Отзыв: Книга "Портрет Дориана Грея" - Оскар Уайльд - Одно из моих излюбленных произведений.
Достоинства: сюжет, психологизм, стиль, шикарный язык повествования, читается на одном дыхании - легко, непринужденно
Недостатки: нет
Оскар Уайльд несомненно один из моих самых любимых зарубежных классиков, в моем так называемом личном рейтинге за первенство он соревнуется с Шекспиром. Творчество этих двух великих, гениальных людей мне наиболее близко.
*** ПРЕДЫСТОРИЯ ***
Тема данного отзыва Оскар Уайльд и его роман Портрет Дориана Грея, по праву являющийся одним из моих излюбленных, к которому можно возвращаться снова и снова, извлекая все новую и новую пищу для размышлений, философствований, поскольку произведение затрагивает столь глубокую и острую тему, обнажая человеческие пороки, без прикрас выставляя их на суд читателя.
К этой книге я шла достаточно долго: как-то не складывалось, не доходило дело до прочтения, но однажды, как говорится, время пришло и как оказалось, произведение всецело достойно внимания и привлечет всех, кто любит поразмышлять на тему добра и зла, красоты внешней и духовной. Видимо это тот самый случай не все то золото, что блестит и каково бывает разочарование при несоответствии и дисгармонии - когда за столь красивой, обворожительной обложкой следует отвратительное содержание.
Кстати, в свое время, когда книга только увидела свет, это был самый настоящий фурор, произведение подверглось строжайшей критике, однако возымело бешеный успех у читателей, что вовсе не мудрено. Когда однажды я обратила свое внимание на эту книгу, выпустить ее из рук уже не представлялось возможным: вот такой необычайной притягательностью, каким-то необъяснимым магнетизмом она обладает. Прочла ее за пару вечеров, не в силах оторваться, а после прочтения еще долго находилась под небывалым впечатлением, почерпнув для себя немало тем для всякого рода размышлений. Эта книга сполна наделена всем тем, что я так люблю и безмерно ценю в любой литературе: глубина, посыл, психологизм.
*** СТИЛЬ ***
Произведение само по себе просто кладезь всевозможных любопытных высказываний, многие из которых западают в душу, цепляют до какой-то невообразимой глубины: вроде бы сказано достаточно просто, но при этом гениально и это как раз имеет ценность:
"А я никогда ничего не одобряю и не порицаю это нелепейший подход к жизни. Мы посланы в сей мир не для того, чтобы проповедовать свои моральные предрассудки".
"Вы, видно, считаете, что я отстала от времени? Ну и пусть. Меня не прельщает идти в ногу с таким временем".
"- Она мне очень нравится, но я не влюблен в нее.
- А она влюблена в вас, хотя нравитесь вы ей не очень"
Но при всем этом присутствуют и множество спорных моментов, которые меня отталкивают своей узостью, депрессивностью, обобщенностью, жуткой приземленностью, некой заматерелостью - убеждения, пронизанные тотальным скептицизмом и с ними я категорически НЕ согласна.
С первых строк впечатляет богатый и насыщенный язык произведения, который буквально берет в плен, не отпускает и по мере чтения возникает некое противоречие: с одной стороны невозможно пересилить желание скорее дойти до финала, а с другой стороны непреодолимо хочется как можно дольше растянуть удовольствие от прочтения, хочется смаковать каждую строчку.
*** РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЮЖЕТЕ ***
Что еще делает это произведение незабываемым так это его главный герой яркий, блистательный, красивый молодой человек знатного рода по имени Дориан Грей и его извилистый жизненный путь: от романтичного, благородного, достойного, искреннего, возвышенного юноши до абсолютного скептика, страшного циника, преступника, испорченного своей собственной красотой, самолюбованием, весь смысл жизни которого сосредоточен исключительно на внешней красоте, на удержании молодости, праздности, неустанных любовных похождениях.
*** ОТ АНГЕЛА К ДЕМОНУ ***
Если в самом начале романа пред нами предстает очаровательный паренек со светлой, незапятнанной душой, то по мере развития событий мы наблюдаем превращение главного героя из ангела в демона, для которого в жизни нет ничего святого: Дориана не трогает ни самоубийство его так называемой любимой девушки, ни преступления, совершенные им собственноручно. Он с легкостью и пренебрежением переступает через все это, как ни в чем не бывало продолжая свой скользкий жизненный путь.
Дориан не вызывает никаких чувств кроме отвращения и по мере развития сюжета это чувство лишь усиливается, к сожалению. В нем сосредоточились все самые жуткие качества, которые только могут быть в человеке.
А начинается все с его знакомства с лордом Генри и художником по имени Бэзил Холлуорд, который пишет портрет Дориана.
Здесь наблюдается противопоставление двух разных миров, двух различных воззрений. Художник - истинный ценитель прекрасного, с возвышенным, одухотворенным взглядом на мир, убежденный в необходимости гармоничного сочетания красоты внешней и внутренней, он убежден, что одно не может существовать без другого, он верит в светлое и все самое светлое видит в Дориане, отчего и создает свой шедевр, каких у него не бывало ранее. Лорд напротив полон скептицизма, цинизма, мыслит исключительно материальными категориями и постоянно пестрит своими остротами, поражая своими ничтожными идеалами.
Изначально становится ясно, что Дориан непременно попадет в полную зависимость от циничного лорда и перенимет все его мерзкие жизненные ценности, идеалы это неизбежно при его характере.
Нет ничего хуже, чем отсутствие своей четкой жизненной позиции и верности своим идеалам. В результате полная потеря себя как личности, индивидуальности, вместо собственного мнения и способности мыслить адекватно ситуации - лишь сплошные шаблоны, стереотипы, клише, что лично меня всегда жутко отталкивает, поскольку ценю в людях наличие четкой жизненной позиции, некую ровность, т. е способность быть верным себе, без семи пятниц на неделе, что называется. Непредсказуемость, переменчивость взглядов, зависимость от чужого мнения, склонность к чужому влиянию жутко отталкивающие черты.
Также вызывает очевидное отвращение циничность и скептицизм лорда Генри, который затрагивает все стороны его жизни и прежде всего отношение к женщинам, как ничтожным, низшим существам. Позволяя себе стол нелицеприятные, презрительные, шаблонные и лишенные объективности, резкие высказывания в их адрес, он прежде всего обнажает свою сущность, выставляя посмешищем именно себя, а не тех, кого он намеренно принижает в силу узости своего восприятия то ли от тяготения судить всех женщин по одной. Возможно тут имеет место тот самый принцип боли: обиженный человек нередко причиняет боль другим.
Не буду раскрывать все карты, самое главное оставлю в секрете. Какой ценой Дориану удалось удержать молодость и красоту? Каким образом повлиял на его жизнь тот роковой портрет, написанный в юности? Что случилось с Дорианом впоследствии? Почему он был вынужден прятать этот портрет от всеобщих глаз? Ответы на все эти вопросы найдете, прочитав роман "Портрет Дориана Грея".
Благодарю за внимание. Была рада поделиться своими размышлениями об одном из любимых произведений.
*** ПРЕДЫСТОРИЯ ***
Тема данного отзыва Оскар Уайльд и его роман Портрет Дориана Грея, по праву являющийся одним из моих излюбленных, к которому можно возвращаться снова и снова, извлекая все новую и новую пищу для размышлений, философствований, поскольку произведение затрагивает столь глубокую и острую тему, обнажая человеческие пороки, без прикрас выставляя их на суд читателя.
К этой книге я шла достаточно долго: как-то не складывалось, не доходило дело до прочтения, но однажды, как говорится, время пришло и как оказалось, произведение всецело достойно внимания и привлечет всех, кто любит поразмышлять на тему добра и зла, красоты внешней и духовной. Видимо это тот самый случай не все то золото, что блестит и каково бывает разочарование при несоответствии и дисгармонии - когда за столь красивой, обворожительной обложкой следует отвратительное содержание.
Кстати, в свое время, когда книга только увидела свет, это был самый настоящий фурор, произведение подверглось строжайшей критике, однако возымело бешеный успех у читателей, что вовсе не мудрено. Когда однажды я обратила свое внимание на эту книгу, выпустить ее из рук уже не представлялось возможным: вот такой необычайной притягательностью, каким-то необъяснимым магнетизмом она обладает. Прочла ее за пару вечеров, не в силах оторваться, а после прочтения еще долго находилась под небывалым впечатлением, почерпнув для себя немало тем для всякого рода размышлений. Эта книга сполна наделена всем тем, что я так люблю и безмерно ценю в любой литературе: глубина, посыл, психологизм.
*** СТИЛЬ ***
Произведение само по себе просто кладезь всевозможных любопытных высказываний, многие из которых западают в душу, цепляют до какой-то невообразимой глубины: вроде бы сказано достаточно просто, но при этом гениально и это как раз имеет ценность:
"А я никогда ничего не одобряю и не порицаю это нелепейший подход к жизни. Мы посланы в сей мир не для того, чтобы проповедовать свои моральные предрассудки".
"Вы, видно, считаете, что я отстала от времени? Ну и пусть. Меня не прельщает идти в ногу с таким временем".
"- Она мне очень нравится, но я не влюблен в нее.
- А она влюблена в вас, хотя нравитесь вы ей не очень"
Но при всем этом присутствуют и множество спорных моментов, которые меня отталкивают своей узостью, депрессивностью, обобщенностью, жуткой приземленностью, некой заматерелостью - убеждения, пронизанные тотальным скептицизмом и с ними я категорически НЕ согласна.
С первых строк впечатляет богатый и насыщенный язык произведения, который буквально берет в плен, не отпускает и по мере чтения возникает некое противоречие: с одной стороны невозможно пересилить желание скорее дойти до финала, а с другой стороны непреодолимо хочется как можно дольше растянуть удовольствие от прочтения, хочется смаковать каждую строчку.
*** РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЮЖЕТЕ ***
Что еще делает это произведение незабываемым так это его главный герой яркий, блистательный, красивый молодой человек знатного рода по имени Дориан Грей и его извилистый жизненный путь: от романтичного, благородного, достойного, искреннего, возвышенного юноши до абсолютного скептика, страшного циника, преступника, испорченного своей собственной красотой, самолюбованием, весь смысл жизни которого сосредоточен исключительно на внешней красоте, на удержании молодости, праздности, неустанных любовных похождениях.
*** ОТ АНГЕЛА К ДЕМОНУ ***
Если в самом начале романа пред нами предстает очаровательный паренек со светлой, незапятнанной душой, то по мере развития событий мы наблюдаем превращение главного героя из ангела в демона, для которого в жизни нет ничего святого: Дориана не трогает ни самоубийство его так называемой любимой девушки, ни преступления, совершенные им собственноручно. Он с легкостью и пренебрежением переступает через все это, как ни в чем не бывало продолжая свой скользкий жизненный путь.
Дориан не вызывает никаких чувств кроме отвращения и по мере развития сюжета это чувство лишь усиливается, к сожалению. В нем сосредоточились все самые жуткие качества, которые только могут быть в человеке.
А начинается все с его знакомства с лордом Генри и художником по имени Бэзил Холлуорд, который пишет портрет Дориана.
Здесь наблюдается противопоставление двух разных миров, двух различных воззрений. Художник - истинный ценитель прекрасного, с возвышенным, одухотворенным взглядом на мир, убежденный в необходимости гармоничного сочетания красоты внешней и внутренней, он убежден, что одно не может существовать без другого, он верит в светлое и все самое светлое видит в Дориане, отчего и создает свой шедевр, каких у него не бывало ранее. Лорд напротив полон скептицизма, цинизма, мыслит исключительно материальными категориями и постоянно пестрит своими остротами, поражая своими ничтожными идеалами.
Изначально становится ясно, что Дориан непременно попадет в полную зависимость от циничного лорда и перенимет все его мерзкие жизненные ценности, идеалы это неизбежно при его характере.
Нет ничего хуже, чем отсутствие своей четкой жизненной позиции и верности своим идеалам. В результате полная потеря себя как личности, индивидуальности, вместо собственного мнения и способности мыслить адекватно ситуации - лишь сплошные шаблоны, стереотипы, клише, что лично меня всегда жутко отталкивает, поскольку ценю в людях наличие четкой жизненной позиции, некую ровность, т. е способность быть верным себе, без семи пятниц на неделе, что называется. Непредсказуемость, переменчивость взглядов, зависимость от чужого мнения, склонность к чужому влиянию жутко отталкивающие черты.
Также вызывает очевидное отвращение циничность и скептицизм лорда Генри, который затрагивает все стороны его жизни и прежде всего отношение к женщинам, как ничтожным, низшим существам. Позволяя себе стол нелицеприятные, презрительные, шаблонные и лишенные объективности, резкие высказывания в их адрес, он прежде всего обнажает свою сущность, выставляя посмешищем именно себя, а не тех, кого он намеренно принижает в силу узости своего восприятия то ли от тяготения судить всех женщин по одной. Возможно тут имеет место тот самый принцип боли: обиженный человек нередко причиняет боль другим.
Не буду раскрывать все карты, самое главное оставлю в секрете. Какой ценой Дориану удалось удержать молодость и красоту? Каким образом повлиял на его жизнь тот роковой портрет, написанный в юности? Что случилось с Дорианом впоследствии? Почему он был вынужден прятать этот портрет от всеобщих глаз? Ответы на все эти вопросы найдете, прочитав роман "Портрет Дориана Грея".
Благодарю за внимание. Была рада поделиться своими размышлениями об одном из любимых произведений.
Общее впечатление | Одно из моих излюбленных произведений. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7
Отчасти напоминает "Шагреневую кожу" Бальзака.
Книгу прочитать хочу, это один из тех редких случаев, когда я и фильм смотрела и книгу прочитать хочу.