Отзыв: Спектакль "Земляки" - театр Комедианты (Россия, Санкт-Петербург) - Постановка по рассказам Шукшина. Просто, доходчиво, с юмором и прекрасной игрой!
Достоинства: Почти дословно, передана эпоха, доступные билеты
Недостатки: Чуть затянуто, можно сократить до 4х рассказов вместо 5
Здравствуйте!
Я люблю рассказы Шукшина, классическую драматургию, постановки про обычных людей и хорошую актёрскую игру. Это всё сошлось в театре "Комедианты", а если точнее, то в их постановке "Земляки". Однажды я провела целый вечер на Отзовике, выискивая отзывы на петербургские театры, где ранее не была, увидела этот спектакль и решила - пойду. Компанию мне составила мама, которая приехала на несколько недель в гости. Так что постановку я искала универсальную, чтобы понравилось и мне, находящейся в статусе "молодёжь", и ей, пенсионерке, молодость которой пришлась на 70е годы.
О СПЕКТАКЛЕ
Спектакль состоит из адаптации пяти рассказов Василия Шукшина: "Раскас", "Мой зять украл машину дров", "Други игрищ и забав", "Сапожки" и Верую". Все они объединены одной идей. Якобы вы, зрители, оказались в небольшом посёлке и пришли на концерт самодеятельности. Здесь вам продемонстрируют несколько зарисовок из жизни ваших земляков.
Выбор рассказов показался мне достаточно странным. Я буквально перед спектаклем перечитала все, кроме "Други игрищ и забав", потому что его не было у меня в сборнике, и задумалась, почему выбрали именно эти 5. То есть они действительно рассказывают об обычных людях, но этим "грешат" все рассказы Шукшина. Честно скажу, что из прочитанных четырёх я не очень поняла 2, и постановка в этом плане помогла мне капнуть глубже.
Идёт он 2 часа 40 минут, будет получасовой антракт. По моим ощущениям, как и у автора первого отзыва этой ветки, последний эпизод можно было бы убрать. Он и самый скучный, на мой взгляд, и не очень влияет на всю идею. Именно этот рассказ показался мне самым непонятным из прочитанных, хотя просмотр его сценической интерпретации позволил всё-таки понять, что там к чему.
Билеты продают от 350 до 800 рублей, видно хорошо из любой точки зала (там всего 4 ряда по 24 места), поэтому можно сэкономить и купить место подешевле. И, пожалуйста, приходите в театр если не нарядными, то хотя бы в деловом стиле! Джинсы и кроссовки - вот тот вид, в котором явилась треть зрителей. И не снимайте во время постановки, тут некоторые делали это даже со вспышкой. Это просто дурной тон. Такие люди мешают и актёрам, и соседям по залу. Фотографии постановки можно посмотреть на сайте театра, а актёров можно сфотографировать во время поклона.
ДЕКОРАЦИИ
В первую очередь отмечу декорации. Вы только зашли в зрительный зал, как уже оказались в 60-70-х годах прошлого века. Над сценой висит транспарант, который сообщает о том, что вас рады видеть на вечере творческой самодеятельности. На одной стене - "доска почёта" с актёрами спектакля, замаскированная под доску почёта тружеников посёлка. Задняя часть сцены закрыта красным бархатом, вдоль стен стоят деревянные скамейки, которые имеются и в нашем деревенском доме. В общем, декорации замечательные.
КОСТЮМЫ и ОБРАЗЫ
С костюмами тоже попали в цель. С одной стороны, было видно в отдельных эпизодах, что что-то явно современного пошива, но чисто визуально своё время удалось очень даже хорошо передать. Женщины бегали в хлопчатобумажных платьицах, мужчины - в рабочих сапогах с заправленными брюками. Были и стёганные куртки, и обычные рубашки.
МУЗЫКА И СВЕТ
Зал камерный, поэтому казалось, что зрители слишком сильно подсвечены. На сцене был хороший свет, который освещал и первые ряды. местами это мешало, но не критично. Звук был хорошим. Это, вероятно, заслуга размера помещения, так как от сцены до последнего ряда метров 10, не больше.
Музыка показалась мне достаточно современной, но мама сказала, что это мелодии её молодости и она все песни прекрасно знает. Конечно, у Шукшина такого не было, но благодаря таким вставкам смотреть было и динамичнее, и интереснее, чем если бы зрителю просто дали бессвязные рассказы.
АКТЁРЫ
Актёры - это, пожалуй, второе по значимости звено в этой постановке (про первое скажу ниже). Не было ощущения, что ты сидишь в маленьком театре на 100 зрителей, что за стеной бушует переполненный людьми Лиговский проспект. Актёры играли так, будто это их последняя роль. Очень артистично, очень естественно, но в то же время очень по-театральному. Зритель сопереживал героям, проживал за те полчаса, что дают на каждый рассказ, целую жизнь. Уже после постановки я дома нашла видео с небольшим репортажем про спектакль, но там вставки не дают такой глубины, как при просмотре на реальной сцене.
Кстати, отдельно замечу, что есть небольшой контакт с публикой. Где-то актёры обращаются к залу, где-то пристально смотрят на кого-нибудь из публики, где-то даже спускаются со сцены. Это добавляет некую тень интерактива, хотя это и не основное.
РЕЖИССУРА
А вот и самое сильное, что есть у этой постановки. Художественный руководитель руководит театром с дня его основания, с 1989-го года, и этот спектакль ставил он сам. И здесь виден и опыт, и опытный взгляд, и прекрасная работа над постановкой. Рассказы Шукшина читаются минут за 20. Во время чтения я постоянно думала, как же можно это показать на сцене. Оказалось, что очень даже можно! При этом удалось избежать современных экспериментов, которым подвержены и Фокин, руководитель Александринки, и Бутусов, руководитель Ленсовета, и Могучий, руководитель БДТ.
Здесь вы увидите классическую драматургию: без странных движений, непонятных костюмов и горы "отсебятины". По сути рассказы переданы почти слово в слово, и как прекрасно это смотрится! Актёры читают свои реплики, но в какой-то момент переходят на рассказ от третьего лица, как будто читают книгу, но рассказывают в этот момент про своего персонажа. То есть это выглядит примерно так:
Актёр, играющий Веню, говорит: "Эх, как долго я этого ждал!" Потом этот же актёр выдаёт следующую реплику, убрав выразительность: "Веня всё не мог поверить такому счастью и бубнил эту фразу себе под нос всю дорогу..." Слова я взяла из головы, но смысл понятен.
Вообще, вот этот "рассказ" очень хорошо передан: где-то вступает сам актёр, исполняющий эту роль, где-то подхватывают другие персонажи. И история сразу оживает. Если вы читали Шукшина, то знаете, что он часто любит писать о мыслях своих персонажей, часто простых и незатейливых. И чтобы эта простота не потерялась, был придуман такой ход.
ИТОГ
Спектакль вышел просто замечательный! Сперва я переживала, что не понравится моей маме, потом подумала, что и мне самой может что-то не прийтись по вкусу, ведь я достаточно придирчивый театрал. Но, нет, мы обе были в восторге. Мне вообще кажется, что Шукшин - очень благодатная почва для фильмов и спектаклей, не зря же он известен в первую очередь как актёр и режиссёр. Но вот как показать его рассказы во всей красе, чтобы дать зрителю прочувствовать всю глубину образов, проникнуться симпатией к героям - для этого требуется мастерство. И то, как показали "Земляков" на сцене театра "Комедианты", заслуживает от меня рекомендации.
Также могу порекомендовать спектакль "Небесный тихоход" в театре Буфф. Он, конечно, достаточно поверхностный, но поставлен по одноимённому фильму и может понравиться разным поколениям. Ещё в таком же духе в театре Эстрады имени Райкина идёт спектакль "Когда мы были молодыми" - необычная постановка Юрия Гальцева про молодёжь в военные годы. Шукшин, конечно, немного из другой вселенной, но мне кажется, что эти три спектакля имеют нечто общее.
Я люблю рассказы Шукшина, классическую драматургию, постановки про обычных людей и хорошую актёрскую игру. Это всё сошлось в театре "Комедианты", а если точнее, то в их постановке "Земляки". Однажды я провела целый вечер на Отзовике, выискивая отзывы на петербургские театры, где ранее не была, увидела этот спектакль и решила - пойду. Компанию мне составила мама, которая приехала на несколько недель в гости. Так что постановку я искала универсальную, чтобы понравилось и мне, находящейся в статусе "молодёжь", и ей, пенсионерке, молодость которой пришлась на 70е годы.
О СПЕКТАКЛЕ
Спектакль состоит из адаптации пяти рассказов Василия Шукшина: "Раскас", "Мой зять украл машину дров", "Други игрищ и забав", "Сапожки" и Верую". Все они объединены одной идей. Якобы вы, зрители, оказались в небольшом посёлке и пришли на концерт самодеятельности. Здесь вам продемонстрируют несколько зарисовок из жизни ваших земляков.
Выбор рассказов показался мне достаточно странным. Я буквально перед спектаклем перечитала все, кроме "Други игрищ и забав", потому что его не было у меня в сборнике, и задумалась, почему выбрали именно эти 5. То есть они действительно рассказывают об обычных людях, но этим "грешат" все рассказы Шукшина. Честно скажу, что из прочитанных четырёх я не очень поняла 2, и постановка в этом плане помогла мне капнуть глубже.
Идёт он 2 часа 40 минут, будет получасовой антракт. По моим ощущениям, как и у автора первого отзыва этой ветки, последний эпизод можно было бы убрать. Он и самый скучный, на мой взгляд, и не очень влияет на всю идею. Именно этот рассказ показался мне самым непонятным из прочитанных, хотя просмотр его сценической интерпретации позволил всё-таки понять, что там к чему.
Билеты продают от 350 до 800 рублей, видно хорошо из любой точки зала (там всего 4 ряда по 24 места), поэтому можно сэкономить и купить место подешевле. И, пожалуйста, приходите в театр если не нарядными, то хотя бы в деловом стиле! Джинсы и кроссовки - вот тот вид, в котором явилась треть зрителей. И не снимайте во время постановки, тут некоторые делали это даже со вспышкой. Это просто дурной тон. Такие люди мешают и актёрам, и соседям по залу. Фотографии постановки можно посмотреть на сайте театра, а актёров можно сфотографировать во время поклона.
ДЕКОРАЦИИ
В первую очередь отмечу декорации. Вы только зашли в зрительный зал, как уже оказались в 60-70-х годах прошлого века. Над сценой висит транспарант, который сообщает о том, что вас рады видеть на вечере творческой самодеятельности. На одной стене - "доска почёта" с актёрами спектакля, замаскированная под доску почёта тружеников посёлка. Задняя часть сцены закрыта красным бархатом, вдоль стен стоят деревянные скамейки, которые имеются и в нашем деревенском доме. В общем, декорации замечательные.
КОСТЮМЫ и ОБРАЗЫ
С костюмами тоже попали в цель. С одной стороны, было видно в отдельных эпизодах, что что-то явно современного пошива, но чисто визуально своё время удалось очень даже хорошо передать. Женщины бегали в хлопчатобумажных платьицах, мужчины - в рабочих сапогах с заправленными брюками. Были и стёганные куртки, и обычные рубашки.
МУЗЫКА И СВЕТ
Зал камерный, поэтому казалось, что зрители слишком сильно подсвечены. На сцене был хороший свет, который освещал и первые ряды. местами это мешало, но не критично. Звук был хорошим. Это, вероятно, заслуга размера помещения, так как от сцены до последнего ряда метров 10, не больше.
Музыка показалась мне достаточно современной, но мама сказала, что это мелодии её молодости и она все песни прекрасно знает. Конечно, у Шукшина такого не было, но благодаря таким вставкам смотреть было и динамичнее, и интереснее, чем если бы зрителю просто дали бессвязные рассказы.
АКТЁРЫ
Актёры - это, пожалуй, второе по значимости звено в этой постановке (про первое скажу ниже). Не было ощущения, что ты сидишь в маленьком театре на 100 зрителей, что за стеной бушует переполненный людьми Лиговский проспект. Актёры играли так, будто это их последняя роль. Очень артистично, очень естественно, но в то же время очень по-театральному. Зритель сопереживал героям, проживал за те полчаса, что дают на каждый рассказ, целую жизнь. Уже после постановки я дома нашла видео с небольшим репортажем про спектакль, но там вставки не дают такой глубины, как при просмотре на реальной сцене.
Кстати, отдельно замечу, что есть небольшой контакт с публикой. Где-то актёры обращаются к залу, где-то пристально смотрят на кого-нибудь из публики, где-то даже спускаются со сцены. Это добавляет некую тень интерактива, хотя это и не основное.
РЕЖИССУРА
А вот и самое сильное, что есть у этой постановки. Художественный руководитель руководит театром с дня его основания, с 1989-го года, и этот спектакль ставил он сам. И здесь виден и опыт, и опытный взгляд, и прекрасная работа над постановкой. Рассказы Шукшина читаются минут за 20. Во время чтения я постоянно думала, как же можно это показать на сцене. Оказалось, что очень даже можно! При этом удалось избежать современных экспериментов, которым подвержены и Фокин, руководитель Александринки, и Бутусов, руководитель Ленсовета, и Могучий, руководитель БДТ.
Здесь вы увидите классическую драматургию: без странных движений, непонятных костюмов и горы "отсебятины". По сути рассказы переданы почти слово в слово, и как прекрасно это смотрится! Актёры читают свои реплики, но в какой-то момент переходят на рассказ от третьего лица, как будто читают книгу, но рассказывают в этот момент про своего персонажа. То есть это выглядит примерно так:
Актёр, играющий Веню, говорит: "Эх, как долго я этого ждал!" Потом этот же актёр выдаёт следующую реплику, убрав выразительность: "Веня всё не мог поверить такому счастью и бубнил эту фразу себе под нос всю дорогу..." Слова я взяла из головы, но смысл понятен.
Вообще, вот этот "рассказ" очень хорошо передан: где-то вступает сам актёр, исполняющий эту роль, где-то подхватывают другие персонажи. И история сразу оживает. Если вы читали Шукшина, то знаете, что он часто любит писать о мыслях своих персонажей, часто простых и незатейливых. И чтобы эта простота не потерялась, был придуман такой ход.
ИТОГ
Спектакль вышел просто замечательный! Сперва я переживала, что не понравится моей маме, потом подумала, что и мне самой может что-то не прийтись по вкусу, ведь я достаточно придирчивый театрал. Но, нет, мы обе были в восторге. Мне вообще кажется, что Шукшин - очень благодатная почва для фильмов и спектаклей, не зря же он известен в первую очередь как актёр и режиссёр. Но вот как показать его рассказы во всей красе, чтобы дать зрителю прочувствовать всю глубину образов, проникнуться симпатией к героям - для этого требуется мастерство. И то, как показали "Земляков" на сцене театра "Комедианты", заслуживает от меня рекомендации.
Также могу порекомендовать спектакль "Небесный тихоход" в театре Буфф. Он, конечно, достаточно поверхностный, но поставлен по одноимённому фильму и может понравиться разным поколениям. Ещё в таком же духе в театре Эстрады имени Райкина идёт спектакль "Когда мы были молодыми" - необычная постановка Юрия Гальцева про молодёжь в военные годы. Шукшин, конечно, немного из другой вселенной, но мне кажется, что эти три спектакля имеют нечто общее.
Стоимость | 350 ₽ |
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Постановка по рассказам Шукшина. Просто, доходчиво, с юмором и прекрасной игрой! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1