Отзыв: Фильм "Одиссея" (1997) - Между Сциллой и Харибдой.
Достоинства: Актерский состав, обаятельная "простота изложения", приемлемая доля юмора.
Недостатки: Особых минусов, как я считаю, нет.
Лично я впервые посмотрел "Одиссею" Андрея Кончаловского еще на видеокассете в школьные годы (а затем как-то пару раз пересматривал по телевизору, но уже в виде мини-сериала). Насколько я знаю (по словам режиссера данного фильма), Кончаловский снимал своеобразную "фантазию" на тему знаменитой поэмы Гомера, а не стремился к тому, чтобы создать точную экранизацию этого античного произведения (в общем-то, в некоторых эпизодах картины это, на мой взгляд, вполне заметно).
Конечно, возвращение "хитроумного" царя Итаки и его спутников домой с Троянской войны (начавшейся из-за похищения троянским царевичем Парисом жены царя Спарты и продолжавшейся, как известно, 10 лет) здесь показано, скажем так, в "общих чертах" и в несколько развлекательной манере (это и неудивительно, поскольку фильм все-таки развлекательный, а не "историко-драматический", и рассчитанный, прежде всего, на американского зрителя), но все же данное творение с Армандом Ассанте (Одиссей - один из греческих "военачальников") и Изабеллой Росселини (Афина - богиня мудрости и справедливой войны у древних греков, их "неизменная" покровительница) в главных ролях весьма захватывающе, остроумно, в определенной степени поучительно (его мораль, как я считаю, в том, что чрезмерная гордыня, зазнайство и самоуверенность могут привести к очень серьезным, мягко говоря, "неприятностям") и, по моему мнению, не столь уж далеко от текста "оригинала" (хотя, честно признаться, лично я знаком с содержанием двух гомеровских эпосов лишь по книге Куна "Легенды и мифы Древней Греции" 1960-го года, прочитанной мной еще в детстве), чего, например, не скажешь о более поздней картине "Троя" с Брэдом Питтом, снятой по мотивам "Илиады" (но все-таки по уровню масштаба и зрелищности "Троя" Петерсена, безусловно, однозначно превосходит "Одиссею" Кончаловского). Отмечу, что в этой ленте "засветился" весьма небезызвестный Эрик Робертс в роли одного из подлых и лицемерных "женихов" Пенелопы.
Пожалуй, единственное действительно серьезное расхождение фильма "Одиссея" 97-го года с одноименной поэмой Гомера (кроме того, что у Гомера доблестный царь Итаки, насколько я помню из "Илиады" (своего рода "приквела", если можно так выразиться, "Одиссеи"), вовсе не был таким положительным и благородным, поскольку пытался "откосить" от участия в Троянской войне, прикинувшись сумасшедшим, а гораздо позже из банальной зависти и злобы гнусно подставил одного из своих товарищей по оружию, в результате чего тот был казнен собственными собратьями. Остальные "несоответствия", на мой взгляд, можно назвать "пустяковыми") - отсутствие "чаровниц-сирен" (на роли которых, кстати говоря, хотели пригласить известных топ-моделей Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд), заманивающих своим пением разного рода морских путешественников и т. д., но, по-моему, и без них получилось вполне хорошо и увлекательно (насколько я понял, сам Андрей Кончаловский почему-то считал наличие сирен в своем произведении "жуткой банальщиной", а потому отказался от съемок и вставки в фильм данного эпизода, "тянув" с ним до тех пор, пока бюджет не был полностью израсходован). Ведь у Одиссея и его компании и без всяких сирен "веселья" хватало - остров циклопа-людоеда Полифема, царство волшебницы Кирки, происки "повелителя морей" Посейдона, кровожадные Сцилла и Харибда и т. д.
Хотелось бы также добавить (для этого, правда, придется несколько "отойти" от основной темы отзыва), что довольно многие "крылатые" фразы древнегреческой мифологии и поэзии "перекочевали" и в нашу современную речь (вдруг есть те, кто об этом не знает, хотя сие, наверное, маловероятно). "Троянский конь" (это выражение синонимично "данайскому дару") - подарок с подвохом, "ахиллесова пята" - наиболее уязвимое место, "нить Ариадны" (это из мифа о Тесее и Минотавре) - выход из трудного положения, "сизифов труд" - бессмысленная и бесплодная работа, "гордиев узел" - трудноразрешимая задача, "прокрустово ложе" - коварная злодейская ловушка (чаще всего - жестокая "подгонка" под какие-либо рамки), названная так в честь беспощадного разбойника Прокруста, который (наряду с Минотавром) стал одной из жертв (далеко не "безвинных") чуть выше упомянутого Тесея, "гомерический хохот" - язвительное и "безапелляционное" высмеивание чего-либо, "плыть между Сциллой и Харибдой" - иначе говоря, "лавировать" между двумя опасностями, "дамоклов меч" - какая-либо нависшая серьезная (или даже смертельная) угроза, "яблоко раздора" - причина грандиозного разлада, "авгиевы конюшни" (выражение взято из мифа о 6-м подвиге Геракла) - максимальный беспорядок или крайняя степень "запустения" и т. д.
Думаю, следует упомянуть и о том, что фильм "Одиссея" в свое время был удостоен 2-х премий "Эмми" (за спецэффекты и режиссуру. Причем, если я не ошибаюсь, это был первый случай в истории кино, когда такую премию получил русский режиссер), а также заслужил две номинации на очень престижный "Золотой глобус" (лучший актер и лучший фильм на ТВ). Съемки картины (бюджет составил 40 млн. долларов) проходили в Греции, Турции, Англии и на маленьком островке Гозо, а "роль" мрачного царства Аида (сразу вспомнился миф о Деметре и Персефоне), куда был вынужден спуститься Одиссей, "сыграл" настоящий кратер потухшего вулкана.
В общем, "Одиссея" Андрея Кончаловского - отличное кино, вполне достойное (возможно, с "микроскопической" натяжкой) высшей оценки.
Конечно, возвращение "хитроумного" царя Итаки и его спутников домой с Троянской войны (начавшейся из-за похищения троянским царевичем Парисом жены царя Спарты и продолжавшейся, как известно, 10 лет) здесь показано, скажем так, в "общих чертах" и в несколько развлекательной манере (это и неудивительно, поскольку фильм все-таки развлекательный, а не "историко-драматический", и рассчитанный, прежде всего, на американского зрителя), но все же данное творение с Армандом Ассанте (Одиссей - один из греческих "военачальников") и Изабеллой Росселини (Афина - богиня мудрости и справедливой войны у древних греков, их "неизменная" покровительница) в главных ролях весьма захватывающе, остроумно, в определенной степени поучительно (его мораль, как я считаю, в том, что чрезмерная гордыня, зазнайство и самоуверенность могут привести к очень серьезным, мягко говоря, "неприятностям") и, по моему мнению, не столь уж далеко от текста "оригинала" (хотя, честно признаться, лично я знаком с содержанием двух гомеровских эпосов лишь по книге Куна "Легенды и мифы Древней Греции" 1960-го года, прочитанной мной еще в детстве), чего, например, не скажешь о более поздней картине "Троя" с Брэдом Питтом, снятой по мотивам "Илиады" (но все-таки по уровню масштаба и зрелищности "Троя" Петерсена, безусловно, однозначно превосходит "Одиссею" Кончаловского). Отмечу, что в этой ленте "засветился" весьма небезызвестный Эрик Робертс в роли одного из подлых и лицемерных "женихов" Пенелопы.
Пожалуй, единственное действительно серьезное расхождение фильма "Одиссея" 97-го года с одноименной поэмой Гомера (кроме того, что у Гомера доблестный царь Итаки, насколько я помню из "Илиады" (своего рода "приквела", если можно так выразиться, "Одиссеи"), вовсе не был таким положительным и благородным, поскольку пытался "откосить" от участия в Троянской войне, прикинувшись сумасшедшим, а гораздо позже из банальной зависти и злобы гнусно подставил одного из своих товарищей по оружию, в результате чего тот был казнен собственными собратьями. Остальные "несоответствия", на мой взгляд, можно назвать "пустяковыми") - отсутствие "чаровниц-сирен" (на роли которых, кстати говоря, хотели пригласить известных топ-моделей Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд), заманивающих своим пением разного рода морских путешественников и т. д., но, по-моему, и без них получилось вполне хорошо и увлекательно (насколько я понял, сам Андрей Кончаловский почему-то считал наличие сирен в своем произведении "жуткой банальщиной", а потому отказался от съемок и вставки в фильм данного эпизода, "тянув" с ним до тех пор, пока бюджет не был полностью израсходован). Ведь у Одиссея и его компании и без всяких сирен "веселья" хватало - остров циклопа-людоеда Полифема, царство волшебницы Кирки, происки "повелителя морей" Посейдона, кровожадные Сцилла и Харибда и т. д.
Хотелось бы также добавить (для этого, правда, придется несколько "отойти" от основной темы отзыва), что довольно многие "крылатые" фразы древнегреческой мифологии и поэзии "перекочевали" и в нашу современную речь (вдруг есть те, кто об этом не знает, хотя сие, наверное, маловероятно). "Троянский конь" (это выражение синонимично "данайскому дару") - подарок с подвохом, "ахиллесова пята" - наиболее уязвимое место, "нить Ариадны" (это из мифа о Тесее и Минотавре) - выход из трудного положения, "сизифов труд" - бессмысленная и бесплодная работа, "гордиев узел" - трудноразрешимая задача, "прокрустово ложе" - коварная злодейская ловушка (чаще всего - жестокая "подгонка" под какие-либо рамки), названная так в честь беспощадного разбойника Прокруста, который (наряду с Минотавром) стал одной из жертв (далеко не "безвинных") чуть выше упомянутого Тесея, "гомерический хохот" - язвительное и "безапелляционное" высмеивание чего-либо, "плыть между Сциллой и Харибдой" - иначе говоря, "лавировать" между двумя опасностями, "дамоклов меч" - какая-либо нависшая серьезная (или даже смертельная) угроза, "яблоко раздора" - причина грандиозного разлада, "авгиевы конюшни" (выражение взято из мифа о 6-м подвиге Геракла) - максимальный беспорядок или крайняя степень "запустения" и т. д.
Думаю, следует упомянуть и о том, что фильм "Одиссея" в свое время был удостоен 2-х премий "Эмми" (за спецэффекты и режиссуру. Причем, если я не ошибаюсь, это был первый случай в истории кино, когда такую премию получил русский режиссер), а также заслужил две номинации на очень престижный "Золотой глобус" (лучший актер и лучший фильм на ТВ). Съемки картины (бюджет составил 40 млн. долларов) проходили в Греции, Турции, Англии и на маленьком островке Гозо, а "роль" мрачного царства Аида (сразу вспомнился миф о Деметре и Персефоне), куда был вынужден спуститься Одиссей, "сыграл" настоящий кратер потухшего вулкана.
В общем, "Одиссея" Андрея Кончаловского - отличное кино, вполне достойное (возможно, с "микроскопической" натяжкой) высшей оценки.
Общее впечатление | Между Сциллой и Харибдой. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3