Отзыв: Фильм "Квадрат" (2017) - зачем нищую светловолосую девочку разносит на куски?
Достоинства: Злободневная, острая тема
Недостатки: Нет
Фильм "Квадрат"- совместное творчество интернациональной команды кинематографистов из Швеции, Германии, Франции и Дании, во главе которой известный шведский режиссер Роберт Эстлунд. Эта работа была удостоена в 2017 году Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
В анонсе картины написано, что это комедия, но это не совсем так. Да, в фильме присутствует особенный скандинавский юмор, самоирония и немного грусти, но то, как выстроен фильм у меня ассоциируется с сатирой на шведское, и не только, общество, на богему и мир современного искусства. Я предполагаю, что фильм так высоко оценило фестивальное жюри именно потому, что им близок Кристиан( главный герой картины), в какой-то степени, они увидели в нем себя, но и нам, простым смертным, оказалось интересно наблюдать за тем что происходит и в европейском искусстве, и в продвижении принципов толерантности, и в отношениях полов .
Я восприняла историю Кристиана, одновременно, и как самоиронию автора, и как выворачивание наружу души молодого руководителя музея современного искусства, который желает в своей жизни оставаться в рамках, предписываемых общественными обязательствами и задекларированными нормами, но постоянно выпадает из них.
Должна признать, что я очень медленно подключалась к волне этого фильма: невнятная завязка, длинные статичные сцены, реплики, проговариваемые скороговоркой- все это затрудняло, так сказать, процесс погружения, но фильм длинный (более 2,5 часов) и когда уж произошел контакт, то понимаешь, что каждый эпизод, каждая сцена это удар наотмашь по лицемерию европейского, да и на нашего обуржуазившегося общества.
Мы увидим, что фальшь и бессовестность соседствуют с громкими словами о сочувствии к бедным и бездомным.
Роберт Эстлунд намекает, что современное искусство, зачастую, не искусство, а фикция, что вокруг не толерантность, а безразличие, не любовь, а ее имитация. В конце концов- не Жизнь, а процесс.
Вот в этом квадрате стоит герой фильма. Его жизнь - борьба того, что принято в толерантном обществе, с тем как поступают люди на самом деле.
Поиск новых форм в искусстве, все эти инсталляции и перфомансы, изрядно, завели искусство в тупик. Порой кажется, что задача современного искусства не восхитить, а озадачить зрителя и чем страннее произведения, тем выше оно ценится критиками. Но важно даже не само "произведение", а реклама, то, что привлечет зрителей, спонсоров и меценатов.
Посещение выставок, ради фуршета, лайки в соцсетях больным собачкам и обездоленным мигрантам при полном игнорировании живых людей- это знакомо и нам.
Ярчайший пример- "нищая светловолосая девочка с собачкой", как собирательный образ концентрированного коллективного внимания и сочувствия европейского общества: чтоб жальче было, когда ее разнесет на куски.
Вот в таком порочном квадрате проходит жизнь Кристиана.
Мне показалась очень символично, что перед дворцом снимают конную статую какого-то прежнего короля-героя, а в королевском дворце теперь царят современные герои и новое искусство. С памятником- в самую точку.
Очень интересно наблюдать как герой ведет себя а разными людьми: с бездомными, с прессой, со своими дочками. Где-то он говорит штампами, где-то прорываются настоящие человеческие слова.
Просто гениальная сцена бесконечно длинного секса под классическую музыку и то что произошло потом с намеком на Бориса Беккера. Очень смешно. Да и выяснение отношений Кристиана и его случайной партнерши по сексу, словно, подслушано на лестничной площадке у соседнего офиса.
Очень странная и яркая сцена с перфомансом русского художника Олега Рогожина (фамилию какую выбрали, читали Достоевского!) в образе обезьяны. Все толерантное сообщество согласно присутствовать на грубом шоу, пока оно не касается каждого из них лично. Мне кажется, в образ Олега Рогожина авторы вложили что-то большее, чем просто угроза гостям мероприятия, это угроза... сами понимаете чему они думают.
Фильм "Квадрат", скорей, ассоциативный, чем сюжетный. Мне было интересно. Рекомендую.
В анонсе картины написано, что это комедия, но это не совсем так. Да, в фильме присутствует особенный скандинавский юмор, самоирония и немного грусти, но то, как выстроен фильм у меня ассоциируется с сатирой на шведское, и не только, общество, на богему и мир современного искусства. Я предполагаю, что фильм так высоко оценило фестивальное жюри именно потому, что им близок Кристиан( главный герой картины), в какой-то степени, они увидели в нем себя, но и нам, простым смертным, оказалось интересно наблюдать за тем что происходит и в европейском искусстве, и в продвижении принципов толерантности, и в отношениях полов .
Я восприняла историю Кристиана, одновременно, и как самоиронию автора, и как выворачивание наружу души молодого руководителя музея современного искусства, который желает в своей жизни оставаться в рамках, предписываемых общественными обязательствами и задекларированными нормами, но постоянно выпадает из них.
Должна признать, что я очень медленно подключалась к волне этого фильма: невнятная завязка, длинные статичные сцены, реплики, проговариваемые скороговоркой- все это затрудняло, так сказать, процесс погружения, но фильм длинный (более 2,5 часов) и когда уж произошел контакт, то понимаешь, что каждый эпизод, каждая сцена это удар наотмашь по лицемерию европейского, да и на нашего обуржуазившегося общества.
Мы увидим, что фальшь и бессовестность соседствуют с громкими словами о сочувствии к бедным и бездомным.
Роберт Эстлунд намекает, что современное искусство, зачастую, не искусство, а фикция, что вокруг не толерантность, а безразличие, не любовь, а ее имитация. В конце концов- не Жизнь, а процесс.
Вот в этом квадрате стоит герой фильма. Его жизнь - борьба того, что принято в толерантном обществе, с тем как поступают люди на самом деле.
Поиск новых форм в искусстве, все эти инсталляции и перфомансы, изрядно, завели искусство в тупик. Порой кажется, что задача современного искусства не восхитить, а озадачить зрителя и чем страннее произведения, тем выше оно ценится критиками. Но важно даже не само "произведение", а реклама, то, что привлечет зрителей, спонсоров и меценатов.
Посещение выставок, ради фуршета, лайки в соцсетях больным собачкам и обездоленным мигрантам при полном игнорировании живых людей- это знакомо и нам.
Ярчайший пример- "нищая светловолосая девочка с собачкой", как собирательный образ концентрированного коллективного внимания и сочувствия европейского общества: чтоб жальче было, когда ее разнесет на куски.
Вот в таком порочном квадрате проходит жизнь Кристиана.
Мне показалась очень символично, что перед дворцом снимают конную статую какого-то прежнего короля-героя, а в королевском дворце теперь царят современные герои и новое искусство. С памятником- в самую точку.
Очень интересно наблюдать как герой ведет себя а разными людьми: с бездомными, с прессой, со своими дочками. Где-то он говорит штампами, где-то прорываются настоящие человеческие слова.
Просто гениальная сцена бесконечно длинного секса под классическую музыку и то что произошло потом с намеком на Бориса Беккера. Очень смешно. Да и выяснение отношений Кристиана и его случайной партнерши по сексу, словно, подслушано на лестничной площадке у соседнего офиса.
Очень странная и яркая сцена с перфомансом русского художника Олега Рогожина (фамилию какую выбрали, читали Достоевского!) в образе обезьяны. Все толерантное сообщество согласно присутствовать на грубом шоу, пока оно не касается каждого из них лично. Мне кажется, в образ Олега Рогожина авторы вложили что-то большее, чем просто угроза гостям мероприятия, это угроза... сами понимаете чему они думают.
Фильм "Квадрат", скорей, ассоциативный, чем сюжетный. Мне было интересно. Рекомендую.
Общее впечатление | зачем нищую светловолосую девочку разносит на куски? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6