Отзыв: Книга "Зов ктулху" - Говард Филлипс Лавкрафт - Немного жутковато...
Достоинства: Жутковатая атмосфера, любопытный сюжет.
Недостатки: Нет идеи, роман литературно слаб
Я вообще по жизни не большой любитель литературных и киношных ужасов. Обычно предпочитаю книжки и фильмы повеселее. Впрочем, кое-какие произведения из литературы ужаса в своё время произвели на меня впечатление и даже надолго запомнились. Где-то в середине 90-х, когда российские издатели ещё плохо разбирались, где триллер, где хоррор, а где фэнтези, и сваливали произведения самых разных жанров в одну кучу, мне на глаза попался сборник романов американских писателей. Не помню уже точно, как назывался этот сборник, что-то вроде "Мастера фэнтези". Главное, что в названии присутствовало слово "фэнтези". Поскольку я всегда с почтением относился к произведениям этого жанра, то решил прихватить эту книжку с собой на ночное дежурство, чтобы скоротать время за чтением. Однако на работе меня ожидало определённое разочарование. Я-то вроде как уже настроился на фэнтези, но оказалось, что произведения, представленные в сборнике, на самом деле принадлежали к совершенно другому литературному жанру - хоррору или роману ужасов. Но, делать было нечего, пришлось читать то, что было.
В сборнике оказалось по одному роману трёх разных авторов. Среди них был и роман под названием "Зов Ктулху" культового сегодня американского писателя Говарда Ф. Лавкрафта. Честно признаюсь, пару раз во время чтения у меня по спине таки пробегали мурашки и я даже оглядывался по сторонам, не крадётся ли кто ко мне со спины. Не то чтобы автор описывал там совсем уж какую-то непереносимую жуть, просто ему довольно убедительно удалось воспроизвести на страницах романа атмосферу тревожного гнетущего ожидания и беспросветного ужаса. Возможно, на меня ещё тогда сильно подействовала обстановка, в которой я в ту ночь дежурил. Большое пустое здание, тикающие громко часы, гулкие непонятные звуки из далёких коридоров... В оправдание себе хочу заметить, что американские писатели жанра ужасов всегда умели создавать в своих романах соответствующую замыслу атмосферу, создающую у читателя подходящий тревожный настрой. Вот и Говард Ф. Лавкрафт обладал этим умением в полной мере.
А вообще роман так себе. Сюжет - довольно любопытный. Я бы даже сказал, что для начала 20-го века весьма новаторский и революционный. Речь в романе идёт о таинственном, кровавом культе странного бога, который спит где-то в глубинах мирового океана. По ходу действия выясняется, что этот древний бог существует на самом деле. В один прекрасный день этот бог проснулся, всплыл на поверхность, но затем, по каким-то не совсем понятным причинам, снова уснул. Вот и всё, собственно...
Дело прошлое, в итоге я так и не понял, что хотел сказать этим романом автор. В чём вообще заключается идея этого произведения? Ну есть где-то древний бог, проснулся он однажды, побуянил малость, потом снова улёгся в спячку. И что? Лично у меня было стойкое ощущение, что автор сам до конца не разобрался, что же конкретно он хочет этим романом высказать. Просто возникло у товарища желание оформить письменно какие-то там свои тревожные ощущения, предчувствия и видения. Вот он и вывалил всё это на страницы, так и не удосужившись оформить эту кучу как следует. В результате роман больше напоминает какое-то странное психоделическое эссе, навевающее одновременно смутную тревогу за судьбы мира и опасение за душевное здоровье автора.
Однако в США роман "Зов Ктулху" со временем стал культовым. Считается, что писатель Лавкрафт повлиял на творчество всех современных мастеров жанра ужаса, в том числе и на Стивена Кинга. Кстати, в молодости я довольно серьёзно увлекался музыкой группы "Металлика", так вот у них на одном из альбомов имеется длинная, мрачнейшая инструментальная композиция, которая так и называется - "Зов Ктулху".
Короче, мой совет - если хотите узнать, откуда растут ноги у современного американского романа ужасов, прочитайте этот роман. Окунитесь, так сказать, в первоисточник. Прочитайте его разок, да и забудьте себе на здоровье. Я вот прочитал его один раз лет 20 назад и с тех пор больше не тянет.
В сборнике оказалось по одному роману трёх разных авторов. Среди них был и роман под названием "Зов Ктулху" культового сегодня американского писателя Говарда Ф. Лавкрафта. Честно признаюсь, пару раз во время чтения у меня по спине таки пробегали мурашки и я даже оглядывался по сторонам, не крадётся ли кто ко мне со спины. Не то чтобы автор описывал там совсем уж какую-то непереносимую жуть, просто ему довольно убедительно удалось воспроизвести на страницах романа атмосферу тревожного гнетущего ожидания и беспросветного ужаса. Возможно, на меня ещё тогда сильно подействовала обстановка, в которой я в ту ночь дежурил. Большое пустое здание, тикающие громко часы, гулкие непонятные звуки из далёких коридоров... В оправдание себе хочу заметить, что американские писатели жанра ужасов всегда умели создавать в своих романах соответствующую замыслу атмосферу, создающую у читателя подходящий тревожный настрой. Вот и Говард Ф. Лавкрафт обладал этим умением в полной мере.
А вообще роман так себе. Сюжет - довольно любопытный. Я бы даже сказал, что для начала 20-го века весьма новаторский и революционный. Речь в романе идёт о таинственном, кровавом культе странного бога, который спит где-то в глубинах мирового океана. По ходу действия выясняется, что этот древний бог существует на самом деле. В один прекрасный день этот бог проснулся, всплыл на поверхность, но затем, по каким-то не совсем понятным причинам, снова уснул. Вот и всё, собственно...
Дело прошлое, в итоге я так и не понял, что хотел сказать этим романом автор. В чём вообще заключается идея этого произведения? Ну есть где-то древний бог, проснулся он однажды, побуянил малость, потом снова улёгся в спячку. И что? Лично у меня было стойкое ощущение, что автор сам до конца не разобрался, что же конкретно он хочет этим романом высказать. Просто возникло у товарища желание оформить письменно какие-то там свои тревожные ощущения, предчувствия и видения. Вот он и вывалил всё это на страницы, так и не удосужившись оформить эту кучу как следует. В результате роман больше напоминает какое-то странное психоделическое эссе, навевающее одновременно смутную тревогу за судьбы мира и опасение за душевное здоровье автора.
Однако в США роман "Зов Ктулху" со временем стал культовым. Считается, что писатель Лавкрафт повлиял на творчество всех современных мастеров жанра ужаса, в том числе и на Стивена Кинга. Кстати, в молодости я довольно серьёзно увлекался музыкой группы "Металлика", так вот у них на одном из альбомов имеется длинная, мрачнейшая инструментальная композиция, которая так и называется - "Зов Ктулху".
Короче, мой совет - если хотите узнать, откуда растут ноги у современного американского романа ужасов, прочитайте этот роман. Окунитесь, так сказать, в первоисточник. Прочитайте его разок, да и забудьте себе на здоровье. Я вот прочитал его один раз лет 20 назад и с тех пор больше не тянет.
Общее впечатление | Немного жутковато... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву1