Отзыв: Храм вечного огня Атешгях (Азербайджан, Баку) - Погружение в атмосферу древнейшей религии
Достоинства: Прекрасно восстановленный памятник древней азербайджанской культуры.
Недостатки: Удаленность от Баку.
Здравствуйте!
Сегодня я расскажу вам, уважаемые читатели, об одном из древнейших памятников азербайджанской истории и культуры - Храме вечного огня Атешгяк.
Но сначала немного предыстории. Наша четырехдневная поездка в Баку была организована весьма профессионально, что позволило за короткий срок пребывания в Азербайджане многое увидеть и, главное, об очень многом узнать из уст профессионального гида, сопровождавшего нас в поездке. А так как это был индивидуальный тур (группа состояла из четырех родственников), мы имели возможность получить сведения, выходящие далеко за пределы стандартных экскурсий.
Итак, отправившись на встречу с предметом моего отзыва, мы уже по дороге (ехать до заветного места из города примерно полчаса) начали погружаться в подробности азербайджанской истории. Пунктом назначения был поселок Сураханы, расположенный в 30 км от Баку. Сураханы в переводе с татского языка означает "горячий дом". Это связано с наличием в этой местности большого числа нефтяных колодцев.
Проехав по поселку, мы оказались на обширной замощенной камнем пустынной площади.
Перейдя площадь, подошли к каменной стене и входу на территорию Храма.
Под официальной музейной вывеской сохранился старый военно-топографический знак 1912 года.
Теперь настало время рассказать о религиозной сути Храма.
В разное время святилище почиталось поклонниками различных религиозных направлений, таких как зороастризм, индуизм, сикхизм. Храм огня (Храм огнеборцев) Атешгях был создан во 2-3 веках нашей эры во времена господства зороастрийцев, представителей древнейшей религии на территории Азербайджана.
Храм был построен на месте естественного выхода из-под земли горючего газа. При контакте с воздухом газ самовоспламенялся, и горение его продолжалось непрерывно. Древние местные жители называли его "вечным огнем". Огонь стал предметом божественного поклонения на многие века. Культ божественного огня, начало которому было положено зороастрийцами-огнепоклонниками, переходил из поколения в поколение. Так продолжалось до принятия ислама, когда Храм зороастрицев был разрушен, а сами огнепоклонники вынуждены были перебраться в Индию и там продолжить свою веру.
Однако, в средние века индусы-огнепоклонники, попадавшие на Апшерон, возобновили паломнические набеги в Суруханы. На месте древнего Храма стали сооружать постройки для пребывания паломников. В начале 18 века был построен новый Храм, сохранившийся без изменений до наших дней. Его-то мы и видим, войдя на священную территорию.
Мы уже знаем, что предки нынешних азербайджанцев - зороастрийцы - были огнепоклонниками. А в их ритуалах огонь играл главную роль, как символ очага и тепла.
В древности они следовали священной книге "Авесте" - учению пророка Зердушта (Зороастр, Заратустра), первому религиозно-философскому учению, в котором показан дуализм мироздания (добро и зло, день и ночь, причина и следствие...)
Закончить краткий экскурс в историю религиозных течений я хочу утверждением немецкого исследователя Г. Гунбаха, который считает, что зороастризм является матерью всех религий, т. к. в ней впервые появляется субъект Верховного божества.
Кстати, слово Азербайджан состоит из слов "Азер" – огонь, "бай" – уважаемый, "джан" – душа, то есть означает местность «души уважаемого огня».
Древние традиции сохранились и в ритуалах современных азербайджанцев.
Центральный Храм-алтарь в виде прямоугольной беседки стоит в центре огороженной в виде пятиугольника территории. По углам в отдалении находятся еще несколько очагов.
В центре алтаря - колодец, из которого бил вечно горящий огонь.
Вокруг алтаря по периметру сооружены кельи для паломников, молельни, караван-сарай.
Обычно паломники оставались на территории Храма по несколько недель. Это требовало обеспечивать хотя бы элементарные условия жизни.
Находясь на территории Храма, паломники предавались молитвам и духовному, а также телесному очищению. Поэтому основной их пищей были опаленные огнем фрукты и перетертые зерна растений.
В молитвах паломники порой доводили себя до полного изнеможения.
В бывших кельях представлена древняя посуда
ритуальная одежда
украшения
Много материалов посвящено истории Атешгяха
В середине 19 века в Азербайджане начался нефтяной бум, и в Сураханах предпринимателем Василием Кокоревым был построен первый в мире нефтеперегонный завод. Химиком-консультантом здесь стал Д. И. Менделеев.
В связи с этими событиями или по каким-то другим причинам выход газа из-под земли стал угасать. Это привело к падению интереса к Храму огня. В 1880 году Храм опустел.
Восстановлен он был в качестве музея лишь в 1975 году. Вечный огонь снова привлекает паломников и туристов. И не так важно, что газ теперь поступает по трубам, а не бьет из каменистой поверхности земли, как это было в прошлом.
Полтора часа, проведенные в этом мемориальном месте, позволили погрузиться в глубины истории. Этому очень способствует атмосфера Храма - тишина, полное спокойствие, ощущение замедления течения времени. Похожие ощущения возникали у меня во время пребывания в храмах Иерусалима.
Доведется побывать в Баку - очень рекомендую эту экскурсию. Я открыл для себя массу нового и интересного.
Вход в комплекс стоит 2 маната (80 рублей), разрешение на фото - столько же.
Часы работы: 10 - 18 час.
Добираться до Сурахан лучше на такси или с экскурсионной группой.
Сегодня я расскажу вам, уважаемые читатели, об одном из древнейших памятников азербайджанской истории и культуры - Храме вечного огня Атешгяк.
Но сначала немного предыстории. Наша четырехдневная поездка в Баку была организована весьма профессионально, что позволило за короткий срок пребывания в Азербайджане многое увидеть и, главное, об очень многом узнать из уст профессионального гида, сопровождавшего нас в поездке. А так как это был индивидуальный тур (группа состояла из четырех родственников), мы имели возможность получить сведения, выходящие далеко за пределы стандартных экскурсий.
Итак, отправившись на встречу с предметом моего отзыва, мы уже по дороге (ехать до заветного места из города примерно полчаса) начали погружаться в подробности азербайджанской истории. Пунктом назначения был поселок Сураханы, расположенный в 30 км от Баку. Сураханы в переводе с татского языка означает "горячий дом". Это связано с наличием в этой местности большого числа нефтяных колодцев.
Проехав по поселку, мы оказались на обширной замощенной камнем пустынной площади.
Перейдя площадь, подошли к каменной стене и входу на территорию Храма.
Под официальной музейной вывеской сохранился старый военно-топографический знак 1912 года.
Теперь настало время рассказать о религиозной сути Храма.
В разное время святилище почиталось поклонниками различных религиозных направлений, таких как зороастризм, индуизм, сикхизм. Храм огня (Храм огнеборцев) Атешгях был создан во 2-3 веках нашей эры во времена господства зороастрийцев, представителей древнейшей религии на территории Азербайджана.
Храм был построен на месте естественного выхода из-под земли горючего газа. При контакте с воздухом газ самовоспламенялся, и горение его продолжалось непрерывно. Древние местные жители называли его "вечным огнем". Огонь стал предметом божественного поклонения на многие века. Культ божественного огня, начало которому было положено зороастрийцами-огнепоклонниками, переходил из поколения в поколение. Так продолжалось до принятия ислама, когда Храм зороастрицев был разрушен, а сами огнепоклонники вынуждены были перебраться в Индию и там продолжить свою веру.
Однако, в средние века индусы-огнепоклонники, попадавшие на Апшерон, возобновили паломнические набеги в Суруханы. На месте древнего Храма стали сооружать постройки для пребывания паломников. В начале 18 века был построен новый Храм, сохранившийся без изменений до наших дней. Его-то мы и видим, войдя на священную территорию.
Мы уже знаем, что предки нынешних азербайджанцев - зороастрийцы - были огнепоклонниками. А в их ритуалах огонь играл главную роль, как символ очага и тепла.
В древности они следовали священной книге "Авесте" - учению пророка Зердушта (Зороастр, Заратустра), первому религиозно-философскому учению, в котором показан дуализм мироздания (добро и зло, день и ночь, причина и следствие...)
Закончить краткий экскурс в историю религиозных течений я хочу утверждением немецкого исследователя Г. Гунбаха, который считает, что зороастризм является матерью всех религий, т. к. в ней впервые появляется субъект Верховного божества.
Кстати, слово Азербайджан состоит из слов "Азер" – огонь, "бай" – уважаемый, "джан" – душа, то есть означает местность «души уважаемого огня».
Древние традиции сохранились и в ритуалах современных азербайджанцев.
Центральный Храм-алтарь в виде прямоугольной беседки стоит в центре огороженной в виде пятиугольника территории. По углам в отдалении находятся еще несколько очагов.
В центре алтаря - колодец, из которого бил вечно горящий огонь.
Вокруг алтаря по периметру сооружены кельи для паломников, молельни, караван-сарай.
Обычно паломники оставались на территории Храма по несколько недель. Это требовало обеспечивать хотя бы элементарные условия жизни.
Находясь на территории Храма, паломники предавались молитвам и духовному, а также телесному очищению. Поэтому основной их пищей были опаленные огнем фрукты и перетертые зерна растений.
В молитвах паломники порой доводили себя до полного изнеможения.
В бывших кельях представлена древняя посуда
ритуальная одежда
украшения
Много материалов посвящено истории Атешгяха
В середине 19 века в Азербайджане начался нефтяной бум, и в Сураханах предпринимателем Василием Кокоревым был построен первый в мире нефтеперегонный завод. Химиком-консультантом здесь стал Д. И. Менделеев.
В связи с этими событиями или по каким-то другим причинам выход газа из-под земли стал угасать. Это привело к падению интереса к Храму огня. В 1880 году Храм опустел.
Восстановлен он был в качестве музея лишь в 1975 году. Вечный огонь снова привлекает паломников и туристов. И не так важно, что газ теперь поступает по трубам, а не бьет из каменистой поверхности земли, как это было в прошлом.
Полтора часа, проведенные в этом мемориальном месте, позволили погрузиться в глубины истории. Этому очень способствует атмосфера Храма - тишина, полное спокойствие, ощущение замедления течения времени. Похожие ощущения возникали у меня во время пребывания в храмах Иерусалима.
Доведется побывать в Баку - очень рекомендую эту экскурсию. Я открыл для себя массу нового и интересного.
Вход в комплекс стоит 2 маната (80 рублей), разрешение на фото - столько же.
Часы работы: 10 - 18 час.
Добираться до Сурахан лучше на такси или с экскурсионной группой.
Время использования | 1.5 часа |
Стоимость | 160 ₽ |
Год посещения | 2016 |
Общее впечатление | Погружение в атмосферу древнейшей религии |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26