Отзыв: Музей "Белая башня" (Греция, Салоники) - Нельзя вот так взять, приехать в Салоники и не взобраться на башню
Достоинства: Недорого, удачное местоположение
Недостатки: Преобладание виртуального над реальным
Белая башня (англ. White Tower of Thessaloniki, греч. Λευκός Πύργος) — одна из главных «визитных карточек», признанный символ второго по значимости греческого города Салоники. Расположенная поблизости от обновлённой в 2013 году великолепной городской набережной в пешей доступности от прочих достопримечательностей, Белая башня может послужить удобной отправной точкой самостоятельной экскурсии по Салоникам.
Стоит отметить, что Белая башня — довольно странный, я бы даже сказал, атипичный применительно к Греции архитектурный объект. Во-первых, она построена вовсе не греками, а их извечными врагами — турками в то время, когда Салоники принадлежали Османской империи. Во-вторых, башня не очень-то и белая, а какого-то неоднородного бледно-коричневого цвета. Побелку на стены башни нанесли в начале XX века, когда турки были выбиты из города, и как-то нужно было компенсировать дурную славу «кровавой» или «красной» башни, которую она заполучила в начале XIX века, служа местом заключения приговорённых к смертной казни. В-третьих, в башне находится музей, но его экспонаты и вид экспозиции несколько отличаются от того, что можно увидеть в прочих греческих музеях, впрочем, обо всём по порядку.
История Белой башни настолько тесно переплетена с историей самого города Салоники, что, во многом, является её отражением. Будучи построенной в 1536 году, т. е. спустя столетие после захвата Салоник османцами, для вполне очевидной цели — защиты от нападения с моря, башня довольно долго использовалась по основному назначению: как форт и казарма. Но годы шли, а ни с моря, ни с суши никто на город нападать не спешил, и башню превратили в тюрьму, по совместительству — место публичной казни. Почти всё это время Белая башня была частью городской стены, снесённой, впрочем, за ненадобностью ещё при турках.
Салоники были отвоёваны греками в 1912 году, башню побелили (с этого момента, словно Гэндальф у Толкиена, она стала именоваться «белой»), какое-то время горожанам было не до неё — XX век не давал передышки никому в Европе. Но вот в начале 1980-х, не исключено, что благодаря растущей популярности региона у туристов, в чью-то светлую голову пришла здравая мысль задействовать башню под музей, который в ней по сей день и находится.
Башня имеет высоту 34 метра (если считать вместе с верхней башенкой, над которой трепещет на ветру флаг гордой и свободолюбивой Греции и на которую простому смертному не забраться). С одной стороны, это не так уж и высоко. Не впечатляет, мягко говоря. С другой стороны, этого более чем достаточно для того, чтоб обозреть безнебоскрёбные Салоники сверху-вниз, и разглядеть за крышами жилых домов Верхний город, наметив к нему путь.
Собственно, только ради этого и стоит приобрести входной билет ценой 3 евро на каждого взрослого. На кассе музея нам, как в анекдоте: «— Чай или кофе? — Кофе. — Не угадали, чай», предложили аудиогид, тут же сообщив, что аудиогиды закончились. Не очень-то, впрочем, и хотелось. Все этажи музея мы пробежали, заныривая в залы и тут же из них выныривая, поскольку большинство экспонатов — виртуальные, то есть, картинки и видео на экранах. На стенах — лишь фотографии, сопровождаемые длинными текстами на греческом языке. Вещественных экспонатов вызывающе мало.
Я не имею ничего против греческого (точнее, новогреческого, ибо именно на нём говорит большая часть современного населения Греции). Есть лишь одна маленькая проблема — на нём не говорю я. Возможно, это удивит сотрудников музея, но добрая половина посетителей говорит по-гречески ничуть не лучше меня и понимает текст, написанный буквами «из учебника физики», примерно на том же уровне. Так зачем же игнорировать стандартный де-факто английский, если можно было дать на нём хотя бы основные сведения рядом с многословным историческим экскурсом, написанным всеми этими заковыристыми альфами, бетами и гаммами? А Зевс его знает! Видимо, поэтому все аудиогиды были разобраны туристами.
Но у меня есть куда более важный вопрос к составителям музейной экспозиции и, если смотреть шире, к идеологам современных трендов в музейном деле. Вот, предположим, я переместил своё тело за тридевять земель и решил посетить некий абстрактный музей, расположенный столь далеко от дома. Внимание, вопрос! Какие экспонаты, учитывая наличие широкополосного доступа в интернет у себя дома, я захочу увидеть: настоящие предметы древности (античные ли, времён ли Османской империи — неважно) или виртуальные презентации на экране японского или корейского телевизора, выполненные безвестным индусом на аутсорсе? Ответ очевиден, дамы и господа! Может, стоит прекратить музейное медиабезумие, чьи метастазы я начал замечать даже в провинциальных городках своей любимой Родины (о чём напишу, если выдастся свободный вечер)?
Дабы не бликовали экраны, свет в музейных залах Белой башни приглушён. Использовать фотовспышку в музеях, как правило, запрещено, да и неэтично это по отношению к другим посетителям. Думаю, вы поняли — фотографий из музея не будет. Даже на задранном ISO получилась форменная каша и размазня. Только винтовая лестница, которая «более лучше» освещена, вышла более-менее чётко (это не призрак, это на лестнице мной «зафотошоплен» некто бесконечно скромный и стеснительный).
И вот, когда десятки (или сотни? кто-то считал?) ступеней за спиной, со смотровой площадки на вершине Белой башни набережная Салоник предстаёт как на ладони. Лучше вид на сам город — только из Верхнего города (но об этом — как-нибудь потом).
Вот набережная — до самого порта. Вот жилые кварталы вперемежку с живой археологией. Вот Верхний город — позади них.
Наверху не жалеешь ни о чём: ни о преодолённых ступенях, ни о трёхевровом входном билете, ни о предстоящем вечернем стоянии в пробке. Это определённо та точка пространства, в которой есть смысл хоть раз побывать.
Преимущества
1. Крайне удачное местоположение.
2. Историчность и необычность.
3. Недорогой входной билет.
4. Отличный вид на залив и набережную, а также (чуть похуже) на город.
Недостатки
1. Это исторический центр, а значит, как и в любом крупном городе Греции, гарантированы проблемы с парковкой. Если вы не совсем ленивы, и способны пройти километр или полтора, можно бесплатно запарковать машину на любой из улочек в нескольких кварталах от набережной (мы, например, запарковались возле военного музея). В противном случае придётся воспользоваться платной парковкой.
2. Ступеней предстоит преодолеть действительно много, это может стать проблемой для возрастных туристов.
3. Башня недостаточно высока, чтоб назвать вид на город — видом на город.
4. Не обнаружил туалет. Возможно, плохо искал.
5. Башня не белая, построенная не греками, и вообще — сплошное надувательство, где тут жалобная книга?... )))
Стоит отметить, что Белая башня — довольно странный, я бы даже сказал, атипичный применительно к Греции архитектурный объект. Во-первых, она построена вовсе не греками, а их извечными врагами — турками в то время, когда Салоники принадлежали Османской империи. Во-вторых, башня не очень-то и белая, а какого-то неоднородного бледно-коричневого цвета. Побелку на стены башни нанесли в начале XX века, когда турки были выбиты из города, и как-то нужно было компенсировать дурную славу «кровавой» или «красной» башни, которую она заполучила в начале XIX века, служа местом заключения приговорённых к смертной казни. В-третьих, в башне находится музей, но его экспонаты и вид экспозиции несколько отличаются от того, что можно увидеть в прочих греческих музеях, впрочем, обо всём по порядку.
История Белой башни настолько тесно переплетена с историей самого города Салоники, что, во многом, является её отражением. Будучи построенной в 1536 году, т. е. спустя столетие после захвата Салоник османцами, для вполне очевидной цели — защиты от нападения с моря, башня довольно долго использовалась по основному назначению: как форт и казарма. Но годы шли, а ни с моря, ни с суши никто на город нападать не спешил, и башню превратили в тюрьму, по совместительству — место публичной казни. Почти всё это время Белая башня была частью городской стены, снесённой, впрочем, за ненадобностью ещё при турках.
Салоники были отвоёваны греками в 1912 году, башню побелили (с этого момента, словно Гэндальф у Толкиена, она стала именоваться «белой»), какое-то время горожанам было не до неё — XX век не давал передышки никому в Европе. Но вот в начале 1980-х, не исключено, что благодаря растущей популярности региона у туристов, в чью-то светлую голову пришла здравая мысль задействовать башню под музей, который в ней по сей день и находится.
Башня имеет высоту 34 метра (если считать вместе с верхней башенкой, над которой трепещет на ветру флаг гордой и свободолюбивой Греции и на которую простому смертному не забраться). С одной стороны, это не так уж и высоко. Не впечатляет, мягко говоря. С другой стороны, этого более чем достаточно для того, чтоб обозреть безнебоскрёбные Салоники сверху-вниз, и разглядеть за крышами жилых домов Верхний город, наметив к нему путь.
Собственно, только ради этого и стоит приобрести входной билет ценой 3 евро на каждого взрослого. На кассе музея нам, как в анекдоте: «— Чай или кофе? — Кофе. — Не угадали, чай», предложили аудиогид, тут же сообщив, что аудиогиды закончились. Не очень-то, впрочем, и хотелось. Все этажи музея мы пробежали, заныривая в залы и тут же из них выныривая, поскольку большинство экспонатов — виртуальные, то есть, картинки и видео на экранах. На стенах — лишь фотографии, сопровождаемые длинными текстами на греческом языке. Вещественных экспонатов вызывающе мало.
Я не имею ничего против греческого (точнее, новогреческого, ибо именно на нём говорит большая часть современного населения Греции). Есть лишь одна маленькая проблема — на нём не говорю я. Возможно, это удивит сотрудников музея, но добрая половина посетителей говорит по-гречески ничуть не лучше меня и понимает текст, написанный буквами «из учебника физики», примерно на том же уровне. Так зачем же игнорировать стандартный де-факто английский, если можно было дать на нём хотя бы основные сведения рядом с многословным историческим экскурсом, написанным всеми этими заковыристыми альфами, бетами и гаммами? А Зевс его знает! Видимо, поэтому все аудиогиды были разобраны туристами.
Но у меня есть куда более важный вопрос к составителям музейной экспозиции и, если смотреть шире, к идеологам современных трендов в музейном деле. Вот, предположим, я переместил своё тело за тридевять земель и решил посетить некий абстрактный музей, расположенный столь далеко от дома. Внимание, вопрос! Какие экспонаты, учитывая наличие широкополосного доступа в интернет у себя дома, я захочу увидеть: настоящие предметы древности (античные ли, времён ли Османской империи — неважно) или виртуальные презентации на экране японского или корейского телевизора, выполненные безвестным индусом на аутсорсе? Ответ очевиден, дамы и господа! Может, стоит прекратить музейное медиабезумие, чьи метастазы я начал замечать даже в провинциальных городках своей любимой Родины (о чём напишу, если выдастся свободный вечер)?
Дабы не бликовали экраны, свет в музейных залах Белой башни приглушён. Использовать фотовспышку в музеях, как правило, запрещено, да и неэтично это по отношению к другим посетителям. Думаю, вы поняли — фотографий из музея не будет. Даже на задранном ISO получилась форменная каша и размазня. Только винтовая лестница, которая «более лучше» освещена, вышла более-менее чётко (это не призрак, это на лестнице мной «зафотошоплен» некто бесконечно скромный и стеснительный).
И вот, когда десятки (или сотни? кто-то считал?) ступеней за спиной, со смотровой площадки на вершине Белой башни набережная Салоник предстаёт как на ладони. Лучше вид на сам город — только из Верхнего города (но об этом — как-нибудь потом).
Вот набережная — до самого порта. Вот жилые кварталы вперемежку с живой археологией. Вот Верхний город — позади них.
Наверху не жалеешь ни о чём: ни о преодолённых ступенях, ни о трёхевровом входном билете, ни о предстоящем вечернем стоянии в пробке. Это определённо та точка пространства, в которой есть смысл хоть раз побывать.
Преимущества
1. Крайне удачное местоположение.
2. Историчность и необычность.
3. Недорогой входной билет.
4. Отличный вид на залив и набережную, а также (чуть похуже) на город.
Недостатки
1. Это исторический центр, а значит, как и в любом крупном городе Греции, гарантированы проблемы с парковкой. Если вы не совсем ленивы, и способны пройти километр или полтора, можно бесплатно запарковать машину на любой из улочек в нескольких кварталах от набережной (мы, например, запарковались возле военного музея). В противном случае придётся воспользоваться платной парковкой.
2. Ступеней предстоит преодолеть действительно много, это может стать проблемой для возрастных туристов.
3. Башня недостаточно высока, чтоб назвать вид на город — видом на город.
4. Не обнаружил туалет. Возможно, плохо искал.
5. Башня не белая, построенная не греками, и вообще — сплошное надувательство, где тут жалобная книга?... )))
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2015 |
Страна | Греция |
Регион (край, область, штат) | Центральная Македония |
Район | Салоники |
Город или поселок | Салоники |
Общее впечатление | Нельзя вот так взять, приехать в Салоники и не взобраться на башню |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву38