Отзыв: Фильм "Настанет день" (2016) - Унизить, сломать, уничтожить!
Достоинства: просто, добротно, проникновенно
Недостатки: не все образы одинаково яркие
Сейчас на Западе на ребенка даже руку поднять нельзя. Особенно в скандинавских странах. Сейчас в их школах часто до старших классов не ставят оценок, не задают домашнего задания, а слово учителя - ничто. А ведь еще каких-то 50 лет назад все было иначе.
Место событий - Дания. 1967 год. Главные герои - младшеклассник Эльмар, мечтающий полететь в космос. И его старший брат - подросток Эрик, непокорный с железной волей и обостренным чувством справедливости. Эти двое мальчишек попадают в детский дом...
Все предельно просто. Ничего особенного. Но своей добротностью, даже старомодностью фильм подкупает. Я для себя открыла совершенно иное скандинавское кино. Без артхаусной нервозности, без погружений в какие-то страшные депрессивные крайности. Да, тут тоже есть крупноплановость. Но за детскими лицами вблизи наблюдать ой как интересно. Тем более, что мальчики-главные герои были почти всегда очень правдоподобны.
Почти, потому что порой было ощущение: слегка не дожали. Детскую душу выпотрошили не до конца. Пожалели. Уберегли. Ведь это вам не "Иди и смотри", во время съемок которого юный Кравченко специально голодал, вынужден был присутствовать при убийстве коровы, а потом еще и поседел в 15 лет. Я уверена, что производство "Настанет день" было более гуманным. Хотя и там были страшные моменты. Например, эпизод коллективного избиения и - особенно - наказания за мокрые штаны.
Кстати, о коллективном. В интернате, как нигде проявляются инстинкты толпы. Все против одного. Или все, как призраки. Чтобы выжить. А если ты не сумеешь стать призраком, перетерпеть, запихнуть свое достоинство на задворки души - ну, тогда тебе же хуже. Именно поэтому большинство предпочитает молчание. Ибо так безопаснее.
И так случается, что два брата становятся именно теми, кто "писает" против ветра. Идет против системы. И даже не потому, что они такие борцы сами по себе. А потому, что очень болезненно реагируют на пустые обещания. Ведь в какие-то моменты они согласны терпеть. Но только когда впереди - перспектива.
Помимо жестокости и произвола администрации, в фильме поднимается еще одна проблема - бюрократического формализма. Ох, уж эти чиновники и их чиновничьи подходы. Проверки, о которых заранее предупреждают, заискивание перед начальством, трепет перед наградами, проволочки, замыливание глаз. Все, что нам так хорошо знакомо - до нервного срыва, до слез. Бюрократическая машина порой убивает не хуже огнестрельного оружия!
Увидит зритель и такой порок, как педофилия. Радует, что здесь этому явлению дана резко отрицательная характеристика. Без попыток оправдать. А ведь в Интернете можно прочесть кучу страшных рассказов о том, что сейчас в Скандинавии педофилию чуть ли не поощряют. И мне хочется надеяться: это фейк.
Также интересен образ доброй феи - учительницы датского языка. Человека, который до определенного момента не в состоянии сопротивляться несправедливости. Который предпочитает уйти, вместо того, чтобы махать кулаками. Но который потом возвращается, чтобы помочь восстановить справедливость. Ведь лучше поздно, чем никогда. Ведь зло порой доходит до таких пределов, за которыми смерть.
Хотя для меня, этот образ был тоже немного не дожат. Слишком осторожная и аккуратная игра. Также мне показалась не до конца раскрытой тема отношений братьев со своими первоначальными ровесниками-недругами. Конфликт между подростками как-то сам по себе исчезает. Быть может, именно потому, что все эти мальчишки были в равной степени несчастны и им нечего было делить.
Фильм снят по реальным фактам. Несмотря на хэппи-энд, на дальнейшую жизнь воспитанников не могло не повлиять пребывание в том страшном датском интернате. Ведь очень многие проблемы взрослых родом из детства. А каким ты станешь, если тебя постоянно ломали? Ответ очевиден.
Зато становится хотя бы немного понятно, почему скандинавы нынче ударились в другую крайность - абсолютное торжество детей над родителями. Это тоже неправильно. Но это совсем другая история.
Место событий - Дания. 1967 год. Главные герои - младшеклассник Эльмар, мечтающий полететь в космос. И его старший брат - подросток Эрик, непокорный с железной волей и обостренным чувством справедливости. Эти двое мальчишек попадают в детский дом...
Все предельно просто. Ничего особенного. Но своей добротностью, даже старомодностью фильм подкупает. Я для себя открыла совершенно иное скандинавское кино. Без артхаусной нервозности, без погружений в какие-то страшные депрессивные крайности. Да, тут тоже есть крупноплановость. Но за детскими лицами вблизи наблюдать ой как интересно. Тем более, что мальчики-главные герои были почти всегда очень правдоподобны.
Почти, потому что порой было ощущение: слегка не дожали. Детскую душу выпотрошили не до конца. Пожалели. Уберегли. Ведь это вам не "Иди и смотри", во время съемок которого юный Кравченко специально голодал, вынужден был присутствовать при убийстве коровы, а потом еще и поседел в 15 лет. Я уверена, что производство "Настанет день" было более гуманным. Хотя и там были страшные моменты. Например, эпизод коллективного избиения и - особенно - наказания за мокрые штаны.
Кстати, о коллективном. В интернате, как нигде проявляются инстинкты толпы. Все против одного. Или все, как призраки. Чтобы выжить. А если ты не сумеешь стать призраком, перетерпеть, запихнуть свое достоинство на задворки души - ну, тогда тебе же хуже. Именно поэтому большинство предпочитает молчание. Ибо так безопаснее.
И так случается, что два брата становятся именно теми, кто "писает" против ветра. Идет против системы. И даже не потому, что они такие борцы сами по себе. А потому, что очень болезненно реагируют на пустые обещания. Ведь в какие-то моменты они согласны терпеть. Но только когда впереди - перспектива.
Помимо жестокости и произвола администрации, в фильме поднимается еще одна проблема - бюрократического формализма. Ох, уж эти чиновники и их чиновничьи подходы. Проверки, о которых заранее предупреждают, заискивание перед начальством, трепет перед наградами, проволочки, замыливание глаз. Все, что нам так хорошо знакомо - до нервного срыва, до слез. Бюрократическая машина порой убивает не хуже огнестрельного оружия!
Увидит зритель и такой порок, как педофилия. Радует, что здесь этому явлению дана резко отрицательная характеристика. Без попыток оправдать. А ведь в Интернете можно прочесть кучу страшных рассказов о том, что сейчас в Скандинавии педофилию чуть ли не поощряют. И мне хочется надеяться: это фейк.
Также интересен образ доброй феи - учительницы датского языка. Человека, который до определенного момента не в состоянии сопротивляться несправедливости. Который предпочитает уйти, вместо того, чтобы махать кулаками. Но который потом возвращается, чтобы помочь восстановить справедливость. Ведь лучше поздно, чем никогда. Ведь зло порой доходит до таких пределов, за которыми смерть.
Хотя для меня, этот образ был тоже немного не дожат. Слишком осторожная и аккуратная игра. Также мне показалась не до конца раскрытой тема отношений братьев со своими первоначальными ровесниками-недругами. Конфликт между подростками как-то сам по себе исчезает. Быть может, именно потому, что все эти мальчишки были в равной степени несчастны и им нечего было делить.
Фильм снят по реальным фактам. Несмотря на хэппи-энд, на дальнейшую жизнь воспитанников не могло не повлиять пребывание в том страшном датском интернате. Ведь очень многие проблемы взрослых родом из детства. А каким ты станешь, если тебя постоянно ломали? Ответ очевиден.
Зато становится хотя бы немного понятно, почему скандинавы нынче ударились в другую крайность - абсолютное торжество детей над родителями. Это тоже неправильно. Но это совсем другая история.
Общее впечатление | Унизить, сломать, уничтожить! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву16
А то, что в некоторых других странах (в том же СССР) все было еще хуже, я и не сомневаюсь.
Моя соседка как раз работает в норвежской школе. То, что учитель детям там не может слово поперек сказать, она подтверждает. Но информация о популяризации с раннего возраста "двух пап" необъективна. Ну, по крайней мере для Норвегии.
Но о том, что нравы портятся, знаю не понаслышке(((
А падение нравственности это когда блины с лопат едят и за колбасу дерутся.