Отзыв: Музей Карнавале (Франция, Париж) - Музей с парижской душой
Достоинства: интересно, познавательно, красиво и бесплатно
Недостатки: не все залы бывают открыты одновременно
Самый «парижский» музей Парижа – это (не удивляйтесь!) не Лувр, не Орсе и уж тем более не Центр Помпиду. Его название не печатают на первых страницах путеводителей, и хорошо, если он вообще хоть как-то упоминается в них. Об этом музее рассказывают далеко не все гиды: разве что если тема экскурсии имеет какое-то отношение к кварталу Маре. Речь идет о музее истории Парижа, или, как его кратко называют в самом Париже – музее Карнавале.
О существовании музея Карнавале (ударение падает на последнюю букву) я узнала из книг, когда составляла маршрут прогулки по одному из самых интересных в историческом плане, самых изысканных и очаровательных кварталов Парижа – кварталу Маре. Квартал Маре – довольно объемная, многогранная тема, которая заслуживает отдельного рассмотрения, и я, как только появится такая возможность, непременно познакомлю вас с ним. А сейчас я буду рассказывать именно о музее.
Должна вам сказать, что книжное описание его отличительных черт почти совпало с увиденной на месте картиной. Действительно, здесь нет преобладания приезжих туристов и тем более туристических групп. Все туристы, которых мы видели, либо путешествовали в одиночку, либо небольшими компаниями (как правило, или пары, или семьи с одним-двумя детьми). Действительно, в его залах звучала преимущественно французская речь. Хотя справедливости ради надо отметить, что людей в музее Карнавале было немного: в Париже тогда начался сезон отпусков, и парижане, скорее всего, куда-нибудь уехали из столицы.
Вход в музей не стоит ни цента, т. е. увидеть его основную коллекцию можно бесплатно. Плата взимается только за посещение каких-либо временных выставок.
В Интернете, на некоторых туристических сайтах пишут (или, точнее, самозабвенно списывают друг у друга, не удосужившись проверить факты), что вся информация об экспонатах музея представлена только на французском языке. Возможно, когда-то действительно так и было, но все же не надо вводить людей в заблуждение. На самом же деле, в музее бесплатно выдаются цветные буклеты с фотографиями и описанием наиболее примечательных экспонатов, подготовленные на всех основных европейских языках. Не отрицаю, буклетов на русском языке у них нет, но на английском – пожалуйста. Таблички в музее написаны исключительно на французском языке, но при взятом буклете или аудиогиде – это не проблема.
Краткая история появления музея Карнавале такова. В XVI веке по проекту архитектора Пьера Леско построили особняк. Первоначально он предназначался для главы парламента, а позднее им стала владеть вдова дворянина-бретонца с довольно сложной, труднопроизносимой фамилией де Керневенуа. Со временем фамилию вдовы «упростили» до Карнавале. Но самой знаменитой обитательницей этого дома стала не упомянутая вдова, а маркиза де Севинье. Это имя по идее должно быть знакомо любому внимательному читателю «Трех мушкетеров». Маркиза оставила след в истории и культуре Франции благодаря своим письмам, адресованным дочери, в которых подробно описывала парижскую жизнь и которые стали одним из бесценнейших памятников эпистолярного жанра.
В XIX веке префект департамента Сена барон Осман начал работы по кардинальной перестройке Парижа. Было снесено множество зданий, менялось направление улиц, прокладывались бульвары…И вот на память потомкам об «ушедшем» старинном городе было решено открыть соответствующий музей. Выбор пал на дом Карнавале. Музейная коллекция (картины, посуда, мебель и пр.) пополнялась чуть ли не «всей столицей», и когда она разрослась до такой степени, что перестала умещаться в доме Карнавале, парижские власти передали музею еще одно здание – расположенный рядом особняк Ле-Пеллетье-де-Сен-Фаржо.
Не удивляйтесь, что я не показываю внешний вид этих зданий. Причина проста: шла реставрация, и стены были затянуты сеткой. Поэтому выше я показала лишь стоящие во дворе статуи Генриха IV и Людовика XIV, а далее буду показывать только залы и представленные в них экспонаты.
Итак, в музее Карнавале имеется свыше 100 залов (!), т. е. музей отнюдь не маленький! В них охвачена история Парижа от древней Лютеции до XIX века.
Здесь представлены мебель, скульптуры, картины, посуда, музыкальные инструменты, книги, личные вещи различных известных людей (мадам де Помпадур, Наполеона, Робеспьера, Дантона и др.), раритетные исторические документы, старинные книги и карты, макеты, фрагменты витражных окон, вывески…Однако для посетителей бывают открыты далеко не все залы. Многие залы открывают не каждый день, а по специальному графику. Поэтому я, к сожалению, не увидела многое из того, что хотела.
Один из самых интересных залов – зал с вывесками. Самой эффектной из них, на мой взгляд, является вывеска монмартрского кабаре «Черная кошка» – символа богемной жизни конца XIX в. Глаза у этого чудо-зверя – как живые…
Макет старого Парижа. Собор Нотр Дам де Пари, я полагаю, узнали все.
Конечно же, я «застряла» в зале, посвященном XVI веку. На его стенах – подлинные картины неизвестных, но талантливых мастеров. Ожившие истории и легенды этого великого города. Я часто поругиваю Париж за грязь, за пробки, за цены на некоторые товары, за отвратительную ситуацию с парковками, за легионы «понаехавших тут», которые, скажем так, далеки от европейских культурных традиций, но я все равно считаю его великим, прекрасным городом.
Но вернусь к экспонатам. Перед нами Святая Женевьева – покровительница Парижа.
Блудный сын с куртизанками, или аллегория пяти чувств. Предположительно, картину писал художник франко-фламандской школы. За спиной у «героев» просматривается остров Сите и, соответственно, Нотр Дам де Пари.
Картина, запечатленная на нижнем фото, показывает шествие во времена так называемой Лиги. Толпа вооруженных людей направляется к Гревской площади. Лига или Католическая Лига, основанная небезызвестным герцогом Гизом, являлась в то время мощной политической силой. Напомню, что с Лигой связано одно из самых страшных, самых кровавых событий французской истории – Варфоломеевская ночь.
И вновь Женевьева, но нарисованная другим живописцем и сидящая в окружении белых овечек. И сзади снова виды Парижа. Правее, между двумя деревьями, если не ошибаюсь, виден холм Монмартр.
Этот ботфорт представляет собой фрагмент памятника королю Генриху IV. Памятник был заказан в Италии его вдовой – Марией Медичи. Он несколько веков мирно простоял на площади Нового моста, но сами понимаете, произошла революция со всеми вытекающими отсюда последствиями. А памятник, который находится там сейчас, является копией, изготовленной в XIX в.
Деталь украшения Нового моста:
Музей интересен и тем, что в нем воссозданы (именно воссозданы, без фантазий, по документальным свидетельствам очевидцев и пр.) интерьеры дворцов и домов известных людей – в частности, салоны Людовика XV, госпожи де Ноайль, кабинет Марселя Пруста и др. И, конечно же, музей напоминает и о мадам де Севинье.
Сиреневый салон Людовика XV:
Голубой салон:
Желтый салон:
Обстановка особняка герцога д'Юзес:
В XVIII веке богатые люди Парижа увлекаются «китайскими» и «японскими» элементами в оформлении интерьеров. В музее эта тенденция проиллюстрирована просто блестяще.
В одном из залов музея можно увидеть очаровательный скульптурный портрет – прелестную головку мадемуазель Дороте Люзи Дотенвиль – актриса из Комеди Франсез. А увековечил ее красоту скульптор Жак Каффьери.
Посмотрите, как эффектно была украшена лестница особняка де Люинь, снесенного в начале ХХ века. Напомню поклонникам творчества Александра Дюма, что к этому знатному роду принадлежит госпожа де Шеврез. Доверенное лицо королевы Анны Австрийской, участница крупных политических интриг, активная оппозиционерка-фрондерка и «просто красавица». А также, если вспомнить богатую фантазию писателя, «Мари Мишон – белошвейка в Туре», любимая женщина мушкетера Арамиса и заодно мать виконта Рауля де Бражелона.
Но, правда, данная лестница никакого отношения к ней не имеет. Упомянутый мной особняк был построен уже в XVIII веке. Эти картины-обманки, создающие эффект присутствия в великолепном дворцовом парке, являются работами Паоло Антонио Брунетти.
Я понимаю, что по причине цейтнота многим туристам (если говорить о музеях) в лучшем случае удается увидеть лишь Лувр. Но только в музее Карнавале можно прочувствовать дух Парижа, понять, чем жил и дышал этот красивый, многоликий город. И именно здесь можно совершить увлекательное путешествие по ярким и черным страницам его биографии.
О существовании музея Карнавале (ударение падает на последнюю букву) я узнала из книг, когда составляла маршрут прогулки по одному из самых интересных в историческом плане, самых изысканных и очаровательных кварталов Парижа – кварталу Маре. Квартал Маре – довольно объемная, многогранная тема, которая заслуживает отдельного рассмотрения, и я, как только появится такая возможность, непременно познакомлю вас с ним. А сейчас я буду рассказывать именно о музее.
Должна вам сказать, что книжное описание его отличительных черт почти совпало с увиденной на месте картиной. Действительно, здесь нет преобладания приезжих туристов и тем более туристических групп. Все туристы, которых мы видели, либо путешествовали в одиночку, либо небольшими компаниями (как правило, или пары, или семьи с одним-двумя детьми). Действительно, в его залах звучала преимущественно французская речь. Хотя справедливости ради надо отметить, что людей в музее Карнавале было немного: в Париже тогда начался сезон отпусков, и парижане, скорее всего, куда-нибудь уехали из столицы.
Вход в музей не стоит ни цента, т. е. увидеть его основную коллекцию можно бесплатно. Плата взимается только за посещение каких-либо временных выставок.
В Интернете, на некоторых туристических сайтах пишут (или, точнее, самозабвенно списывают друг у друга, не удосужившись проверить факты), что вся информация об экспонатах музея представлена только на французском языке. Возможно, когда-то действительно так и было, но все же не надо вводить людей в заблуждение. На самом же деле, в музее бесплатно выдаются цветные буклеты с фотографиями и описанием наиболее примечательных экспонатов, подготовленные на всех основных европейских языках. Не отрицаю, буклетов на русском языке у них нет, но на английском – пожалуйста. Таблички в музее написаны исключительно на французском языке, но при взятом буклете или аудиогиде – это не проблема.
Краткая история появления музея Карнавале такова. В XVI веке по проекту архитектора Пьера Леско построили особняк. Первоначально он предназначался для главы парламента, а позднее им стала владеть вдова дворянина-бретонца с довольно сложной, труднопроизносимой фамилией де Керневенуа. Со временем фамилию вдовы «упростили» до Карнавале. Но самой знаменитой обитательницей этого дома стала не упомянутая вдова, а маркиза де Севинье. Это имя по идее должно быть знакомо любому внимательному читателю «Трех мушкетеров». Маркиза оставила след в истории и культуре Франции благодаря своим письмам, адресованным дочери, в которых подробно описывала парижскую жизнь и которые стали одним из бесценнейших памятников эпистолярного жанра.
В XIX веке префект департамента Сена барон Осман начал работы по кардинальной перестройке Парижа. Было снесено множество зданий, менялось направление улиц, прокладывались бульвары…И вот на память потомкам об «ушедшем» старинном городе было решено открыть соответствующий музей. Выбор пал на дом Карнавале. Музейная коллекция (картины, посуда, мебель и пр.) пополнялась чуть ли не «всей столицей», и когда она разрослась до такой степени, что перестала умещаться в доме Карнавале, парижские власти передали музею еще одно здание – расположенный рядом особняк Ле-Пеллетье-де-Сен-Фаржо.
Не удивляйтесь, что я не показываю внешний вид этих зданий. Причина проста: шла реставрация, и стены были затянуты сеткой. Поэтому выше я показала лишь стоящие во дворе статуи Генриха IV и Людовика XIV, а далее буду показывать только залы и представленные в них экспонаты.
Итак, в музее Карнавале имеется свыше 100 залов (!), т. е. музей отнюдь не маленький! В них охвачена история Парижа от древней Лютеции до XIX века.
Здесь представлены мебель, скульптуры, картины, посуда, музыкальные инструменты, книги, личные вещи различных известных людей (мадам де Помпадур, Наполеона, Робеспьера, Дантона и др.), раритетные исторические документы, старинные книги и карты, макеты, фрагменты витражных окон, вывески…Однако для посетителей бывают открыты далеко не все залы. Многие залы открывают не каждый день, а по специальному графику. Поэтому я, к сожалению, не увидела многое из того, что хотела.
Один из самых интересных залов – зал с вывесками. Самой эффектной из них, на мой взгляд, является вывеска монмартрского кабаре «Черная кошка» – символа богемной жизни конца XIX в. Глаза у этого чудо-зверя – как живые…
Макет старого Парижа. Собор Нотр Дам де Пари, я полагаю, узнали все.
Конечно же, я «застряла» в зале, посвященном XVI веку. На его стенах – подлинные картины неизвестных, но талантливых мастеров. Ожившие истории и легенды этого великого города. Я часто поругиваю Париж за грязь, за пробки, за цены на некоторые товары, за отвратительную ситуацию с парковками, за легионы «понаехавших тут», которые, скажем так, далеки от европейских культурных традиций, но я все равно считаю его великим, прекрасным городом.
Но вернусь к экспонатам. Перед нами Святая Женевьева – покровительница Парижа.
Блудный сын с куртизанками, или аллегория пяти чувств. Предположительно, картину писал художник франко-фламандской школы. За спиной у «героев» просматривается остров Сите и, соответственно, Нотр Дам де Пари.
Картина, запечатленная на нижнем фото, показывает шествие во времена так называемой Лиги. Толпа вооруженных людей направляется к Гревской площади. Лига или Католическая Лига, основанная небезызвестным герцогом Гизом, являлась в то время мощной политической силой. Напомню, что с Лигой связано одно из самых страшных, самых кровавых событий французской истории – Варфоломеевская ночь.
И вновь Женевьева, но нарисованная другим живописцем и сидящая в окружении белых овечек. И сзади снова виды Парижа. Правее, между двумя деревьями, если не ошибаюсь, виден холм Монмартр.
Этот ботфорт представляет собой фрагмент памятника королю Генриху IV. Памятник был заказан в Италии его вдовой – Марией Медичи. Он несколько веков мирно простоял на площади Нового моста, но сами понимаете, произошла революция со всеми вытекающими отсюда последствиями. А памятник, который находится там сейчас, является копией, изготовленной в XIX в.
Деталь украшения Нового моста:
Музей интересен и тем, что в нем воссозданы (именно воссозданы, без фантазий, по документальным свидетельствам очевидцев и пр.) интерьеры дворцов и домов известных людей – в частности, салоны Людовика XV, госпожи де Ноайль, кабинет Марселя Пруста и др. И, конечно же, музей напоминает и о мадам де Севинье.
Сиреневый салон Людовика XV:
Голубой салон:
Желтый салон:
Обстановка особняка герцога д'Юзес:
В XVIII веке богатые люди Парижа увлекаются «китайскими» и «японскими» элементами в оформлении интерьеров. В музее эта тенденция проиллюстрирована просто блестяще.
В одном из залов музея можно увидеть очаровательный скульптурный портрет – прелестную головку мадемуазель Дороте Люзи Дотенвиль – актриса из Комеди Франсез. А увековечил ее красоту скульптор Жак Каффьери.
Посмотрите, как эффектно была украшена лестница особняка де Люинь, снесенного в начале ХХ века. Напомню поклонникам творчества Александра Дюма, что к этому знатному роду принадлежит госпожа де Шеврез. Доверенное лицо королевы Анны Австрийской, участница крупных политических интриг, активная оппозиционерка-фрондерка и «просто красавица». А также, если вспомнить богатую фантазию писателя, «Мари Мишон – белошвейка в Туре», любимая женщина мушкетера Арамиса и заодно мать виконта Рауля де Бражелона.
Но, правда, данная лестница никакого отношения к ней не имеет. Упомянутый мной особняк был построен уже в XVIII веке. Эти картины-обманки, создающие эффект присутствия в великолепном дворцовом парке, являются работами Паоло Антонио Брунетти.
Я понимаю, что по причине цейтнота многим туристам (если говорить о музеях) в лучшем случае удается увидеть лишь Лувр. Но только в музее Карнавале можно прочувствовать дух Парижа, понять, чем жил и дышал этот красивый, многоликий город. И именно здесь можно совершить увлекательное путешествие по ярким и черным страницам его биографии.
Год посещения | 2012 |
Общее впечатление | Музей с парижской душой |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву51
И, безусловно, в часовне Сент Шапель.