Отзыв: Серия книг "Гарри Поттер" - Дж. К. Роулинг - Если Вас ударили «Авада Кедаврой», лягте в «шаласану» и не двигайтесь
Достоинства: сильные образы, сильные эмоции, динамичное уникальное повествование растянутое во времени, настоящая волшебная сказка о взрослении и становлении
Недостатки: какие-то там несостыковки, которые, если покопаться, можно найти везде, просто надо вовремя переключить мозги
Гарри Поттер появился на нашем рынке, когда я уже была третьекурсницей. И читать подобную литературу мне не предстало. Благо в это время моему племяннику было 10 лет. Купив подарок ему на день рождение, я просто удовлетворила свое любопытство – что же это за мировой бестселлер-то? Племянник подсел, а мне не понравилось, что сильно задержало меня в дальнейшем прочтении (на 10 лет, между прочим), если бы я только знала…
Итак, первое, что меня отпугнуло: мальчик-сирота. Довольно распространенный сюжет, призванный выбить слезу читателя, из-за чего образ мальчика-сиротки мне показался избитым. Ну что мы Оливеров Твистов не читали? Сейчас его все начнут унижать и использовать, а он добрый и порядочный и бла-бла-бла…
Конечно же, все антагонисты черные и злые, все протагонисты – хорошие и безоблачные. И это было второе «Но». Да, я отдавала себе отчет, что читала детскую сказку, а в любой детской сказке свойственно деление на черное и белое без оттенков. 50 оттенков серого – это уже 18+.
Семья Дурслей описана крайне гротескно – никаких шансов на наше сочувствие. Хотя по факту… Межличностные конфликты – очень сложный вопрос. Но этот вопрос нам показан исключительно глазами Гарри. Не пробовали, как Дурсли, воспитывать чужого ребенка – не осуждайте. А вообще, камни кидать Христос еще 2000 лет назад осторожил.
Мы застаем Гарри в его 10-летнем возрасте, в совершенно неведении, как так получилось, что отношения между ним и приемными родителями стали такими. Конечно, проще представить конфликтную сторону, как абсолютное зло.
Второй главный антагонист – Северус Снейп. Лично меня задела чисто женская придирка: «грязные засаленные черные волосы». Кому какое дело, в каком порядке человек содержит свою голову? Это его личное дело, это вопрос его личного комфорта. У меня вот сотрудница говорит: он же на уроках воняет, наверное! Так ради бога, не нюхайте, в чем вопрос-то? Преподавателей не надо нюхать, их надо слушать и запоминать даже не то, что они сказали, а материал урока.
Эпитет «засаленные» появляется на страницах не однажды. Злые черные глаза. Снейп еще ничего не сделал, но уже сразу виноват. Рожей не вышел, как говорится. Я вот как-то сразу прониклась эмпатией к Снейпу. Да, он строг, но признаться, мне самой хотелось задушить Гарри едва ли не с первых страниц. Потому что 10-летки – очень тяжелый возраст. А возраст 10-летки Роллинг удался.
Вообще-то, я Дурслей вперед написала, но они – антагонисты третьего порядка: мы видим их в начале книги и в конце. А вот главный антагонист должен быть ровесником и должен постоянно вставлять палки в колеса. И кто бы это мог быть? Белокурый Драко Малфой, единственный блондин, оказывается, играет за черные фигуры. Драко был изображен также гротескно, как Дурсли.
Далее, Дамблдор уж слишком сильно походил на Гендальфа, и для меня это было едва ли не плагиат. Мое-то детство – это Толкиен.
Лагерь белых вытягивала для меня Гермиона. Это был мой персонаж. Благодаря ей я все-таки сочувствовала троице друзей. Не могу сказать, что из-за нее не бросила читать, ибо читается книга очень легко, и с моей склонностью к финализации я бы ее не бросила.
Сама школа Хогвартс. Вообще, вы хотели бы учиться в школе, где главный предмет – ОБЖ (ЗоТИ – защита от темных искусств)? Хогвартс – это одно сплошное ПТУ, обучающее прикладным ремеслам. Еще как-то зельеварение тянет на химию и вроде там не только практическая часть. Травология похожа на ботанику: хотя сцены в основном о том, как они травку выращивают. Но все остальные предметы! та же трансфигурация – просто упражнение в логопедии и махании палочками. Где научная база? Где методология науки?
Закрытая жесткая иерархическая структура, нагромождение правил, которые так и хочется нарушить. Вот прям, хоть хлебом не корми: словно сделаны для того, чтобы их нарушали. Туда не ходи, в то время не ходи, штрафные очки. У меня такое ощущение, что попади я в Хогвартс, я бы не удержалась от нарушений дисциплины. Мне непонятно, почему ученики так хотят вернуться в эту жесткую систему?
Штрафные очки были моим главным разочарованием.
Тут стоит вставить о делении на факультеты. Это, конечно, отражение нашего мира. У нас ценится сила, а не интеллект. Потому что тестостерон главнее. Не только у Роллинг. У нас Данко вырывает свое горящее сердце – потому что сильно и красиво, хотя может стоило пораскинуть мозгами? Но мозги видно были ампутированы ранее. У французов, кто настучал по тебе шпагой – тот прав, и неважно, что ты защищаешь не Францию, а покрываешь темные делишки королевы-испанки. Да куда не плюнь: кто сильнее, тот и умнее.
Что уж удивительного, что самым престижным числится Гриффиндор – храбрость, отвага, сила… А где мозги? Равенкло и Слизерин. При чем, Равенкло - дубляж Слизерина. Ибо Слизерин – антагонист, а нельзя просто так взять и объявить всех умных гадами (хотя вот в Дивергенте получилось, да?). Поэтому мы продублируем и с нюансами в целеполагании отнесем одних в Равенкло, других – в Слизерин. Но суть в том, что сила противопоставляется уму. Там, где можно было бы обойтись хитростью и замять конфликт, наш протагонист вырвет сердце и нахамит злодею используя приемы айкидо психологического и не очень. Сильному нестрашно. Умному страшно по обстоятельствам – он изначально видит расстановку сил.
Хафлпафф – это все остальные. Шляпа так и говорит.
Итак, имеем:
-хорошие, сильные, красные – Гриффиндор,
- хитрые, зеленые, плохие Слизерин,
-чтобы умным не было обидно – синие, умные, но добрые Равенкло,
-ну и прочий неликвид - желтый Хафлпафф, и чтоб они радовались барсучка им на эмблемку.
Ах, мой любимый-любимый зеленый цвет! Ах, эти блондины на недружественных факультетах! Как не посочувствовать Слизерину? И как не посочувствовать ему после истории с фейковыми очками. Когда уже почти готовую победу Слизерина, вырвали накидыванием очков в нужную кучку. Расценок на хорошее поведение нет: кому-то можно 50 очков подкинуть, кому-то 10 – попробуй, упрекни. Если рискнешь, я же сильный.
Бедные Слизеринцы, вам остается только нервно курить в сторонке, благо на травологии вам табачку подрастили.
В общем и в целом, таково было мое первое впечатление.
Если бы я только потерпела и прочла Тайную комнату… Если бы мне хватило ума понять, что это всего лишь «Введение» к настоящему повествованию. Если бы я отпустила коней разума на волю, и погрузилась в это введение как в волшебный мир, что и было задумано изначально. Но почему-то из-за связи реального мира и волшебного, а может от отсылки к Диккенсу, я воспринимала повествование не совсем как волшебное, ожидая элементов реализма. Если погружаясь в волшебный мир Толкиена, ты понимаешь, что куча убитых орков – это метафора силы добра и реализма не ждешь, то у Роллинг мне зачем-то этот реализм понадобился. Я думаю, виной всему то, что я не могла не сопереживать Малфою и Снейпу. Роллинг вон сама не поймет популярности этих героев. Я могу лишь объяснить это тем, что первый блондин, а второй незаслуженно наделен предвзятым отношением с первого взгляда встречи. Меня всегда возмущало, что «встречают по одежке».
Но, Боже мой, как талантливо это поставлено и сделано! Ведь впечатление мое было сильным, сопереживание было сильным, просто сопереживать мне хотелось не совсем правильным героям. Да и читалось... повествование лилось рекой, остановить эту реку было невозможно, оторваться тоже - ты читал, читал, читал...
Вообще, ГП - это самая гениальная маркетинговая компания, которую я когда-либо видела. Сейчас вы узнаете мнение экономиста о саге. Конечно, Роллинг талантлива, и без таланта бы тут не срослось. Как мы видим, она очень разумно использует приемы «отсыла» к сильным персонажам, преемственности сильных персонажей из других успешных франшиз. Она использует шаблонные ходы, проверенные методы с уникальными образами, а уникальные ходы с проверенными образами. Мы не хотим видеть принципиально новых идей, мы хотим видеть принципиально новый синтез старых и забытых идей. Тут вам и отсылка к Диккенсу, и к Толкиену, и к фольклорным моментам, если покопаться. Чуть-чуть того, два грамма этого, перемешать, нагреть –и Бах! У вас получилось зелье очарования. Вопрос пропорций. Вопрос удачи.
Самое удачное в этом маркетинге было то, что потребитель рос вместе со своей книгой. Уходя от черно-белых оценок 10-леток, книга медленно двигалась к 18+, обеляя черное, очерняя белое, смешивая раскрашивая. Даже язык повествования усложняется: и вот уже застрявшие в предыдущем возрастном периоде плачут: Да, Гермиона уже не та! Да, новые части не дотягивают, новые части перегружены, скучны.
Часть потребителей, кого книга переросла, продолжают потреблять по привычке. Уникальным образом появляется новая аудитория – те, до кого книга доросла уже сама. Это эффект снежного кома.
Очень удачно, что Роллинг тонко подметила проблемы каждого возраста: она смогла вызвать сопереживание к героям за счет этого. В 10 лет тебя беспокоит твое одиночество, строгость и жестокость со стороны учителей, межличностные конфликты в школе… И если удивительно, почему Гарри пытался вернуться в этот ничуть не менее жестокий волшебный мир, чем его собственная реальность, то в отношении детей, читающих сагу, понятно – они возвращались в этот волшебный мир, где герой сталкивался с теми же проблемами, с которыми столкнулись они. Они понимали и сопереживали Гарри соответственно своему возрасту.
Знаете, это фактически беспрецедентно. Можно насытиться любыми образами, как старые супруги уже насытились своими отношениями. Три части нарезанного Хоббита вместо первого, второго и компота не проканают. Но невозможно насытиться тем, что растет вместе с тобой, тем, что развивается по всем законам жанра вместе с тобой. Это растянувшийся процесс инициации – это гениально.
Я так рада, что отзывы, прочитанные мною здесь, подтверждают мою мысль: это книга о взрослении. Как-то фанаты ГП очень сильно поколотили меня за похабную мысль о взрослении, сказав, что ГП – это история унижения и борьбы против унижения. Но для меня – это история взросления, беспрецедентная история взросления.
Даже Дадли Дурслю дали маленький шанс на понимание в последней книге. Драко вдруг стал сложным и неоднозначным, в принципе. Вообще, все семейство Малфоев. Я особенно люблю их в фильме: когда Люциус тихо сваливает, забирая семью с поля финальной битвы. Если бы каждый свалил, с кем бы сражался Вольдеморт?
И конечно, шедевральный ход со Снейпом. Такого не ожидал никто. До последнего момента его ненавидел разве что ленивый, мечтая размозжить его засаленную голову. А тут тебе такое. В отношении Снейпа у меня сложилось такое впечатление, что он был неким композиционным ядром саги. Не знаю, насколько это верно.
Самой удачной частью я нахожу «Тайную комнату». Именно из-за нее я вдруг кинулась смотреть и читать ГП. К тому времени вся сага уже вышла и в издании, и на экраны, и роль Снейпа тоже уже была известна. Но зацепила меня «Тайная комната» (фильм). Вот, где волшебный мир раскрывается шире. Если в первой части магический мир мы наблюдали кратко в Косом переулке, а в основном только в стенах Хогвартса, где ничего нельзя было делать, то во второй части мы наконец-то видим быт обычных магических семей. Дом семейства Уизли меня просто очаровал. Борьба с садовыми гномами, как с вредителями – мой любимый момент в книге. А в фильме я обожаю сцену с пересадкой мандрагоры. Вообще, мандрагора - это мой любимый реквизиционный персонаж в киносаге.
Уже представленный нам в первой части Хогвартс оказывается полон сюрпризов. «Тайная комната», наследник Слизерина. Кто же он? Не зря Роллинг писала и детективы. Классический английский детектив тут во всей красе. И даже дневник Тома Риддла взялся не из ниоткуда. Все участники беззаконий находились все это время на одной сцене с вами. Финал – паззл сложился в единую картину.
Вообще, фильмы франшизы провоцируют на чтение. После просмотра всей франшизы у меня осталось очень много открытых вопросов, узнать которые можно было только из книг. Если «Орден Феникса» - одна из слабых частей экранизации, то в книжной саге – это едва ли не центральная часть: момент наращивания кульминации, момент роста напряжения. Я не представляю, как после Ордена Феникса дети ждали выхода всех последующих частей книги.
Немного несвязных мыслей.
Интересно обыгрывается вопрос избранности. Нет никаких предсказаний, мы сами творцы своей судьбы. Собственными руками злодей создал оружие против себя.
Месть и жертвенность. Нередко приходится слышать, что Гарри мстителен, и вся его борьба против Вольдеморта – месть за смерть родителей. Но проблема лихо решена – месть, требующая жертвенности от своего героя. Само рождение героя потребовало жертвы, и теперь уже от героя требуют равноценного ответа.
Фольклорные моменты – все тот же старый сюжет с обрядом инициации: умерщвление и воскрешение героя. Кто-то говорит: «Так нечестно: всех покосила, старая, а этого оставила!» Кровожадненькие! Кто-то говорит: «Спасибо, Роллинг, что хоть Гарри ты не убила!» Некоторый лагерь верующих вопит: «Да они ж пытаются нам Христа подменить!» Для меня это фольклорный момент – возрождение героя уже во взрослой жизни, прошедшие испытания, волшебные помощники, магические артефакты. Все канонически закономерно, как в настоящей волшебной сказке.
Мы все уже давно в курсе, кто такой Гарри Поттер. Уже больше нет споров о судьбах героев. Зато полно споров о том, стоит ли давать читать это нашим детям. Я думаю, стоит. При чем, в том же режиме: с 10 до 18 лет или с 10 до 18-00. Талантливые и добрые книги. Какие бы неприятные ассоциации не вызывал во мне «Философский камень», какие бы косяки я не находила там для себя, я расцениваю эту сагу, как добрую волшебную сказку о дружбе, любви и, конечно же, о взрослении.
Итак, первое, что меня отпугнуло: мальчик-сирота. Довольно распространенный сюжет, призванный выбить слезу читателя, из-за чего образ мальчика-сиротки мне показался избитым. Ну что мы Оливеров Твистов не читали? Сейчас его все начнут унижать и использовать, а он добрый и порядочный и бла-бла-бла…
Конечно же, все антагонисты черные и злые, все протагонисты – хорошие и безоблачные. И это было второе «Но». Да, я отдавала себе отчет, что читала детскую сказку, а в любой детской сказке свойственно деление на черное и белое без оттенков. 50 оттенков серого – это уже 18+.
Семья Дурслей описана крайне гротескно – никаких шансов на наше сочувствие. Хотя по факту… Межличностные конфликты – очень сложный вопрос. Но этот вопрос нам показан исключительно глазами Гарри. Не пробовали, как Дурсли, воспитывать чужого ребенка – не осуждайте. А вообще, камни кидать Христос еще 2000 лет назад осторожил.
Мы застаем Гарри в его 10-летнем возрасте, в совершенно неведении, как так получилось, что отношения между ним и приемными родителями стали такими. Конечно, проще представить конфликтную сторону, как абсолютное зло.
Второй главный антагонист – Северус Снейп. Лично меня задела чисто женская придирка: «грязные засаленные черные волосы». Кому какое дело, в каком порядке человек содержит свою голову? Это его личное дело, это вопрос его личного комфорта. У меня вот сотрудница говорит: он же на уроках воняет, наверное! Так ради бога, не нюхайте, в чем вопрос-то? Преподавателей не надо нюхать, их надо слушать и запоминать даже не то, что они сказали, а материал урока.
Эпитет «засаленные» появляется на страницах не однажды. Злые черные глаза. Снейп еще ничего не сделал, но уже сразу виноват. Рожей не вышел, как говорится. Я вот как-то сразу прониклась эмпатией к Снейпу. Да, он строг, но признаться, мне самой хотелось задушить Гарри едва ли не с первых страниц. Потому что 10-летки – очень тяжелый возраст. А возраст 10-летки Роллинг удался.
Вообще-то, я Дурслей вперед написала, но они – антагонисты третьего порядка: мы видим их в начале книги и в конце. А вот главный антагонист должен быть ровесником и должен постоянно вставлять палки в колеса. И кто бы это мог быть? Белокурый Драко Малфой, единственный блондин, оказывается, играет за черные фигуры. Драко был изображен также гротескно, как Дурсли.
Далее, Дамблдор уж слишком сильно походил на Гендальфа, и для меня это было едва ли не плагиат. Мое-то детство – это Толкиен.
Лагерь белых вытягивала для меня Гермиона. Это был мой персонаж. Благодаря ей я все-таки сочувствовала троице друзей. Не могу сказать, что из-за нее не бросила читать, ибо читается книга очень легко, и с моей склонностью к финализации я бы ее не бросила.
Сама школа Хогвартс. Вообще, вы хотели бы учиться в школе, где главный предмет – ОБЖ (ЗоТИ – защита от темных искусств)? Хогвартс – это одно сплошное ПТУ, обучающее прикладным ремеслам. Еще как-то зельеварение тянет на химию и вроде там не только практическая часть. Травология похожа на ботанику: хотя сцены в основном о том, как они травку выращивают. Но все остальные предметы! та же трансфигурация – просто упражнение в логопедии и махании палочками. Где научная база? Где методология науки?
Закрытая жесткая иерархическая структура, нагромождение правил, которые так и хочется нарушить. Вот прям, хоть хлебом не корми: словно сделаны для того, чтобы их нарушали. Туда не ходи, в то время не ходи, штрафные очки. У меня такое ощущение, что попади я в Хогвартс, я бы не удержалась от нарушений дисциплины. Мне непонятно, почему ученики так хотят вернуться в эту жесткую систему?
Штрафные очки были моим главным разочарованием.
Тут стоит вставить о делении на факультеты. Это, конечно, отражение нашего мира. У нас ценится сила, а не интеллект. Потому что тестостерон главнее. Не только у Роллинг. У нас Данко вырывает свое горящее сердце – потому что сильно и красиво, хотя может стоило пораскинуть мозгами? Но мозги видно были ампутированы ранее. У французов, кто настучал по тебе шпагой – тот прав, и неважно, что ты защищаешь не Францию, а покрываешь темные делишки королевы-испанки. Да куда не плюнь: кто сильнее, тот и умнее.
Что уж удивительного, что самым престижным числится Гриффиндор – храбрость, отвага, сила… А где мозги? Равенкло и Слизерин. При чем, Равенкло - дубляж Слизерина. Ибо Слизерин – антагонист, а нельзя просто так взять и объявить всех умных гадами (хотя вот в Дивергенте получилось, да?). Поэтому мы продублируем и с нюансами в целеполагании отнесем одних в Равенкло, других – в Слизерин. Но суть в том, что сила противопоставляется уму. Там, где можно было бы обойтись хитростью и замять конфликт, наш протагонист вырвет сердце и нахамит злодею используя приемы айкидо психологического и не очень. Сильному нестрашно. Умному страшно по обстоятельствам – он изначально видит расстановку сил.
Хафлпафф – это все остальные. Шляпа так и говорит.
Итак, имеем:
-хорошие, сильные, красные – Гриффиндор,
- хитрые, зеленые, плохие Слизерин,
-чтобы умным не было обидно – синие, умные, но добрые Равенкло,
-ну и прочий неликвид - желтый Хафлпафф, и чтоб они радовались барсучка им на эмблемку.
Ах, мой любимый-любимый зеленый цвет! Ах, эти блондины на недружественных факультетах! Как не посочувствовать Слизерину? И как не посочувствовать ему после истории с фейковыми очками. Когда уже почти готовую победу Слизерина, вырвали накидыванием очков в нужную кучку. Расценок на хорошее поведение нет: кому-то можно 50 очков подкинуть, кому-то 10 – попробуй, упрекни. Если рискнешь, я же сильный.
Бедные Слизеринцы, вам остается только нервно курить в сторонке, благо на травологии вам табачку подрастили.
В общем и в целом, таково было мое первое впечатление.
Если бы я только потерпела и прочла Тайную комнату… Если бы мне хватило ума понять, что это всего лишь «Введение» к настоящему повествованию. Если бы я отпустила коней разума на волю, и погрузилась в это введение как в волшебный мир, что и было задумано изначально. Но почему-то из-за связи реального мира и волшебного, а может от отсылки к Диккенсу, я воспринимала повествование не совсем как волшебное, ожидая элементов реализма. Если погружаясь в волшебный мир Толкиена, ты понимаешь, что куча убитых орков – это метафора силы добра и реализма не ждешь, то у Роллинг мне зачем-то этот реализм понадобился. Я думаю, виной всему то, что я не могла не сопереживать Малфою и Снейпу. Роллинг вон сама не поймет популярности этих героев. Я могу лишь объяснить это тем, что первый блондин, а второй незаслуженно наделен предвзятым отношением с первого взгляда встречи. Меня всегда возмущало, что «встречают по одежке».
Но, Боже мой, как талантливо это поставлено и сделано! Ведь впечатление мое было сильным, сопереживание было сильным, просто сопереживать мне хотелось не совсем правильным героям. Да и читалось... повествование лилось рекой, остановить эту реку было невозможно, оторваться тоже - ты читал, читал, читал...
Вообще, ГП - это самая гениальная маркетинговая компания, которую я когда-либо видела. Сейчас вы узнаете мнение экономиста о саге. Конечно, Роллинг талантлива, и без таланта бы тут не срослось. Как мы видим, она очень разумно использует приемы «отсыла» к сильным персонажам, преемственности сильных персонажей из других успешных франшиз. Она использует шаблонные ходы, проверенные методы с уникальными образами, а уникальные ходы с проверенными образами. Мы не хотим видеть принципиально новых идей, мы хотим видеть принципиально новый синтез старых и забытых идей. Тут вам и отсылка к Диккенсу, и к Толкиену, и к фольклорным моментам, если покопаться. Чуть-чуть того, два грамма этого, перемешать, нагреть –и Бах! У вас получилось зелье очарования. Вопрос пропорций. Вопрос удачи.
Самое удачное в этом маркетинге было то, что потребитель рос вместе со своей книгой. Уходя от черно-белых оценок 10-леток, книга медленно двигалась к 18+, обеляя черное, очерняя белое, смешивая раскрашивая. Даже язык повествования усложняется: и вот уже застрявшие в предыдущем возрастном периоде плачут: Да, Гермиона уже не та! Да, новые части не дотягивают, новые части перегружены, скучны.
Часть потребителей, кого книга переросла, продолжают потреблять по привычке. Уникальным образом появляется новая аудитория – те, до кого книга доросла уже сама. Это эффект снежного кома.
Очень удачно, что Роллинг тонко подметила проблемы каждого возраста: она смогла вызвать сопереживание к героям за счет этого. В 10 лет тебя беспокоит твое одиночество, строгость и жестокость со стороны учителей, межличностные конфликты в школе… И если удивительно, почему Гарри пытался вернуться в этот ничуть не менее жестокий волшебный мир, чем его собственная реальность, то в отношении детей, читающих сагу, понятно – они возвращались в этот волшебный мир, где герой сталкивался с теми же проблемами, с которыми столкнулись они. Они понимали и сопереживали Гарри соответственно своему возрасту.
Знаете, это фактически беспрецедентно. Можно насытиться любыми образами, как старые супруги уже насытились своими отношениями. Три части нарезанного Хоббита вместо первого, второго и компота не проканают. Но невозможно насытиться тем, что растет вместе с тобой, тем, что развивается по всем законам жанра вместе с тобой. Это растянувшийся процесс инициации – это гениально.
Я так рада, что отзывы, прочитанные мною здесь, подтверждают мою мысль: это книга о взрослении. Как-то фанаты ГП очень сильно поколотили меня за похабную мысль о взрослении, сказав, что ГП – это история унижения и борьбы против унижения. Но для меня – это история взросления, беспрецедентная история взросления.
Даже Дадли Дурслю дали маленький шанс на понимание в последней книге. Драко вдруг стал сложным и неоднозначным, в принципе. Вообще, все семейство Малфоев. Я особенно люблю их в фильме: когда Люциус тихо сваливает, забирая семью с поля финальной битвы. Если бы каждый свалил, с кем бы сражался Вольдеморт?
И конечно, шедевральный ход со Снейпом. Такого не ожидал никто. До последнего момента его ненавидел разве что ленивый, мечтая размозжить его засаленную голову. А тут тебе такое. В отношении Снейпа у меня сложилось такое впечатление, что он был неким композиционным ядром саги. Не знаю, насколько это верно.
Самой удачной частью я нахожу «Тайную комнату». Именно из-за нее я вдруг кинулась смотреть и читать ГП. К тому времени вся сага уже вышла и в издании, и на экраны, и роль Снейпа тоже уже была известна. Но зацепила меня «Тайная комната» (фильм). Вот, где волшебный мир раскрывается шире. Если в первой части магический мир мы наблюдали кратко в Косом переулке, а в основном только в стенах Хогвартса, где ничего нельзя было делать, то во второй части мы наконец-то видим быт обычных магических семей. Дом семейства Уизли меня просто очаровал. Борьба с садовыми гномами, как с вредителями – мой любимый момент в книге. А в фильме я обожаю сцену с пересадкой мандрагоры. Вообще, мандрагора - это мой любимый реквизиционный персонаж в киносаге.
Уже представленный нам в первой части Хогвартс оказывается полон сюрпризов. «Тайная комната», наследник Слизерина. Кто же он? Не зря Роллинг писала и детективы. Классический английский детектив тут во всей красе. И даже дневник Тома Риддла взялся не из ниоткуда. Все участники беззаконий находились все это время на одной сцене с вами. Финал – паззл сложился в единую картину.
Вообще, фильмы франшизы провоцируют на чтение. После просмотра всей франшизы у меня осталось очень много открытых вопросов, узнать которые можно было только из книг. Если «Орден Феникса» - одна из слабых частей экранизации, то в книжной саге – это едва ли не центральная часть: момент наращивания кульминации, момент роста напряжения. Я не представляю, как после Ордена Феникса дети ждали выхода всех последующих частей книги.
Немного несвязных мыслей.
Интересно обыгрывается вопрос избранности. Нет никаких предсказаний, мы сами творцы своей судьбы. Собственными руками злодей создал оружие против себя.
Месть и жертвенность. Нередко приходится слышать, что Гарри мстителен, и вся его борьба против Вольдеморта – месть за смерть родителей. Но проблема лихо решена – месть, требующая жертвенности от своего героя. Само рождение героя потребовало жертвы, и теперь уже от героя требуют равноценного ответа.
Фольклорные моменты – все тот же старый сюжет с обрядом инициации: умерщвление и воскрешение героя. Кто-то говорит: «Так нечестно: всех покосила, старая, а этого оставила!» Кровожадненькие! Кто-то говорит: «Спасибо, Роллинг, что хоть Гарри ты не убила!» Некоторый лагерь верующих вопит: «Да они ж пытаются нам Христа подменить!» Для меня это фольклорный момент – возрождение героя уже во взрослой жизни, прошедшие испытания, волшебные помощники, магические артефакты. Все канонически закономерно, как в настоящей волшебной сказке.
Мы все уже давно в курсе, кто такой Гарри Поттер. Уже больше нет споров о судьбах героев. Зато полно споров о том, стоит ли давать читать это нашим детям. Я думаю, стоит. При чем, в том же режиме: с 10 до 18 лет или с 10 до 18-00. Талантливые и добрые книги. Какие бы неприятные ассоциации не вызывал во мне «Философский камень», какие бы косяки я не находила там для себя, я расцениваю эту сагу, как добрую волшебную сказку о дружбе, любви и, конечно же, о взрослении.
Время использования | несколько раз |
Общее впечатление | Если Вас ударили «Авада Кедаврой», лягте в «шаласану» и не двигайтесь |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву51
А Рикман - да, несомненно хорош. Хотя моя симпатия к персонажу была скорее не симпатией, а эмпатией. ну уж очень мне самой хотелось Гарри придушить, вот прям бесил он меня с первой книги. С учетом того, что я сама дочка учительницы и в конфликтах ученик-учитель привыкла рассматривать две разные точки зрения. Я как-то сразу проецировала образ Снейпа на свою маму, и мне он был понятен и близок. Потом, когда я фильмы посмотрела, то эмпатия украсилась еще и симпатией. Очень здоровский персонаж в данном случае у самого Рикмана получился.
А отзыв Ваш прочла с большим удовольствием, пожалуй, чем книгу, это не льстивый кивок, действительно очень понравился Ваш анализ образов.
Всё же я считаю, что Роулинг просто повезло. У нее хорошая фольклорная база и чувство сюжета. А ещё слог хороший (читала я ГП и на английском - просто читать уже удовольствие). Но персонажи Малфоя, Снейпа, Гермионы у нее получились удачно совершенно случайно. По ее признанию, они были списаны с реальных людей, и это заметно. Они и ведут себя как живые. В отличие от местного Гендальфа, Гарри, который ни рыба ни мясо и Джинни. Как же я ненавижу Джинни.
В общем, Роулинг - далеко не гений. Иначе ее другие книги были бы примерно на том же уровне, что и ГП.
А то, что она выдаёт последние годы меня вообще выводит из себя: Дамблдор гей, Гермиона чёрная… Я в этом вижу только одно: жажду хайпа.
Нет, не нравится она мне как писатель и человек. И последние 2 книги с моей точки зрения - нестерпимый бред.
Хотя, возможно, я просто не могу ей простить то, что Гарри и Гермиона не вместе…