к родным и близким, ценность дружбы и необходимость выполнить, что должно - символ веры в этой книге.
Они сливаются воедино и сокрушительно ударяют в 34 главе, которую и сама Роулинг считает лучшей, когда юный Гарри прощается со своей прожитой и уже не прожитой жизнью и идет умирать, совсем не условно, совсем не по-сказочному и совсем не по-детски, потому что это оказывается необходимым условием возможности уничтожить врага. И на этом реально тяжелом пути его сопровождают появившиеся из небытия его погибшие близкие. Какая-то монументальность и высота античной трагедии. Это такое мощное переживание, от которого уже невозможно отрешиться как до конца, так и после победного конца. Победа не воспринимается хеппи-ендом.
Мир, в котором мы столько прожили, лежит в развалинах. Он будет восстановлен уже не для Гарри и не для нас. Для нас он кончился. Руинами, которые не восстанут. Гибель погибших невосполнима, в этой книге раны не затягиваются. Да и сам Гарри уже закончил школу и сдал свой экзамен, продолжения здесь не только не просматривается, но и не допускается., мы его больше не увидим. Этот трагический аккорд сокрушает и не отпускает долго.
Да, только трагические переживания впечатываются в душу и делают свою работу.
А работу они делают изумительно важную и нужную, всей художественной силой утверждая главные ценности этой книги - ценность родных и близких людей, дружбы, стойкости и необходимости выполнить самый тяжкий долг.
Чего же может быть больше?
Так что извините, но это в юношеской литературе - книга великая, которую, если б она не была написана, человечеству стоило бы выдумать.
Может, это я такая впечатлительная. Но на этот вопрос я уже отвечала.
Общее впечатление | Феномен Гарри Поттера. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву28
В подростковом возрасте я прочитала первые пять книг о Гарри, а до шестой и седьмой так и не добралась (они тогда ещё не вышли). Теперь мне стало безумно интересно, что же там за мощные завершающие аккорды в седьмой книге. Придётся почитать.
Но меня не особо проняло. Может быть, потому, что место в моём сердце было уже занято "Звёздными войнами", и вместо волшебной палочки я мечтала о световом мече, вместо магии - о Великой Силе. :) Да и вообще, любила больше космическую фантастику, а вот сказки про магию, волшебников серьёзно не воспринимала... Гарри Поттер был первым, что я прочитала на эту тему. И, не зацепило меня тогда. Да, было прочитано с огромным удовольствием и полным выпадением из реальности на денек-другой, но следа внутри не оставило...
Из названного Вами я только "451 по Фаренгейту" читала. Хорошая, конечно, книга, идейная. Но в число любимых или сильно впечатливших для меня не вошла. Намного больше понравились "Марсианские хроники".
А меня в Кубке огня поразил возникающий драматизм: отношения сына и отца Крауч. Такое предчувствие нарастающего конфликта и драматизма.