Отзыв: Экскурсия в церковь Хофкирхе (Германия, Дрезден) - Прекрасная соперница Фрауэнкирхе
Достоинства: одна из интереснейших достопримечательностей исторического центра Дрездена, бесплатное посещение
Недостатки: фасад нуждается в очистке, но это не является серьезным недостатком
Главным храмом прекраснейшего саксонского города Дрездена обычно считают церковь Фрауэнкирхе. Церковь Фрауэнкирхе действительно, главная, но главная только среди лютеранских церквей.
А главным католическим храмом является Придворная церковь (или, по-немецки, Hofkirche), расположенная между площадями Schlossplatz и Theaterplatz. Полное официальное название данного храма – кстати, крупнейшего в Саксонии – Католический Кафедральный собор Святой Троицы. Во время нашей поездки в Дрезден мы с большим удовольствием нанесли визит и этой замечательной «конкурентке» Фрауэнкирхе.
Хофкирхе словно приветствует всех, кто идет по мосту из Нойштадта в Альтштадт – из Нового города в Старый.
Не знаю, у кого какие ассоциации вызывает внешний вид этой церкви, но мне она почему-то напоминает плывущего лебедя. Цвет «лебедя», в зависимости от погодных условий и времени суток, то черный, то серый, то абсолютно не свойственный лебедю – желто-коричневый, и в идеале дрезденским реставраторам пора бы заняться чисткой ее фасада.
Видеть на нем большие черные разводы и пятна очень и очень грустно. И глядя на город, достаточно плотно забитый туристами, как-то не веришь, что на это нет денег. Снаружи здание церкви украшают 78 статуй святых работы скульптора Маттиелли.
Архитектором этого здания, построенного в стиле барокко, также является не немец, а итальянец – Гаэтано Кьавери. Хофкирхе строилась именно как придворная церковь и сообщалась с Дворцом-Резиденцией через подземный ход, специально сделанный для членов королевской семьи.
История строительства церкви достаточно любопытна. Когда саксонский курфюрст Август Сильный вознамерился стать королем Польши, ему пришлось принять другое вероисповедание: править народом-католиком, каковым являются поляки, причем католиком очень ревностным, мог только король-католик. А переход из лютеранства в католицизм потребовал, в свою очередь, строительства новой церкви.
И вот в 30-е годы XVIII века Гаэтано Кьавери по королевскому указанию приступил к созданию храма. Первая сложность, с которой столкнулся зодчий, заключалась в наличии уже возвышавшегося над городом приметного колоколообразного купола церкви Фрауэнкирхе. И Кьавери блестяще справился с задачей создания «конкурентоспособного» храма, решив «конкурировать» с Фрауэнкирхе не за счет высоты, а за счет удлинения здания, за счет придания ему оригинальной вытянутой формы и максимизации его площади. Площадь Хофкирхе, кстати, составляет 4800 квадратных метров. А чтобы праздничные процессии католиков не раздражали горожан-лютеран, Кьавери пришлось спроектировать галерею с часовнями, «спрятанную» внутри.
Но далее отношения с Дрезденом у зодчего не сложились. С одной стороны, ему было трудно работать, не зная немецкого языка. С другой стороны, его не устраивали отношение саксонских властей к строительству и недостаточная, по его мнению, поддержка. Поэтому он в итоге покинул город, а храм достраивали уже местные мастера.
Посещение этой церкви для туристов бесплатное. Посетить ее, кстати, в отличие от Фрауэнкирхе, нам удалось с первой, а не со второй попытки. Фотографировать ее внутреннее убранство разрешено и опять же бесплатно. Поскольку ее площадь значительно больше, чем у Фрауэнкирхе, то и предметов для осмотра тоже значительно больше.
В интерьере преобладают два цвета: белый и золотой. Такое сочетание, на мой взгляд, всегда создает торжественно-парадную атмосферу.
Главный алтарь украшает картина «Вознесение Господне» работы А. Менгса (XVIII век).
Наше внимание также привлекла лепнина на кафедре. Это белоснежно-золотое чудо создал известный придворный немецкий скульптор Бальтазар Пермозер, работами которого украшен расположенный по соседству дворцовый ансамбль Цвингер.
Внизу на кафедре четыре евангелиста, а сверху ангелы. Но верхняя часть – это уже творение Иоганна Хакля.
Серебряные подсвечники и четырехметровое распятие – работа аугсбургского мастера Йозефа Игнаца Байера.
Гордостью Хофкирхе является орган, созданный знаменитым саксонским мастером Готфридом Зильберманом. Орган чудом уцелел во Вторую Мировую войну благодаря тому, что его спрятали в одном из монастырей.
Еще мы обратили внимание на эту композицию в алтаре Марии:
В Хофкирхе – прекрасные скульптуры, в частности, статуя Иоанна Крестителя.
Как и весь исторический центр Дрездена, Хофкирхе была сильно разрушена во время англо-американской бомбардировки 1945 года. Восстановление церкви завершилось только в 70-х годах XX века.
Осматривая Хофкирхе, я обнаруживала в ней примеры неожиданных «пересечений» судеб людей из разных эпох и стран мира. Например, эту капеллу расписывал итальянский художник Стефано Торелли. Позднее Стефано Торелли будет работать в России – в частности, над оформлением интерьеров Китайского дворца в Ораниенбауме. И будет похоронен также в России.
Или, например, эта скульптурная композиция с тремя растерзанными фигурами, которая явно создана в наши дни и резко отличается от всего остального. Сразу же возникает вопрос: что она означает и почему она здесь появилась? Первая мысль, пришедшая в голову – памятник жертвам войны. Но при чтении находящейся рядом таблички выяснилось, что данная версия верна лишь отчасти.
Композиция, которая называется «Избавление», посвящается одному малоизвестному эпизоду из истории польских католиков-антифашистов – небольшой группе молодых поляков, участвовавших в подпольной антигитлеровской организации, работавшей в Познани. Их арестовали, отправили в Германию и казнили в 1942 году – в тюрьме в Дрездене, не расстреляв, не повесив, а отрубив им головы. Впоследствии покойный Папа Римский Иоанн Павел II причислил их к лику блаженных, а в 60-летие годовщины их казни в одной из капелл Хофкирхе установили данную композицию.
О войне в Хофкирхе также напоминает и стенд с рассказами о священниках, осудивших политику Гитлера и попавших в концлагерь, и большой белый крест, вертикальная часть которого сделана в виде абстрактной человеческой фигуры, а поперечная – в виде куска колючей проволоки.
Под крестом – две обращающие на себя внимание даты. Это не даты начала и окончания Второй Мировой войны, как кажется при беглом осмотре. Дата, стоящая слева – 30 января 1933 года. Это день, когда Гитлер, чья партия победила на выборах, становится рейхсканцлером Германии. Дата, с которой, по сути, начинается правление нацистов. А дата, указанная справа – 13 февраля 1945 года. Именно тогда британские и американские ВВС осуществили ужасающую по степени разрушения бомбардировку Дрездена, превратив его исторический центр (практически весь Старый город) в груды камней и пепла и уничтожив несколько десятков тысяч его жителей. Две даты, как на чашах весов, и вторая – как последствия первой.
Второй раз мы «навестили» Хофкирхе уже в солнечный день, чтобы сфотографировать ее с воды – с противоположного берега Эльбы, со стороны преимущественно безликого Нойштадта с его однообразно-унылыми бетонными и стеклянными коробками. Эльба в Дрездене – словно граница между прошлым и современностью. Другой берег – другая архитектура и другая эпоха.
А главным католическим храмом является Придворная церковь (или, по-немецки, Hofkirche), расположенная между площадями Schlossplatz и Theaterplatz. Полное официальное название данного храма – кстати, крупнейшего в Саксонии – Католический Кафедральный собор Святой Троицы. Во время нашей поездки в Дрезден мы с большим удовольствием нанесли визит и этой замечательной «конкурентке» Фрауэнкирхе.
Хофкирхе словно приветствует всех, кто идет по мосту из Нойштадта в Альтштадт – из Нового города в Старый.
Не знаю, у кого какие ассоциации вызывает внешний вид этой церкви, но мне она почему-то напоминает плывущего лебедя. Цвет «лебедя», в зависимости от погодных условий и времени суток, то черный, то серый, то абсолютно не свойственный лебедю – желто-коричневый, и в идеале дрезденским реставраторам пора бы заняться чисткой ее фасада.
Видеть на нем большие черные разводы и пятна очень и очень грустно. И глядя на город, достаточно плотно забитый туристами, как-то не веришь, что на это нет денег. Снаружи здание церкви украшают 78 статуй святых работы скульптора Маттиелли.
Архитектором этого здания, построенного в стиле барокко, также является не немец, а итальянец – Гаэтано Кьавери. Хофкирхе строилась именно как придворная церковь и сообщалась с Дворцом-Резиденцией через подземный ход, специально сделанный для членов королевской семьи.
История строительства церкви достаточно любопытна. Когда саксонский курфюрст Август Сильный вознамерился стать королем Польши, ему пришлось принять другое вероисповедание: править народом-католиком, каковым являются поляки, причем католиком очень ревностным, мог только король-католик. А переход из лютеранства в католицизм потребовал, в свою очередь, строительства новой церкви.
И вот в 30-е годы XVIII века Гаэтано Кьавери по королевскому указанию приступил к созданию храма. Первая сложность, с которой столкнулся зодчий, заключалась в наличии уже возвышавшегося над городом приметного колоколообразного купола церкви Фрауэнкирхе. И Кьавери блестяще справился с задачей создания «конкурентоспособного» храма, решив «конкурировать» с Фрауэнкирхе не за счет высоты, а за счет удлинения здания, за счет придания ему оригинальной вытянутой формы и максимизации его площади. Площадь Хофкирхе, кстати, составляет 4800 квадратных метров. А чтобы праздничные процессии католиков не раздражали горожан-лютеран, Кьавери пришлось спроектировать галерею с часовнями, «спрятанную» внутри.
Но далее отношения с Дрезденом у зодчего не сложились. С одной стороны, ему было трудно работать, не зная немецкого языка. С другой стороны, его не устраивали отношение саксонских властей к строительству и недостаточная, по его мнению, поддержка. Поэтому он в итоге покинул город, а храм достраивали уже местные мастера.
Посещение этой церкви для туристов бесплатное. Посетить ее, кстати, в отличие от Фрауэнкирхе, нам удалось с первой, а не со второй попытки. Фотографировать ее внутреннее убранство разрешено и опять же бесплатно. Поскольку ее площадь значительно больше, чем у Фрауэнкирхе, то и предметов для осмотра тоже значительно больше.
В интерьере преобладают два цвета: белый и золотой. Такое сочетание, на мой взгляд, всегда создает торжественно-парадную атмосферу.
Главный алтарь украшает картина «Вознесение Господне» работы А. Менгса (XVIII век).
Наше внимание также привлекла лепнина на кафедре. Это белоснежно-золотое чудо создал известный придворный немецкий скульптор Бальтазар Пермозер, работами которого украшен расположенный по соседству дворцовый ансамбль Цвингер.
Внизу на кафедре четыре евангелиста, а сверху ангелы. Но верхняя часть – это уже творение Иоганна Хакля.
Серебряные подсвечники и четырехметровое распятие – работа аугсбургского мастера Йозефа Игнаца Байера.
Гордостью Хофкирхе является орган, созданный знаменитым саксонским мастером Готфридом Зильберманом. Орган чудом уцелел во Вторую Мировую войну благодаря тому, что его спрятали в одном из монастырей.
Еще мы обратили внимание на эту композицию в алтаре Марии:
В Хофкирхе – прекрасные скульптуры, в частности, статуя Иоанна Крестителя.
Как и весь исторический центр Дрездена, Хофкирхе была сильно разрушена во время англо-американской бомбардировки 1945 года. Восстановление церкви завершилось только в 70-х годах XX века.
Осматривая Хофкирхе, я обнаруживала в ней примеры неожиданных «пересечений» судеб людей из разных эпох и стран мира. Например, эту капеллу расписывал итальянский художник Стефано Торелли. Позднее Стефано Торелли будет работать в России – в частности, над оформлением интерьеров Китайского дворца в Ораниенбауме. И будет похоронен также в России.
Или, например, эта скульптурная композиция с тремя растерзанными фигурами, которая явно создана в наши дни и резко отличается от всего остального. Сразу же возникает вопрос: что она означает и почему она здесь появилась? Первая мысль, пришедшая в голову – памятник жертвам войны. Но при чтении находящейся рядом таблички выяснилось, что данная версия верна лишь отчасти.
Композиция, которая называется «Избавление», посвящается одному малоизвестному эпизоду из истории польских католиков-антифашистов – небольшой группе молодых поляков, участвовавших в подпольной антигитлеровской организации, работавшей в Познани. Их арестовали, отправили в Германию и казнили в 1942 году – в тюрьме в Дрездене, не расстреляв, не повесив, а отрубив им головы. Впоследствии покойный Папа Римский Иоанн Павел II причислил их к лику блаженных, а в 60-летие годовщины их казни в одной из капелл Хофкирхе установили данную композицию.
О войне в Хофкирхе также напоминает и стенд с рассказами о священниках, осудивших политику Гитлера и попавших в концлагерь, и большой белый крест, вертикальная часть которого сделана в виде абстрактной человеческой фигуры, а поперечная – в виде куска колючей проволоки.
Под крестом – две обращающие на себя внимание даты. Это не даты начала и окончания Второй Мировой войны, как кажется при беглом осмотре. Дата, стоящая слева – 30 января 1933 года. Это день, когда Гитлер, чья партия победила на выборах, становится рейхсканцлером Германии. Дата, с которой, по сути, начинается правление нацистов. А дата, указанная справа – 13 февраля 1945 года. Именно тогда британские и американские ВВС осуществили ужасающую по степени разрушения бомбардировку Дрездена, превратив его исторический центр (практически весь Старый город) в груды камней и пепла и уничтожив несколько десятков тысяч его жителей. Две даты, как на чашах весов, и вторая – как последствия первой.
Второй раз мы «навестили» Хофкирхе уже в солнечный день, чтобы сфотографировать ее с воды – с противоположного берега Эльбы, со стороны преимущественно безликого Нойштадта с его однообразно-унылыми бетонными и стеклянными коробками. Эльба в Дрездене – словно граница между прошлым и современностью. Другой берег – другая архитектура и другая эпоха.
Год посещения | 2011 |
Общее впечатление | Прекрасная соперница Фрауэнкирхе |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву48
1) История с "навороченной" компьютерной программой относится к другой церкви – к Фрауэнкирхе, а не к Хофкирхе. Т.е. если Ваш гид в рассказе еще и перепутал две разных церкви – это вообще кошмар.
2) Разговоры по поводу невозможности "борьбы" с потемневшим дрезденским песчаником – мягко говоря, неубедительны.
Знаменитый венский собор Святого Стефана также возведен из песчаника, и по возрасту он намного старше дрезденских зданий, они против него как младенцы. Так вот (можете взглянуть на различные фото в Интернете или на фото в моих отзывах о Вене) – им занимаются и постепенно приводят в должный светлый "кружевной" вид. Хотя с пламенеющей готикой в этом плане возиться гораздо сложнее, чем с барокко. И с другой венской церковью – Вотивкирхе (тоже песчаник) – также спокойно работают в данном направлении. Мы, кстати, и не сфотографировали ее снаружи по этой причине: она была закрыта лесами, щитами и т.п. А в Амстердамском Королевском дворце песчаник использован, кстати, немецкий. И ничего – пришла пора, и голландцы тоже основательно за него взялись.
3) Обратная "сборка" разрушенных бомбами песчаниковых соборов – для той же Франции не экзотика. Так что, скорее всего, дрезденская проблема связана с финансированием таких трудоемких работ (цена вопроса исчисляется в миллионах евро).
Как мне кажется один из самых величественных городов Европы!!!
Какие фотографии! И отзыв! Спасибо.