Отзыв: Фильм "Движение вверх" (2017) - Спасибо вам, мужики!
Достоинства: в основу положена великая победа сборной СССР, операторская работа, эмоциональность, сопереживание героям, настоящие болельщицкие эмоции
Недостатки: некоторое передергивание фактов
Премьеру киноленты «Движение вверх» я ждал с большим нетерпением. Этому есть несколько причин. Во-первых, победа баскетбольной сборной Советского Союза на Олимпийских играх считается одним из грандиозных спортивных событий 20 века, которое заслужило воплощения на экране. Во-вторых, баскетбол для меня - «родной» вид спорта, первый юношеский разряд и традиция хотя бы раз в месяц собираться с товарищами для игры. В-третьих, я болельщик со стажем, осознанно стал интересоваться играми с 1978 года, до сих пор болею за московский ЦСКА и каунасский «Жальгирис» - противостояние этих команд в 80-х годах для меня одно из самых ярких воспоминаний. Да и сын у меня имеет прямое отношение к баскетболу — играет в студенческой команде, правда, баскетболу в итоге предпочел рукопашный бой. Впрочем, я тоже когда-то выбрал самбо и в работе мне это, конечно, пригодилось.
Теперь непосредственно о фильме «Движение вверх». Скажу честно, дискуссия по нему с друзьями, разбирающимися в баскетболе и сыном с его компанией, затянулась до глубокой ночи. Разбирали практически каждый игровой эпизод, хотя каждый из нас видел эту игру в записи много раз и я, например, могу рассказать посекундно последние 5 минут матча. Суть не в этом. Все участники беседы признали, что фильм интересный, зрелищный и нужный. Такие киноленты укрепляют уверенность в стране, поддерживают патриотизм и главное — рассказывают о спортсменах-героях, о которых большинство людей не знает или забыло. За одну только просветительскую функцию можно хвалить эту картину. Победа баскетбольной сборной СССР — это не только золотые медали Олимпиады-1972, это — победа над собой, своими страхами, ошибками и глупостями. Зритель испытывает эмоции как болельщик в настоящей игре, сопереживая спортсменам и хватаясь за сердце после наших промахов. Для многих, кто помнит этот матч, фильм «Движение вверх» - своеобразная машина времени, которая дает возможность пережить эмоции финальной игры 9 сентября 1972 года. Этому помогают великолепные съемки — современные технологии позволили показать баскетбол со всех сторон, разобрать его суть и красоту, за что большое спасибо операторской группе. Полет мяча после передачи Ивана Едешко до золотого броска Александра Белова — это великолепное зрелище и на самом деле, и в художественном фильме. Эмоции игроков, тренеров, членов команд переданы потрясающе. Этот эпизод можно пересматривать много раз. И лучшая оценка картине — это соучастие, сопереживание зрителей, их фактическое присутствие на матче — погружение в спортивную атмосферу создателями выполнено на высоком уровне. Дополнительным плюсом рассматриваю юмор, которго часто нехватает спортивному кино.
А теперь я выскажу те замечания, на которые обратили внимание участники моей дискусии. Это моменты, где все сошлись во мнении, спорные эпизоды я специально исключаю из отзыва.
Во времена Советского Союза быть вторыми приравнивалось к поражению, но в баскетбольном противостоянии чиновники реально оценивали шансы сборной СССР, а потому Спорткомитетом была поставлена задача — быть вторыми. Кондрашин не утверждал, что обыграет американцев, но говорил, что их можно обыгрывать. Переделка фамилии главного тренера была вынужденной мерой: Кондрашин стал Гаранжиным, потому что жена великого тренера не согласилась с образом мужа на экране. Рассказывать причины я не буду, заинтересовавшимся могу ответить в комментариях. Машков исполнил роль главного тренера великолепно, именно он ведет главную партию в киноленте, при этом не перетягивает на себя одеяло. Но есть существенный момент. Кондрашин был не таким: ни по характеру, ни по методикам тренировок. Поэтому, Гаранжин в данном случае противоположность Кондрашину. С точки зрения кинокартинки эмоциональный Гаранжин куда выгоднее спокойного Кондрашина, тем более в мастерском исполнении Машкова. И все-таки какое-то неудовлетворение осталось.
Фильм приведен к современным баскетбольным стандартам, которые делает из него шоу. Слэмданки, мельницы — это красиво и зрелищно, только в 1972 году эти броски практически не использовались, более того в американской студенческой лиге броски сверху были запрещены до 1976 года. А именно представители этой лиги составляли основу сборной США. Так что красивое вколачивание мяча сверху — фантазия создателей, которые вполне обдуманно осовременили события 9 сентября 1972 года. Правильно ли это — трудно сказать. С точки зрения экранной картинки такие трюки выглядят великолепно и привлекают зрителя, даже не разбирающегося в спорте. Однако, для интересующихся историей спорта и разбирающихся в баскетболе — это все-таки неправильный момент. Сути события он, конечно, не искажает, но рождает некоторые вопросы. В мою баскетбольную молодость бросок сверху имел особенное название - «сделать или забить кола». Этот бросок считался неэтичным по отношению к сопернику, т. к. унижал его баскетбольное достоинство. Игроков, которые его использовали, называли пижонами. Чтобы понять суть этого замечания, посмотрите матч СССР-США и обратите внимание, как выполняет броски Сергей Белов и посылает «золотой» мяч в корзину Александр Белов. Понятно, что создатели напичкали фильм современными баскетбольными трюками для зрелищности, которая привлечет в кинозалы зрителя и особенно молодежь, очень неравнодушную к таким атлетичным и эффектным эпизодам. Но реальность отличается от картинки, а потому я считаю важным высказать это мнение. Это же замечание относится и к тренировкам на батутах — участники золотого финала никогда не говорили о такой практике, да и в целом такая методика очень сомнительна.
Очень не понравился заметный укол создателей в отношении Советского Союза, в этом отношении Никита Сергеевич Михалков остался верен себе. В его российских фильмах хоть один плевок в сторону СССР обязательно есть. Вот и в «Движении вверх» его студия "Тритэ" так или иначе выставила великую страну как тюрьму народов и рыбзаводом, который спекулирует икрой. Противно, тем более, что реальные участники тех событий рассказывают совсем другие вещи. Не понятно, зачем выставлять литовца Паулаускаса ярым антисоветчиком. Да, прибалтийские баскетболисты отличались от русских и украинских игроков, но ненависти к Советскому Союзу они не испытывали. Получается, Паулаускаса сделали этаким отрицательным героем только из-за фамилии. Рекомендую почитать интервью с Модестосом Феликсовичем, который много хорошего рассказывает про советский баскетбол. Как-то обошли вниманием авторы и личность Анатолия Поливоды, представителя Украинской ССР в сборной. Где-то промелькнула статья, что сам баскетболист был против его воплощения в киноленте, но я почему-то такое объяснение не воспринимаю. Больше похоже на политические моменты. Как-то странно показаны грузинские игроки - Зураб Саканделидзе и Михаил Коркия. Этакие герои анекдотов. А ведь специалисты называют их одной из главных причин победы сборной СССР над американцами. Зураб Саканделидзе считался лучшим разыгрывающим Советского Союза и Европы, в команде его называли «князь», чему были серьезные основания. Он действительно был потомком грузинских князей и выделялся своеобразным, «дворянским» поведением. Часто вспоминают «золотой» пас Ивана Едешко и «золотой» бросок Александра Белова, но вместе с ними нужно говорить и о «золотом» фоле Зураба Саканделидзе, который и подарил нашей сборной знаменитые три секунды. Не могу не сказать, что как-то смазанными выглядят в киноленте 20 очков Сергея Белова, который тащил всю игру с американцами.
Как я понимаю для драматизма добавили в киноленту смертельную болезнь Александра Белова. Однако, неутешительный диагноз спортсмену был поставлен позже мюнхенского финала и в 1972 году Александр Белов был здоров. Конечно, интригующе и драматично показать историю больного баскетболиста, сделавшего «золотой» бросок и ставшего олимпийским чемпионом, но все равно попахивает сюжетной спекуляцией.
Есть одно опасение, которое, наверное, относится не к фильму, а к нынешней ситуации. На сеансе не было людей, моложе тридцати лет. Боюсь, однако, что большинство молодежи, если и посмотрит киноленту, то очень быстро забудет о чем она. Очень хочу ошибаться, но та великая победа, подтвердившая мощь и величие СССР дорога тем, кто кто родился и вырос в Советском Союзе.
Замечания на этом я закончу. Повторюсь, фильм произвел на меня хорошее впечатление. Он имеет большое просветительское и воспитательное значение. Победа в баскетбольном финале 1972 года для меня событие огромного масштаба. Рассказ об этом матче передавалась во многих семьях и баскетбольных секциях как легенда. Мне повезло, я видел игру Сергея Белова за ЦСКА, помню, как он зажигал олимпийский огонь Олимпийских игр в Москве. И я благодарен создателям «Движения вверх» за то, что они подарили возможность вновь пережить радость от нашей победы, красочно и современно передать атмосферу того знаменитого матча.
Фильм безусловно нужно рекомендовать к просмотру. Будем откровенны, 90% людей никогда не слышали об этом финале, для них игроки той сборной совершенно неизвестные люди. Их фамилии для большинства жителей СНГ ничего не значат. А люди должны знать своих героев. Не придуманных, а настоящих. Такой фильм, как «Движение вверх» важен для патриотического воспитания куда больше, чем пустой «Крым».
Поэтому, я считаю необходимым указать всех игроков и тренеров той великой команды: Анатолий Поливода, Модестас Паулаускас, Зураб Саканделидзе (1945-2004), Алжан Жармухамедов, Александр Болошев (1947-2010), Иван Едешко, Сергей Белов (1944-2013), Михаил Коркия (1948-2004), Иван Дворный (1952-2015), Геннадий Вольнов (1939-2008), Александр Белов (1951-1978), Сергей Коваленко (1947-2004), главный тренер — Кондрашин Владимир Петрович (1929-1999), тренер — Башкин Сергей Григорьевич (1931-2004). Огромное вам спасибо за великую победу, за то, что смогли, выстояли и не сдались! Земля пухом всем ушедшим. Здоровья и долгих лет жизни остающимся в строю.
Спасибо, что дочитали. Заинтересовавшимся историей победы нашей сборной в 1972 году рекомендую прочесть книгу Сергея Белова «Движение вверх», которая положена в основу фильма, но все-таки гораздо интереснее.
Решил дополнить отзыв двумя, как мне кажется, важными фактами. Несколько дней назад Алжан Жармухамедов в своем интервью заметил, что уличных игр в баскетбол с жителями Нью-Йорка никогда у «сборников» не было. Мне такой матч сразу показался выдуманным, но подтвердить свою мысль я не мог. Теперь участник той сборной поставил в этом вопросе точку.
Мой сын настоял на том, чтобы я написал о том, что фактически три «золотых» секунды «выбил» у судейского столика второй тренер сборной Сергей Григорьевич Башкин — в фильме он имеет фамилию Моисеев, что тоже удивляет.
И очень интересный момент, о котором я забыл написать — хронометраж матча вел Зепп Блаттер, ставший впоследствие президентом ФИФА.
Также рекомендую прочитать отзыв на документальный фильм "Три секунды", в котором я изложил некоторые факты, которые могут заинтересовать читателей.
С наступающим Новым годом! Всем здоровья и побед!
Теперь непосредственно о фильме «Движение вверх». Скажу честно, дискуссия по нему с друзьями, разбирающимися в баскетболе и сыном с его компанией, затянулась до глубокой ночи. Разбирали практически каждый игровой эпизод, хотя каждый из нас видел эту игру в записи много раз и я, например, могу рассказать посекундно последние 5 минут матча. Суть не в этом. Все участники беседы признали, что фильм интересный, зрелищный и нужный. Такие киноленты укрепляют уверенность в стране, поддерживают патриотизм и главное — рассказывают о спортсменах-героях, о которых большинство людей не знает или забыло. За одну только просветительскую функцию можно хвалить эту картину. Победа баскетбольной сборной СССР — это не только золотые медали Олимпиады-1972, это — победа над собой, своими страхами, ошибками и глупостями. Зритель испытывает эмоции как болельщик в настоящей игре, сопереживая спортсменам и хватаясь за сердце после наших промахов. Для многих, кто помнит этот матч, фильм «Движение вверх» - своеобразная машина времени, которая дает возможность пережить эмоции финальной игры 9 сентября 1972 года. Этому помогают великолепные съемки — современные технологии позволили показать баскетбол со всех сторон, разобрать его суть и красоту, за что большое спасибо операторской группе. Полет мяча после передачи Ивана Едешко до золотого броска Александра Белова — это великолепное зрелище и на самом деле, и в художественном фильме. Эмоции игроков, тренеров, членов команд переданы потрясающе. Этот эпизод можно пересматривать много раз. И лучшая оценка картине — это соучастие, сопереживание зрителей, их фактическое присутствие на матче — погружение в спортивную атмосферу создателями выполнено на высоком уровне. Дополнительным плюсом рассматриваю юмор, которго часто нехватает спортивному кино.
А теперь я выскажу те замечания, на которые обратили внимание участники моей дискусии. Это моменты, где все сошлись во мнении, спорные эпизоды я специально исключаю из отзыва.
Во времена Советского Союза быть вторыми приравнивалось к поражению, но в баскетбольном противостоянии чиновники реально оценивали шансы сборной СССР, а потому Спорткомитетом была поставлена задача — быть вторыми. Кондрашин не утверждал, что обыграет американцев, но говорил, что их можно обыгрывать. Переделка фамилии главного тренера была вынужденной мерой: Кондрашин стал Гаранжиным, потому что жена великого тренера не согласилась с образом мужа на экране. Рассказывать причины я не буду, заинтересовавшимся могу ответить в комментариях. Машков исполнил роль главного тренера великолепно, именно он ведет главную партию в киноленте, при этом не перетягивает на себя одеяло. Но есть существенный момент. Кондрашин был не таким: ни по характеру, ни по методикам тренировок. Поэтому, Гаранжин в данном случае противоположность Кондрашину. С точки зрения кинокартинки эмоциональный Гаранжин куда выгоднее спокойного Кондрашина, тем более в мастерском исполнении Машкова. И все-таки какое-то неудовлетворение осталось.
Фильм приведен к современным баскетбольным стандартам, которые делает из него шоу. Слэмданки, мельницы — это красиво и зрелищно, только в 1972 году эти броски практически не использовались, более того в американской студенческой лиге броски сверху были запрещены до 1976 года. А именно представители этой лиги составляли основу сборной США. Так что красивое вколачивание мяча сверху — фантазия создателей, которые вполне обдуманно осовременили события 9 сентября 1972 года. Правильно ли это — трудно сказать. С точки зрения экранной картинки такие трюки выглядят великолепно и привлекают зрителя, даже не разбирающегося в спорте. Однако, для интересующихся историей спорта и разбирающихся в баскетболе — это все-таки неправильный момент. Сути события он, конечно, не искажает, но рождает некоторые вопросы. В мою баскетбольную молодость бросок сверху имел особенное название - «сделать или забить кола». Этот бросок считался неэтичным по отношению к сопернику, т. к. унижал его баскетбольное достоинство. Игроков, которые его использовали, называли пижонами. Чтобы понять суть этого замечания, посмотрите матч СССР-США и обратите внимание, как выполняет броски Сергей Белов и посылает «золотой» мяч в корзину Александр Белов. Понятно, что создатели напичкали фильм современными баскетбольными трюками для зрелищности, которая привлечет в кинозалы зрителя и особенно молодежь, очень неравнодушную к таким атлетичным и эффектным эпизодам. Но реальность отличается от картинки, а потому я считаю важным высказать это мнение. Это же замечание относится и к тренировкам на батутах — участники золотого финала никогда не говорили о такой практике, да и в целом такая методика очень сомнительна.
Очень не понравился заметный укол создателей в отношении Советского Союза, в этом отношении Никита Сергеевич Михалков остался верен себе. В его российских фильмах хоть один плевок в сторону СССР обязательно есть. Вот и в «Движении вверх» его студия "Тритэ" так или иначе выставила великую страну как тюрьму народов и рыбзаводом, который спекулирует икрой. Противно, тем более, что реальные участники тех событий рассказывают совсем другие вещи. Не понятно, зачем выставлять литовца Паулаускаса ярым антисоветчиком. Да, прибалтийские баскетболисты отличались от русских и украинских игроков, но ненависти к Советскому Союзу они не испытывали. Получается, Паулаускаса сделали этаким отрицательным героем только из-за фамилии. Рекомендую почитать интервью с Модестосом Феликсовичем, который много хорошего рассказывает про советский баскетбол. Как-то обошли вниманием авторы и личность Анатолия Поливоды, представителя Украинской ССР в сборной. Где-то промелькнула статья, что сам баскетболист был против его воплощения в киноленте, но я почему-то такое объяснение не воспринимаю. Больше похоже на политические моменты. Как-то странно показаны грузинские игроки - Зураб Саканделидзе и Михаил Коркия. Этакие герои анекдотов. А ведь специалисты называют их одной из главных причин победы сборной СССР над американцами. Зураб Саканделидзе считался лучшим разыгрывающим Советского Союза и Европы, в команде его называли «князь», чему были серьезные основания. Он действительно был потомком грузинских князей и выделялся своеобразным, «дворянским» поведением. Часто вспоминают «золотой» пас Ивана Едешко и «золотой» бросок Александра Белова, но вместе с ними нужно говорить и о «золотом» фоле Зураба Саканделидзе, который и подарил нашей сборной знаменитые три секунды. Не могу не сказать, что как-то смазанными выглядят в киноленте 20 очков Сергея Белова, который тащил всю игру с американцами.
Как я понимаю для драматизма добавили в киноленту смертельную болезнь Александра Белова. Однако, неутешительный диагноз спортсмену был поставлен позже мюнхенского финала и в 1972 году Александр Белов был здоров. Конечно, интригующе и драматично показать историю больного баскетболиста, сделавшего «золотой» бросок и ставшего олимпийским чемпионом, но все равно попахивает сюжетной спекуляцией.
Есть одно опасение, которое, наверное, относится не к фильму, а к нынешней ситуации. На сеансе не было людей, моложе тридцати лет. Боюсь, однако, что большинство молодежи, если и посмотрит киноленту, то очень быстро забудет о чем она. Очень хочу ошибаться, но та великая победа, подтвердившая мощь и величие СССР дорога тем, кто кто родился и вырос в Советском Союзе.
Замечания на этом я закончу. Повторюсь, фильм произвел на меня хорошее впечатление. Он имеет большое просветительское и воспитательное значение. Победа в баскетбольном финале 1972 года для меня событие огромного масштаба. Рассказ об этом матче передавалась во многих семьях и баскетбольных секциях как легенда. Мне повезло, я видел игру Сергея Белова за ЦСКА, помню, как он зажигал олимпийский огонь Олимпийских игр в Москве. И я благодарен создателям «Движения вверх» за то, что они подарили возможность вновь пережить радость от нашей победы, красочно и современно передать атмосферу того знаменитого матча.
Фильм безусловно нужно рекомендовать к просмотру. Будем откровенны, 90% людей никогда не слышали об этом финале, для них игроки той сборной совершенно неизвестные люди. Их фамилии для большинства жителей СНГ ничего не значат. А люди должны знать своих героев. Не придуманных, а настоящих. Такой фильм, как «Движение вверх» важен для патриотического воспитания куда больше, чем пустой «Крым».
Поэтому, я считаю необходимым указать всех игроков и тренеров той великой команды: Анатолий Поливода, Модестас Паулаускас, Зураб Саканделидзе (1945-2004), Алжан Жармухамедов, Александр Болошев (1947-2010), Иван Едешко, Сергей Белов (1944-2013), Михаил Коркия (1948-2004), Иван Дворный (1952-2015), Геннадий Вольнов (1939-2008), Александр Белов (1951-1978), Сергей Коваленко (1947-2004), главный тренер — Кондрашин Владимир Петрович (1929-1999), тренер — Башкин Сергей Григорьевич (1931-2004). Огромное вам спасибо за великую победу, за то, что смогли, выстояли и не сдались! Земля пухом всем ушедшим. Здоровья и долгих лет жизни остающимся в строю.
Спасибо, что дочитали. Заинтересовавшимся историей победы нашей сборной в 1972 году рекомендую прочесть книгу Сергея Белова «Движение вверх», которая положена в основу фильма, но все-таки гораздо интереснее.
Решил дополнить отзыв двумя, как мне кажется, важными фактами. Несколько дней назад Алжан Жармухамедов в своем интервью заметил, что уличных игр в баскетбол с жителями Нью-Йорка никогда у «сборников» не было. Мне такой матч сразу показался выдуманным, но подтвердить свою мысль я не мог. Теперь участник той сборной поставил в этом вопросе точку.
Мой сын настоял на том, чтобы я написал о том, что фактически три «золотых» секунды «выбил» у судейского столика второй тренер сборной Сергей Григорьевич Башкин — в фильме он имеет фамилию Моисеев, что тоже удивляет.
И очень интересный момент, о котором я забыл написать — хронометраж матча вел Зепп Блаттер, ставший впоследствие президентом ФИФА.
Также рекомендую прочитать отзыв на документальный фильм "Три секунды", в котором я изложил некоторые факты, которые могут заинтересовать читателей.
С наступающим Новым годом! Всем здоровья и побед!
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 200 ₽ |
Общее впечатление | Спасибо вам, мужики! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву120
Болезнь для драматизма - это можно простить… И, кстати, линзы тому слепому выписывали, а не тренер ему давал…
А отзыв у вас отличный, будь моя воля, я бы его обязательно на главную поставил… он этого заслуживает на все 100%, легко читать, аж зачитался…
Вчера вместе с дочкой посмотрели фильм, так что в зале был по меньшей мере один человек моложе тридцати лет, которому очень понравился фильм)
Тоже не понимаю зачем было делать из Модеста Паулаускаса ярого националиста, ненавидящего русских. Читала его интервью, он очень тепло отзвается о тех временах и о той команде!
А вот по поводу "демонизации" Советского союза позволю себе не согласиться, мне кажется фильм все-таки отражает реалии того времени. Тем более сцена с досмотром в аэропорту во многом перекликается с реальной историей таможенного скандала с участием Александра Белова, который произошел спустя несколько лет после описанных в фильме событий.
За Паулаускаса действительно обидно, хотя лично я не воспринимала его как отрицательного героя, а увидела в нем сомневающегося, но принявшего в конце правильную сторону человека.
Спасибо большое за отзыв, он дополнил впечатление не столько о фильме, сколько о самом матче и его героях.
да, увы, я отношусь к тем 90%, которые о событии в спорте в 1972 году не в курсе и этим фамилии мне неизвестны. Но я ( одно оправдание) - девочка, баскетбол знаю на уровне школьной программы.
Фильм хотела посмотреть и до Вашего отзыва и посмотрю в любом случае.
Я, правда, поколение за 30… поэтому попадаю в возрастную категорию зрителей…
молодежи, боюсь, это не нужно…если и пойдут, то явно с другой целью…
…а на нашем сеансе молодежи аплодировала! Это ли не награда?!
после вас писать уже стыдненько((
Рада, что я у вас в друзьях))
Как обстоятельно, подробно и качественно вы пишите, спасибо!
Время первых, Салют-7, Движение - цель выполнена, если зритель полез и почитал еще и еще.
мама говорит, что вроде как решение о "додаче" этих трех секунд не сразу приняли, как в фильме показали, а чуть ли не полдня там совещались…
1. Зураб Саканделидзе фолит и Даг Коллинз забивает 2 штрафных броска, делая счет 50-49 в пользу США. До конца игры остаются три секунды. Кондрашин запрашивает тайм-аут, который ему по ошибке не дают и наши игроки вводят мяч в игру, но не забивают. Однако, арбитры видят, что запрос на тайм-аут был и по правилам он должен быть предоставлен, а значит игра не закончена.
2. Кондрашин дает указание игрокам и Едешко дает длинный пас Александру Белову и по действующим правилам отсчет времени начинается с момента касания мяча именно А. Беловым, а не с момента передачи Едешко. Однако, хронометрист запустил таймер именно с момента передачи. Именно на эту ошибку обратил внимание второй тренер сборной СССР Башкин и президент ФИБА Джонсон. Оставшееся время выставлено на табло 00:03 (три секунды).
3. Вторая попытка Едешко. Длинный пас, Александр Белов ловит мяч и отправляет его в корзину. 51:50. Наша победа.
Решение по предоставлению трех секунд не пересматривалось, целую ночь обсуждалась судьба игры: переигровка в связи с протестом американцев или признание результата 51:50 окончательным.
Еще прочитала, что Коллинз ( вроде он) жив, но когда ветераны ездили в Америку ( сравнительно недавно), он встречаться не захотел.
а, поняла… что про результат