Отзывы21
Отзыв: Фильм "Отец" (2007) - Пришёл солдат с фронта.
Достоинства: Хорошо снято, приличная игра актёров
Недостатки: Не понравилось, как расставлены акценты
На днях посмотрел очередную, теперь уже российскую экранизацию трогательного и многогранного рассказа Андрея Платонова "Возвращение". По мотивам этого произведения в 1982-м году был снят замечательный советский фильм под названием "Домой!" с Александром Михайловым и Ириной Купченко в главных ролях. Признаюсь, новый фильм 2007-го года я посмотрел специально для того, чтобы сравнить советский и российский подходы к классическому литературному материалу. Результатами этого сравнения я и хочу сегодня поделиться с вами.
Для начала о сюжете. Гвардии капитан Иванов возвращается с войны в родной дом, где он не был четыре года и где его ждут жена и двое детей. По дороге капитан заводит мимолётный роман с милой, молодой попутчицей. Вернувшись домой, Иванов сталкивается с непривычными для боевого офицера проблемами - рано повзрослевший сын, не узнающая отца дочка и жена, практически с порога признавшаяся в измене. Не выдержав свалившегося на него груза, бравый капитан сбегает из дома.
В рассказе Платонова всё это было расписано довольно просто и понятно. Известно, что год проведённый на войне засчитывается за пять лет мирной жизни, если не за все десять. Фактически 35-летний капитан Иванов, провоевавший четыре года, прожил за это время совершенно новую, полноценную жизнь, которая полностью вытеснила из его сознания навыки и привычки той, предвоенной мирной жизни. Вернувшись в родной дом и столкнувшись с незнакомой для него реальностью, Иванов элементарно запаниковал и, скорее всего, бессознательно, попытался сбежать обратно, в ту жизнь, к которой он уже привык, к той женщине, которая, как ему казалось, понимает его нынешнего гораздо лучше жены. Однако и его семья за эти тяжёлые годы войны тоже прожила совершенно другую жизнь. Сын вообще стал, по сути, взрослым человеком. И вот эти люди - муж и жена, прожив каждый по отдельности свою новую жизнь, ожидают при встрече увидеть друг друга прежними, такими, какими они запомнились в последний день перед войной. Но этих живших когда-то одной семьёй людей больше не существует. Им придётся практически знакомиться заново. Единственное, что теперь их объединяет - общие дети. Вот в чём, на мой взгляд, заключается суть этого рассказа.
Разумеется, в обоих фильмах, снятых по мотивам этого рассказа, постановщики расставили акценты по-своему. Мне вообще показалось, что в новом и старом фильме основной упор был сделан на оскорблённое самолюбие солдата, неожиданно узнавшего, что его жена кувыркалась с тыловой крысой, пока он проливал кровь за Родину. Слишком уж много времени уделяется выяснению отношений Иванова с женой. В рассказе Платонова конкретно этой теме отведена роль спускового крючка, повлиявшей на окончательное решение Иванова сбежать из дома. А вот центральный герой рассказа - не по возрасту взрослый и серьёзный Петруша, чьи рассуждения приводят старого солдата в ужас. Лично мне показалось, что именно глядя на сына Иванов с болью осознаёт, что семья стала ему почти чужой.
В этом отношении оба фильма довольно далеки от авторского замысла писателя. Можно лишь сравнивать отдельные моменты - что ближе к замыслу, а что совсем мимо кассы. Так, в плане воплощения образов, на платоновского Иванова, безусловно, больше похож актёр Алексей Гуськов. Именно таким - немолодым и основательно потрёпанным жизнью и изображал в своём рассказе главного героя Андрей Платонов. Александр Михайлов как-то неправдоподобно красив и подтянут для простого старого солдата Иванова. А вот в роли усталой труженицы Любы гораздо убедительнее смотрелась Ирина Купченко. Конечно, актриса Полина Кутепова сыграла тоже отлично, но это совсем не та платоновская Люба из рассказа. То же самое касается и героини Светланы Ивановой. Хрупка, воздушна и красива. Маша в исполнении Екатерины Васильевой намного ближе к тексту рассказа. А вот Петруша в фильме "Отец" - как раз такой, каким его и описывал Платнов. Серьёзный не по годам, ворчливый и неприветливый.
Что до общей атмосферы фильма и воссоздания примет эпохи, то здесь, конечно, лучше обстоит дело в фильме "Домой!". Как-никак, во время его съёмок ещё были живы многие непосредственные участники войны, которые могли непосредственно подсказать, как лучше передать настроение лета 1945-го года.
В целом же, мне одинаково понравились оба фильма. Каждый из них хорош по-своему. Правда, стоит откровенно признаться, фильм "Домой!" раздражает меня куда меньше, чем "Отец". Всё-таки, в новом российском фильме слишком уж много исторических ляпов. Рекомендую к просмотру обе этих замечательных картины. При этом, первым советую посмотреть фильм "Отец", а уже после него - "Домой!". А иначе, боюсь, зрителя может постигнуть разочарование.
Для начала о сюжете. Гвардии капитан Иванов возвращается с войны в родной дом, где он не был четыре года и где его ждут жена и двое детей. По дороге капитан заводит мимолётный роман с милой, молодой попутчицей. Вернувшись домой, Иванов сталкивается с непривычными для боевого офицера проблемами - рано повзрослевший сын, не узнающая отца дочка и жена, практически с порога признавшаяся в измене. Не выдержав свалившегося на него груза, бравый капитан сбегает из дома.
В рассказе Платонова всё это было расписано довольно просто и понятно. Известно, что год проведённый на войне засчитывается за пять лет мирной жизни, если не за все десять. Фактически 35-летний капитан Иванов, провоевавший четыре года, прожил за это время совершенно новую, полноценную жизнь, которая полностью вытеснила из его сознания навыки и привычки той, предвоенной мирной жизни. Вернувшись в родной дом и столкнувшись с незнакомой для него реальностью, Иванов элементарно запаниковал и, скорее всего, бессознательно, попытался сбежать обратно, в ту жизнь, к которой он уже привык, к той женщине, которая, как ему казалось, понимает его нынешнего гораздо лучше жены. Однако и его семья за эти тяжёлые годы войны тоже прожила совершенно другую жизнь. Сын вообще стал, по сути, взрослым человеком. И вот эти люди - муж и жена, прожив каждый по отдельности свою новую жизнь, ожидают при встрече увидеть друг друга прежними, такими, какими они запомнились в последний день перед войной. Но этих живших когда-то одной семьёй людей больше не существует. Им придётся практически знакомиться заново. Единственное, что теперь их объединяет - общие дети. Вот в чём, на мой взгляд, заключается суть этого рассказа.
Разумеется, в обоих фильмах, снятых по мотивам этого рассказа, постановщики расставили акценты по-своему. Мне вообще показалось, что в новом и старом фильме основной упор был сделан на оскорблённое самолюбие солдата, неожиданно узнавшего, что его жена кувыркалась с тыловой крысой, пока он проливал кровь за Родину. Слишком уж много времени уделяется выяснению отношений Иванова с женой. В рассказе Платонова конкретно этой теме отведена роль спускового крючка, повлиявшей на окончательное решение Иванова сбежать из дома. А вот центральный герой рассказа - не по возрасту взрослый и серьёзный Петруша, чьи рассуждения приводят старого солдата в ужас. Лично мне показалось, что именно глядя на сына Иванов с болью осознаёт, что семья стала ему почти чужой.
В этом отношении оба фильма довольно далеки от авторского замысла писателя. Можно лишь сравнивать отдельные моменты - что ближе к замыслу, а что совсем мимо кассы. Так, в плане воплощения образов, на платоновского Иванова, безусловно, больше похож актёр Алексей Гуськов. Именно таким - немолодым и основательно потрёпанным жизнью и изображал в своём рассказе главного героя Андрей Платонов. Александр Михайлов как-то неправдоподобно красив и подтянут для простого старого солдата Иванова. А вот в роли усталой труженицы Любы гораздо убедительнее смотрелась Ирина Купченко. Конечно, актриса Полина Кутепова сыграла тоже отлично, но это совсем не та платоновская Люба из рассказа. То же самое касается и героини Светланы Ивановой. Хрупка, воздушна и красива. Маша в исполнении Екатерины Васильевой намного ближе к тексту рассказа. А вот Петруша в фильме "Отец" - как раз такой, каким его и описывал Платнов. Серьёзный не по годам, ворчливый и неприветливый.
Что до общей атмосферы фильма и воссоздания примет эпохи, то здесь, конечно, лучше обстоит дело в фильме "Домой!". Как-никак, во время его съёмок ещё были живы многие непосредственные участники войны, которые могли непосредственно подсказать, как лучше передать настроение лета 1945-го года.
В целом же, мне одинаково понравились оба фильма. Каждый из них хорош по-своему. Правда, стоит откровенно признаться, фильм "Домой!" раздражает меня куда меньше, чем "Отец". Всё-таки, в новом российском фильме слишком уж много исторических ляпов. Рекомендую к просмотру обе этих замечательных картины. При этом, первым советую посмотреть фильм "Отец", а уже после него - "Домой!". А иначе, боюсь, зрителя может постигнуть разочарование.
Общее впечатление | Пришёл солдат с фронта. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1