Отзыв: Фильм "Одержимость" (2014) - Размышления об амбициях и неприятные воспоминания об музыкалке
Достоинства: Игра актеров, идея, музыкально сопровождение
Недостатки: Нет
Фильм «Одержимость» (Whiplash) 2014 года получил в свое время три Оскара, в том числе и за мужскую роль второго плана. Если сюда приплюсовать множество положительных отзывов, то уже становится интересно.
Итак, главный герои – совсем молодой юноша Эндрю Ниман, барабанщик, посещающий консерваторию. Он не просто любит свое дело, он еще и амбициозен и приходит на прослушивание к местной знаменитости – дирижеру Теренсу Флетчеру. Этот преподаватель славится своим скверным характером, но возглавляет оркестр, который считается очень крутым в этом учебном заведении. В итоге Эндрю добивается своего, но что он в итоге получает от этого?
С первого взгляда может показаться, что этот фильм о трудном пути через тернии к своей мечте, и я читала что-то подобное в отзывах. Но лично мне сложно представить, как от этого фильма можно на что-то воодушевиться, скорее наоборот. Мне вообще казалось, что режиссер этого фильма воплощает свои кошмарные детские воспоминания о музыкалке. Вот у меня они то и дело всплывали по ходу просмотра – эти бесконечные репетиции, унижения от преподавателей, и постоянное чувство, что все, что я играю, не так, а как надо я просто не могу понять. Вот и у Эндрю так же. Попал он в оркестр своей мечты к Теренсу Флетчеру (этакий Грегори Хаус от музыки) и началось это все. Этот дирижер сначала кажется вроде ничего, но очень быстро он превращается в жуткого психопата, давящего на психику еще совсем молодых студентов, которые совсем не знают, как себя вести в таких обстоятельствах.
В конце концов в школе авторитет учителей бывает настолько непреклонным, что дети подчиняются им беспрекословно, даже когда это им явно не на пользу. И эту сформировавшуся с ранних лет привычку подчиняться подростки несут с собой дальше в жизни, в ВУЗы, в отношения с друзьями и в романтические отношения, работу, и, порой, надо очень много времени иили сеансов психотерапии, чтобы человек научился проводить черту, за которую никому даже самому авторитетному авторитету нельзя переступать. В группе у Флетчера все вот такие вот запуганные и затравленные молодые люди, боящиеся сказать ему слово против, которые подвергаются моральным, а, порой и физическим, мучениям. Однако они все считают, что каким-то образом на них сошла благодать от того, что Флетчер их учит, и, парадоксальным образом, он для них царь и бог, и самый страшный кошмар для них – это быть изгнанным из этого самого оркестра. На мой взгляд, это один самых неприятных порочных кругов, в который может попасть человек.
Для меня этот фильм в первую очередь об амбициях и о том, насколько на самом деле высока цена раскрытия своего таланта. С амбициями все довольно просто. Амбиции – это удовлетворение эго, но они не приносят счастья. Счастье, на мой взгляд, это вовсе никогда тебя понимают (я вообще никогда не понимала этой фразы). Счастье – это когда человек живет в гармонии с собой, и занимается тем, что ему приносит удовольствие, то есть когда он сам понимает себя и свои потребности. К сожалению, этому как раз мало кто обучен, и люди вместо того, чтобы искать свой путь, добиваются общепризнанных успехов. Ради чего только люди не калечат себя – оценки, незначительное повышение в окладе, должность начальника отдела в затрапезном ООО, конкурсы красоты и рейтинги на популярных сайтах. Мне кажется, в данном случае игра на барабанах была выбрана специально, чтобы показать, что даже вот в такой творческой и необычной профессии все как везде.
Пусть Эндрю и любит свои барабаны, в итоге игра на них для него превращается в пытку. А смысл всего этого? Попасть в самый лучший симфонический оркестр мира? Это не принесет пользу ни самому Эндрю, ни кому-то вообще в мире. Ну, может, какие-то единичные любители смогут отметить отличную игру барабанщика на данном концерте. К тому же эта погоня за амбициями заставляет постоянно оборачиваться на оценки и требования других людей. Меня просто коробило на тех сценах, когда Флетчер издевался над студентами, заставляя их играть снова и снова одно и тоже место в партитуре, крича на них, что они играют не в его темпе. А кто сказал, что темп, заданный этим конкретным дирижером такой, какой он и должен быть? Может, если сыграть иначе, будет даже лучше. Но Эндрю некогда над этим задумывается, потому что вся его жизнь отныне вертится вокруг капризов его преподавателя, от которого зависит теперь почти все в жизни главного героя. Дело в том, что когда человек следует за амбициями, оценки окружающих людей и мнения авторитетов очень важны, потому что как иначе можно понять, перешел ли ты на следующую ступеньку "добивания чего в жизни" или нет? Для Эндрю таким авторитом стал Флетчер, который знает "как надо", а сам Эндрю уже ничего не знает, кроме того, что надо слушаться дирижера, и от него самого уже почти ничего не зависит, поскольку Флетчер исходя из своей прихоти может возвысить участника оркестра, или выгнать ни за что, и вовсе не важно, как хорошо человек играет.
У Эндрю, впрочем, его одержимость усугубляется комплексом из детства, вроде как его мать оставила его отца, потому что отец не добился толком ничего в жизни. И для Эндрю надо обязательно добиться. Он даже не может строить нормальные отношения с девушкой. Его постоянно преследует ужас быть брошенным в случае, если он окажется неудачником. Конечно же, Эндрю не понимает, что таким образом мысли сам себя делает неудачником.
Интересная тема раскрытия таланта была поднята самим Флетчером ближе в концу фильма. Он объясняет, почему он такой злой, мол, это он так помогает людям прыгнуть за пределы своих возможностей. Если студентов не подгонять, не вынуждать работать денно и нощно за гранью их сил, то они так и останутся посредственностями. Его рассуждения звучат очень убедительно, и даже я в какой-то момент подумала, что, может, он не просто изверг, самоутверждающийся, унижая своих студентов. Может, он и вправду действует из благих намерений? Но, все же, нет. Опыт подсказывает, что талант раскрывается, только когда стимул идет изнутри, когда человек по настоящему получается удовольствие от того, что он делает. И уж точно, не когда стимул находится снаружи в виде плетки и криков, как это происходит с Эндрю. В этом фильме было прекрасно показано, что с таким подходом желание достигнуть совершенства в игре, у Эндрю очень быстро подменилось желанием получить скудную похвалу от преподавателя и место в оркестре во время важного выступления. Да, главный герой отстаивает свое "я" в конце фильме. Но не понятно, что ним стало дальше. Был ли это единичный случай или все-таки Эндрю удастся найти свой путь в барабанном деле?
Я рекомендую фильм «Одержимость», снят он отлично, пусть и бюджет у него не высок. Роли сыграны великолепно, актер, изобразивший Флетчера как раз и получил Оскар. Мне также очень понравились операторская работа и, разумеется, музыкальное сопровождение. Фильм нельзя назвать развлекательным, но это именно тот случай, когда можно без зазрения совести использовать слово «искусство».
Итак, главный герои – совсем молодой юноша Эндрю Ниман, барабанщик, посещающий консерваторию. Он не просто любит свое дело, он еще и амбициозен и приходит на прослушивание к местной знаменитости – дирижеру Теренсу Флетчеру. Этот преподаватель славится своим скверным характером, но возглавляет оркестр, который считается очень крутым в этом учебном заведении. В итоге Эндрю добивается своего, но что он в итоге получает от этого?
С первого взгляда может показаться, что этот фильм о трудном пути через тернии к своей мечте, и я читала что-то подобное в отзывах. Но лично мне сложно представить, как от этого фильма можно на что-то воодушевиться, скорее наоборот. Мне вообще казалось, что режиссер этого фильма воплощает свои кошмарные детские воспоминания о музыкалке. Вот у меня они то и дело всплывали по ходу просмотра – эти бесконечные репетиции, унижения от преподавателей, и постоянное чувство, что все, что я играю, не так, а как надо я просто не могу понять. Вот и у Эндрю так же. Попал он в оркестр своей мечты к Теренсу Флетчеру (этакий Грегори Хаус от музыки) и началось это все. Этот дирижер сначала кажется вроде ничего, но очень быстро он превращается в жуткого психопата, давящего на психику еще совсем молодых студентов, которые совсем не знают, как себя вести в таких обстоятельствах.
В конце концов в школе авторитет учителей бывает настолько непреклонным, что дети подчиняются им беспрекословно, даже когда это им явно не на пользу. И эту сформировавшуся с ранних лет привычку подчиняться подростки несут с собой дальше в жизни, в ВУЗы, в отношения с друзьями и в романтические отношения, работу, и, порой, надо очень много времени иили сеансов психотерапии, чтобы человек научился проводить черту, за которую никому даже самому авторитетному авторитету нельзя переступать. В группе у Флетчера все вот такие вот запуганные и затравленные молодые люди, боящиеся сказать ему слово против, которые подвергаются моральным, а, порой и физическим, мучениям. Однако они все считают, что каким-то образом на них сошла благодать от того, что Флетчер их учит, и, парадоксальным образом, он для них царь и бог, и самый страшный кошмар для них – это быть изгнанным из этого самого оркестра. На мой взгляд, это один самых неприятных порочных кругов, в который может попасть человек.
Для меня этот фильм в первую очередь об амбициях и о том, насколько на самом деле высока цена раскрытия своего таланта. С амбициями все довольно просто. Амбиции – это удовлетворение эго, но они не приносят счастья. Счастье, на мой взгляд, это вовсе никогда тебя понимают (я вообще никогда не понимала этой фразы). Счастье – это когда человек живет в гармонии с собой, и занимается тем, что ему приносит удовольствие, то есть когда он сам понимает себя и свои потребности. К сожалению, этому как раз мало кто обучен, и люди вместо того, чтобы искать свой путь, добиваются общепризнанных успехов. Ради чего только люди не калечат себя – оценки, незначительное повышение в окладе, должность начальника отдела в затрапезном ООО, конкурсы красоты и рейтинги на популярных сайтах. Мне кажется, в данном случае игра на барабанах была выбрана специально, чтобы показать, что даже вот в такой творческой и необычной профессии все как везде.
Пусть Эндрю и любит свои барабаны, в итоге игра на них для него превращается в пытку. А смысл всего этого? Попасть в самый лучший симфонический оркестр мира? Это не принесет пользу ни самому Эндрю, ни кому-то вообще в мире. Ну, может, какие-то единичные любители смогут отметить отличную игру барабанщика на данном концерте. К тому же эта погоня за амбициями заставляет постоянно оборачиваться на оценки и требования других людей. Меня просто коробило на тех сценах, когда Флетчер издевался над студентами, заставляя их играть снова и снова одно и тоже место в партитуре, крича на них, что они играют не в его темпе. А кто сказал, что темп, заданный этим конкретным дирижером такой, какой он и должен быть? Может, если сыграть иначе, будет даже лучше. Но Эндрю некогда над этим задумывается, потому что вся его жизнь отныне вертится вокруг капризов его преподавателя, от которого зависит теперь почти все в жизни главного героя. Дело в том, что когда человек следует за амбициями, оценки окружающих людей и мнения авторитетов очень важны, потому что как иначе можно понять, перешел ли ты на следующую ступеньку "добивания чего в жизни" или нет? Для Эндрю таким авторитом стал Флетчер, который знает "как надо", а сам Эндрю уже ничего не знает, кроме того, что надо слушаться дирижера, и от него самого уже почти ничего не зависит, поскольку Флетчер исходя из своей прихоти может возвысить участника оркестра, или выгнать ни за что, и вовсе не важно, как хорошо человек играет.
У Эндрю, впрочем, его одержимость усугубляется комплексом из детства, вроде как его мать оставила его отца, потому что отец не добился толком ничего в жизни. И для Эндрю надо обязательно добиться. Он даже не может строить нормальные отношения с девушкой. Его постоянно преследует ужас быть брошенным в случае, если он окажется неудачником. Конечно же, Эндрю не понимает, что таким образом мысли сам себя делает неудачником.
Интересная тема раскрытия таланта была поднята самим Флетчером ближе в концу фильма. Он объясняет, почему он такой злой, мол, это он так помогает людям прыгнуть за пределы своих возможностей. Если студентов не подгонять, не вынуждать работать денно и нощно за гранью их сил, то они так и останутся посредственностями. Его рассуждения звучат очень убедительно, и даже я в какой-то момент подумала, что, может, он не просто изверг, самоутверждающийся, унижая своих студентов. Может, он и вправду действует из благих намерений? Но, все же, нет. Опыт подсказывает, что талант раскрывается, только когда стимул идет изнутри, когда человек по настоящему получается удовольствие от того, что он делает. И уж точно, не когда стимул находится снаружи в виде плетки и криков, как это происходит с Эндрю. В этом фильме было прекрасно показано, что с таким подходом желание достигнуть совершенства в игре, у Эндрю очень быстро подменилось желанием получить скудную похвалу от преподавателя и место в оркестре во время важного выступления. Да, главный герой отстаивает свое "я" в конце фильме. Но не понятно, что ним стало дальше. Был ли это единичный случай или все-таки Эндрю удастся найти свой путь в барабанном деле?
Я рекомендую фильм «Одержимость», снят он отлично, пусть и бюджет у него не высок. Роли сыграны великолепно, актер, изобразивший Флетчера как раз и получил Оскар. Мне также очень понравились операторская работа и, разумеется, музыкальное сопровождение. Фильм нельзя назвать развлекательным, но это именно тот случай, когда можно без зазрения совести использовать слово «искусство».
Общее впечатление | Размышления об амбициях и неприятные воспоминания об музыкалке |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву22
У меня, к счастью, нет таких жутких воспоминаний из музыкалки. Нас не гнобили. Но у меня воспоминания унылые. Очень скучная была программа.
Ну, в итоге Флетчер вроде как парня оценил, пусть и погрузив в такое д…… Хотя не факт, что кому-то от этого стало лучше. Открытый такой финал, имхо