Отзыв: Фильм "Сталкер" (1979) - Всесторонняя неспешность.
Достоинства: Оригинальность замысла, ненавязчивость повествования.
Недостатки: Может оказаться неинтересным и скучным для неподготовленного зрителя.
Фильм "Сталкер" продолжает будоражить сознание зрителей ... по разным причинам. Некоторые считают, что "Сталкер" знаменит по той же причине, что и "Черный квадрат" Малевича. То есть сам по себе он из себя ничего не представляет, но популярен и даже гениален, ввиду некоторых новшеств, понятных лишь специалистам и не представляющих никакого интереса для человека, далекого от киноискусства. Что можно сказать по этому поводу?! Отчасти они правы. Впервые я посмотрел этот фильм в 1981 году. Помню, вышел из кинотеатра измученным, уставшим, чувствующим себя обманутым.
Однако, прошло время, с возрастом я разобрался в подтексте, в идее этого фильма и теперь, если пересматриваю, мне "Сталкер" нудным и скучным больше не кажется. Он как бы резонирует с настроением, которое сам же и создает. Поэтому до понимания фильма нужно еще дорасти, иметь сформированное мышление и тонкий вкус. Те, что ругает это кино, говорят прежде всего о скуке, об отсутствии динамики. Да, это так ... Но почему только она должна нравиться?! Почему не могут нравиться красивые идеи, сравнения и неспешное повествование?! Фильм снят в стиле минимализма, не показано ничего лишнего. Трое людей идут по некой зоне к некой заветной комнате исполняющей сокровенные желания и размышляют. Дойдя до нее, спорят, разворачиваются и идут обратно. Вот собственно весь сюжет. В чем же заключается смысл этого действия и оригинальность замысла самого изображения?!
Дело в том, что действие изображенное в "Сталкере" имеет подтекст, притом не простой, а сам подтекст является многослойным, допускающим по крайней мере два слоя. Например, всех троих людей (Писателя, Профессора и Сталкера) можно интерпретировать себе как одного!! Одного, у которого Профессор - Разум, Писатель - Душа, а Сталкер - Вера!! Можно их интерпретировать иначе: Профессор - Наука, Писатель - Жизнь, Сталкер - Церковь. А можно и Профессор - Знание, Писатель - Человек, Сталкер - Поп. Данные различные интерпретации позволяют лучше понять и прочувствовать суть поисков героев. Они ищут смысл жизни, они ищут Бога, они ищут самих себя! Да, они отказываются от Бога. Но поскольку интерпретаций несколько, смысл этого действия крайне противоречив и неоднозначен. Слова, сказанные героями, имеют свой смысловой оттенок в каждой из интерпретаций, что создает эффект "смысловой полифонии".
Однако, прошло время, с возрастом я разобрался в подтексте, в идее этого фильма и теперь, если пересматриваю, мне "Сталкер" нудным и скучным больше не кажется. Он как бы резонирует с настроением, которое сам же и создает. Поэтому до понимания фильма нужно еще дорасти, иметь сформированное мышление и тонкий вкус. Те, что ругает это кино, говорят прежде всего о скуке, об отсутствии динамики. Да, это так ... Но почему только она должна нравиться?! Почему не могут нравиться красивые идеи, сравнения и неспешное повествование?! Фильм снят в стиле минимализма, не показано ничего лишнего. Трое людей идут по некой зоне к некой заветной комнате исполняющей сокровенные желания и размышляют. Дойдя до нее, спорят, разворачиваются и идут обратно. Вот собственно весь сюжет. В чем же заключается смысл этого действия и оригинальность замысла самого изображения?!
Дело в том, что действие изображенное в "Сталкере" имеет подтекст, притом не простой, а сам подтекст является многослойным, допускающим по крайней мере два слоя. Например, всех троих людей (Писателя, Профессора и Сталкера) можно интерпретировать себе как одного!! Одного, у которого Профессор - Разум, Писатель - Душа, а Сталкер - Вера!! Можно их интерпретировать иначе: Профессор - Наука, Писатель - Жизнь, Сталкер - Церковь. А можно и Профессор - Знание, Писатель - Человек, Сталкер - Поп. Данные различные интерпретации позволяют лучше понять и прочувствовать суть поисков героев. Они ищут смысл жизни, они ищут Бога, они ищут самих себя! Да, они отказываются от Бога. Но поскольку интерпретаций несколько, смысл этого действия крайне противоречив и неоднозначен. Слова, сказанные героями, имеют свой смысловой оттенок в каждой из интерпретаций, что создает эффект "смысловой полифонии".
Общее впечатление | Всесторонняя неспешность. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву