Отзыв: Фильм "Небеса обетованные" (1991) - "ГОСПОДИ, ни охнуть, ни вздохнуть..."
Достоинства: проникновенный рассказ о всех и каждом. ...
Недостатки: финал выглядит несколько фальшиво
"Небеса обетованные" вышли к зрителю в 1991 году - когда вся страна по сути оказалась на БОЛЬШОЙ СВАЛКЕ. И совершенно неизвестно было - прилетят ли за нами "голубые человечки", чтобы унести в "прекрасное далеко"? Казалось, так и будем прозябать на этой свалке вечно...
Надо ли удивляться тому душевному и жизненному созвучию, которое заставило воспринять этот рязановский фильм как нечто узнаваемое, родное, свое?!
Пользуясь расхожей терминологией, его герои - никто иные, как бомжи. Точнее, многие из них- БИЧи. Кому непонятна аббревиатура - охотно поясню. БИЧ -это Бывший Интеллигентный Человек. По тем или иным причинам оказавшийся не у дел.
... Да, причины прихода СЮДА у обитателей свалки в "Небесах..." - и впрямь различны.
Художница Фима, чрезмерно увлекшись богемной жизнью, продала родительскую квартиру.
Так называемый Президент ушел от жены-коммунистки по политическим мотивам.
Безропотную старушку "Катю Иванову" выгнали из дома собственные дети.
Ну а скрипач Соломон стал обитателем свалки, после того, когда вся его семья эмигрировала в Израиль.
Словом, особая рязановская ирония проявилась в том, что три четверти обитателей его киношной свалки представлены бывшими интеллигентными людьми.
Ну это и понятно. Бесхребетная интеллигентская беспомощность, особенно ярко проявившая себя в 90-х!
"Быдло" как-то обустроилось - и дружными рядами потопало торговать на рынки. Ну а прочей части населения даже на эти рынках места не хватило. Вот и остались прозябать на свалке, в ожидании "посланцев с небес".
Но чем и ценен этот фильм: в нем нет ни правых, ни виноватых - а есть просто люди, о судьбах которых "Небеса..." и стремятся нам рассказать. Причем, как почти всегда, по-рязановски тонко и лирически проникновенно. И, разумеется, с юмором, который местами-временами восходит до гротеска. Чему помогают шикарнейшие актерские работы!
Неподражаема Лия Ахеджакова, просящая милостыню на обочине, а через пару часов (скинув нищенские одеяния) пирующая в "плавучем ресторане". А что, может себе позволить - дневной "выручки" на шампанское хватит!
Трогателен Олег Басилашвили в роли ее незадачливого брата, который из-за отсутствия жилья вынужден чужие дачи сторожить. Несмотря на солидный возраст, он все еще по-детски влюбчив. И легко дает себя облапошить юной провинциалке - ПТУ-шнице.
Авантажен Валентин Гафт в роли Президента свалки. Как ни смешно и ни выспренно звучит его титул -с ним как-то быстро свыкаешься. И впрямь, чем не Президент?! И костюм (пусть потрепанный) в "загажнике" имеется. И речь - волне цивилизованного человека, испещренная и уместными цитатами, и "красным словцом". Колоритен, что и говорить!
Бесконечно жалка талантливейшая Ольга Волкова в роли безымянной старушки, которой обитатели свалки присваивают НАРОДНОЕ ИМЯ - Катя Иванова. И впрямь всю жизнь пахать на сильных мира сего, рожать от них детей - и в конце жизни быть выкинутыми этими детьми на улицу! Незавидная, вполне НАРОДНАЯ доля.
Ну а самый гротесковый персонаж бесспорно достался Наталье Гундаревой. Для многих было просто открытием, что актриса может быть и ТАКОЙ - в облике пьяной хабалки-торговки в вечно драных чулках, сплевывающей лузгу от семечек на грязный пол. Зато на стене - плюшевый коврик с тигром. Говорящие детали, и как всегда мастерски точны!
Хороши в этом фильме Роман Карцев (в роли Соломона), Вячеслав Невинный (в роли его друга), Леонид Броневой (Генерал), Светлана Немоляева (жена Президента), ), да и весь актерский состав фильма.
"Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Жизнь летит в метельной круговерти,
Жизнь - тропинка от рожденья к смерти -
Смутный, скрытный, кривоватый путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!"
Эти печальные строки, что песенным лейтмотивом проходят через весь фильм, принадлежат самому Эльдару Рязанову. И как мы понимаем, определяют для него главную концепцию фильма.
Что и говорить, получился он немного мрачноватым и бесконечно грустным. Несмотря на благостный конец, который выглядит, имхо, просто благостной фальшивкой.
Ну да, все свершилось - прилетели, подхватили. А что ТАМ? - кто-нибудь из "отлетающих" задался этим вопросом?
Может нечто более страшное, чем привычная свалка? Так что радоваться за героев как-то не тянет.
А вот фильм пересмотреть еще и еще раз -тянет постоянно. Ибо, это по настоящему талантливое произведение, жаль так мало оцененное: всего несколько наград, да и те - не из самых серьезных.
Но опять же напомню - время было такое, вся страна на БОЛЬШОЙ СВАЛКЕ. Не до наград...
Оценим же фильм сейчас, когда вокруг все как-то "устаканилось". Даже без "посланцев с небес".
Надо ли удивляться тому душевному и жизненному созвучию, которое заставило воспринять этот рязановский фильм как нечто узнаваемое, родное, свое?!
Пользуясь расхожей терминологией, его герои - никто иные, как бомжи. Точнее, многие из них- БИЧи. Кому непонятна аббревиатура - охотно поясню. БИЧ -это Бывший Интеллигентный Человек. По тем или иным причинам оказавшийся не у дел.
... Да, причины прихода СЮДА у обитателей свалки в "Небесах..." - и впрямь различны.
Художница Фима, чрезмерно увлекшись богемной жизнью, продала родительскую квартиру.
Так называемый Президент ушел от жены-коммунистки по политическим мотивам.
Безропотную старушку "Катю Иванову" выгнали из дома собственные дети.
Ну а скрипач Соломон стал обитателем свалки, после того, когда вся его семья эмигрировала в Израиль.
Словом, особая рязановская ирония проявилась в том, что три четверти обитателей его киношной свалки представлены бывшими интеллигентными людьми.
Ну это и понятно. Бесхребетная интеллигентская беспомощность, особенно ярко проявившая себя в 90-х!
"Быдло" как-то обустроилось - и дружными рядами потопало торговать на рынки. Ну а прочей части населения даже на эти рынках места не хватило. Вот и остались прозябать на свалке, в ожидании "посланцев с небес".
Но чем и ценен этот фильм: в нем нет ни правых, ни виноватых - а есть просто люди, о судьбах которых "Небеса..." и стремятся нам рассказать. Причем, как почти всегда, по-рязановски тонко и лирически проникновенно. И, разумеется, с юмором, который местами-временами восходит до гротеска. Чему помогают шикарнейшие актерские работы!
Неподражаема Лия Ахеджакова, просящая милостыню на обочине, а через пару часов (скинув нищенские одеяния) пирующая в "плавучем ресторане". А что, может себе позволить - дневной "выручки" на шампанское хватит!
Трогателен Олег Басилашвили в роли ее незадачливого брата, который из-за отсутствия жилья вынужден чужие дачи сторожить. Несмотря на солидный возраст, он все еще по-детски влюбчив. И легко дает себя облапошить юной провинциалке - ПТУ-шнице.
Авантажен Валентин Гафт в роли Президента свалки. Как ни смешно и ни выспренно звучит его титул -с ним как-то быстро свыкаешься. И впрямь, чем не Президент?! И костюм (пусть потрепанный) в "загажнике" имеется. И речь - волне цивилизованного человека, испещренная и уместными цитатами, и "красным словцом". Колоритен, что и говорить!
Бесконечно жалка талантливейшая Ольга Волкова в роли безымянной старушки, которой обитатели свалки присваивают НАРОДНОЕ ИМЯ - Катя Иванова. И впрямь всю жизнь пахать на сильных мира сего, рожать от них детей - и в конце жизни быть выкинутыми этими детьми на улицу! Незавидная, вполне НАРОДНАЯ доля.
Ну а самый гротесковый персонаж бесспорно достался Наталье Гундаревой. Для многих было просто открытием, что актриса может быть и ТАКОЙ - в облике пьяной хабалки-торговки в вечно драных чулках, сплевывающей лузгу от семечек на грязный пол. Зато на стене - плюшевый коврик с тигром. Говорящие детали, и как всегда мастерски точны!
Хороши в этом фильме Роман Карцев (в роли Соломона), Вячеслав Невинный (в роли его друга), Леонид Броневой (Генерал), Светлана Немоляева (жена Президента), ), да и весь актерский состав фильма.
"Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Жизнь летит в метельной круговерти,
Жизнь - тропинка от рожденья к смерти -
Смутный, скрытный, кривоватый путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!"
Эти печальные строки, что песенным лейтмотивом проходят через весь фильм, принадлежат самому Эльдару Рязанову. И как мы понимаем, определяют для него главную концепцию фильма.
Что и говорить, получился он немного мрачноватым и бесконечно грустным. Несмотря на благостный конец, который выглядит, имхо, просто благостной фальшивкой.
Ну да, все свершилось - прилетели, подхватили. А что ТАМ? - кто-нибудь из "отлетающих" задался этим вопросом?
Может нечто более страшное, чем привычная свалка? Так что радоваться за героев как-то не тянет.
А вот фильм пересмотреть еще и еще раз -тянет постоянно. Ибо, это по настоящему талантливое произведение, жаль так мало оцененное: всего несколько наград, да и те - не из самых серьезных.
Но опять же напомню - время было такое, вся страна на БОЛЬШОЙ СВАЛКЕ. Не до наград...
Оценим же фильм сейчас, когда вокруг все как-то "устаканилось". Даже без "посланцев с небес".
Общее впечатление | "ГОСПОДИ, ни охнуть, ни вздохнуть..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву9
Но вот конец мне видится по-другому. По-моему, это очевидная метафора смерти. Военные их расстреляли, убили, вот "бомжи" и улетели - туда, в небо...Им не нашлось места на Земле Обетованной, им остались только небеса.