Отзыв: Фильм "Сталкер" (1979) - Моя любимая кинокартина
Достоинства: Кладезь вечных тем и вопросов, актеры, музыка. Лучший фильм Тарковского
Недостатки: Обычному зрителю тут делать нечего
Начну с того, что Андрей Тарковский - один из моих глубокопочитаемых и любимых кинорежиссеров. Человек-легенда в мире кинематографа как советского, так и западного рубежа. Преисполненного собственного, уникального стиля, видения окружающего мира и понимания его ценностей, этот человек снимал именно так как хотел снимать, как видел свое детище изначально, не прогибаясь под продюсеров, желавших лишь приток прибыли, ни под среднестатистического зрителя, зачастую находившего картины режиссера излишне затянутыми и претенциозными. Про утверждение о продюсерах я возможно и приукрасил, поскольку Тарковский уже на первых порах заручился у мастистых коллег одобрительной репутацией, что давало ему право полностью руководить процессом съемок. Да что там, Тарковский родился и вошел в мир кино в очень удобное время, когда молодые, талантливые деятели искусства ещё благосклонно воспринимались на поприще отечественного кинематографа. Возможно я кажусь черезчур наивным, но я просто хочу сказать, что (цитируя подобных мне сотни раз) у Тарковского собственное творчество стояло значительно ближе, нежели идущая в последствии от него выручка.
Можно бесконечно долго говорить о нем, и о его авторских бомбах в мире кино, но придти в итоге к одному простому выводу. Конечно, он - режиссер своеобразный, на любителя, прежде всего, кино в самом глубочайшем его проявлении. Не зря ведь многие именитые режиссеры почитают его картины. Пока что я постараюсь емко уложить мнение о "Сталкере" 1979 года.
Итак, начнем с общеизвестного: "Сталкер" - это, прежде всего, творение по мотивам книжного первоисточника "Пикника на обочине" братьев Стругацких. Фабула этой книги была практически полностью изменена, ведь Тарковский, как настоящий художник, не стал делать перессказ, а позволил себе совершенно иной взгляд на историю и их героев. От того и все фанаты, прочитавшие книгу, незаслуженно отрекаются от этого фильма. Так было с лентой "Солярис" (хотя там, конечно, не столь кардинальные изменения), так и произошло со "Сталкером". Фильм же не носит одноименное название, как у творения Стругацких, да и смысла там не меньше чем в книге, если не сказать, что больше. Тарковский копал в этом фильме такую глубокую яму, что едва сам не остался в ней. Нечто схожее можно увидеть в картине "Апокалипсис сегодня" Ф. Ф. Копполы. Герои обоих лент пускаются в поход, на протяжении которого постоянно задаются извечными и очень терпкими вопросами.
В "Сталкере" все исчисляется стандартными художественными приемами позднего Тарковского: размеренное повествование, черно-белые эпизоды, бесконечно долгие планы без монтажных склеек, вездесущее присутствие воды, и, к сожалению, последняя роль Анатолия Солоницына в работах режиссера. Про количество образов, метафор, аллюзий и аллегорий и говорить не приходиться. Их там столько, что разглядеть, уловить и понять их, возможно только после многократного пересмотра. А какие тут диалоги... М-мм...
Лично мне этот фильм приходиться особо очаровательным, так как я являюсь поклонником постапокалиптического жанра. Вся её грязная визуальная эстетика погружает меня в некий транс и после просмотра (прибавляйте сюда весь груз тем, что он поднимает и методично ударяет по голове, заставляя анализировать; историю, составленную целиком из образов; и непревзойденных актеров...), я каждый раз остаюсь, словно у разбитого корыта. Приходится вновь, но уже самостоятельно, выискивать ответы и поражаться смысловым наполнением: Что есть Вера? Природа человека? Его истинные желания? Истинное предназначение? Его сущность? Его искусство? Да хоть элементарные вопросы экологии. И все это в вымышленном мире на реалиях позднего СССР, где герои не имеют как таковых имен, где существует два мира: мир людей, и мир Зоны. Фильм оставляет очень гнетущее впечатление, и неподготовленного может отпугнуть уже на первых двадцати минутах, что уж говорить о финале. Который, как и сам фильм, можно интерпретировать по разному.
Не менее легендарным и вымученным является и само производство фильма. Тарковский три раза менял съемочную группу. Первые съемки прошли удачно, однако роковой случай в хранилище "Мосфильма" (а именно пожар в монтажной, где хранились отснятые материалы) внес разлад с великим советским оператором Георгием Рербергом, работавшим до этого с режиссером над фильмом "Зеркало". Именно Рерберг в начале съемок нашел подходящую натуру недалеко от Таллина, в районе руин старой электростанции, что идеально подходило под видение обоих авторов. После Рерберга, на должность оператора Тарковский взял Александра Княжинского, с которым переснял "Сталкера" практически с нуля. Тем не менее, небольшая часть кадров Рерберга все же вошла в финальную версию картины. К большому несчастью, работа над "Сталкером" велась в сильно загрязненном химическими шлаками районе и стала отправной точкой для последующей смерти многих знаковых актеров и членов съёмочной группы.
Суммируя все вышесказанное, я нисколечки не побоюсь сказать, что с картиной "Сталкер" киноискусство достигло своего потолка. Какими бы лощенными, вылизанными и доступными не были другие представители, как бы не прекрывали они истинное, настоящее... Такую искреннюю изнанку, такую монолитную притчу о человеке не расскажет никто болей так, как это смог Андрей Арсеньевич. Это полотно, где я могу утонуть на все три часа и наслаждаться каждым мигом. Думаю не всем по нраву такие целительные "грязевые" ванны, но только так я могу подпитывать свое творчество, и разумеется, укреплять свое собственное видение.
Это лучшее (лично для меня), что может предложить на сегодняшний день такая отрасль искусства как кинематограф. Жаль, правда, что она, скорее всего, ею и останется. Опять же напомню о таком явлении, как Андрей Тарковский, который внес огромный вклад в мировое кино, повлияв на умы многих уже зрелых талантов. Светлая память великому человеку, великому режиссеру, прошедшему в творчестве очень символичный путь. Но об этом как-нибудь в другой раз...
А "Сталкера" я не забуду никогда...
Можно бесконечно долго говорить о нем, и о его авторских бомбах в мире кино, но придти в итоге к одному простому выводу. Конечно, он - режиссер своеобразный, на любителя, прежде всего, кино в самом глубочайшем его проявлении. Не зря ведь многие именитые режиссеры почитают его картины. Пока что я постараюсь емко уложить мнение о "Сталкере" 1979 года.
Итак, начнем с общеизвестного: "Сталкер" - это, прежде всего, творение по мотивам книжного первоисточника "Пикника на обочине" братьев Стругацких. Фабула этой книги была практически полностью изменена, ведь Тарковский, как настоящий художник, не стал делать перессказ, а позволил себе совершенно иной взгляд на историю и их героев. От того и все фанаты, прочитавшие книгу, незаслуженно отрекаются от этого фильма. Так было с лентой "Солярис" (хотя там, конечно, не столь кардинальные изменения), так и произошло со "Сталкером". Фильм же не носит одноименное название, как у творения Стругацких, да и смысла там не меньше чем в книге, если не сказать, что больше. Тарковский копал в этом фильме такую глубокую яму, что едва сам не остался в ней. Нечто схожее можно увидеть в картине "Апокалипсис сегодня" Ф. Ф. Копполы. Герои обоих лент пускаются в поход, на протяжении которого постоянно задаются извечными и очень терпкими вопросами.
В "Сталкере" все исчисляется стандартными художественными приемами позднего Тарковского: размеренное повествование, черно-белые эпизоды, бесконечно долгие планы без монтажных склеек, вездесущее присутствие воды, и, к сожалению, последняя роль Анатолия Солоницына в работах режиссера. Про количество образов, метафор, аллюзий и аллегорий и говорить не приходиться. Их там столько, что разглядеть, уловить и понять их, возможно только после многократного пересмотра. А какие тут диалоги... М-мм...
Лично мне этот фильм приходиться особо очаровательным, так как я являюсь поклонником постапокалиптического жанра. Вся её грязная визуальная эстетика погружает меня в некий транс и после просмотра (прибавляйте сюда весь груз тем, что он поднимает и методично ударяет по голове, заставляя анализировать; историю, составленную целиком из образов; и непревзойденных актеров...), я каждый раз остаюсь, словно у разбитого корыта. Приходится вновь, но уже самостоятельно, выискивать ответы и поражаться смысловым наполнением: Что есть Вера? Природа человека? Его истинные желания? Истинное предназначение? Его сущность? Его искусство? Да хоть элементарные вопросы экологии. И все это в вымышленном мире на реалиях позднего СССР, где герои не имеют как таковых имен, где существует два мира: мир людей, и мир Зоны. Фильм оставляет очень гнетущее впечатление, и неподготовленного может отпугнуть уже на первых двадцати минутах, что уж говорить о финале. Который, как и сам фильм, можно интерпретировать по разному.
Не менее легендарным и вымученным является и само производство фильма. Тарковский три раза менял съемочную группу. Первые съемки прошли удачно, однако роковой случай в хранилище "Мосфильма" (а именно пожар в монтажной, где хранились отснятые материалы) внес разлад с великим советским оператором Георгием Рербергом, работавшим до этого с режиссером над фильмом "Зеркало". Именно Рерберг в начале съемок нашел подходящую натуру недалеко от Таллина, в районе руин старой электростанции, что идеально подходило под видение обоих авторов. После Рерберга, на должность оператора Тарковский взял Александра Княжинского, с которым переснял "Сталкера" практически с нуля. Тем не менее, небольшая часть кадров Рерберга все же вошла в финальную версию картины. К большому несчастью, работа над "Сталкером" велась в сильно загрязненном химическими шлаками районе и стала отправной точкой для последующей смерти многих знаковых актеров и членов съёмочной группы.
Суммируя все вышесказанное, я нисколечки не побоюсь сказать, что с картиной "Сталкер" киноискусство достигло своего потолка. Какими бы лощенными, вылизанными и доступными не были другие представители, как бы не прекрывали они истинное, настоящее... Такую искреннюю изнанку, такую монолитную притчу о человеке не расскажет никто болей так, как это смог Андрей Арсеньевич. Это полотно, где я могу утонуть на все три часа и наслаждаться каждым мигом. Думаю не всем по нраву такие целительные "грязевые" ванны, но только так я могу подпитывать свое творчество, и разумеется, укреплять свое собственное видение.
Это лучшее (лично для меня), что может предложить на сегодняшний день такая отрасль искусства как кинематограф. Жаль, правда, что она, скорее всего, ею и останется. Опять же напомню о таком явлении, как Андрей Тарковский, который внес огромный вклад в мировое кино, повлияв на умы многих уже зрелых талантов. Светлая память великому человеку, великому режиссеру, прошедшему в творчестве очень символичный путь. Но об этом как-нибудь в другой раз...
А "Сталкера" я не забуду никогда...
Общее впечатление | Моя любимая кинокартина |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1