Отзыв: Фильм "Пианистка" (2001) - ИСТОРИЯ одного ИЗВРАЩЕНИЯ
Достоинства: просто рай для любителей покопаться в чужой душе и мозгах
Недостатки: просто ад для рядового зрителя-обывателя
У этого фильма ненавистников примерно столько же, сколько и восторженных почитателей. Рядовым явлением он не мог стать изначально - так как поставлен по скандальной книге нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек. Роман называли настоящей "историей болезни", описанию которой позавидовал бы сам Фрейд.
Фильм в этом отношении от романа старается не отставать.
... Эрике сорок. Но она еще девственница.
Сей факт никак не может не сказаться на ее психике, ибо природа злопамятна и четко отслеживает свои интересы. Не дашь ей необходимого в прямой форме - потребует в извращенной. Все равно, что камнем реку перекрыть - найдет обходные пути.
Вот и Эрика "ублажает" себя прямо скажем нетрадиционно - визитами в видео-секс-салоны, подглядыванием за влюбленными парочками. А то и садо-мазохистскими самоистязаниями в ванной.
И зритель вынужден все это наблюдать. С пониманием, любопытством, омерзением-ли - это уже зависит от самого зрителя. От состояния его психики и, прямо скажем, от его жизненной ситуации. Точнее удовлетворенности или НЕудовлетворенности на личном фронте.
Посему зрительская аудитория "Пианистки" делится на соответствующие категории: сочувствующих, не приемлющих... Ну и, я бы сказала, еще на одну: категорию изучающих. Это уже касается специалистов: не киноведов в данном случае, а психиатров.
Как известно, сумасшедшие по-своему чрезвычайно логичны, и упорно гнут именно СВОЮ линию. Посему их поведенческая логика выстроена четко. Что забавно, к образу действий главной героини у метров современной психиатрии - никаких претензий. А вот что касается поведения главного героя - вот тут, как считают спецы, у автора явный прокол.
И впрямь, чем объяснить внезапно вспыхнувшую страсть двадцатилетнего красавца Вальтера к увядающей и, прямо скажем, неказистой героине? Одним лишь влиянием Шуберта? Отнюдь.
Персонаж тоже явно со сдвигом. И, следуя логике этого сдвига, - должен был принять ВСЕ дикие садо-мазо условия и требования, которые выдвигает ему Эрика. Идти, так ДО КОНЦА!
Но он бунтует и начинает явно СВОЮ игру. Сбивает карты, так сказать. Этим и интересен. Помимо прочего. Пусть и неправдоподобен.
А вот матушка Эрики (в гениальном как всегда исполнении Ани Жирардо) правдоподобна и узнаваема просто "до мозга костей". Таких слишком уж радивых "родительниц", заедающих жизнь дочерей и сыновей с рождения до старости - вокруг пруд-пруди.
Но героиня Жирардо, разумеется, явление не рядовое: перегибает палку слишком резко. Перегибами является просто маниакальное стремление отслеживать каждый шаг дочери, даже ночью не оставлять ее без надзора, укладывая в кровать рядом с собой!
И посему не приходится удивляться, что в одну не слишком прекрасную ночь, перевозбужденная Эрика попытается изнасиловать... уже собственную мать.
Финал непредсказуем, финал красив. Но карты до конца раскрывать не будем. Кто чувствует в себе силы до него дотерпеть - все увидит сам. Ну а тому, кто отшатнется от фильма уже с первых минут, это тем более ни к чему.
... Все мы тут затем, чтобы делиться именно личными впечатлениям. Так что, простите, немного о личном.
Ни к восторженным поклонникам, ни к хулителям этого фильма я бы себя не отнесла. Он мне интересен только с третьей позиции - как история определенного психического отклонения. Никаким спецом в этой области я не являюсь, просто любопытствующий персонаж. Которому кажется, что с этой точки зрения фильм достаточно занимателен.
Бесспорно хороша игра актеров (Эрика - Изабель Юппер, Вальтер - Бенуа Мажимель). Про Жирардо уже упоминала.
Разумеется, притягивает "Пианистка" и высоким исполнительским мастерством. Фильм просто пронизан, даже перенасыщен музыкой.
Роскошна операторская работа: все в эдаких блеклых желто-осенних тонах, на которых временами расцветает багрянец - будь то след крови, или деталь костюма Эрики, завораживает одинаково.
Так что фильм, разумеется, достоин просмотра. Но к нему нужно себя ГОТОВИТЬ, как к серьезному предприятию. Без соответствующего настроя - получите только потерянное время, это в лучшем случае...
Фильм в этом отношении от романа старается не отставать.
... Эрике сорок. Но она еще девственница.
Сей факт никак не может не сказаться на ее психике, ибо природа злопамятна и четко отслеживает свои интересы. Не дашь ей необходимого в прямой форме - потребует в извращенной. Все равно, что камнем реку перекрыть - найдет обходные пути.
Вот и Эрика "ублажает" себя прямо скажем нетрадиционно - визитами в видео-секс-салоны, подглядыванием за влюбленными парочками. А то и садо-мазохистскими самоистязаниями в ванной.
И зритель вынужден все это наблюдать. С пониманием, любопытством, омерзением-ли - это уже зависит от самого зрителя. От состояния его психики и, прямо скажем, от его жизненной ситуации. Точнее удовлетворенности или НЕудовлетворенности на личном фронте.
Посему зрительская аудитория "Пианистки" делится на соответствующие категории: сочувствующих, не приемлющих... Ну и, я бы сказала, еще на одну: категорию изучающих. Это уже касается специалистов: не киноведов в данном случае, а психиатров.
Как известно, сумасшедшие по-своему чрезвычайно логичны, и упорно гнут именно СВОЮ линию. Посему их поведенческая логика выстроена четко. Что забавно, к образу действий главной героини у метров современной психиатрии - никаких претензий. А вот что касается поведения главного героя - вот тут, как считают спецы, у автора явный прокол.
И впрямь, чем объяснить внезапно вспыхнувшую страсть двадцатилетнего красавца Вальтера к увядающей и, прямо скажем, неказистой героине? Одним лишь влиянием Шуберта? Отнюдь.
Персонаж тоже явно со сдвигом. И, следуя логике этого сдвига, - должен был принять ВСЕ дикие садо-мазо условия и требования, которые выдвигает ему Эрика. Идти, так ДО КОНЦА!
Но он бунтует и начинает явно СВОЮ игру. Сбивает карты, так сказать. Этим и интересен. Помимо прочего. Пусть и неправдоподобен.
А вот матушка Эрики (в гениальном как всегда исполнении Ани Жирардо) правдоподобна и узнаваема просто "до мозга костей". Таких слишком уж радивых "родительниц", заедающих жизнь дочерей и сыновей с рождения до старости - вокруг пруд-пруди.
Но героиня Жирардо, разумеется, явление не рядовое: перегибает палку слишком резко. Перегибами является просто маниакальное стремление отслеживать каждый шаг дочери, даже ночью не оставлять ее без надзора, укладывая в кровать рядом с собой!
И посему не приходится удивляться, что в одну не слишком прекрасную ночь, перевозбужденная Эрика попытается изнасиловать... уже собственную мать.
Финал непредсказуем, финал красив. Но карты до конца раскрывать не будем. Кто чувствует в себе силы до него дотерпеть - все увидит сам. Ну а тому, кто отшатнется от фильма уже с первых минут, это тем более ни к чему.
... Все мы тут затем, чтобы делиться именно личными впечатлениям. Так что, простите, немного о личном.
Ни к восторженным поклонникам, ни к хулителям этого фильма я бы себя не отнесла. Он мне интересен только с третьей позиции - как история определенного психического отклонения. Никаким спецом в этой области я не являюсь, просто любопытствующий персонаж. Которому кажется, что с этой точки зрения фильм достаточно занимателен.
Бесспорно хороша игра актеров (Эрика - Изабель Юппер, Вальтер - Бенуа Мажимель). Про Жирардо уже упоминала.
Разумеется, притягивает "Пианистка" и высоким исполнительским мастерством. Фильм просто пронизан, даже перенасыщен музыкой.
Роскошна операторская работа: все в эдаких блеклых желто-осенних тонах, на которых временами расцветает багрянец - будь то след крови, или деталь костюма Эрики, завораживает одинаково.
Так что фильм, разумеется, достоин просмотра. Но к нему нужно себя ГОТОВИТЬ, как к серьезному предприятию. Без соответствующего настроя - получите только потерянное время, это в лучшем случае...
Общее впечатление | ИСТОРИЯ одного ИЗВРАЩЕНИЯ |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву22
Да и желания как-то нет после книги)
Я люблю покопаться в чужих мозгах )) все про психологию и отклонения смотрю с удовольствием.
Или она не этого хотела.