Отзыв: Книга "Темные тайны" - Гиллиан Флинн - Детективная беллетристика
Достоинства: Сложные, нелинейные образы и структура
Недостатки: Натуралистичность некоторых сцен, но больше ничего душу и не трогает...
Свершилось! Я наконец-то прочитала эту книгу, скачанную еще год назад и долго ждавшую своего часа. И что самое интересное, сделала это быстро - дней за 5, несмотря на большой объем. Не бросила (и даже не пыталась, заглянув на последние страницы - как часто бывает, применимо к современным детективам-триллерам), за что большой респект автору "Темных тайн". Так что могу отнести произведение к качественной современной детективной беллетристике. Литература всё-таки для меня слово святое, высокое, потому применимое не ко всем прочитанным произведениям.
Структура "Темных тайн" сложна: повествование от лица главной героини, в детстве пережившей убийство матери и двух сестер, чередуется с рассказом об участниках событий от 3-го лица - всё в двух временных пластах (преступление и 25 лет спустя). Очень люблю такие нелинейные ходы, они помогают лучше и объёмнее раскрыть характеры персонажей, причины их поступков, дать развитие внутренних и внешних конфликтов. При подобном сложном построении автору легко уйти в тождественность повествовательных пластов либо допустить множество нестыковок и неточностей, но я, кажется, их практически не нашла: разве что картина самого преступления показалась мне игрой на тоненького, практически на грани провала, хотя все-таки вырулившей на дорожку "возможно, так могло произойти".
Ловлю себя на мысли, что изображение персонажей, их характеристика, портреты и поступки весьма правдоподобны и обусловлены обстоятельствами, а временами очень близки к хрестоматийным примерам из психолого-психиатрической практики. Вполне представляю какого-нибудь преподавателя с соответствующей кафедры, приводящего в пример социопатические проявления, неврозы и комплексы Либби Дэй, как по учебнику, заработанные в детстве, а потом бережно взлелеянные годами; или мотивы ее 15-летнего брата Бена, пытающегося быть "мужиком", сильным и взрослым, - в противовес своей бедной, ограниченной и неинтересной жизни. В этом плане показались очень примечательными не только главные, но и второстепенные персонажи (Лайл или Крисси Кейтс - будто Либби Дэй в иных обстоятельствах, под другим прицелом, ее отражение в кривых зеркалах; или, например, деклассированное существо - папашка Дэй, собратьев которого можно часто встретить в современной жизни).
Вообще не только образы, но и многие канзасские события "Темных тайн", приписываемые к 1985-му году, их причины и последствия не кажутся мне чем-то давнишним, чуждым или чужим, выуженным из рубрики "их нравы" - напротив, они, к сожалению, узнаваемы, будто из новостной ленты, криминальной хроники или просто "про соседей". Помните недавнюю нашумевшую историю о несовершеннолетних девицах, убивавших собак. Сцена ритуального жертвоприношения из книги заставила вспомнить об этом, и я не смогла прочитать ее до конца (да и не старалась). И эта же сцена была единственной натянувшей струны внутри...
Проблема в том, что больше ничего не тронуло, не зацепило, пусть даже на негативе. Ни-че-го. Никто из героев не вызвал гнева, ненависти или, напротив, сочувствия, несмотря на трагические судьбы или омерзительность поведения. Читаешь как всё тот же учебник по психологии, либо отстраненно-рассудочно оцениваешь логику повествования, пытаешься угадать убийцу и, будто после бульварного дайджеста, забываешь о прочитанном. Вот поэтому-то я и называю подобное беллетристикой, увы.
Я предположу ваши возражения: ведь это всё-таки детектив. Но вспомните классическую литературу данного жанра! Она будоражит, напрягает нервы, требует подключения душевных сил, заставляет удивляться, негодовать, сопереживать. Здесь моя душа дремала. Может быть, просто ей нужен был отдых) Поэтому все-таки рекомендую: если вы любите разгадывать тайны преступлений или внедряться в психику героя, прочитайте и оцените сами - "Темные тайны", скорее всего, стоят потраченного времени, хотя и не шедевр, где-то на "4" с минусом.
Структура "Темных тайн" сложна: повествование от лица главной героини, в детстве пережившей убийство матери и двух сестер, чередуется с рассказом об участниках событий от 3-го лица - всё в двух временных пластах (преступление и 25 лет спустя). Очень люблю такие нелинейные ходы, они помогают лучше и объёмнее раскрыть характеры персонажей, причины их поступков, дать развитие внутренних и внешних конфликтов. При подобном сложном построении автору легко уйти в тождественность повествовательных пластов либо допустить множество нестыковок и неточностей, но я, кажется, их практически не нашла: разве что картина самого преступления показалась мне игрой на тоненького, практически на грани провала, хотя все-таки вырулившей на дорожку "возможно, так могло произойти".
Ловлю себя на мысли, что изображение персонажей, их характеристика, портреты и поступки весьма правдоподобны и обусловлены обстоятельствами, а временами очень близки к хрестоматийным примерам из психолого-психиатрической практики. Вполне представляю какого-нибудь преподавателя с соответствующей кафедры, приводящего в пример социопатические проявления, неврозы и комплексы Либби Дэй, как по учебнику, заработанные в детстве, а потом бережно взлелеянные годами; или мотивы ее 15-летнего брата Бена, пытающегося быть "мужиком", сильным и взрослым, - в противовес своей бедной, ограниченной и неинтересной жизни. В этом плане показались очень примечательными не только главные, но и второстепенные персонажи (Лайл или Крисси Кейтс - будто Либби Дэй в иных обстоятельствах, под другим прицелом, ее отражение в кривых зеркалах; или, например, деклассированное существо - папашка Дэй, собратьев которого можно часто встретить в современной жизни).
Вообще не только образы, но и многие канзасские события "Темных тайн", приписываемые к 1985-му году, их причины и последствия не кажутся мне чем-то давнишним, чуждым или чужим, выуженным из рубрики "их нравы" - напротив, они, к сожалению, узнаваемы, будто из новостной ленты, криминальной хроники или просто "про соседей". Помните недавнюю нашумевшую историю о несовершеннолетних девицах, убивавших собак. Сцена ритуального жертвоприношения из книги заставила вспомнить об этом, и я не смогла прочитать ее до конца (да и не старалась). И эта же сцена была единственной натянувшей струны внутри...
Проблема в том, что больше ничего не тронуло, не зацепило, пусть даже на негативе. Ни-че-го. Никто из героев не вызвал гнева, ненависти или, напротив, сочувствия, несмотря на трагические судьбы или омерзительность поведения. Читаешь как всё тот же учебник по психологии, либо отстраненно-рассудочно оцениваешь логику повествования, пытаешься угадать убийцу и, будто после бульварного дайджеста, забываешь о прочитанном. Вот поэтому-то я и называю подобное беллетристикой, увы.
Я предположу ваши возражения: ведь это всё-таки детектив. Но вспомните классическую литературу данного жанра! Она будоражит, напрягает нервы, требует подключения душевных сил, заставляет удивляться, негодовать, сопереживать. Здесь моя душа дремала. Может быть, просто ей нужен был отдых) Поэтому все-таки рекомендую: если вы любите разгадывать тайны преступлений или внедряться в психику героя, прочитайте и оцените сами - "Темные тайны", скорее всего, стоят потраченного времени, хотя и не шедевр, где-то на "4" с минусом.
Общее впечатление | Детективная беллетристика |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву19