Отзыв: Фильм "Сталкер" (1979) - Философский фильм. Чудо природы Запретная Зона.
Достоинства: смысл
Недостатки: нет
Люблю советский кинематограф. Практически нет советского фильма, которого бы я не смотрела. Исключение - "Сталкер" Тарковского. И вот наконец, пару дней назад, я уделила три вечера для просмотра этого двух серийного фильма.
Тарковский, попросил Стругацких не ссылаться на книгу " Пикник на обочине", а написать новый сценарий. Так что если вы поклонник данной книги Стругацких, то не очень ориентируетесь на ее содержание... много расхождений. В интернете, гора отрицательных отзывов по этому поводу. Я книгу не читала, поэтому меня ничего не смутило в сценарии.
Итак, собственно о фильме.
В свое время на землю упал метеорит, приземлились инопланетяне и затем образовалась "Запретная зона". Инопланетяне покинули землю, а вот " Запретная зона" как недосягаемое чудо природы-осталась. Туда не пускали простых смертных, так как это было опасно для их жизни. Зона содержала ловушки о которых знал только " Сталкер"-проводник. "Запретная зона" могла исполнить сокровенное желание, поэтому находились чудаки, которые несмотря на риск, нанимали " Сталкера" за деньги и просили провести их в запретную зону. Нужно было не просто попасть туда, но зайти в специальную комнату запретной зоны. Именно так исполнялось сокровенное желание. Сталкер, по условиям, не имел право заходить в комнату.
В этот раз " Сталкер" согласился быть проводником для двоих, писателя у которого пропало вдохновение и который начал прикладываться к бутылке и профессора физики.
Фильм был затянутым, мало динамики, мало разговоров, но он держал в постоянном напряжении... чувство опасности не покидало каждый кадр... А если возникали разговоры, то они были бесподобны... очень тонкие, хлесткие рассуждения о мире, людях... все очень проникновенно... о таких высоких материях могут задумываться по - сути очень небезраличные люди. Несмотря на то, что у писателя как-то проскальзывает в речи : " мне нет не до кого дела, только до себя"... на самом деле фонит за километр как у него болит душа, как он ищет выхода из душевного тупика... рассуждает о человечестве... презирает человеческий примитивизм основанный на материальных благах и прячется за маской циника... даже " Сталкер" говорит ему и профессору, что они очень хорошие люди, раз дошли до комнаты, до конца -это немногим дано, что многие до них погибали...
Я не буду рассказывать, чем дело кончилось, когда они дошли до комнаты... Скажу лишь, что начала литься чистая вода, как элемент очищения, на мой взгляд. Вообще... в фильме мало трактовок, каждый сам найдет свой смысл и интерпретирует те или моменты и высказывания героев.
После очищения, а мне кажется, что зритель испытал некий катарсис вместе с героями, задаешь себе вопрос, а чтобы ты загадал... и понимаешь, что это уже неважно... все неважно... эта комната уже неважна... желание неважно... Потому, что если нет гармонии в душе, то никакое желание не сделает счастливым. А помог во всем этот разобраться путь до комнаты... некое очищение... в самом конце, циник - поэт прослезится...
Стоит отметить, что в фильме далеко не один философский смысл, вы наверняка найдете что-то свое.
Например, жена Сталкера, которую бесподобно сыграла Алиса Фрейндлих, говорит в конце фильма, когда Сталкер вернулся домой к ней и больной дочери. Дословно не помню, но основной смысл, что ей говорили все, что у него хрупкая структура, что он чуть ли не блаженный, что от Сталкеров рождаются больные дети, что у него мало денег, что будет очень тяжело, отговаривали от брака с ним. А она не на минуту не задумалась и вышла за него, что мол такова судьба, но если бы не было бы мучения, не было бы и счастья, что главное, она его любит. Не променяла его на "кошелек" и легкость бытия... На самом деле, чтобы любить Сталкера, нужно и самой быть немного блаженной... Такие женщины редкость (как и мужчины впрочем), но они есть. А еще - в ее словах скрытый посыл о том, что человек все просит исполнения желаний, но не понимает, что за все "требуется" расплата, чтобы не "зачерстветь" душе, духовно развиваться...(не превратиться в вечно жующих еду, как говорил Писатель по дороге в комнату)... она например, как бы ей не было тяжело, понимает, что она с любимым человеком и это главное...
И еще одна интересная вещь - наберите вконтакте " Выживший VS Тарковский". Вы увидите как некоторые кадры из фильма " Выживший" с Ди Каприо, позаимствованы у Тарковского. Очень забавно...
Фильм " Сталкер" получил в свое время специальную премию на Каннском фестивале.
Тарковский, попросил Стругацких не ссылаться на книгу " Пикник на обочине", а написать новый сценарий. Так что если вы поклонник данной книги Стругацких, то не очень ориентируетесь на ее содержание... много расхождений. В интернете, гора отрицательных отзывов по этому поводу. Я книгу не читала, поэтому меня ничего не смутило в сценарии.
Итак, собственно о фильме.
В свое время на землю упал метеорит, приземлились инопланетяне и затем образовалась "Запретная зона". Инопланетяне покинули землю, а вот " Запретная зона" как недосягаемое чудо природы-осталась. Туда не пускали простых смертных, так как это было опасно для их жизни. Зона содержала ловушки о которых знал только " Сталкер"-проводник. "Запретная зона" могла исполнить сокровенное желание, поэтому находились чудаки, которые несмотря на риск, нанимали " Сталкера" за деньги и просили провести их в запретную зону. Нужно было не просто попасть туда, но зайти в специальную комнату запретной зоны. Именно так исполнялось сокровенное желание. Сталкер, по условиям, не имел право заходить в комнату.
В этот раз " Сталкер" согласился быть проводником для двоих, писателя у которого пропало вдохновение и который начал прикладываться к бутылке и профессора физики.
Фильм был затянутым, мало динамики, мало разговоров, но он держал в постоянном напряжении... чувство опасности не покидало каждый кадр... А если возникали разговоры, то они были бесподобны... очень тонкие, хлесткие рассуждения о мире, людях... все очень проникновенно... о таких высоких материях могут задумываться по - сути очень небезраличные люди. Несмотря на то, что у писателя как-то проскальзывает в речи : " мне нет не до кого дела, только до себя"... на самом деле фонит за километр как у него болит душа, как он ищет выхода из душевного тупика... рассуждает о человечестве... презирает человеческий примитивизм основанный на материальных благах и прячется за маской циника... даже " Сталкер" говорит ему и профессору, что они очень хорошие люди, раз дошли до комнаты, до конца -это немногим дано, что многие до них погибали...
Я не буду рассказывать, чем дело кончилось, когда они дошли до комнаты... Скажу лишь, что начала литься чистая вода, как элемент очищения, на мой взгляд. Вообще... в фильме мало трактовок, каждый сам найдет свой смысл и интерпретирует те или моменты и высказывания героев.
После очищения, а мне кажется, что зритель испытал некий катарсис вместе с героями, задаешь себе вопрос, а чтобы ты загадал... и понимаешь, что это уже неважно... все неважно... эта комната уже неважна... желание неважно... Потому, что если нет гармонии в душе, то никакое желание не сделает счастливым. А помог во всем этот разобраться путь до комнаты... некое очищение... в самом конце, циник - поэт прослезится...
Стоит отметить, что в фильме далеко не один философский смысл, вы наверняка найдете что-то свое.
Например, жена Сталкера, которую бесподобно сыграла Алиса Фрейндлих, говорит в конце фильма, когда Сталкер вернулся домой к ней и больной дочери. Дословно не помню, но основной смысл, что ей говорили все, что у него хрупкая структура, что он чуть ли не блаженный, что от Сталкеров рождаются больные дети, что у него мало денег, что будет очень тяжело, отговаривали от брака с ним. А она не на минуту не задумалась и вышла за него, что мол такова судьба, но если бы не было бы мучения, не было бы и счастья, что главное, она его любит. Не променяла его на "кошелек" и легкость бытия... На самом деле, чтобы любить Сталкера, нужно и самой быть немного блаженной... Такие женщины редкость (как и мужчины впрочем), но они есть. А еще - в ее словах скрытый посыл о том, что человек все просит исполнения желаний, но не понимает, что за все "требуется" расплата, чтобы не "зачерстветь" душе, духовно развиваться...(не превратиться в вечно жующих еду, как говорил Писатель по дороге в комнату)... она например, как бы ей не было тяжело, понимает, что она с любимым человеком и это главное...
И еще одна интересная вещь - наберите вконтакте " Выживший VS Тарковский". Вы увидите как некоторые кадры из фильма " Выживший" с Ди Каприо, позаимствованы у Тарковского. Очень забавно...
Фильм " Сталкер" получил в свое время специальную премию на Каннском фестивале.
Общее впечатление | Философский фильм. Чудо природы Запретная Зона. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14
Тарковский глубок и очень интересен. Но для меня чуток мрачноват. Мне всегда немного не хватает света, искры солнца в конце его фильмов)
"Сталкер",конечно,смотрела "тысячу лет назад". Для каждого-он свой.