5
Отзыв рекомендуют 53 7

Отзыв: Фильм "Сталкер" (1979) - Бойся своих ЖЕЛАНИЙ, ибо они имеют свойство ИСПОЛНЯТЬСЯ.

Достоинства: гениальная работа Тарковского, что еще прибавить
Недостатки: многие поставленные вопросы так и остаются без ответов - но и это, скорее, плюс
... За двадцать лет до описываемых событий в это загадочное место упал метеорит. Образовалась странная территория, быстренько огороженная колючей проволокой и названая ЗОНОЙ. Вход в нее был строго запрещен. Так как предполагалось - ЗОНА вредит людям. Но находились смельчаки, согласные за определенное вознаграждения провести желающих ТУДА.

Вот в общих чертах предыстория "Сталкера". Фильм был снят Андреем Тарковским по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Можно сказать - по ОЧЕНЬ ОТДАЛЕННЫМ мотивам.
Тарковский сознательно убрал из литературной первоосновы всю её фантастичность. Оставив, по сути, только сам факт наличия Зоны и Сталкера, как проводника в нее.

Этот самый сложный персонаж, на котором держится вся нить фильма. Образ Сталкера был не просто переработан - а получил совсем иную трактовку.
Даже приступив уже к съемкам фильма, Тарковский все еще никак не мог понять: кто он - этот проводник? Зачем ведет людей ТУДА? Просто из-за наживы?

На этой версии и остановились вначале. Она оказалась тупиковой - так что снимали, по сути, заведомый брак.

Но внезапно пришло понимание: пусть этот проводник будет не от мира сего, эдаким местным юродивым. Что могло бы многое объяснить.
В этом ракурсе и отсняли окончательный вариант. По, так называемому "принципу Дон-Кихота": только сумасшедший может казаться нормальным в этом сумасшедшем мире.

Но даже очевидная юродивость Сталкера, имхо, ничего не проясняет. Все немногочисленные персонажи фильма достаточно прозрачны. Кроме него.
Профессор - ходячее торжество научного-материального подхода к жизни.
Писатель - прожженный циник, не верящий уже ни во что.
Ну а Сталкер - казалось бы, воплощенная вера. Но коль он теперь - простой местечковый юродивый, кто поверит ему?
И какой прок ЕМУ лично от этой ЗОНЫ с ее Комнатами Желаний?
Ведь для себя Сталкер не желает ничего.

Поэтому есть ой-какая земная правда в словах его измученной жены: не пора ли взяться за ум, жить обычной реальной жизнью?! У них же больная дочь, не пора ли вообще уехать из этого гиблого места?!
Но для Сталкера покинуть ЗОНУ - значит потерять смысл своей жизни.

А в чем он, кстати, этот смысл? Вести людей (упорно, и возможно даже массово) в Комнаты Исполнения Желаний?! Что-то это смутно напоминает...

Железной рукою к счастью! Н-да, многие вожди вели народ к светлому будущему. И чем это кончалось? Только гибелью этого самого народа, и той же нищетой - духовной и физический. А ведь и среди этих "поводырей для слепых" было несть числа юродивых - наивно верящих в свою миссию, искренне не понимающих, ЧТО они творят.

Так может быть прав Профессор, призывающий взорвать к черту всю эту Зону с ее Комнатами Желаний? А вдруг и впрямь, завтра туда явится Гитлер или еще какой-нибудь шизик, желающий власти над миром?!

Тем более у этих Комнат странный причудливый характер - они исполняют не всякое праздное желание. А только глубинно-потаенное. Скорее всего то самое, которое человек тщательно от себя скрывает. Воистину, бойся желаний, которые исполняются. Так что опасное это дело - желать!

И опасное, как оказалось дело - связываться с таким мистическим материалом. Это я уже о создателях фильма.
На протяжении всего съемочного периода, да и после выхода фильма на экран - "Сталкер" сопровождала целая череда таинственно-мистических событий.

Первоначальной натурой для съемок был выбран небольшой городок в Узбекистане. Но... он был разрушен вовремя землетрясения.

Пришлось снимать в Эстонии. Правда, поскольку натура давно уже была гиблой - с этим местом больше ничего не случилось. (Съемки велись на заброшенной электростанции под Таллинном. Правдивость и ужасающую достоверность экранной картинке придавало то, что рядом находился бывший целлюлозно-бумажный комбинат, и действительно имелась "мертвая" река, убитая именно отходами этого комбината).

Учитывая подобную "натуру", совсем не удивительно, что актеры просто не вылезали из череды затянувшихся болезней. Ведь ради достоверности кадра им приходилось бродить чуть ли не по пояс в холодной воде, а Кайдановскому (Сталкер) вообще лежать часами в грязной вонючей луже.

Мистика это или просто совпадение, но большинство актеров этого фильма покинули этот мир в относительно молодом возрасте. И Александр Кайдановский (Сталкер), и Анатолий Солженицын (Писатель) и Николай Гринько (Профессор). А в 1990 году погибла при пожаре Людмила Фейгина, монтажер этого фильма. Причем, вместе с ней сгорели и черновые варианты этого фильма. Такая вот трагическая история.

Выход "Сталкера" на экраны"подзатянулся на целых два года. А когда он все-таки вышел к зрителю - событие это оказалось почти не замеченным. Интерес к фильму появился только после того, как он стал призером Каннского фестиваля, в 1981 году.

Второй бум популярности "Сталкера" пришелся на 1986 год - после аварии на Чернобыльской АЭС. Его стали считать, чуть ли не предвестником катастрофы. А ЗОНУ ассоциировали с реально отгороженным теперь от людей Чернобылем.
Да, сегодня и на место бывшего Чернобыля проникают люди. Да, и у них тоже свои Сталкеры. Вот только цели, думаю, разнятся: ведь гонит их просто нездоровое любопытство. А, впрочем, может так было и с персонажами "Сталкера"?! Что как не любопытство является, в принципе, двигателем прогресса?

Часть же критики (преимущественно западной) в понимании "Сталкера" пошла еще более простым путем. ЗОНА она и есть "зона"- тюремная то бишь. Пародия стало быть, на бывшую страну Советов.
Недаром герои (якобы) одеты так тюремно, побриты почти наголо. Недаром Тарковский не дал им имен. У них только клички - Писатель, Профессор, Сталкер. Но закономерный вопрос возникает при такой трактовке - почему герои не бегут в таком случае из этой "зоны", а активно стремятся в нее?!

Рассказывая о съемочном процессе, Андрей Тарковский неоднократно упоминал: он и сам не до конца понимает, ЧТО делает. Словно процессом съемки руководят какие-то ИНЫЕ силы. И что многое в нем - точно продиктовано свыше.
Не удивительно, что при такой трактовке - в "Сталкере" больше вопросов, чем ответов. Но ведь именно это отличается воистину талантливую работу от всех прочих!
Общее впечатление Бойся своих ЖЕЛАНИЙ, ибо они имеют свойство ИСПОЛНЯТЬСЯ.
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву7

ritvariyter
Смотрела, и книгу прочитала, действительно очень отличаются. Оба странные, но разные. Фильм помрачнее книги.
bvlena
Спасибо, я не люблю этот фильм.Смотрела его,конечно, и не один раз, но тяжелый он для меня.
Madam Poly
Прекрасный отзыв! Но одна поправочка: Анатолий СОЛОНИЦЫН!
Сергей Серый
Замечательный отзыв. Да, Тарковский ТАЛАНТ, с очень уникальным видением мира. Он не был понят и на Западе. Как он держит паузу в этом фильме. Один лишь спецэффект за весь фильм, это с совой в ангаре, а какое напряжение. Да, это фильм о той Вселенной, которая внутри каждого из нас и можно ли познать эту Вселенную.
Наталья-Марта
Вопросы после фильма остаются на долгие годы. И с каждым годом ответы получаются новыми. Один из фильмов, которые посмотреть надо. Обязательно. Иначе упустишь что-то очень важное.
Tanna73
Что ж в нем талантливого?
Руташе
Всё,это не просто талантливо-это космос. Я читала много отзывов и многие говорят,что фильм отстал от времени… фильм перерос и то время и наше и ушел далёко
В будущее