Отзыв: Книга "Студентка, комсомолка, спортсменка" - Сергей Арсеньев - Прекрасное Далёко может быть жестоко...
Достоинства: Читается на одном вздохе
Недостатки: Спорные идеи автора
Не то, чтобы я был поклонником модного фантастического тренда про "попаданцев", ныне подменившего собой жанр "альтернативной истории", но - хорошая книга есть хорошая книга, вне зависимости от жанра. Посему я периодически запускаю свою волосатую длань в этот мутный поток и нередко при этом мне удается "поймать рыбку".
Мой нынешний улов не предвещал ничего вкусного. Тем не менее, едва погрузившись в нежное тело текста, я обнаружил, что оторваться от него совершенно невозможно.
Сергей Арсеньев сразу же окунает читателя в жуткий мир "при-тогда". Разоренная, обескровленная, расчлененная страна без будущего.
"Временной трансфер" состоится практически сразу. Дух погибшего человека переносится в тело девочки, родившейся в 1960-м году.
"Мальчик в девочке"? Ага, оно самое. И, судя по текстам автора на "СамИздате", это не просто кунштюк, это фирменная "мулечка" Арсеньева. Равно как и лего-онькие "розово"-эротические пассажи. Пикантно, но восприятию текста это ни капли не мешает.
Тем более что язык молодого писателя очень хорош. Сразу чувствуется могучее облагораживающее влияние Кира Булычева и Владислава Крапивина. И чарующая мелодия "Прекрасного Далёка" тихо, но явственно звучит на заднем плане.
Действительность СССР показана... м-м-м, адекватно. Адекватно для современного человека, "повернутого" на СССР. С любовью и ностальгией, но без сусальности, прогибов и верноподданнического елея.
На протяжении большей части повести мы с улыбкой наблюдаем, как девочка, ведомая сознанием взрослого, прожившего жизнь мужика, развивается и движется вверх по социальной лестнице.
Но у "водителя" есть четкая, конкретная цель. И потому финал повести окрашен в багровые тона. "Простите меня, добрые люди, так получилось. Вернее, ТАК БЫЛО НУЖНО."
Признаюсь честно. Я не могу согласиться с итоговой развязкой. Ибо в свете текущих воззрений имею основания считать, что СССР требовался вовсе не косметический, а как раз капитальный ремонт. Впрочем, сей плюрализм мне нисколечко не помешал насладиться полётом фантазии писателя и искренне сопереживать его героям.
Сразу видно, что придуманная реальность автору по душе. Поэтому расставаться с ней он не спешит. В печатную версию книги вошли сразу два продолжения - рассказ "Как я ходила на парад" и - внимание! - повесть "Фройляйн Штирлиц".
Если первый представляет собой красочное, но увы, не слишком реалистичное (если этот термин вообще применим к вымышленным мирам!) описание "инвариантного" СССР, то вторая - ни много ни мало - есть предельно наглый (в хорошем смысле слова!) и дерзостный, как атака рыцарской конницы на танковую колонну, перепев "Гостьи из будущего". Серьезно, наглее было только продолжение "Властелина Колец" от Ника Перумова!
Сюжета даже и касаться не стану, просто гляньте на картинку и все поймете. А дальше будет гораздо, гораздо веселее, слово джинна Бартимеуса. :)))
Скажу только, что по этой повестушке можно было бы снять классный мультик, но - увы, это сделано не будет. А если и найдется кто-то дерзкий, то его творение неизбежно будет затоптано. За гитлерофилию и наци-фетишизм. И затоптано будет вполне обоснованно. Ибо, если в книге автор ухитрился пройти "по краешку над пропастью", то при визуализации сей номер не пройдет...
Итог. Очень даже неплохая подростковая фантастика. Хороший язык, спорные, но красивые и более чем имеющие право на существование, идеи. Понравится не только ностальгирующим по Советскому Союзу но и относящимся к нему объективно. Тем же индивидуумам, у которых сама аббревиатура "СССР" вызывает изжогу, сей опус лучше обойти стороной.
P.S. Существуют (и, к несчастью, широко распространены!) два одинаково вредных, отвратительных жупела. "СССР был раем, руководимым гениями" и "СССР был адом, руководимым хищниками". Отличаются лишь формой мозговых клише. К реально существовавшей стране отношения не имеют.
Мой нынешний улов не предвещал ничего вкусного. Тем не менее, едва погрузившись в нежное тело текста, я обнаружил, что оторваться от него совершенно невозможно.
Сергей Арсеньев сразу же окунает читателя в жуткий мир "при-тогда". Разоренная, обескровленная, расчлененная страна без будущего.
"Временной трансфер" состоится практически сразу. Дух погибшего человека переносится в тело девочки, родившейся в 1960-м году.
"Мальчик в девочке"? Ага, оно самое. И, судя по текстам автора на "СамИздате", это не просто кунштюк, это фирменная "мулечка" Арсеньева. Равно как и лего-онькие "розово"-эротические пассажи. Пикантно, но восприятию текста это ни капли не мешает.
Тем более что язык молодого писателя очень хорош. Сразу чувствуется могучее облагораживающее влияние Кира Булычева и Владислава Крапивина. И чарующая мелодия "Прекрасного Далёка" тихо, но явственно звучит на заднем плане.
Действительность СССР показана... м-м-м, адекватно. Адекватно для современного человека, "повернутого" на СССР. С любовью и ностальгией, но без сусальности, прогибов и верноподданнического елея.
На протяжении большей части повести мы с улыбкой наблюдаем, как девочка, ведомая сознанием взрослого, прожившего жизнь мужика, развивается и движется вверх по социальной лестнице.
Но у "водителя" есть четкая, конкретная цель. И потому финал повести окрашен в багровые тона. "Простите меня, добрые люди, так получилось. Вернее, ТАК БЫЛО НУЖНО."
Признаюсь честно. Я не могу согласиться с итоговой развязкой. Ибо в свете текущих воззрений имею основания считать, что СССР требовался вовсе не косметический, а как раз капитальный ремонт. Впрочем, сей плюрализм мне нисколечко не помешал насладиться полётом фантазии писателя и искренне сопереживать его героям.
Сразу видно, что придуманная реальность автору по душе. Поэтому расставаться с ней он не спешит. В печатную версию книги вошли сразу два продолжения - рассказ "Как я ходила на парад" и - внимание! - повесть "Фройляйн Штирлиц".
Если первый представляет собой красочное, но увы, не слишком реалистичное (если этот термин вообще применим к вымышленным мирам!) описание "инвариантного" СССР, то вторая - ни много ни мало - есть предельно наглый (в хорошем смысле слова!) и дерзостный, как атака рыцарской конницы на танковую колонну, перепев "Гостьи из будущего". Серьезно, наглее было только продолжение "Властелина Колец" от Ника Перумова!
Сюжета даже и касаться не стану, просто гляньте на картинку и все поймете. А дальше будет гораздо, гораздо веселее, слово джинна Бартимеуса. :)))
Скажу только, что по этой повестушке можно было бы снять классный мультик, но - увы, это сделано не будет. А если и найдется кто-то дерзкий, то его творение неизбежно будет затоптано. За гитлерофилию и наци-фетишизм. И затоптано будет вполне обоснованно. Ибо, если в книге автор ухитрился пройти "по краешку над пропастью", то при визуализации сей номер не пройдет...
Итог. Очень даже неплохая подростковая фантастика. Хороший язык, спорные, но красивые и более чем имеющие право на существование, идеи. Понравится не только ностальгирующим по Советскому Союзу но и относящимся к нему объективно. Тем же индивидуумам, у которых сама аббревиатура "СССР" вызывает изжогу, сей опус лучше обойти стороной.
P.S. Существуют (и, к несчастью, широко распространены!) два одинаково вредных, отвратительных жупела. "СССР был раем, руководимым гениями" и "СССР был адом, руководимым хищниками". Отличаются лишь формой мозговых клише. К реально существовавшей стране отношения не имеют.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Прекрасное Далёко может быть жестоко... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву25
Да Вы провокатор…
P.S. меня просто добил… :)
Я умею увлечь… :))
А за P.S. - отдельное большое человеческое спасибо.
Но книжка глотается легко.
Вы полистайте, возможно вам понравится. :)
Есть такая игрушка занимательная, называется "X-change". Думаю, вам должно понравиться )))
Не то, чтобы он так уж не нравился, просто глубоко параллелен.
Я вот все стесняюсь спросить, а что такое "жупел" и "жупельное мышление"? :)
Уже в который раз вижу это выражение в Ваших отзывах и комментариях. Гугл меня не просветил в такой мере, как хотелось бы. Удалось узнать, что жупел означает пепел, адская смола; что слово может использоваться в ироническом значении "пугало". Учитывая контекст, в котором Вы обычно употребляете это выражение, мне подумалось, что "жупельность" мышления, наверное, заключается в его неспособности обрабатывать информацию без опоры на идеологические шаблоны - политического, религиозного, или ещё какого-то характера. Как-то так. Насколько правильные выводы я сделала? И правильные ли вообще? Буду рада, если Вы мне объясните, чтобы я не строила догадок, возможно, ошибочных.
К примеру, человек постоянно, говоря о Советских временах, говорит "Пустые полки магазинов". Это у него штамп в голове такой. И сколько человеку не объясняй, что в СССР не было пустых полок магазинов, это ничего не изменит. В следующем комменте человек опять употребит штамп "пустые полки магазинов". Потому что он не сам мыслит, а в голове у него патефонная пластинка, которая постоянно воспроизводит одно и то же.
А "пустые полки", они не в СССР были, а в Горбачёвском извращённом "перестроечном" обществе. И то только до отпуска цен. А как цены отпустили, полки сразу волшебным образом "наполнились". Скатерть-самобранка, да и только.
Я к тому, что обычно, когда человек упорно обвиняет других в чём-то, обычно он этим страдает в гораздо большей степени. Не верите? Почитайте психиатров )))
"Горбачёвском извращённом "перестроечном" обществе."
А вот это тоже жупел коллега. Не было это общество извращенным.
И про "скатерть-самобранку" вы вообше загибаете. У нас карточки отменили под конец 1994 года, давно уже после "отпуска цен". А по-настоящему "полки наполнились", когда к нам пришли современные розничные сети. Когда видишь ПЯТЬ человек у кассы и думаешь: нафиг, другой раз зайду. Вот это "самобранка". Вы не пробовали представить советский ГИПЕРМАРКЕТ? Только не вспоминайте универсамы… :))
Да ну? Я хотя бы что-то не понимаю или не принимаю, я так об этом и говорю. По крайней мере СТРЕМЛЮСЬ к такому подходу.
А не пытаюсь уложить непонятое в ложе готовых шаблонов. Как кое-кто. :)))
И да, коллега. "Гениальный Сталин", и "католицизм - зло", это тоже жупелы. Они ничем не лучше "русских имперских амбиций" и прочих фетишей "свидомых".
Я согласен, что образование СССР было объективном. Но и его самоликвидация тоже была объективной, сколько б тунеядцев не марало по этому поводу бумагу… :)))
Посему и нельзя сравнивать универсамы с гиперами.
Бгг. Смею вас заверить, к детству у меня претензий нет. Хотя оно не было безоблачным.
Хм, я прочел данный опус от корки до корки и "предмета глумления" НЕ УСМОТРЕЛ. Вообще. То есть абсолютно.
Все же, коллега, прежде чем штемпелевать, надо ближе знакомиться с предметом. А то ведь уже не первый раз лажаете.
Это обложка официальная, с печатного издания. А та была с СамИздата.
Не важно, как он попал. Важно, что он в нем СДЕЛАЛ! :))
И КАК он обошелся с Горбачевым. :)
Вот это правильно.
Я прежде чем что-то сказать о книге, знакомлюсь с ней максимально близко. Даже с творением Баймухаметова. :)
Я так и думал, что вам понравится, ведь идеи книги близки вашей шкале ценностей.
Как видите в широте кругозора нет ничего дурного. :))
Что Вас заставляет предполагать, что я Вам не поверю? Сама в процессе жизни подмечала такую тенденцию, наблюдая за собой и другими людьми.