Отзыв: Выставка "Царское Село. 1917. Накануне..." (Россия, Санкт-Петербург) - Эксклюзивный экскурс в историю музейного дела
Достоинства: Удобное отдельное расположение выставки в залах Камероновой галереи.
Недостатки: Для входа на выставку надо оплатить входной билет в парк.
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Тема и предмет моего сегодняшнего отзыва тесно связаны с нашей историей и, в частности, с трагическими событиями, вековой юбилей которых отмечается в этом году.
1917-й год не только уничтожил великую Российскую империю, не только изменил общественный строй огромного государства, но и положил начало новым сферам человеческой деятельности и культуры. Об одной такой сфере и посвящённой ей уникальной выставке и пойдёт сегодня речь.
Период времени, о котором рассказывает выставка, по историческим меркам ничтожен, он включает всего несколько месяцев - с февраля по октябрь 1917 года. Однако по своей насыщенности важнейшими событиями, изменившими судьбу не только России, но и многих стран мира, по последствиям этого мимолётного периода на весь дальнейший ход истории эти несколько месяцев сравнимы с десятилетиями.
После такого многозначительного вступления приглашаю вас осмотреть выставку, которую устроители очень метко назвали "Царское Село. 1917. Накануне...". Под экспозицию отведено выставочное помещение, расположенное на нижнем этаже Камероновой галереи.
Здание, построенное в 1787 году по проекту придворного архитектора Екатерины II Чарльза Камерона, не случайно получило его имя и под этим названием вошло в историю. Галерея стала практически первым архитектурным произведением, созданным Камероном в России. В дальнейшем зодчим были построены многочисленные здания в Царском Селе, в Павловске, где он проявил себя не только выдающимся архитектором, создателем Большого Павловского дворца и очаровательного Храма Дружбы, но и великолепным ландшафтным дизайнером, автором планировки знаменитого Павловского пейзажного парка. Его творения сохранились на Васильевском острове и в Кронштадте. А оформленные по его проектам дворцовые интерьеры до сих пор приводят в восторг всех посетителей.
Но Камеронова галерея, задуманная Екатериной, осталась для неё самым любимым его творением.
Выставка состоит из двух равноценных частей.
Одна из них повествует о жизни царской семьи и её окружения в резиденции в Александровском дворце.
Вторая часть посвящена возникшей после отречения Николая II новой эпохе в жизни дворцов Царского Села.
Как известно, любой конец порождает начало. Так и здесь, с окончанием эпохи Романовых появилась необходимость сохранения национальных сокровищ и создания хранилища художественных коллекций.
О жизни Николая и его семьи после отречения написано немало книг, об этом сняты фильмы. Поэтому не буду загружать ваше внимание подробной информацией на эту тему. Скажу только, что выставка позволяет проследить все этапы этого драматического периода, вплоть до трагической развязки.
Лично для меня огромный интерес представляет вторая часть выставки, освещающая совершенно неизвестную широкому кругу зрителей сферу организации музейного дела на государственном уровне. Здесь необходимо включить воображение и постараться представить обстановку, в которой всё это происходило.
Ещё не успела венценосная семья смириться со своим новым унизительным положением арестантов, оставаясь под охраной в отведённых им помещениях Александровского дворца, ещё не стёрлись следы хромовых сапог бывшего императора на аллеях Екатерининского и Александровского парков, как во дворцах и павильонах начала работать Художественно-историческая комиссия, перед которой была поставлена задача превратить дворцы в музеи.
Самой первой и важнейшей заботой Комиссии было пересчитать и описать ценнейшее имущество, находившееся в помещениях бывшей императорской резиденции и всего Царскосельского комплекса. Возглавил комиссию видный архитектор, художник, историк, искусствовед, пользовавшийся непререкаемым авторитетом среди творческой элиты Петербурга, Георгий Крескентьевич Лукомский.
Членов Комиссии он подбирал из числа наиболее компетентных и преданных специалистов, хорошо осознававших величину возложенной на них ответственности.
Приходится писать суховатым и слегка канцелярским языком, но лёгкий и шутливый тон здесь не кажется мне удачным. Рутинная и довольно нудная работа Комиссии осложнялась ещё и тем, что это был фактически первый подобный опыт такого гигантского масштаба. А сделать её следовало в очень сжатые сроки. Все понимали и предчувствовали близость катастрофических перемен в жизни России, что вызывало большую тревогу за сохранность и дальнейшую судьбу уникальных культурных ценностей.
За фантастически короткий срок - семь месяцев - Комиссия, состоявшая на последнем этапе всего из четырёх человек, сумела закончить эту скрупулёзную работу в Большом Царскосельском дворце и Екатерининском парке. Параллельно началась работа по подготовке парадных залов дворца к открытию в них музея. Такая готовность была обеспечена к 1 сентября 1917 года. Однако необходимость отправки описанных культурно-исторических ценностей в Москву, задержала открытие музейных залов для посетителей до июня 1918 года.
Только представьте себе то время. Ведь никогда и нигде нам с вами не рассказывали об этой стороне жизни бывших царских резиденций. Большая часть известной нам исторической информации о тех временах содержит факты политического, экономического, гуманитарного аспектов.
На выставке нам впервые открывается неизвестная прежде страница истории, позволяющая по-новому, под другим углом зрения увидеть некоторые стороны жизни того времени.
После такого общего и довольно краткого предисловия настало время показать вам экспонаты выставки.
В первом зале выставлены мундиры Николая II и офицеров различных полков.
Не менее роскошно парадное придворное платье с кокошником.
А так был наряжен придворный скороход.
Великолепный кокошник великой княжны Ольги Николаевны.
При его изготовлении использованы бархат, шёлк, жемчуг, цветные камни, ажурная вышивка.
Интересна его история. Это один из четырёх кокошников, преподнесённых великим княжнам во время путешествия по России в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. Изготовлен в 1913 году в Староторжском женском монастыре г. Галича Костромской губернии.
Стены зала украшены огромными, во всю их площадь, копиями старинных фотографий. Одна из них запечатлела торжественный приём в Тронном зале Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца.
Но я отвлёкся. Возвращаемся к осмотру выставки.
Переходим во второй зал. При входе смоделирован камерный кинозал, в котором членам императорской семьи демонстрировались снятые в то время фильмы.
В другой части зала перед нами предметы мебели, статуэтки, посуда, памятные медали, книги и другие предметы. Все они снабжены оригинальными инвентарными карточками, заполненными каллиграфическим почерком.
Часы каминные "Марс". Париж. Начало 19 века.
Стул. Россия, СПб. Мастерская Ж.-Б. Шарлеманя. Проект Ч. Камерона. 1783.
Кресло. Западная Европа. 1760-е.
Предметы посуды и инвентарные карточки к ним.
Декоративные вазы. Турецкий кинжал.18-19 в.
Горка с тринадцатью кумганами. Россия. 1850-е.
Таганы каминные. Россия. СПб. Проект Ч. Камерона. 1781-1783.
Ещё один стул.
Китайские вазы. Россия. 1917.
Представленная часть экспонатов, на мой взгляд, даёт вполне внятное представление о составе описываемых ценностей. Для полноты впечатления покажу несколько книг.
А. Н. Бенуа. "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны". СПб. Изд. т-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1910.
"Царскосельская юбилейная выставка". СПб. 1911.
И в завершение обзора некоторых экспонатов - Письмо Председателя Комиссии Г. К. Лукомского комиссару Временного правительства об эвакуации музейных ценностей в Москву.
Фотографии не могут передать общей атмосферы выставки. Второй зал освещён слабо, высвечены только экспонаты. Это создаёт ощущение некой таинственности и очень способствует адекватному восприятию довольно печальной информации.
В процессе осмотра выставки возникает чувство уважения к людям, в непростые времена выполнившими свой долг по сохранению культурных ценностей. Благодаря их самоотверженному труду, мы имеем сегодня в распоряжении потрясающую музейную коллекцию одного из величайших музейных комплексов мира.
А нынешним сотрудникам музея-заповедника "Царское Село" хочется выразить огромную благодарность за то, что они воскресили для нас, сегодняшних ценителей наших исторических и культурных шедевров, имена и деяния самых первых специалистов музейного дела.
В 2018 году будет отмечаться 100-летие создания музеев в Екатерининском и Александровском дворцах. В связи с этим, мне представляется очень верным высказывание Александра Бенуа: "Все мы были свидетелями того изумительного явления, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников... Мы снова могли посетить Царское, Павловск, Гатчину, Ораниенбаум и Петергоф и любоваться их красотами как ни в чём не бывало, сознавая, что лучшие и интереснейшие стороны исчезнувшего остались запечатлёнными и для нас, и для будущих поколений". И главная заслуга в этом принадлежит незаметным и не выпячивающим своих достижений скромным, но очень образованным и заботливым музейным работникам.
К открытию выставки выпущена прекрасная книга, содержащая ценнейшие материалы по тематике выставки. Вот так выглядит её обложка.
Выйдя из зала, не сможем отказать себе в удовольствии в очередной раз полюбоваться пейзажами Екатерининского парка.
Выставка будет работать до 3 октября 2017 года, ежедневно, кроме четверга, касса с 11 до 18 часов.
Стоимость билетов: взрослые - 200 рублей, пенсионеры - 100 рублей, учащиеся с 16 лет - 50 рублей, до 16 лет - бесплатно.
Желаю всем интересных и познавательных экскурсий и положительных впечатлений.
Тема и предмет моего сегодняшнего отзыва тесно связаны с нашей историей и, в частности, с трагическими событиями, вековой юбилей которых отмечается в этом году.
1917-й год не только уничтожил великую Российскую империю, не только изменил общественный строй огромного государства, но и положил начало новым сферам человеческой деятельности и культуры. Об одной такой сфере и посвящённой ей уникальной выставке и пойдёт сегодня речь.
Период времени, о котором рассказывает выставка, по историческим меркам ничтожен, он включает всего несколько месяцев - с февраля по октябрь 1917 года. Однако по своей насыщенности важнейшими событиями, изменившими судьбу не только России, но и многих стран мира, по последствиям этого мимолётного периода на весь дальнейший ход истории эти несколько месяцев сравнимы с десятилетиями.
После такого многозначительного вступления приглашаю вас осмотреть выставку, которую устроители очень метко назвали "Царское Село. 1917. Накануне...". Под экспозицию отведено выставочное помещение, расположенное на нижнем этаже Камероновой галереи.
Здание, построенное в 1787 году по проекту придворного архитектора Екатерины II Чарльза Камерона, не случайно получило его имя и под этим названием вошло в историю. Галерея стала практически первым архитектурным произведением, созданным Камероном в России. В дальнейшем зодчим были построены многочисленные здания в Царском Селе, в Павловске, где он проявил себя не только выдающимся архитектором, создателем Большого Павловского дворца и очаровательного Храма Дружбы, но и великолепным ландшафтным дизайнером, автором планировки знаменитого Павловского пейзажного парка. Его творения сохранились на Васильевском острове и в Кронштадте. А оформленные по его проектам дворцовые интерьеры до сих пор приводят в восторг всех посетителей.
Но Камеронова галерея, задуманная Екатериной, осталась для неё самым любимым его творением.
Выставка состоит из двух равноценных частей.
Одна из них повествует о жизни царской семьи и её окружения в резиденции в Александровском дворце.
Вторая часть посвящена возникшей после отречения Николая II новой эпохе в жизни дворцов Царского Села.
Как известно, любой конец порождает начало. Так и здесь, с окончанием эпохи Романовых появилась необходимость сохранения национальных сокровищ и создания хранилища художественных коллекций.
О жизни Николая и его семьи после отречения написано немало книг, об этом сняты фильмы. Поэтому не буду загружать ваше внимание подробной информацией на эту тему. Скажу только, что выставка позволяет проследить все этапы этого драматического периода, вплоть до трагической развязки.
Лично для меня огромный интерес представляет вторая часть выставки, освещающая совершенно неизвестную широкому кругу зрителей сферу организации музейного дела на государственном уровне. Здесь необходимо включить воображение и постараться представить обстановку, в которой всё это происходило.
Ещё не успела венценосная семья смириться со своим новым унизительным положением арестантов, оставаясь под охраной в отведённых им помещениях Александровского дворца, ещё не стёрлись следы хромовых сапог бывшего императора на аллеях Екатерининского и Александровского парков, как во дворцах и павильонах начала работать Художественно-историческая комиссия, перед которой была поставлена задача превратить дворцы в музеи.
Самой первой и важнейшей заботой Комиссии было пересчитать и описать ценнейшее имущество, находившееся в помещениях бывшей императорской резиденции и всего Царскосельского комплекса. Возглавил комиссию видный архитектор, художник, историк, искусствовед, пользовавшийся непререкаемым авторитетом среди творческой элиты Петербурга, Георгий Крескентьевич Лукомский.
Членов Комиссии он подбирал из числа наиболее компетентных и преданных специалистов, хорошо осознававших величину возложенной на них ответственности.
Приходится писать суховатым и слегка канцелярским языком, но лёгкий и шутливый тон здесь не кажется мне удачным. Рутинная и довольно нудная работа Комиссии осложнялась ещё и тем, что это был фактически первый подобный опыт такого гигантского масштаба. А сделать её следовало в очень сжатые сроки. Все понимали и предчувствовали близость катастрофических перемен в жизни России, что вызывало большую тревогу за сохранность и дальнейшую судьбу уникальных культурных ценностей.
За фантастически короткий срок - семь месяцев - Комиссия, состоявшая на последнем этапе всего из четырёх человек, сумела закончить эту скрупулёзную работу в Большом Царскосельском дворце и Екатерининском парке. Параллельно началась работа по подготовке парадных залов дворца к открытию в них музея. Такая готовность была обеспечена к 1 сентября 1917 года. Однако необходимость отправки описанных культурно-исторических ценностей в Москву, задержала открытие музейных залов для посетителей до июня 1918 года.
Только представьте себе то время. Ведь никогда и нигде нам с вами не рассказывали об этой стороне жизни бывших царских резиденций. Большая часть известной нам исторической информации о тех временах содержит факты политического, экономического, гуманитарного аспектов.
На выставке нам впервые открывается неизвестная прежде страница истории, позволяющая по-новому, под другим углом зрения увидеть некоторые стороны жизни того времени.
После такого общего и довольно краткого предисловия настало время показать вам экспонаты выставки.
В первом зале выставлены мундиры Николая II и офицеров различных полков.
Не менее роскошно парадное придворное платье с кокошником.
А так был наряжен придворный скороход.
Великолепный кокошник великой княжны Ольги Николаевны.
При его изготовлении использованы бархат, шёлк, жемчуг, цветные камни, ажурная вышивка.
Интересна его история. Это один из четырёх кокошников, преподнесённых великим княжнам во время путешествия по России в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. Изготовлен в 1913 году в Староторжском женском монастыре г. Галича Костромской губернии.
Стены зала украшены огромными, во всю их площадь, копиями старинных фотографий. Одна из них запечатлела торжественный приём в Тронном зале Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца.
Но я отвлёкся. Возвращаемся к осмотру выставки.
Переходим во второй зал. При входе смоделирован камерный кинозал, в котором членам императорской семьи демонстрировались снятые в то время фильмы.
В другой части зала перед нами предметы мебели, статуэтки, посуда, памятные медали, книги и другие предметы. Все они снабжены оригинальными инвентарными карточками, заполненными каллиграфическим почерком.
Часы каминные "Марс". Париж. Начало 19 века.
Стул. Россия, СПб. Мастерская Ж.-Б. Шарлеманя. Проект Ч. Камерона. 1783.
Кресло. Западная Европа. 1760-е.
Предметы посуды и инвентарные карточки к ним.
Декоративные вазы. Турецкий кинжал.18-19 в.
Горка с тринадцатью кумганами. Россия. 1850-е.
Таганы каминные. Россия. СПб. Проект Ч. Камерона. 1781-1783.
Ещё один стул.
Китайские вазы. Россия. 1917.
Представленная часть экспонатов, на мой взгляд, даёт вполне внятное представление о составе описываемых ценностей. Для полноты впечатления покажу несколько книг.
А. Н. Бенуа. "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны". СПб. Изд. т-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1910.
"Царскосельская юбилейная выставка". СПб. 1911.
И в завершение обзора некоторых экспонатов - Письмо Председателя Комиссии Г. К. Лукомского комиссару Временного правительства об эвакуации музейных ценностей в Москву.
Фотографии не могут передать общей атмосферы выставки. Второй зал освещён слабо, высвечены только экспонаты. Это создаёт ощущение некой таинственности и очень способствует адекватному восприятию довольно печальной информации.
В процессе осмотра выставки возникает чувство уважения к людям, в непростые времена выполнившими свой долг по сохранению культурных ценностей. Благодаря их самоотверженному труду, мы имеем сегодня в распоряжении потрясающую музейную коллекцию одного из величайших музейных комплексов мира.
А нынешним сотрудникам музея-заповедника "Царское Село" хочется выразить огромную благодарность за то, что они воскресили для нас, сегодняшних ценителей наших исторических и культурных шедевров, имена и деяния самых первых специалистов музейного дела.
В 2018 году будет отмечаться 100-летие создания музеев в Екатерининском и Александровском дворцах. В связи с этим, мне представляется очень верным высказывание Александра Бенуа: "Все мы были свидетелями того изумительного явления, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников... Мы снова могли посетить Царское, Павловск, Гатчину, Ораниенбаум и Петергоф и любоваться их красотами как ни в чём не бывало, сознавая, что лучшие и интереснейшие стороны исчезнувшего остались запечатлёнными и для нас, и для будущих поколений". И главная заслуга в этом принадлежит незаметным и не выпячивающим своих достижений скромным, но очень образованным и заботливым музейным работникам.
К открытию выставки выпущена прекрасная книга, содержащая ценнейшие материалы по тематике выставки. Вот так выглядит её обложка.
Выйдя из зала, не сможем отказать себе в удовольствии в очередной раз полюбоваться пейзажами Екатерининского парка.
Выставка будет работать до 3 октября 2017 года, ежедневно, кроме четверга, касса с 11 до 18 часов.
Стоимость билетов: взрослые - 200 рублей, пенсионеры - 100 рублей, учащиеся с 16 лет - 50 рублей, до 16 лет - бесплатно.
Желаю всем интересных и познавательных экскурсий и положительных впечатлений.
Время использования | 2 часа |
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Эксклюзивный экскурс в историю музейного дела |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву28