Отзыв: Музей "Главный штаб" (Россия, Санкт-Петербург) - Собрание натюрмортов великих живописцев
Достоинства: Удобное и компактное расположение произведений знаменитых художников
Недостатки: Нет
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Я и некоторые мои коллеги, активно пишущие в Отзовике, не раз упоминали в своих отзывах Главный штаб (филиал Эрмитажа) и различные выставки и экспозиции, расположенные в нём временно или на постоянной основе.
Сегодня я хочу рассказать вам о собрании натюрмортов, компактно размещенном в небольшом зале на четвертом этаже Главного штаба в Галерее памяти С Щукина и братьев Морозовых.
Это собрание представляет собой живописный оазис, внезапно открывающийся внимательному зрителю и надолго приковывающий к себе внимание. Среди череды портретов, пейзажей, жанровых сценок это небольшое собрание воспринимается как своеобразная живописная оранжерея.
Я условно назвал её выставкой, потому что формально отдельной выставки не существует. Но подбор полотен одного направления трех разных художников в непосредственной близости друг от друга, вполне позволяет сделать такое объединение. Во всяком случае, при знакомстве с этими картинами они воспринимаются, как некое целое. Это, конечно, моё, сугубо личное видение экспозиции. Но, возможно, вы согласитесь со мной, увидев эти картины.
Известный французский философ Блез Паскаль, рассуждая о живописи, заметил: "Какая странная живопись - натюрморт! Она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься." Не будучи философами, я думаю, мы с ним всё-таки согласимся.
Первый из авторов - Анри Фантен-Латур (1836 - 1904). Сначала посмотрим несколько его натюрмортов, а затем я немного расскажу о самом художнике.
Букет. 1860
Огромной популярностью там пользовались его многочисленные цветочные натюрморты, ставшие с тех пор его визитной карточкой.
Здесь уместно напомнить, что "натюрморт" в переводе означает "мертвая природа". Однако это значение никак не соотносится с яркими и живыми картинами художника.
Лимон, яблоко, апельсин и тюльпаны. 1865
Букет роз и настурций в вазе. 1883
Вот что сказал об этих натюрмортах Эмиль Золя: "Холсты г-на Фантен-Латура не бросаются в глаза и не бросаются к вам со стен. Чтобы проникнуться ими, их нужно рассматривать внимательно и долго. Тогда до вас дойдет их простая правда, и вы к ним обязательно вернетесь."
Второй автор - Огюст Ренуар (1841 - 1919) известен как яркий представитель импрессионизма, автор многочисленных портретов, всевозможных жанровых сцен, романтических сюжетов с обнаженной натурой, создавший свой неповторимый и сразу узнаваемый, чуть затуманенный стиль письма. В этой манере он писал до середины 1890-х годов. Однако жизненные коллизии и связанные с ними душевные переживания вернули художника к прежней, классической манере, в которой и написаны представленные в коллекции натюрморты.
Яблоки и цветы. 1896
Такие шедевры создавал величайший художник всех времен, будучи уже тяжело больным. Известно, что после паралича, перенесенного в 1912 году, он был прикован к инвалидному креслу и не мог самостоятельно взять в руку кисть. Ему помогали в этом, и он продолжал писать... Можно ли поверить в это, глядя на великолепные картины?
И последний автор, чей натюрморт оказался по соседству с перечисленными выше, Гюстав Курбе (1819-1877). Известный, как художник-реалист, имеющий в своем послужном списке картины, причисленные к категории шокирующих и даже провокационных (таково его "Происхождение мира"), он писал и натюрморты.
Один из них - "Цветы (камелии, тюльпаны, ирисы и другие цветы в двух горшках)", написанный в 1863 году, мы видим в зале.
Эта картина не так жизнерадостна и ярка, как предыдущие цветочные композиции. Но она привлекает своей наполненностью и некоторой таинственностью, вызываемой темным фоном и отсутствием, в связи с этим, заднего плана.
Вот такая она, цветочная оранжерея, которая вызвала у меня желание поделиться с вами своими впечатлениями и возникшими ассоциациями.
Всё правое крыло четвертого этажа Главного штаба - это, практически, сплошная картинная галерея. Каждый посетитель, я уверен, может полюбоваться этим прекрасным собранием живописи и, возможно, выделить для себя наиболее запомнившиеся произведения, как это попробовал сделать я в своем отзыве.
Напоминаю, что попасть в Главный штаб можно, купив общий билет в Эрмитаж. Также возможно отдельное посещение Главного штаба по билету, приобретенному в его кассе.
Желаю вам новых ярких и приятных впечатлений.
Я и некоторые мои коллеги, активно пишущие в Отзовике, не раз упоминали в своих отзывах Главный штаб (филиал Эрмитажа) и различные выставки и экспозиции, расположенные в нём временно или на постоянной основе.
Сегодня я хочу рассказать вам о собрании натюрмортов, компактно размещенном в небольшом зале на четвертом этаже Главного штаба в Галерее памяти С Щукина и братьев Морозовых.
Это собрание представляет собой живописный оазис, внезапно открывающийся внимательному зрителю и надолго приковывающий к себе внимание. Среди череды портретов, пейзажей, жанровых сценок это небольшое собрание воспринимается как своеобразная живописная оранжерея.
Я условно назвал её выставкой, потому что формально отдельной выставки не существует. Но подбор полотен одного направления трех разных художников в непосредственной близости друг от друга, вполне позволяет сделать такое объединение. Во всяком случае, при знакомстве с этими картинами они воспринимаются, как некое целое. Это, конечно, моё, сугубо личное видение экспозиции. Но, возможно, вы согласитесь со мной, увидев эти картины.
Известный французский философ Блез Паскаль, рассуждая о живописи, заметил: "Какая странная живопись - натюрморт! Она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься." Не будучи философами, я думаю, мы с ним всё-таки согласимся.
Первый из авторов - Анри Фантен-Латур (1836 - 1904). Сначала посмотрим несколько его натюрмортов, а затем я немного расскажу о самом художнике.
Букет. 1860
Огромной популярностью там пользовались его многочисленные цветочные натюрморты, ставшие с тех пор его визитной карточкой.
Здесь уместно напомнить, что "натюрморт" в переводе означает "мертвая природа". Однако это значение никак не соотносится с яркими и живыми картинами художника.
Лимон, яблоко, апельсин и тюльпаны. 1865
Букет роз и настурций в вазе. 1883
Вот что сказал об этих натюрмортах Эмиль Золя: "Холсты г-на Фантен-Латура не бросаются в глаза и не бросаются к вам со стен. Чтобы проникнуться ими, их нужно рассматривать внимательно и долго. Тогда до вас дойдет их простая правда, и вы к ним обязательно вернетесь."
Второй автор - Огюст Ренуар (1841 - 1919) известен как яркий представитель импрессионизма, автор многочисленных портретов, всевозможных жанровых сцен, романтических сюжетов с обнаженной натурой, создавший свой неповторимый и сразу узнаваемый, чуть затуманенный стиль письма. В этой манере он писал до середины 1890-х годов. Однако жизненные коллизии и связанные с ними душевные переживания вернули художника к прежней, классической манере, в которой и написаны представленные в коллекции натюрморты.
Яблоки и цветы. 1896
Такие шедевры создавал величайший художник всех времен, будучи уже тяжело больным. Известно, что после паралича, перенесенного в 1912 году, он был прикован к инвалидному креслу и не мог самостоятельно взять в руку кисть. Ему помогали в этом, и он продолжал писать... Можно ли поверить в это, глядя на великолепные картины?
И последний автор, чей натюрморт оказался по соседству с перечисленными выше, Гюстав Курбе (1819-1877). Известный, как художник-реалист, имеющий в своем послужном списке картины, причисленные к категории шокирующих и даже провокационных (таково его "Происхождение мира"), он писал и натюрморты.
Один из них - "Цветы (камелии, тюльпаны, ирисы и другие цветы в двух горшках)", написанный в 1863 году, мы видим в зале.
Эта картина не так жизнерадостна и ярка, как предыдущие цветочные композиции. Но она привлекает своей наполненностью и некоторой таинственностью, вызываемой темным фоном и отсутствием, в связи с этим, заднего плана.
Вот такая она, цветочная оранжерея, которая вызвала у меня желание поделиться с вами своими впечатлениями и возникшими ассоциациями.
Всё правое крыло четвертого этажа Главного штаба - это, практически, сплошная картинная галерея. Каждый посетитель, я уверен, может полюбоваться этим прекрасным собранием живописи и, возможно, выделить для себя наиболее запомнившиеся произведения, как это попробовал сделать я в своем отзыве.
Напоминаю, что попасть в Главный штаб можно, купив общий билет в Эрмитаж. Также возможно отдельное посещение Главного штаба по билету, приобретенному в его кассе.
Желаю вам новых ярких и приятных впечатлений.
Время использования | Неоднократно |
Год посещения | 2016 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Собрание натюрмортов великих живописцев |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву24
А теперь еще и после Вашего отзыва ноги сами ведут меня на Дворцовую площадь. К своему стыду ни разу не была в Главном штабе, но обязательно восполню этот пробел.
Хочу добавить, что Эрмитаж и его филиалы пенсионеры могут посещать бесплатно.