Отзыв: Музей деревянного зодчества Витославлицы (Россия, Новгородская область) - Вся красота древнего деревянного зодчества
Достоинства: Историческое место, отличные экспонаты, замечательная территория.
Недостатки: Даже не пытался найти, минусов тут нет.
Доброго времени суток, уважаемые друзья и читатели, а также гости "Отзовика".
На территории Новгородской области, недалеко от Свято-Юрьево монастыря и Перынского Рождества Богородицы мужского скита, на южном берегу озера Мячино раскинулся музей народного деревянного зодчества - Витославлицы, который мне повезло неоднократно посетить за время поездок в Великий Новгород. Но, если мне доведётся ещё приехать в этот город, то я обязательно загляну в Витославлицы. Название музея происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь когда-то давно, а первое упоминание о нём якобы датируется XII веком, следы же этого поселения обнаружены археологами лишь три года назад. Много ещё тайн хранит Новгородская земля, да и не только она. Также это место известно тем, что в первой половине XIX века здесь поселилась графиня Анна Орлова-Чесменская, усадьба которой была построена по проекту Карла Росси. Дом-усадьбы существует и сейчас, там находится администрация музея и выставочные залы, хотя выставок я там никаких не встречал за несколько посещений.
Добраться до музея от Великого Новгорода достаточно просто, но самый верный способ - наличие своего автомобиля, придётся проехать буквально километров пять, по хорошей погоде так и дойти можно, попутно осмотрев другие достопримечательности, о которых я упомянул вкратце ранее, и которые безусловно станут предметами отдельных отзывов в скором будущем.
Итак, приобретя билеты и пройдя через турникеты, ну прямо как в метро, вы попадёте на довольно большую территорию музея. Советую сразу ознакомиться со схемой, чтобы иметь представление о расположении объектов. Схема находится недалеко от входа на территорию.
Не буду долго рассказывать об истории музея, для этого существуют другие ресурсы на просторах Интернета, но совсем обойти данный вопрос нельзя, поэтому приведу всего несколько исторических фактов. Изначально музей появился на этом месте весьма спонтанно, можно сказать, чисто на энтузиазме реставраторов, которые, под руководством Леонида Красноречьева, переместили на эту землю первый памятник, который и поныне составляет неотъемлемую часть музейного ансамбль "Витославлицы".
Эта церковь, была привезена в музей в 1964 году из деревни Курицко, Пестовского района Новгородской области, а называется она церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сам же музей официально был открыт спустя три года. Итак, представляю вашему вниманию самый первый музейный объект на территории комплекса:
Расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы практически на самом берегу озера, отсюда, как на ладони, виден Свято-Юрьев монастырь. Всё очень даже близко друг к другу.
Совсем забыл сказать, что первый экспонат, который можно осмотреть, не заходя за ворота музея деревянного зодчества, ветряная мельница из села Ладошино, находится между музеем "Витославлицы" и Свято-Юрьевым монастырем. От неё видна также церковь Успения. Не пойму, куда же делись лопасти ветряка? В 2015 году их почему-то на месте не оказалось.
А это пожалуй один из самых древних экспонатов, находящийся на территории Витославлиц. Крест из деревни Клишино, появление которого датируется 1459-м годом! Можете ознакомиться также с небольшой аннотацией к данному объекту.
Осмотрев самый первый появившийся экспонат, церковь Успения Пресвятой Богородицы, мы двинулись из Приозерского сектора дальше к так называемым Погосту и Притрактову-Мстинскому сектору.
Посетителей не так много, но они есть. Здесь достаточно много иностранных туристов, да и наши соотечественники не обходят стороной этот прекрасный музей, что и правильно.
На подходах к жилой улице, то есть экспозиции из старых деревянных изб, собранных из различных районов и областей, вашему вниманию откроется Церковь Рождества Богородицы, самое крупное и монументальное деревянное сооружение на всей территории Витославиц. Это трехалтарная постройка на высоком подклете и увенчанная высоким венчатым шатром. Два других шатра меньшего размера по бокам, венчающие малые восьмерики на четвериках, появились в самом конце семнадцатого века.
Церковь Рождества Богородицы была привезена из села Передки, Боровического района. Данная церковь была построена в первой половине XVI века, все даты построек, повторюсь, можно проверить на схеме, что весьма удобно для общего представления. Это самая древняя постройка в музее. Настоящий облик её это не только те формы, которые церковь получила при начальной постройке, но также сохраненные при реставрации некоторые элементы, ещё те, что появились при переборке церкви в 1699 году, а ещё и часть деталей первой половины века девятнадцатого. Сказать, что эта постройка мне понравилась, это ничего не сказать. Просто восторг!
Довелось побывать и внутри церкви, несколько фотографий представляю вашему вниманию. В момент посещения нами музейного комплекса, там проводилась некая презентация, этакий мини-концерт вокального коллектива "Лодья", в их исполнение а капелла с новой силой звучали известные и не очень произведения под деревянными сводами этой церкви.
Церковь Николая Чудотворца, построенная около 1765 года из деревни Высокий остров, Окуловского района поражает своей архитектурой не менее, чем описанная выше самая старая постройка ансамбля. Мне особенно нравится колокольня с её резными элементами. Четверик этой церкви увенчан тремя убывающими по ширине небольшими восьмериками. Церковь Николая Чудотворца и Церковь Рождества Богородицы расположены рядом друг с другом и этим ещё больше усиливают впечатление, создавая удивительный тандем.
На территории музея довольно много часовен и небольших церквей. Одна из самых интересных и привлекательных, на мой непрофессиональный взгляд, это часовня из деревни Кашира, Маловишерского района, построенная в XVIII-том веке. Мне понравились её резные, прямо-таки ажурные, купола и в целом необычная форма, которая достигнута пожалуй за счёт кругового балкона по периметру часовни.
А это - церковь Николы, из деревни Тухоля, Крестецкого района Новгородской области.
Состояние объектов музейного ансамбля нельзя назвать одинаково хорошим, некоторые постройки находятся на реставрации, некоторые в ней явно нуждаются. Не все из объектов открыты, большое их количество можно осмотреть только снаружи, а так бы хотелось попасть внутрь.
Это относится и к следующему экспонату. Эту часовню XVIII века привезли из деревни Малышево Пестовского района Новгородской области. Привлекает её особое расположение, как-бы внутри каменного кольца. Камни ещё больше подчёркивают теплоту деревянной постройки.
Часовни и церкви не являются единственными музейными объектами. На территории создана целая улица из обычных старых изб, принадлежащих когда-то обычным людям, состоятельным в той или иной мере. Общая панорама улицы представлена вашему вниманию на следующих двух фотографиях.
Вот такие крепкие, достаточно неплохо сохранившиеся или частично отреставрированные избы составляют экспозицию импровизированной деревни. Откуда изба и год её постройки указаны на схеме парка.
Особое внимание моё было привлечено к избе 1882 года Екимовой Марии Дмитриевны из деревни Рышево Новгородского района. Эта изба является первой избой, привезённой на территорию музея. Но главное даже не это. Мне понравилась исключительно богатая резная работа, которая украшает фасад, резные наличники и остальные сохранившиеся элементы. А много из бывшего лоска было утрачено, изба досталась реставраторам в плачевном состоянии.
Вот, на следующей фотографии крупным планом представлены некоторые резные элементы, вызывающие наряду с восхищением также некоторое чувство сожаления, что сейчас такого больше нет.
Рядом с избой амбар конца XIX века из Боровичского района. Подобных построек на территории много, особенно в северном секторе, долго рассказывать о них не вижу смысла, достаточно быстро осмотреть для общего представления.
Имеется даже колодец-журавль, часть которого подверглась реставрации совсем недавно.
Есть также звонница, а вот языка у колокола нет. Видимо слишком много было желающих почувствовать себя звонарём.
Старые качели конечно же привлекают детвору, всем надо покачаться обязательно.
Также имеются и качельки для самых маленьких посетителей, но в этот день желающих покачаться малышей не нашлось.
Для ознакомления с бытом тех времён каждая изба, размещённая на этой улице, представляет из себя музей, где содержится большое количество всевозможной утвари, инструментов, орудий труда и предметов повседневной жизни. Посетить такой музей, как я считаю, надо обязательно.
Такие вот были сани и телеги:
Некоторые экспозиции выполнены просто гениально. В данном случае кажется, что перед нами живая хозяйка избы, занимающаяся домашним хозяйством. Всё воссоздано очень естественно и натурально.
Также представлено много глиняной, и не только, посуды:
А вот на следующих двух фотографиях видно, как в избе располагался самовар. Специальное отверстие в русской печи было приспособлено для отвода дыма из трубы самовара. Такого я нигде раньше не видел, пока не побывал в Витославлицах.
Когда вскипел самовар, то можно перекусить. Следующая экспозиция представляет элементы кухонной утвари.
А вот и спальня или детская, в нашем понимании. Эти полоки - ни что иное, как кровать. Трудно представить, как туда можно залезть, а как там поместиться и вовсе загадка.
Рядом русская печь и довольно милый, выполненный из глины, умывальник:
Это точно помещение для женского труда, здесь представлены прялки и некоторые прочие орудия труда:
Посмотрите какая милая люлька для грудного малыша сплетена:
Набродившись вдоволь по территории музея и насмотревшись на экспонаты и выставочные образцы, можно отдохнуть в кафе, перекусить и набраться сил. Довольно большой ресторан, кстати, находится напротив входа в Витославлицы, но для его посещения надо покинуть пределы музея. Ресторан не из дешёвых, ориентированный видимо больше на иностранных туристов.
Нас же вопрос приёма пищи интересовал куда меньше посещения небольшого зоопарка, самым большим преимуществом которого, конечно же, является возможность прокатиться на лошади. Можно также покормить животный с разрешения работников музейного комплекса.
Воспитанный скакун обязательно раскланяется перед зрителями. Безусловно такое развлечение детям нравится. Животные были вполне спокойные, так что мы, родители, не волновались за маленьких наездников.
Рекомендую настоятельно всем и каждому этот музей для посещения. И во время осмотра и уже после не покидает ощущение доброты и умиротворения от прикосновения к тёплому и светлому. Здесь все найдут что-то особенное, ради чего стоило приехать. Каждый должен знать свою историю, а этнографические музеи под открытым небом лучше всего помогают нам обратиться к истокам, узнать многое о своих предках, своих корнях. Также прошу обратить внимание на ранее опубликованный отзыв Владычная (Грановитая) палата (Россия, Великий Новгород), это наша история.
Спасибо всем, кто заинтересовался и прочитал мой отзыв.
На территории Новгородской области, недалеко от Свято-Юрьево монастыря и Перынского Рождества Богородицы мужского скита, на южном берегу озера Мячино раскинулся музей народного деревянного зодчества - Витославлицы, который мне повезло неоднократно посетить за время поездок в Великий Новгород. Но, если мне доведётся ещё приехать в этот город, то я обязательно загляну в Витославлицы. Название музея происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь когда-то давно, а первое упоминание о нём якобы датируется XII веком, следы же этого поселения обнаружены археологами лишь три года назад. Много ещё тайн хранит Новгородская земля, да и не только она. Также это место известно тем, что в первой половине XIX века здесь поселилась графиня Анна Орлова-Чесменская, усадьба которой была построена по проекту Карла Росси. Дом-усадьбы существует и сейчас, там находится администрация музея и выставочные залы, хотя выставок я там никаких не встречал за несколько посещений.
Добраться до музея от Великого Новгорода достаточно просто, но самый верный способ - наличие своего автомобиля, придётся проехать буквально километров пять, по хорошей погоде так и дойти можно, попутно осмотрев другие достопримечательности, о которых я упомянул вкратце ранее, и которые безусловно станут предметами отдельных отзывов в скором будущем.
Итак, приобретя билеты и пройдя через турникеты, ну прямо как в метро, вы попадёте на довольно большую территорию музея. Советую сразу ознакомиться со схемой, чтобы иметь представление о расположении объектов. Схема находится недалеко от входа на территорию.
Не буду долго рассказывать об истории музея, для этого существуют другие ресурсы на просторах Интернета, но совсем обойти данный вопрос нельзя, поэтому приведу всего несколько исторических фактов. Изначально музей появился на этом месте весьма спонтанно, можно сказать, чисто на энтузиазме реставраторов, которые, под руководством Леонида Красноречьева, переместили на эту землю первый памятник, который и поныне составляет неотъемлемую часть музейного ансамбль "Витославлицы".
Эта церковь, была привезена в музей в 1964 году из деревни Курицко, Пестовского района Новгородской области, а называется она церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сам же музей официально был открыт спустя три года. Итак, представляю вашему вниманию самый первый музейный объект на территории комплекса:
Расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы практически на самом берегу озера, отсюда, как на ладони, виден Свято-Юрьев монастырь. Всё очень даже близко друг к другу.
Совсем забыл сказать, что первый экспонат, который можно осмотреть, не заходя за ворота музея деревянного зодчества, ветряная мельница из села Ладошино, находится между музеем "Витославлицы" и Свято-Юрьевым монастырем. От неё видна также церковь Успения. Не пойму, куда же делись лопасти ветряка? В 2015 году их почему-то на месте не оказалось.
А это пожалуй один из самых древних экспонатов, находящийся на территории Витославлиц. Крест из деревни Клишино, появление которого датируется 1459-м годом! Можете ознакомиться также с небольшой аннотацией к данному объекту.
Осмотрев самый первый появившийся экспонат, церковь Успения Пресвятой Богородицы, мы двинулись из Приозерского сектора дальше к так называемым Погосту и Притрактову-Мстинскому сектору.
Посетителей не так много, но они есть. Здесь достаточно много иностранных туристов, да и наши соотечественники не обходят стороной этот прекрасный музей, что и правильно.
На подходах к жилой улице, то есть экспозиции из старых деревянных изб, собранных из различных районов и областей, вашему вниманию откроется Церковь Рождества Богородицы, самое крупное и монументальное деревянное сооружение на всей территории Витославиц. Это трехалтарная постройка на высоком подклете и увенчанная высоким венчатым шатром. Два других шатра меньшего размера по бокам, венчающие малые восьмерики на четвериках, появились в самом конце семнадцатого века.
Церковь Рождества Богородицы была привезена из села Передки, Боровического района. Данная церковь была построена в первой половине XVI века, все даты построек, повторюсь, можно проверить на схеме, что весьма удобно для общего представления. Это самая древняя постройка в музее. Настоящий облик её это не только те формы, которые церковь получила при начальной постройке, но также сохраненные при реставрации некоторые элементы, ещё те, что появились при переборке церкви в 1699 году, а ещё и часть деталей первой половины века девятнадцатого. Сказать, что эта постройка мне понравилась, это ничего не сказать. Просто восторг!
Довелось побывать и внутри церкви, несколько фотографий представляю вашему вниманию. В момент посещения нами музейного комплекса, там проводилась некая презентация, этакий мини-концерт вокального коллектива "Лодья", в их исполнение а капелла с новой силой звучали известные и не очень произведения под деревянными сводами этой церкви.
Церковь Николая Чудотворца, построенная около 1765 года из деревни Высокий остров, Окуловского района поражает своей архитектурой не менее, чем описанная выше самая старая постройка ансамбля. Мне особенно нравится колокольня с её резными элементами. Четверик этой церкви увенчан тремя убывающими по ширине небольшими восьмериками. Церковь Николая Чудотворца и Церковь Рождества Богородицы расположены рядом друг с другом и этим ещё больше усиливают впечатление, создавая удивительный тандем.
На территории музея довольно много часовен и небольших церквей. Одна из самых интересных и привлекательных, на мой непрофессиональный взгляд, это часовня из деревни Кашира, Маловишерского района, построенная в XVIII-том веке. Мне понравились её резные, прямо-таки ажурные, купола и в целом необычная форма, которая достигнута пожалуй за счёт кругового балкона по периметру часовни.
А это - церковь Николы, из деревни Тухоля, Крестецкого района Новгородской области.
Состояние объектов музейного ансамбля нельзя назвать одинаково хорошим, некоторые постройки находятся на реставрации, некоторые в ней явно нуждаются. Не все из объектов открыты, большое их количество можно осмотреть только снаружи, а так бы хотелось попасть внутрь.
Это относится и к следующему экспонату. Эту часовню XVIII века привезли из деревни Малышево Пестовского района Новгородской области. Привлекает её особое расположение, как-бы внутри каменного кольца. Камни ещё больше подчёркивают теплоту деревянной постройки.
Часовни и церкви не являются единственными музейными объектами. На территории создана целая улица из обычных старых изб, принадлежащих когда-то обычным людям, состоятельным в той или иной мере. Общая панорама улицы представлена вашему вниманию на следующих двух фотографиях.
Вот такие крепкие, достаточно неплохо сохранившиеся или частично отреставрированные избы составляют экспозицию импровизированной деревни. Откуда изба и год её постройки указаны на схеме парка.
Особое внимание моё было привлечено к избе 1882 года Екимовой Марии Дмитриевны из деревни Рышево Новгородского района. Эта изба является первой избой, привезённой на территорию музея. Но главное даже не это. Мне понравилась исключительно богатая резная работа, которая украшает фасад, резные наличники и остальные сохранившиеся элементы. А много из бывшего лоска было утрачено, изба досталась реставраторам в плачевном состоянии.
Вот, на следующей фотографии крупным планом представлены некоторые резные элементы, вызывающие наряду с восхищением также некоторое чувство сожаления, что сейчас такого больше нет.
Рядом с избой амбар конца XIX века из Боровичского района. Подобных построек на территории много, особенно в северном секторе, долго рассказывать о них не вижу смысла, достаточно быстро осмотреть для общего представления.
Имеется даже колодец-журавль, часть которого подверглась реставрации совсем недавно.
Есть также звонница, а вот языка у колокола нет. Видимо слишком много было желающих почувствовать себя звонарём.
Старые качели конечно же привлекают детвору, всем надо покачаться обязательно.
Также имеются и качельки для самых маленьких посетителей, но в этот день желающих покачаться малышей не нашлось.
Для ознакомления с бытом тех времён каждая изба, размещённая на этой улице, представляет из себя музей, где содержится большое количество всевозможной утвари, инструментов, орудий труда и предметов повседневной жизни. Посетить такой музей, как я считаю, надо обязательно.
Такие вот были сани и телеги:
Некоторые экспозиции выполнены просто гениально. В данном случае кажется, что перед нами живая хозяйка избы, занимающаяся домашним хозяйством. Всё воссоздано очень естественно и натурально.
Также представлено много глиняной, и не только, посуды:
А вот на следующих двух фотографиях видно, как в избе располагался самовар. Специальное отверстие в русской печи было приспособлено для отвода дыма из трубы самовара. Такого я нигде раньше не видел, пока не побывал в Витославлицах.
Когда вскипел самовар, то можно перекусить. Следующая экспозиция представляет элементы кухонной утвари.
А вот и спальня или детская, в нашем понимании. Эти полоки - ни что иное, как кровать. Трудно представить, как туда можно залезть, а как там поместиться и вовсе загадка.
Рядом русская печь и довольно милый, выполненный из глины, умывальник:
Это точно помещение для женского труда, здесь представлены прялки и некоторые прочие орудия труда:
Посмотрите какая милая люлька для грудного малыша сплетена:
Набродившись вдоволь по территории музея и насмотревшись на экспонаты и выставочные образцы, можно отдохнуть в кафе, перекусить и набраться сил. Довольно большой ресторан, кстати, находится напротив входа в Витославлицы, но для его посещения надо покинуть пределы музея. Ресторан не из дешёвых, ориентированный видимо больше на иностранных туристов.
Нас же вопрос приёма пищи интересовал куда меньше посещения небольшого зоопарка, самым большим преимуществом которого, конечно же, является возможность прокатиться на лошади. Можно также покормить животный с разрешения работников музейного комплекса.
Воспитанный скакун обязательно раскланяется перед зрителями. Безусловно такое развлечение детям нравится. Животные были вполне спокойные, так что мы, родители, не волновались за маленьких наездников.
Рекомендую настоятельно всем и каждому этот музей для посещения. И во время осмотра и уже после не покидает ощущение доброты и умиротворения от прикосновения к тёплому и светлому. Здесь все найдут что-то особенное, ради чего стоило приехать. Каждый должен знать свою историю, а этнографические музеи под открытым небом лучше всего помогают нам обратиться к истокам, узнать многое о своих предках, своих корнях. Также прошу обратить внимание на ранее опубликованный отзыв Владычная (Грановитая) палата (Россия, Великий Новгород), это наша история.
Спасибо всем, кто заинтересовался и прочитал мой отзыв.
Время использования | 2015 |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2015 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Новгородская область |
Район | городской округ Великий Новгород |
Город или поселок | Великий Новгород |
Общее впечатление | Вся красота древнего деревянного зодчества |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву103
Моей мелкоте ещё предстоит там побывать.