Отзыв: Сериал "Охота на изюбря" (2005) - Ода олигархату.
Достоинства: Профессионально, увлекательно, хороший актёрский состав
Недостатки: Сказка про хороших олигархов
Совершенно случайно на одном из телеканалов увидел повтор культового сериала "нулевых" под названием "Охота на изюбря". Помнится, лет десять назад этот сериал произвёл на меня самое благоприятное впечатление. Решив освежить в памяти некоторые моменты, я присел возле телевизора и, буквально через полчаса почувствовал, что всё то, что так восхищало меня при первом просмотре, сегодня вызывает, в лучшем случае, раздражение. Попробую разобраться в том, почему моё нынешнее негативное восприятие сериала так сильно отличается от положительных впечатлений десятилетней давности.
Сериал "Охота на изюбря" - остросюжетный криминально-производственный детектив, сюжет которого выстроен вокруг экономического конфликта за один из крупнейших в России металлургических комбинатов. По сюжету сериала владелец этого комбината, "хороший" олигарх, вместе с группой преданных соратников героически противостоит попыткам "плохих" чиновников и бандитов раздирбанить богатое предприятие.
Если говорить о чисто художественной стороне вопроса, то здесь у меня к сериалу претензий практически нет. Динамичный, захватывающий сюжет, замечательная режиссура, профессиональный монтаж и работа оператора. Не говоря уже о прекрасной игре актёров. Пожалуй, ни в каком другом современном российском сериале не снималось столько кинозвёзд одновременно. Один лишь список задействованных в "Охоте на изюбря" популярных актёров занял бы пару страниц. Назову лишь тех, чья игра мне особенно запомнилась. В первую очередь, хочу отметить Алексея Гуськова в роли Черяги. Отличная работа. Приятно удивил Олег Тактаров. Не люблю Балуева, но и он справился со своей ролью превосходно. Помимо этого, в сериале снимались Екатерина Гусева, Гоша Куценко, Дмитрий Нагиев, Марат Башаров, Павел Астахов и ещё десятка два-три не менее известных актёров. Весь цвет современного российского кино.
Теперь о том, что не понравилось. Прежде всего, неприятно покоробила романтическая идеализация олигархата. Пусть это было сделано и не впрямую, но достаточно заметно, чтобы вызвать у меня чувство раздражения. Понятно, что сериал снимался в самый разгар эпохи "гламура", в середине "нулевых", когда олигархи были героями светских хроник, периодически пытаясь выступать в качестве благодетелей-меценатов, а то и вовсе в роли спасителей российской экономики. Одним из таких благородных "спасителей" и предстал в сериале главный герой по фамилии Извольский. Хотя, чем он принципиально отличается от своих противников, я, честно говоря, не понял ещё во время первого просмотра.
Далее. Олигархи в сериале изображены не просто как Хозяева страны, но и как представители некоей высшей расы, предназначение которой - безраздельно господствовать над никчемными "социальными халявщиками", иначе говоря, над всеми теми, у кого нет, как минимум, миллиона долларов. Олигархи, как истинные арийцы, люди без страха и комплекса неполноценности, по праву сильного берут всё, что им понравится - женщин, заводы, власть. Просто потому, что они хотят и могут. А удел "социальных халявщиков", то бишь простого народа - безропотно им подчиняться.
Такой вот социальный дарвинизм в обёртке криминально-производственного детектива. Я даже как-то совсем не удивился, когда обнаружил, что сериал был снят по роману известного политического журналиста Юлии Латыниной, той самой, что на полном серьёзе предлагает лишать избирательного права всех, кто платит в казну налогов меньше, чем получает оттуда в качестве социальных льгот и выплат. По этому универсальному признаку в число не достойных избирать и быть избранными попадают все пенсионеры, студенты, инвалиды, военнослужащие, низкооплачиваемые работники социальной сферы и процентов 90 жителей села и маленьких русских городов. "Социальные халявщики" - так характеризует писательница значительную часть населения страны.
К слову, создатели сериала, как могли, сглаживали негативное отношение Латыниной к "социально неполноценным недогражданам". Дело в том, что в её романе "простой народ" представлен как вечно пьяное скопище двуногих скотов и упырей. Даже московские киношники посчитали, что это перебор. В частности, ими был полностью изменён эпизод знакомства Извольского с Ириной. В оригинале на беззащитную преподавательницу с гнусными целями напали озверевшие от самогона селяне, но тут, откуда ни возьмись, появился олигарх на чёрном джипе и одной левой раскидал всех негодяев. Если честно, смешной, и по-детски наивный эпизод.
И вообще, во время второго просмотра сериала у меня появились определённые сомнения в оригинальности сюжета. Многие российские критики высоко оценили роман Латыниной, называя его "новым словом в жанре детективе". А я вот смотрел сериал и не мог избавиться от ощущения, что всё это я уже где-то видел. Поразмыслив пару минут, я понял, откуда ноги растут. Идеология целиком позаимствована из либертарианского романа "Атлант расправил плечи" американской писательницы Айн Рэнд, а сюжетные линии во многом перекликаются с фильмом братьев Коэнов " Перекрёсток Миллера", снятому по романам Дэшила Хэммета. По крайней мере, образ Черяги из "Охоты на Изюбря" явно содран с образа Тома Рэйгана. Да и соперничество с боссом из-за женщины - тоже из "Перекрёстка Миллера".
Короче, сам по себе сериал очень даже неплохой, смотреть можно, но - безнадёжно устарел. Лично мне уже было неинтересно наблюдать за тем, как "хороший" капиталист борется за свою собственность с совершенно неотличимыми от него бандитами и олигархами. Скорее всего, больше я этот сериал смотреть не буду.
Сериал "Охота на изюбря" - остросюжетный криминально-производственный детектив, сюжет которого выстроен вокруг экономического конфликта за один из крупнейших в России металлургических комбинатов. По сюжету сериала владелец этого комбината, "хороший" олигарх, вместе с группой преданных соратников героически противостоит попыткам "плохих" чиновников и бандитов раздирбанить богатое предприятие.
Если говорить о чисто художественной стороне вопроса, то здесь у меня к сериалу претензий практически нет. Динамичный, захватывающий сюжет, замечательная режиссура, профессиональный монтаж и работа оператора. Не говоря уже о прекрасной игре актёров. Пожалуй, ни в каком другом современном российском сериале не снималось столько кинозвёзд одновременно. Один лишь список задействованных в "Охоте на изюбря" популярных актёров занял бы пару страниц. Назову лишь тех, чья игра мне особенно запомнилась. В первую очередь, хочу отметить Алексея Гуськова в роли Черяги. Отличная работа. Приятно удивил Олег Тактаров. Не люблю Балуева, но и он справился со своей ролью превосходно. Помимо этого, в сериале снимались Екатерина Гусева, Гоша Куценко, Дмитрий Нагиев, Марат Башаров, Павел Астахов и ещё десятка два-три не менее известных актёров. Весь цвет современного российского кино.
Теперь о том, что не понравилось. Прежде всего, неприятно покоробила романтическая идеализация олигархата. Пусть это было сделано и не впрямую, но достаточно заметно, чтобы вызвать у меня чувство раздражения. Понятно, что сериал снимался в самый разгар эпохи "гламура", в середине "нулевых", когда олигархи были героями светских хроник, периодически пытаясь выступать в качестве благодетелей-меценатов, а то и вовсе в роли спасителей российской экономики. Одним из таких благородных "спасителей" и предстал в сериале главный герой по фамилии Извольский. Хотя, чем он принципиально отличается от своих противников, я, честно говоря, не понял ещё во время первого просмотра.
Далее. Олигархи в сериале изображены не просто как Хозяева страны, но и как представители некоей высшей расы, предназначение которой - безраздельно господствовать над никчемными "социальными халявщиками", иначе говоря, над всеми теми, у кого нет, как минимум, миллиона долларов. Олигархи, как истинные арийцы, люди без страха и комплекса неполноценности, по праву сильного берут всё, что им понравится - женщин, заводы, власть. Просто потому, что они хотят и могут. А удел "социальных халявщиков", то бишь простого народа - безропотно им подчиняться.
Такой вот социальный дарвинизм в обёртке криминально-производственного детектива. Я даже как-то совсем не удивился, когда обнаружил, что сериал был снят по роману известного политического журналиста Юлии Латыниной, той самой, что на полном серьёзе предлагает лишать избирательного права всех, кто платит в казну налогов меньше, чем получает оттуда в качестве социальных льгот и выплат. По этому универсальному признаку в число не достойных избирать и быть избранными попадают все пенсионеры, студенты, инвалиды, военнослужащие, низкооплачиваемые работники социальной сферы и процентов 90 жителей села и маленьких русских городов. "Социальные халявщики" - так характеризует писательница значительную часть населения страны.
К слову, создатели сериала, как могли, сглаживали негативное отношение Латыниной к "социально неполноценным недогражданам". Дело в том, что в её романе "простой народ" представлен как вечно пьяное скопище двуногих скотов и упырей. Даже московские киношники посчитали, что это перебор. В частности, ими был полностью изменён эпизод знакомства Извольского с Ириной. В оригинале на беззащитную преподавательницу с гнусными целями напали озверевшие от самогона селяне, но тут, откуда ни возьмись, появился олигарх на чёрном джипе и одной левой раскидал всех негодяев. Если честно, смешной, и по-детски наивный эпизод.
И вообще, во время второго просмотра сериала у меня появились определённые сомнения в оригинальности сюжета. Многие российские критики высоко оценили роман Латыниной, называя его "новым словом в жанре детективе". А я вот смотрел сериал и не мог избавиться от ощущения, что всё это я уже где-то видел. Поразмыслив пару минут, я понял, откуда ноги растут. Идеология целиком позаимствована из либертарианского романа "Атлант расправил плечи" американской писательницы Айн Рэнд, а сюжетные линии во многом перекликаются с фильмом братьев Коэнов " Перекрёсток Миллера", снятому по романам Дэшила Хэммета. По крайней мере, образ Черяги из "Охоты на Изюбря" явно содран с образа Тома Рэйгана. Да и соперничество с боссом из-за женщины - тоже из "Перекрёстка Миллера".
Короче, сам по себе сериал очень даже неплохой, смотреть можно, но - безнадёжно устарел. Лично мне уже было неинтересно наблюдать за тем, как "хороший" капиталист борется за свою собственность с совершенно неотличимыми от него бандитами и олигархами. Скорее всего, больше я этот сериал смотреть не буду.
Общее впечатление | Ода олигархату. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3