Отзыв: Аудиокнига "Под куполом" - Стивен Кинг - "Зона" от Кинга, или "...наш*город мал, и_за команду за_одну мы_все болеем" (с)
Достоинства: Реалистичная фантастика, социальность и экологичность; множество ассоциаций при прослушивании; яркие персонажи; достойный аудиоряд
Недостатки: Непродуманный финал, будто наспех написанный
Странно, но романом "Под куполом" Кинга я заинтересовалась только сейчас. Видимо, путала его с какой-то другой одноименной книгой. Так что в мое копилку "знаем, читали" добавилась еще одно произведение любимого писателя, причем достаточно внушительных объемов (в аудиоварианте прослушивания занимает 37 часов без малого).
История создания книги непроста: по признанию автора, он много раз откладывал/прекращал ее написание, но возращался к ней снова, и вот в 2009 году сподобился, закончил свои почти тридцатилетние труды. Не совсем понимаю, с чего бы вдруг забрасывать неплохую идею в столь долгий ящик, ну да ему виднее.
Интересно было бы посмотреть, чем стал бы роман, будь он написан в конце 70-х: удержался бы писатель от своей старой привычки населять книги всякой-разной нежитью? Или все-таки идея посмотреть на людей в замкнутом пространстве так и осталась бы ведущей и определяющей? Что взяло бы верх: "сейчас-напугаю-так-что-штаны-намочите", или "-загляните-в-свою-душу-там-самое-страшное-и-есть".
На самом деле я думаю, что ни одна выдумка с нашей реальностью по уровню кошмариков никогда не сравниться. Даже если эту реальность просто предположить, взять и ввести в сюжет что-то пусть фантастическое, но маленькое, почти условное.
Практически так Кинг в "Под куполом" и поступает: ему, чтобы держать читателя в напряжении, мутанты, призраки и прочая муть вообще не нужны. Он просто изолировал крохотный городок Честерс Милл от окружающего мира и оставил его вариться в собственном соку - и поверьте, тех ужасов, что творят его жители под покровом купола, ни одной мистической твари не переплюнуть. И нам, читателям/слушателям остается только аналогии проводить (я по поводу этой изоляции). С самой Землей? С странами, где царит тоталитарный режим? С закрытыми сообществами, объединенными какой-то идеей? Ассоциации эти появляются непроизвольно: что-то вспоминаешь из истории своей/чужой страны, а что-то подобное и сейчас звучит из новостных программ. Поэтому фантастическую составляющую сюжета я и называю достаточно условной. Это скорее что-то антиутопическое, только в силу внезапно сложившихся (или изменившихся?) обстоятельств. Более того, я замечаю уже в который раз, что придуманные страшилки даются Кингу все хуже и хуже, а вот человеческие отношения он действительно выписывает порой филигранно.
Название "Под куполом" следует понимать буквально: вышеупомянутый описываемый в романе городок Честерс Милл, что неподалеку от еще одного кинговского городишки Ти-Эр-90, вдруг оказывается отрезанным: его накрывает некое силовое поле, которое пропускает электромагнитные волны и звук, но успешно препятствует элементарному воздухообмену, не говоря уже о том, чтобы подвезти продукты или эвакуировать население. Эдакими пауками в банке оказываются жители Честерс Милла, вопрос только в том, сколько они продержатся и как. Сколько всего всплывет на поверхность, с ума сойти можно.
Кинг действует с размахом: во-первых, роман "густонаселен". Персонажей в нем столько, что я иной раз путалась в американских именах, благо, почти все были снабжены либо яркой внешностью, либо незабываемой историей из прошлого, либо еще как-то выделялся из прочих. Главных героев несколько, их взаимоотношения строятся на антагонизме (кто бы сомневался: у Кинга все хорошие всегда очень хорошие, а на всех плохих клейма ставить негде). Второстепенных персонажей столько, что хватило бы, чтобы заселить небольшую деревню, и каждый важен: перебирая их сейчас в уме, могу с уверенностью утверждать, что любой из них сыграл свою роль в жизни города, никого лишнего нет.
Масштабны и события, происходящие на отсеченной территории: если производство наркотиков, то в промышленных масштабах; если пожар - то с полным выгоранием кислорода. В такое мощное производство метамфетамина в данном контексте я, кстати, не верю как-то: уж больно все просто у Кинга получается. Но масштабность остальных событий недоверия не вызывает: в предложенных в начале сюжета обстоятельствах они воспринимаются логичными, само собой разумеющимися и в свою цепочку укладывающимися. Псевдозаконники, силовые структуры, почти репрессии, устранение неугодных, "черные фары у соседних ворот" - вот эта часть сюжета просто превосходна. Безнаказанность, неконтролируемость власти приобретает просто в голове не укладывающиеся размеры! Но... стоит мысленно расширить масштабы городка до размеров государства, и... знаем, проходили такое. Ну если не совсем такое, то очень похожее. И противостояние власти тоже похоже на правду (мне даже наши декабристы вспомнились).
Вот такая Зона получилась у Кинга, и пусть тот бросит в меня камень, кто скажет, что она не так страшна, как литературная Припять. Начальное допущение "а что, если..." оказалось до мурашек продирающим, пугающим куда больше любого кошмарного сновидения. Потому что уж больно похоже на реальность.
Финал романа показался мне неудачным. Это как с книгой "Темная башня" - дописал, и ладно. Господи, ну зачем так-то, а? Ну снял бы ты, Степан Дональдович Королев, этот купол... просто так - раз!, и не стало его! Или бы начал расширять, тогда получилось бы социально-экологическое произведение... Или оставил все как есть, пусть все умрут. Чего тебя все молодость не отпускает, что ты везде какие-то внеземные заковыки ищешь? Ведь по сути, происхождение купола над Честерс Миллом читателю вообще не важно, разве не для этого ты толстенную книгу написал, а не рассказиком ограничился? Странный ты, ей-Богу.
Как я уже писала выше, на прослушивание романа уходит достаточное количество времени. Тем не менее воспринимается текст достаточно легко: Сергей Кирсанов расстарался как мог. Не спотыкался, не глотал окончаний, не болтал по телефону, как некоторые (смотри первую ссылку). Это не самый любимый мой чтец, но "Под куполом" в его исполнении звучит более чем прилично.
Рекомендую аудиовариант книги не только поклонникам Кинга, но и вообще всем читающим: при всей фантастической задумке книга получилась вполне себе реалистичной. Уж не знаю, насколько меня увлек бы сам текст, писатель больно склонен к мелким и подробным зарисовкам, каким-то историям из детства персонажей (пример - Джулия Шамуэй и случай на эстраде). А вот конец самого злого злыдни в романе не описан! Скорее всего. помрет своей смертью, но мало ли, может, и выкрутится, с такого станется... И потом вдруг Кинг порадует нас продолжением?
История создания книги непроста: по признанию автора, он много раз откладывал/прекращал ее написание, но возращался к ней снова, и вот в 2009 году сподобился, закончил свои почти тридцатилетние труды. Не совсем понимаю, с чего бы вдруг забрасывать неплохую идею в столь долгий ящик, ну да ему виднее.
Интересно было бы посмотреть, чем стал бы роман, будь он написан в конце 70-х: удержался бы писатель от своей старой привычки населять книги всякой-разной нежитью? Или все-таки идея посмотреть на людей в замкнутом пространстве так и осталась бы ведущей и определяющей? Что взяло бы верх: "сейчас-напугаю-так-что-штаны-намочите", или "-загляните-в-свою-душу-там-самое-страшное-и-есть".
На самом деле я думаю, что ни одна выдумка с нашей реальностью по уровню кошмариков никогда не сравниться. Даже если эту реальность просто предположить, взять и ввести в сюжет что-то пусть фантастическое, но маленькое, почти условное.
Практически так Кинг в "Под куполом" и поступает: ему, чтобы держать читателя в напряжении, мутанты, призраки и прочая муть вообще не нужны. Он просто изолировал крохотный городок Честерс Милл от окружающего мира и оставил его вариться в собственном соку - и поверьте, тех ужасов, что творят его жители под покровом купола, ни одной мистической твари не переплюнуть. И нам, читателям/слушателям остается только аналогии проводить (я по поводу этой изоляции). С самой Землей? С странами, где царит тоталитарный режим? С закрытыми сообществами, объединенными какой-то идеей? Ассоциации эти появляются непроизвольно: что-то вспоминаешь из истории своей/чужой страны, а что-то подобное и сейчас звучит из новостных программ. Поэтому фантастическую составляющую сюжета я и называю достаточно условной. Это скорее что-то антиутопическое, только в силу внезапно сложившихся (или изменившихся?) обстоятельств. Более того, я замечаю уже в который раз, что придуманные страшилки даются Кингу все хуже и хуже, а вот человеческие отношения он действительно выписывает порой филигранно.
Название "Под куполом" следует понимать буквально: вышеупомянутый описываемый в романе городок Честерс Милл, что неподалеку от еще одного кинговского городишки Ти-Эр-90, вдруг оказывается отрезанным: его накрывает некое силовое поле, которое пропускает электромагнитные волны и звук, но успешно препятствует элементарному воздухообмену, не говоря уже о том, чтобы подвезти продукты или эвакуировать население. Эдакими пауками в банке оказываются жители Честерс Милла, вопрос только в том, сколько они продержатся и как. Сколько всего всплывет на поверхность, с ума сойти можно.
Кинг действует с размахом: во-первых, роман "густонаселен". Персонажей в нем столько, что я иной раз путалась в американских именах, благо, почти все были снабжены либо яркой внешностью, либо незабываемой историей из прошлого, либо еще как-то выделялся из прочих. Главных героев несколько, их взаимоотношения строятся на антагонизме (кто бы сомневался: у Кинга все хорошие всегда очень хорошие, а на всех плохих клейма ставить негде). Второстепенных персонажей столько, что хватило бы, чтобы заселить небольшую деревню, и каждый важен: перебирая их сейчас в уме, могу с уверенностью утверждать, что любой из них сыграл свою роль в жизни города, никого лишнего нет.
Масштабны и события, происходящие на отсеченной территории: если производство наркотиков, то в промышленных масштабах; если пожар - то с полным выгоранием кислорода. В такое мощное производство метамфетамина в данном контексте я, кстати, не верю как-то: уж больно все просто у Кинга получается. Но масштабность остальных событий недоверия не вызывает: в предложенных в начале сюжета обстоятельствах они воспринимаются логичными, само собой разумеющимися и в свою цепочку укладывающимися. Псевдозаконники, силовые структуры, почти репрессии, устранение неугодных, "черные фары у соседних ворот" - вот эта часть сюжета просто превосходна. Безнаказанность, неконтролируемость власти приобретает просто в голове не укладывающиеся размеры! Но... стоит мысленно расширить масштабы городка до размеров государства, и... знаем, проходили такое. Ну если не совсем такое, то очень похожее. И противостояние власти тоже похоже на правду (мне даже наши декабристы вспомнились).
Вот такая Зона получилась у Кинга, и пусть тот бросит в меня камень, кто скажет, что она не так страшна, как литературная Припять. Начальное допущение "а что, если..." оказалось до мурашек продирающим, пугающим куда больше любого кошмарного сновидения. Потому что уж больно похоже на реальность.
Финал романа показался мне неудачным. Это как с книгой "Темная башня" - дописал, и ладно. Господи, ну зачем так-то, а? Ну снял бы ты, Степан Дональдович Королев, этот купол... просто так - раз!, и не стало его! Или бы начал расширять, тогда получилось бы социально-экологическое произведение... Или оставил все как есть, пусть все умрут. Чего тебя все молодость не отпускает, что ты везде какие-то внеземные заковыки ищешь? Ведь по сути, происхождение купола над Честерс Миллом читателю вообще не важно, разве не для этого ты толстенную книгу написал, а не рассказиком ограничился? Странный ты, ей-Богу.
Как я уже писала выше, на прослушивание романа уходит достаточное количество времени. Тем не менее воспринимается текст достаточно легко: Сергей Кирсанов расстарался как мог. Не спотыкался, не глотал окончаний, не болтал по телефону, как некоторые (смотри первую ссылку). Это не самый любимый мой чтец, но "Под куполом" в его исполнении звучит более чем прилично.
Рекомендую аудиовариант книги не только поклонникам Кинга, но и вообще всем читающим: при всей фантастической задумке книга получилась вполне себе реалистичной. Уж не знаю, насколько меня увлек бы сам текст, писатель больно склонен к мелким и подробным зарисовкам, каким-то историям из детства персонажей (пример - Джулия Шамуэй и случай на эстраде). А вот конец самого злого злыдни в романе не описан! Скорее всего. помрет своей смертью, но мало ли, может, и выкрутится, с такого станется... И потом вдруг Кинг порадует нас продолжением?
Время использования | почти 37 часов |
Общее впечатление | "Зона" от Кинга, или "...наш*город мал, и_за команду за_одну мы_все болеем" (с) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву34
и мне очень понравился…