Отзыв: Фильм "Смерть Сталина" (2018) - Могучая кучка-1953
Достоинства: детальная проработанность сюжета; очень много говорящих деталей; гротеск сливающийся с реалистичностью; актёрские работы
Недостатки: интересное начинается только во второй трети фильма; линия с Юдиной; слишком много персонажей, сложно запомнить
Мне, если честно, очень сложно представить человека, которого в состоянии оскорбить картина "Смерть Сталина", наверное, это должен быть упоротый фанат Лаврентия Павловича, который всю жизнь пыхтел и сопел, услышав любой анекдот про советских генсеков, но нельзя ж со стопроцентной уверенностью отрицать, что и такие имеются в русских селеньях. Далее я миную всю эту совершенно идиотскую ситуацию с выдачей и последующим забором прокатного удостоверения, любой адекватный человек, вне зависимости от того, насколько ему нравится фильм или личности в нём показанные, понимает, что это полнейший бред, и перейду к сути - подводки к тому, почему в конце вы увидите капслоковое ДА и сияющие, как звёзды на погонах Чайки, четыре звёздочки.
Признаюсь, после просмотра трейлера к "Смерти Сталина", я жила с мыслью, что это неудачная (=несмешная) гэгово-скетчевая комедия, которая с большой долей вероятности не сможет никого заставить себя обсуждать, просто потому, что и обсуждать там нечего, в конце концов, снятый камедиклабавцами "Гитлер капут" прошёл мимо холливаров именно поэтому. Теперь могу сказать, что трейлер - это как раз самое неудачное, что есть у этой картины, поскольку он совершенно неправильно преподносит её зрителю и тем самым отрезает часть аудитории: "Смерть Сталина" сделана в лучших традициях кубриковского "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу", работает с теми образами, которые сложились в сознании (в том числе советском и постсоветском) относительно членов сталинкой "могучей кучки" и куда больше описывает реальность (естественно, в гротескной форме), чем многие современные российские фильмы. И да, если говорить о происходящем на экране в течение часа сорока, то это недалеко ушло от того, как в школьных учебниках по истории описываются события 1953 года: у авторов, естественно, есть свой взгляд на происходящее и свои объяснения некоторым случившимся за пару месяцев событиям, но если брать именно этапы развития событий и их общий ход, то всё вполне хрестоматийно.
"Смерть Сталина" - это сатира, и сатира довольно жёсткая, хлёсткая, её объектами становятся все "прелести" сталинского режима и поведение тех людей, руками которых страна превратилась в набор лагерей и камер НКВД. Армандо Ианнуччи вовсе не предлагает своим зрителям смеяться над расстрелами или арестами, как Ярослав Гашек в своих "Похождениях бравого солдата Швейка" не предлагал смеяться над ужасами Первой мировой, творящимися даже вне фронта: он вытаскивает их на поверхность, окружает контрастными деталями и заставляет думать над тем, как такое вообще было возможно и почему это всё может повторится вновь. Действие в фильме разворачивается настолько быстро, сцены сменяются так часто, что для шуточек тут просто не остаётся времени, к концу вместо набора скетчей (так и вижу, во что можно было превратить оказавшуюся здесь буквально двухсекундной сценой с двойниками вождя) ты собираешь набор деталей, который оказываются плотно сцеплены вместе с собой и работают на создание гротескной картины мира, в рамках которой могло разворачиваться дело врачей или происходить арест супруги министра иностранных дел.
Именно такие детальки, как арест Полины Жемчужиной с её последующим освобождением и полным снятием обвинений буквально на следующий день после смерти Иосифа Сталина, или просьба Светланы Аллилуевой к Берии, демонстрируют, что в рамках показываемой системы ни у одного её участника кроме непосредственно Сталина не были ни то, что какой-то свободы действия, но и чувства защищённости благодаря позиции приближённого, именно поэтому как только глава выбывает из игры, остаётся только закрытый террариум с игрой "все против всех", в которой главное побольше вертеть головой, смотря на реакции остальных, прежде чем открыть рот и сделать шаг. Сцена собрания с голосованием, на котором один из участников этого действа толкает речь, смысл которой каждое новое слово перемещается то в одну, то в другую сторону - это прям эпизод из "Монти Пайтона", один из самых удачных фрагментов картины, который вполне мог бы стать видеоиллюстрацией к работам Жижека, в которых он говорит о неких "других", влияющих на человеческое "личное" мнение и поведение.
Как я уже обмолвилась, каждый герой "Смерти Сталина" - это воплощение народного представления о нём, то, что нынче можно увидеть через легенды и анекдоты, в которых правда уже неотделима от вымысла, каждого можно описать 1-2 словами: вот откровенно никакой Маленков - компромиссный и удобный для каждого вариант, вот злобный и жестокий Берия, вот "народный" простоватый Хрущёв, вот человек-действие Жуков, и так далее. Но при этом герои не сведены до шаржа или карикатуры на самих себя: можно, конечно, недоумевать, почему это Хрущёв приезжает на дачу Сталина в пижаме под пиджаком, но в отличие от многих реальных фраз и поступков Никиты Сергеевича (достаточно вспомнить самые известные, с туфлёй и набором фразочек на выставке авангардистов) в фильме у этого есть вполне логичное объяснение.
Уж не знаю, запланировано ли это было режиссёром, и было ли это всё в первоисточнике - графическом романе Нури и Робена, но композиционное построение "Смерти Сталина" напрямую отсылает зрителя к истории распятия и воскрешения Христа. Постоянные цитаты из некоего документа (постановление? я так и не нашла первоисточника), описывающего действия с телом умершего вождя и то, к кому и как должна перейти власть, откровенно отсылают к цитатам из Евангелия, словно бы в финале Иосиф Виссарионович встанет из гроба, засунет руку в китель и спросит "ну и где моя трубка?". Словно бы в доказательство того, что такому не бывать, фильм завершается сценой ещё одной смерти, которая уже и является точкой отсчёта для оттепели, потому что сама кончина секретаря ЦК и председателя совета министров как точка никем и не воспринималась, словно тело-то смертно, но дух всё ещё витает над страной, заставляя всех продолжать так же, как и жили.
Из недостатков фильма, могу выделить два мешавших лично мне пункта (кому-то, возможно, сам формат картины покажется недостатком, тут уж на вкус и цвет, хотя именно с форматом всё выдержано более чем хорошо):
- хотя каждого нового героя нам представляют, с подписями, должностями и именами, на экране мельтешит так много персонажей, что я запомнило в лицо лишь ключевых, а уж кто тут Микоян или Каганович, точно не скажу;
- зачем нужна сюжетная линия с Мариной Юдиной вообще не поняла, поэтому героиня Ольги Куриленко мне показалась лишней.
В остальном вполне неплохое и неглупое кино, создатели которого точно понимают, что до тех пор, пока над тоталитаризмом нельзя будет смеяться, в головах людей он и не будет побеждён.
P.S. Если предпочитаете смотреть фильмы на языке оригинала с субтитрами, обратите внимание, что читать придётся достаточно быстро, супруг мой не поспевал.
Признаюсь, после просмотра трейлера к "Смерти Сталина", я жила с мыслью, что это неудачная (=несмешная) гэгово-скетчевая комедия, которая с большой долей вероятности не сможет никого заставить себя обсуждать, просто потому, что и обсуждать там нечего, в конце концов, снятый камедиклабавцами "Гитлер капут" прошёл мимо холливаров именно поэтому. Теперь могу сказать, что трейлер - это как раз самое неудачное, что есть у этой картины, поскольку он совершенно неправильно преподносит её зрителю и тем самым отрезает часть аудитории: "Смерть Сталина" сделана в лучших традициях кубриковского "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу", работает с теми образами, которые сложились в сознании (в том числе советском и постсоветском) относительно членов сталинкой "могучей кучки" и куда больше описывает реальность (естественно, в гротескной форме), чем многие современные российские фильмы. И да, если говорить о происходящем на экране в течение часа сорока, то это недалеко ушло от того, как в школьных учебниках по истории описываются события 1953 года: у авторов, естественно, есть свой взгляд на происходящее и свои объяснения некоторым случившимся за пару месяцев событиям, но если брать именно этапы развития событий и их общий ход, то всё вполне хрестоматийно.
"Смерть Сталина" - это сатира, и сатира довольно жёсткая, хлёсткая, её объектами становятся все "прелести" сталинского режима и поведение тех людей, руками которых страна превратилась в набор лагерей и камер НКВД. Армандо Ианнуччи вовсе не предлагает своим зрителям смеяться над расстрелами или арестами, как Ярослав Гашек в своих "Похождениях бравого солдата Швейка" не предлагал смеяться над ужасами Первой мировой, творящимися даже вне фронта: он вытаскивает их на поверхность, окружает контрастными деталями и заставляет думать над тем, как такое вообще было возможно и почему это всё может повторится вновь. Действие в фильме разворачивается настолько быстро, сцены сменяются так часто, что для шуточек тут просто не остаётся времени, к концу вместо набора скетчей (так и вижу, во что можно было превратить оказавшуюся здесь буквально двухсекундной сценой с двойниками вождя) ты собираешь набор деталей, который оказываются плотно сцеплены вместе с собой и работают на создание гротескной картины мира, в рамках которой могло разворачиваться дело врачей или происходить арест супруги министра иностранных дел.
Именно такие детальки, как арест Полины Жемчужиной с её последующим освобождением и полным снятием обвинений буквально на следующий день после смерти Иосифа Сталина, или просьба Светланы Аллилуевой к Берии, демонстрируют, что в рамках показываемой системы ни у одного её участника кроме непосредственно Сталина не были ни то, что какой-то свободы действия, но и чувства защищённости благодаря позиции приближённого, именно поэтому как только глава выбывает из игры, остаётся только закрытый террариум с игрой "все против всех", в которой главное побольше вертеть головой, смотря на реакции остальных, прежде чем открыть рот и сделать шаг. Сцена собрания с голосованием, на котором один из участников этого действа толкает речь, смысл которой каждое новое слово перемещается то в одну, то в другую сторону - это прям эпизод из "Монти Пайтона", один из самых удачных фрагментов картины, который вполне мог бы стать видеоиллюстрацией к работам Жижека, в которых он говорит о неких "других", влияющих на человеческое "личное" мнение и поведение.
Как я уже обмолвилась, каждый герой "Смерти Сталина" - это воплощение народного представления о нём, то, что нынче можно увидеть через легенды и анекдоты, в которых правда уже неотделима от вымысла, каждого можно описать 1-2 словами: вот откровенно никакой Маленков - компромиссный и удобный для каждого вариант, вот злобный и жестокий Берия, вот "народный" простоватый Хрущёв, вот человек-действие Жуков, и так далее. Но при этом герои не сведены до шаржа или карикатуры на самих себя: можно, конечно, недоумевать, почему это Хрущёв приезжает на дачу Сталина в пижаме под пиджаком, но в отличие от многих реальных фраз и поступков Никиты Сергеевича (достаточно вспомнить самые известные, с туфлёй и набором фразочек на выставке авангардистов) в фильме у этого есть вполне логичное объяснение.
Уж не знаю, запланировано ли это было режиссёром, и было ли это всё в первоисточнике - графическом романе Нури и Робена, но композиционное построение "Смерти Сталина" напрямую отсылает зрителя к истории распятия и воскрешения Христа. Постоянные цитаты из некоего документа (постановление? я так и не нашла первоисточника), описывающего действия с телом умершего вождя и то, к кому и как должна перейти власть, откровенно отсылают к цитатам из Евангелия, словно бы в финале Иосиф Виссарионович встанет из гроба, засунет руку в китель и спросит "ну и где моя трубка?". Словно бы в доказательство того, что такому не бывать, фильм завершается сценой ещё одной смерти, которая уже и является точкой отсчёта для оттепели, потому что сама кончина секретаря ЦК и председателя совета министров как точка никем и не воспринималась, словно тело-то смертно, но дух всё ещё витает над страной, заставляя всех продолжать так же, как и жили.
Из недостатков фильма, могу выделить два мешавших лично мне пункта (кому-то, возможно, сам формат картины покажется недостатком, тут уж на вкус и цвет, хотя именно с форматом всё выдержано более чем хорошо):
- хотя каждого нового героя нам представляют, с подписями, должностями и именами, на экране мельтешит так много персонажей, что я запомнило в лицо лишь ключевых, а уж кто тут Микоян или Каганович, точно не скажу;
- зачем нужна сюжетная линия с Мариной Юдиной вообще не поняла, поэтому героиня Ольги Куриленко мне показалась лишней.
В остальном вполне неплохое и неглупое кино, создатели которого точно понимают, что до тех пор, пока над тоталитаризмом нельзя будет смеяться, в головах людей он и не будет побеждён.
P.S. Если предпочитаете смотреть фильмы на языке оригинала с субтитрами, обратите внимание, что читать придётся достаточно быстро, супруг мой не поспевал.
Общее впечатление | Могучая кучка-1953 |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву32
пришлось поступиться принципами и временем и полистать "смерть сталина" - ни смешной, ни грустный, а просто глупый.
А фильм "Смерть Сталина" плох даже не с точки зрения идеи, а просто он не смешной и ироничного там ничего нет. Он никакой, как худ.фильм, где преобладает только глупость.
А смеяться над собой с чужой подачи мы, увы, не умеем.