Отзыв: Экскурсия по Старому Городу (Израиль, Иерусалим) - Нет другого города на земле, где бы было сосредоточено столько знаковых и значимых достопримечательностей.
Достоинства: Весь Старый город!
Недостатки: К сожалению, небезопасно. Надо обязательно знать, какие места обходить стороной или посещать их, соблюдая тщательные меры предосторожности.
После написания отзыва о Часовне "Драгоценные моменты", в котором я акцентировала внимание на её особой энергетике, ловлю себя на том, что часто мыслями обращаюсь к другому удивительному месту - к Иерусалиму, где я побывала несколько лет назад.
Здесь, на сайте, много интересных отзывов о великом граде Ершалаиме (Иерусалиме), я же попытаюсь в своем отзыве остановиться на тех аспектах, на которые туристы либо совсем не обращают внимания, либо касаются их достаточно поверхностно.
В Иерусалиме, как известно, каждый камень - религиозная или историческая достопримечательность, однако у туристов чаще всего ограничено время пребывания в этом городе, поэтому для посещения надо выбирать самые значимые.
Самые важные религиозные и культурно-исторические объекты в Иерусалиме сконцентрированы в Старом городе, или историческом центре.
Первое, что видят гости Иерусалима, приближаясь к Старому городу - это светлые, точнее - смешанного бело-желтого цвета, крепостные стены - особенно они такими кажутся, когда их освещают солнечные лучи:
В непосредственной близости и в тени цвет крепостных стен меняется:
В зависимости от того, в какой из четырех кварталов - Христианский, Еврейский, Армянский, Арабский - надо попасть, выбираются и ворота. Большинство туристов предпочитает входить в Старый город через Яффские ворота:
Свое название ворота получили от проходящей в стародавние времена рядом с ними дороги в средиземноморский порт Яффо. Сегодня улица, ведущая к воротам, в память о тех временах называется тоже Яффо.
Яффские ворота - самые популярные у гостей города. Во-первых, они располагаются в непосредственной близости от остановок общественного транспорта; во-вторых, ворота ведут непосредственно в Христианский квартал, в котором расположена главная христианская святыня - Храм Воскресения Христова (в народе больше известного под названием - Храм Гроба Господня); в-третьих, гиды обычно начинают свои экскурсии именно от этих ворот.
Вообще, в Старый город можно войти через любые открытые ворота, поэтому самостоятельные туристы, в отличие от "пакетных", вольны сами делать выбор, через какие ворота им входить.
Дорога в Христианский квартал ведет через площадь, названную в честь арабского халифа Омара - самого почитаемого в исламском мире после пророка Мухаммеда, да и христиане ему должны быть благодарны:
Когда арабы завоевали Иерусалим и халиф Омар по праву победителя въехал в город, тогдашний патриарх Софроний предложил ему войти в Храм Воскресения Христова и вместе совершить молитву, но халиф отказался, объяснив причину: "Если я войду в ваш храм, вы лишитесь своей святыни, потому что вслед за мной придут в него молиться тысячи мусульман".
Так что на месте христианского храма сейчас вполне могла бы стоять мечеть, как это произошло с иудейской святыней - Храмовой горой. В это трудно поверить, но, как свидетельствует история, были среди завоевателей не только захватчики-разрушители, но и приличные добродетельные люди, уважающие чужие святыни.
Площадь халифа Омара плавно переходит в улицу Давида - очень узкую, а соответственно тесную, как и большинство улиц Старого города. Мы по ней в некоторых местах буквально не шли, а протискивались:
По обеим сторонам улицы расположены арабские лавки (магазинчики),
- в основном, как нам объяснила гид, по вероисповеданию продавцы-арабы - православные христиане (для меня это было несколько экзотично, потому что все арабы в моем представлении почему-то являлись исключительно мусульманами). Они ведут активную уличную торговлю предметами религиозного культа.
Совершив марш-бросок от Яффских ворот по улочкам Старого города, мы вдруг оказались перед аркой-входом с надписью, означающей в переводе с английского языка: "Священная гробница":
Входим в арку и оказываемся во дворе Храма Гроба Господня:
Несмотря на то, что я до поездки имела, как я считала, представление о главной христианской святыне, я всё равно была удивлена скромностью открывшейся передо мной картины. Мы ведь привыкли к пышности и богатству кафедральных православных соборов, не говоря уже о Храме Христа Спасителя в Москве, где всё сияет от золота и серебра. Наши церкви обычно расположены на открытых пространствах, возвышенностях, площадях, а здесь всё оказалось совсем иначе: здание Храма находится в переулке, зажато среди других строений и, по моему мнению, нуждается в реставрационных работах.
О внутреннем убранстве Храма Воскресения Христова и о своих впечатлениях я написала в отзыве Паломнический тур на Святую Землю, поэтому повторяться не буду.
После посещения Храма мы отправились дальше знакомиться со Старым городом и, прежде всего, нам показывали достопримечательности, относящиеся к христианству.
Совсем не далеко от Храма находится архитектурный комплекс "Александровское подворье" (церковь, музей и другое), имеющий отношение к русскому императорскому дому, но в настоящее время России, то есть Московскому патриархату, не принадлежащему.
В Старом городе Иерусалима нет ни одного культового сооружения, которое бы функционировало под эгидой российской православной церкви. Русская духовная миссия (РДМ) Московского патриархата находится за его пределами.
Зато в Старом городе есть целый Армянский квартал, пусть он самый маленький по площади и малочисленный по населению, но, тем не менее, имеет место быть. К сожалению, мы в нем не побывали, да и, насколько я знаю, это не так просто сделать - его большая часть недоступна для посетителей. Вот единственное "армянское" фото, констатирующее, что часть армян является католиками:
Не обошли мы стороной и знаменитую виа Долороса/Долороза, или Крестный путь Христа. Конечно же, этот путь является не точной дорогой, по которой шел Христос, а только символическим.
И если православные паломники проходят по виа Долороса с небольшим крестом в руках (на фото: углубление в стене - якобы след руки Христа, где Он оперся рукой от усталости):
то другие христианские конфессии идут с большим крестом - интересно было за ними наблюдать, а им, вероятно, за нами:
Посмотрев друг на друга с любопытством, мы пошли своей дорогой, а они - своей.
Во время экскурсии по Старому городу, где людей ну просто очень много, нетрудно потеряться, поэтому гиды держат в руках разные "маяки", у нашего был вот такой:
Мы довольно долго гуляли по Старому городу, я притомилась - жарко, толпы народа, суета - и с легкой завистью посматривала на тех, кто мог себе позволить отдых и трапезу:
Следующей достопримечательностью на нашем пути в Старом городе оказались живописные руины под названием Овечьи купальни/Овчая купель:
Свое название купальни - это были бассейны - получили вследствие того, что в них купали жертвенных животных. Здесь же Христос, согласно евангельской истории, исцелил больного.
Рядом с купальнями расположена церковь святой Анны - (согласно преданию, на этом месте стоял дом родителей девы Марии, и имя её матери - Анна):
Побродив по руинам и осмотрев церковь, мы отправились на выход из Старого города через Львиные ворота. С обеих сторон ворота украшены геральдическими львами - отсюда и их название:
Таким образом, мы вошли в Старый город в Христианском квартале, а вышли из него в Арабском (он самый большой по занимаемой площади).
Пока вся группа медленно пересекала Львиные ворота, я увидела справа от них некий контрольно-пропускной пункт - сожалею, что не сфотографировала. Он привлек мое внимание, и я, заинтересованная, стала двигаться в его направлении, на что руководитель нашей группы сказал: "Это охраняемый вход на арабское кладбище, и вас туда не пустят". Я остановилась, и в это время показался араб-охранник. Мы с ним достаточно приветливо посмотрели друг на друга, и он сделал жест рукой, означавший: "Проходите!" Как же мне хотелось это сделать! Но! Я была в группе, никто бы меня ждать не стал, а разместились мы в отеле в Палестине, в Вифлееме, в который не так просто добраться женщине самостоятельно. В общем, пришлось мне отказаться от приглашения.
Тогда я еще не знала, что Львиные ворота наряду с Дамасскими, которые тоже ведут в Арабский квартал, наиболее опасные места в Старом городе - рядом с ними часто происходят столкновения израильской полиции и протестующих мусульман. Гид обратила наше внимание на памятник жертвам террористического акта у Львиных ворот, хотя его и так невозможно было не заметить:
Ну а на арабское кладбище, а самое главное - на замурованные Золотые ворота, ведущие на Храмовую гору, перед которыми и простирается мусульманский погост, мне удалось посмотреть только издали.
Как же мне хотелось и хочется побывать на Храмовой горе! Вот где энергия места ощущается с невыразимой силой! Я с замиранием сердца смотрела на Храмовую гору, на место, за которое сотни лет воюют друг с другом евреи и арабы. И конца-края их конфликту не предвидится.
На Храмовой горе стояли Первый и Второй Иерусалимские (иудейские) храмы. На ней расположены сейчас значимые мусульманские святыни: мечети Аль-Акса и Купол Скалы (или Купол над Скалой).
Золотой купол, возвышающийся над крепостной стеной и являющийся узнаваемым символом Иерусалима, и есть купол, закрывающий скалу, или камень, считающийся у иудеев Камнем Основания мира, а у мусульман - Камнем, с которого пророк Мухаммед совершил вознесение на небеса.
На фото - еврейское кладбище на склоне Елеонской горы (напротив Храмовой горы), тоже являющееся особой достопримечательностью:
Некрополь огромный, и все евреи мира мечтают быть здесь похороненными. Почему?
Кто не знает, а узнать интересно, найдите самостоятельно информацию в Интернете.
Слева на фото, в конце крепостной стены Храмовой горы (прошу прощения за качество фотографий) виднеется купол серого цвета - это купол мечети Аль-Акса - третьей по значимости святыни ислама после мечетей в Мекке и Медине:
Купол Скалы и Аль-Аксу иногда еще называют мечетями Омара, потому что они построены по его распоряжению. Туристы из-за нескольких названий одной и той же достопримечательности путаются и не всегда понимают, о чем идет речь.
Западная Стена, или Стена Плача, является внешней частью крепостной стены Храмовой горы, но мы её, к сожалению, не видели даже издали - иудейская святыня, и в православных паломнических турах её посещение не приветствуется, а порой и открыто запрещается.
Я созерцала волшебную панораму Иерусалима со смотровой площадки Елеонской горы и постепенно осознавала: действительно великий город! Сколько здесь произошло важнейших исторических событий, впоследствии имевших значение для судьбы всего мира! Наступит ли здесь когда-нибудь мирная жизнь? Очень бы этого хотелось.
Как мы убедились в ходе экскурсии, в Старом городе Иерусалима множество достопримечательностей, но самыми знаковыми и значимыми являются:
1. Храм Воскресения Христова, или Храм Гроба Господня.
2. Западная Стена, или Стена Плача.
3. Мечеть Аль-Акса.
4. Мечеть Купол Скалы.
На Храмовую гору очень непросто попасть немусульманам, но если поставить перед собой цель, то можно подстроиться под дни и строгие часы посещений, отстоять огромную очередь к Магрибским воротам (туристов пускают на Гору только через них) - очередь примерно как в мавзолей Ленина на Красной площади в советское время.
Я считаю, что для культурного и хорошо образованного человека, независимо от его вероисповедания или атеистических убеждений, эти места обязательны к посещению в Иерусалиме. Все названные объекты имеют ведь не только религиозное значение, но еще являются и культурно-исторической ценностью.
Однозначно рекомендую!
Здесь, на сайте, много интересных отзывов о великом граде Ершалаиме (Иерусалиме), я же попытаюсь в своем отзыве остановиться на тех аспектах, на которые туристы либо совсем не обращают внимания, либо касаются их достаточно поверхностно.
В Иерусалиме, как известно, каждый камень - религиозная или историческая достопримечательность, однако у туристов чаще всего ограничено время пребывания в этом городе, поэтому для посещения надо выбирать самые значимые.
Самые важные религиозные и культурно-исторические объекты в Иерусалиме сконцентрированы в Старом городе, или историческом центре.
Первое, что видят гости Иерусалима, приближаясь к Старому городу - это светлые, точнее - смешанного бело-желтого цвета, крепостные стены - особенно они такими кажутся, когда их освещают солнечные лучи:
В непосредственной близости и в тени цвет крепостных стен меняется:
В зависимости от того, в какой из четырех кварталов - Христианский, Еврейский, Армянский, Арабский - надо попасть, выбираются и ворота. Большинство туристов предпочитает входить в Старый город через Яффские ворота:
Свое название ворота получили от проходящей в стародавние времена рядом с ними дороги в средиземноморский порт Яффо. Сегодня улица, ведущая к воротам, в память о тех временах называется тоже Яффо.
Яффские ворота - самые популярные у гостей города. Во-первых, они располагаются в непосредственной близости от остановок общественного транспорта; во-вторых, ворота ведут непосредственно в Христианский квартал, в котором расположена главная христианская святыня - Храм Воскресения Христова (в народе больше известного под названием - Храм Гроба Господня); в-третьих, гиды обычно начинают свои экскурсии именно от этих ворот.
Вообще, в Старый город можно войти через любые открытые ворота, поэтому самостоятельные туристы, в отличие от "пакетных", вольны сами делать выбор, через какие ворота им входить.
Дорога в Христианский квартал ведет через площадь, названную в честь арабского халифа Омара - самого почитаемого в исламском мире после пророка Мухаммеда, да и христиане ему должны быть благодарны:
Когда арабы завоевали Иерусалим и халиф Омар по праву победителя въехал в город, тогдашний патриарх Софроний предложил ему войти в Храм Воскресения Христова и вместе совершить молитву, но халиф отказался, объяснив причину: "Если я войду в ваш храм, вы лишитесь своей святыни, потому что вслед за мной придут в него молиться тысячи мусульман".
Так что на месте христианского храма сейчас вполне могла бы стоять мечеть, как это произошло с иудейской святыней - Храмовой горой. В это трудно поверить, но, как свидетельствует история, были среди завоевателей не только захватчики-разрушители, но и приличные добродетельные люди, уважающие чужие святыни.
Площадь халифа Омара плавно переходит в улицу Давида - очень узкую, а соответственно тесную, как и большинство улиц Старого города. Мы по ней в некоторых местах буквально не шли, а протискивались:
По обеим сторонам улицы расположены арабские лавки (магазинчики),
- в основном, как нам объяснила гид, по вероисповеданию продавцы-арабы - православные христиане (для меня это было несколько экзотично, потому что все арабы в моем представлении почему-то являлись исключительно мусульманами). Они ведут активную уличную торговлю предметами религиозного культа.
Совершив марш-бросок от Яффских ворот по улочкам Старого города, мы вдруг оказались перед аркой-входом с надписью, означающей в переводе с английского языка: "Священная гробница":
Входим в арку и оказываемся во дворе Храма Гроба Господня:
Несмотря на то, что я до поездки имела, как я считала, представление о главной христианской святыне, я всё равно была удивлена скромностью открывшейся передо мной картины. Мы ведь привыкли к пышности и богатству кафедральных православных соборов, не говоря уже о Храме Христа Спасителя в Москве, где всё сияет от золота и серебра. Наши церкви обычно расположены на открытых пространствах, возвышенностях, площадях, а здесь всё оказалось совсем иначе: здание Храма находится в переулке, зажато среди других строений и, по моему мнению, нуждается в реставрационных работах.
О внутреннем убранстве Храма Воскресения Христова и о своих впечатлениях я написала в отзыве Паломнический тур на Святую Землю, поэтому повторяться не буду.
После посещения Храма мы отправились дальше знакомиться со Старым городом и, прежде всего, нам показывали достопримечательности, относящиеся к христианству.
Совсем не далеко от Храма находится архитектурный комплекс "Александровское подворье" (церковь, музей и другое), имеющий отношение к русскому императорскому дому, но в настоящее время России, то есть Московскому патриархату, не принадлежащему.
В Старом городе Иерусалима нет ни одного культового сооружения, которое бы функционировало под эгидой российской православной церкви. Русская духовная миссия (РДМ) Московского патриархата находится за его пределами.
Зато в Старом городе есть целый Армянский квартал, пусть он самый маленький по площади и малочисленный по населению, но, тем не менее, имеет место быть. К сожалению, мы в нем не побывали, да и, насколько я знаю, это не так просто сделать - его большая часть недоступна для посетителей. Вот единственное "армянское" фото, констатирующее, что часть армян является католиками:
Не обошли мы стороной и знаменитую виа Долороса/Долороза, или Крестный путь Христа. Конечно же, этот путь является не точной дорогой, по которой шел Христос, а только символическим.
И если православные паломники проходят по виа Долороса с небольшим крестом в руках (на фото: углубление в стене - якобы след руки Христа, где Он оперся рукой от усталости):
то другие христианские конфессии идут с большим крестом - интересно было за ними наблюдать, а им, вероятно, за нами:
Посмотрев друг на друга с любопытством, мы пошли своей дорогой, а они - своей.
Во время экскурсии по Старому городу, где людей ну просто очень много, нетрудно потеряться, поэтому гиды держат в руках разные "маяки", у нашего был вот такой:
Мы довольно долго гуляли по Старому городу, я притомилась - жарко, толпы народа, суета - и с легкой завистью посматривала на тех, кто мог себе позволить отдых и трапезу:
Следующей достопримечательностью на нашем пути в Старом городе оказались живописные руины под названием Овечьи купальни/Овчая купель:
Свое название купальни - это были бассейны - получили вследствие того, что в них купали жертвенных животных. Здесь же Христос, согласно евангельской истории, исцелил больного.
Рядом с купальнями расположена церковь святой Анны - (согласно преданию, на этом месте стоял дом родителей девы Марии, и имя её матери - Анна):
Побродив по руинам и осмотрев церковь, мы отправились на выход из Старого города через Львиные ворота. С обеих сторон ворота украшены геральдическими львами - отсюда и их название:
Таким образом, мы вошли в Старый город в Христианском квартале, а вышли из него в Арабском (он самый большой по занимаемой площади).
Пока вся группа медленно пересекала Львиные ворота, я увидела справа от них некий контрольно-пропускной пункт - сожалею, что не сфотографировала. Он привлек мое внимание, и я, заинтересованная, стала двигаться в его направлении, на что руководитель нашей группы сказал: "Это охраняемый вход на арабское кладбище, и вас туда не пустят". Я остановилась, и в это время показался араб-охранник. Мы с ним достаточно приветливо посмотрели друг на друга, и он сделал жест рукой, означавший: "Проходите!" Как же мне хотелось это сделать! Но! Я была в группе, никто бы меня ждать не стал, а разместились мы в отеле в Палестине, в Вифлееме, в который не так просто добраться женщине самостоятельно. В общем, пришлось мне отказаться от приглашения.
Тогда я еще не знала, что Львиные ворота наряду с Дамасскими, которые тоже ведут в Арабский квартал, наиболее опасные места в Старом городе - рядом с ними часто происходят столкновения израильской полиции и протестующих мусульман. Гид обратила наше внимание на памятник жертвам террористического акта у Львиных ворот, хотя его и так невозможно было не заметить:
Ну а на арабское кладбище, а самое главное - на замурованные Золотые ворота, ведущие на Храмовую гору, перед которыми и простирается мусульманский погост, мне удалось посмотреть только издали.
Как же мне хотелось и хочется побывать на Храмовой горе! Вот где энергия места ощущается с невыразимой силой! Я с замиранием сердца смотрела на Храмовую гору, на место, за которое сотни лет воюют друг с другом евреи и арабы. И конца-края их конфликту не предвидится.
На Храмовой горе стояли Первый и Второй Иерусалимские (иудейские) храмы. На ней расположены сейчас значимые мусульманские святыни: мечети Аль-Акса и Купол Скалы (или Купол над Скалой).
Золотой купол, возвышающийся над крепостной стеной и являющийся узнаваемым символом Иерусалима, и есть купол, закрывающий скалу, или камень, считающийся у иудеев Камнем Основания мира, а у мусульман - Камнем, с которого пророк Мухаммед совершил вознесение на небеса.
На фото - еврейское кладбище на склоне Елеонской горы (напротив Храмовой горы), тоже являющееся особой достопримечательностью:
Некрополь огромный, и все евреи мира мечтают быть здесь похороненными. Почему?
Кто не знает, а узнать интересно, найдите самостоятельно информацию в Интернете.
Слева на фото, в конце крепостной стены Храмовой горы (прошу прощения за качество фотографий) виднеется купол серого цвета - это купол мечети Аль-Акса - третьей по значимости святыни ислама после мечетей в Мекке и Медине:
Купол Скалы и Аль-Аксу иногда еще называют мечетями Омара, потому что они построены по его распоряжению. Туристы из-за нескольких названий одной и той же достопримечательности путаются и не всегда понимают, о чем идет речь.
Западная Стена, или Стена Плача, является внешней частью крепостной стены Храмовой горы, но мы её, к сожалению, не видели даже издали - иудейская святыня, и в православных паломнических турах её посещение не приветствуется, а порой и открыто запрещается.
Я созерцала волшебную панораму Иерусалима со смотровой площадки Елеонской горы и постепенно осознавала: действительно великий город! Сколько здесь произошло важнейших исторических событий, впоследствии имевших значение для судьбы всего мира! Наступит ли здесь когда-нибудь мирная жизнь? Очень бы этого хотелось.
Как мы убедились в ходе экскурсии, в Старом городе Иерусалима множество достопримечательностей, но самыми знаковыми и значимыми являются:
1. Храм Воскресения Христова, или Храм Гроба Господня.
2. Западная Стена, или Стена Плача.
3. Мечеть Аль-Акса.
4. Мечеть Купол Скалы.
На Храмовую гору очень непросто попасть немусульманам, но если поставить перед собой цель, то можно подстроиться под дни и строгие часы посещений, отстоять огромную очередь к Магрибским воротам (туристов пускают на Гору только через них) - очередь примерно как в мавзолей Ленина на Красной площади в советское время.
Я считаю, что для культурного и хорошо образованного человека, независимо от его вероисповедания или атеистических убеждений, эти места обязательны к посещению в Иерусалиме. Все названные объекты имеют ведь не только религиозное значение, но еще являются и культурно-исторической ценностью.
Однозначно рекомендую!
Время использования | 2014 |
Год посещения | 2014 |
Общее впечатление | Нет другого города на земле, где бы было сосредоточено столько знаковых и значимых достопримечательностей. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву88
Ну КАК на Святой Земле дерутся самые святые служители? И сразу святость этого места для меня оказалась под большим сомнением… Здесь ещё больше человеческой злобы и непримирения.
А вообще, мне кажется, что в такие места, как Иерусалим, нужно ехать подготовленным духовно.
Запреты, как правило, стимулируют ещё больший интерес. Мне было забавно наблюдать за правильными, в отличие от меня, православными бабушками и тётушками из нашей группы, взирающими на руководителя группы - священнослужителя высокого ранга - с подобострастием и обожанием и при этом тайком упрашивающими гида положить в Стену Плача их записки с просьбами к "иудейскому Богу".
Если бы мы остановились в отеле в Иерусалиме, а не в арабском Вифлееме, я бы не подчинилась запрету и гуляла бы по городу сама по себе.
Бог один, но символы веры у каждой религии свои, то есть каждая религия чтит Бога по-своему. В рамках христианства конфессии не могут договориться между собой и существовать мирно, а уж о разных религиях и говорить нечего - они друг от друга "весомо" отличаются.
Женщине без сопровождения мужчины в Вифлееме делать нечего.
Все остальное это выдумки притянуте за уши церквью под себя…Уж евреи знают свою историю лучше любого папы римского!
Это просто часть еврейской родословной ,ну был когда то такой иудей который открыл свою секту,именно поэтому религиозные евреи очень отрицательно к этому относятся(нисколько не хотел обидеть чьи то религиозные чувства,просто в мире существуют еще мнения и некоторые очень даже имеют право на существование)
Если бы поближе знали ортодоксальных иудеев то вы бы были в шоке,там вообще сотни заповедей
Как долго Вы стояли в очереди?
Что собой представляет пропускная система при входе на Гору в Магрибские ворота?
Пустили ли Вас внутрь Аль-Аксы или Купола Скалы?
Какие эмоции Вы испытывали?
В Израиле их семь по моему…
А потом через пару дней вернулись уже без групп в Иерусалим и прошлись по стене,армянский квартал сверху посмотрели!
(меня еще муж подколол- у меня девичья фамилия татарская, как так с такой фамилией и хотя бы 3 суры не можешь прочитать)
полагаю, правила не изменились…
В Аль-Аксе (это полноценная мечеть, у неё есть минарет) молятся, как я поняла, только мужчины. И вот при входе в Аль-Аксу, если внешний вид человека не удовлетворяет охранников, они требуют дополнительных доказательств от него, что он мусульманин. Человек читает суры из Корана плюс, как Вы говорите, паспорт просят показать. Туристов-немусульман в Аль-Аксу не пускают вообще. Бывают ли исключения - может быть.
Посмотрите по моему списку, ссылку мне сегодня вставить не дают.
Подача рассказа очень хорошая