Отзыв: Книга "Милый друг" - Ги де Мопассан - Лучшая книга о свободе на все времена
Достоинства: Читается очень легко. Удовольствие и послевкусие гарантированы. Можно со многим сравнить и чему-то научиться.
Недостатки: Автор прожил всего 44 года.
Когда человечество практически полностью вымерло, а небольшая его часть, отягощенная технологиями, которые вовремя ей были выкуплены, покинула планету навсегда, на космодроме появился Страдалец. Он поднял руки ввысь и издал последний безнадежный вопль, прощаясь с невидимым уже кораблем, и долго, в неистовом беспамятстве, стучал кулаками по пыльному грунту. Нет, он совсем не хотел, чтобы его взяли с собой. Он просто не успел им сказать, что остается здесь один. Я вижу это.
Это не написал Мопассан, но вполне бы мог это сделать. Учебник реальной жизни, вдохновляющий и годный для многих возрастов, которым является "Милый друг", раздражал в разное время разных людей. Однажды меня очень насмешила не в меру умная девушка, которая, пользуясь типовыми уроками литературы, сделала вывод, что писатель искренне и очень замысловато пытался с помощью своего произведения вывести на чистую воду все аморальное, поэтому придумал такого вот ужасающего главного героя.
"Милый друг" действительно, в чем я абсолютно уверен, проповедует собственную мораль и она знаменательна единственным правилом - отсутствием каких-либо правил. Если как-то пошутить по этому поводу, то можно вспомнить фразу из какого-то фильма о карточных шулерах, где упоминается единственно возможный аморальный поступок - оставлять лоху его деньги.
Из всех существующих главных героев произведений, Жорж Дюруа самый обыкновенный, самый реалистичный и самый самодостаточный. Говорят, что мужчина должен пройти через возможность умереть, чтобы относиться более-менее спокойно к ней в будущем, нищету, чтобы было с чем сравнивать всю жизнь и любовь, чтобы понять - на что он способен. В "Милом друге" мы застаем Жоржа Дюруа на втором этапе.
Хотя, насколько я помню, тема смерти не будет обойдена вниманием. О ней нам напомнит старый Норбер, к ней неизбежно вернется Дюруа в ночь перед дуэлью и, самая ужасающая сцена, ее ледяное дыхание почти физически ощутится в последние часы Форестье. Нищета еще долго будет держать Жоржа Дюруа в своих тисках, мне кажется, что человек от подобного не излечивается никогда, и даже в минуты дикого процветания вспоминает вкус черствой корки, которую приходилось дожевывать в течении нескольких дней.
Наконец, в остальном "Милый друг" о любви, не о ней самой, а о самоидентификации с помощью нее. Любовь, как таковую, Мопассан оставил за кадром, лишь дал намек - где ее искать. В остальном произведение делится на составляющие, относящиеся к конкретным женщинам. Как учебник делится на отдельные уроки.
Урок первый. Рашель, дама легкого поведения. Вывод - абсолютно любая женщина, какое бы социальное положение она ни занимала, может заслуживать уважения.
Урок второй. Госпожа Вальтер, жена начальника. Вывод - никакое продвижение по службе не может стоить того, чтобы любить то, что тебе противно.
Урок третий. Госпожа Форестье. Вывод - если за тебя вышли замуж по расчету, то почему твой расчет должен быть более мелкого калибра.
Урок четвертый. Сюзанна Вальтер. Вывод - ничего недостижимого в этой жизни нет.
Итог: при формально нормальном отношении к людям и отсутствии заигрывания перед вышестоящими, при наличии природных деловых качеств - можно достичь всего, на что у тебя хватит сочетания фантазии и реализма.
Мужчина настоящий не может жить без цели, а ее формирование, особенно, после достижения промежуточной, порою бывает очень сложным. Мысль не новая, об этом еще Оскар Уайльд писал. Цель должна быть реалистичной и не доходить до лирических фантазий. Хотя, как я думаю, лучше, если она несколько оторвана от реальности, сумасшедшая и чтобы в нее никто не верил. Жоржу Дюруа, определенно, будет сложновато со следующей целью.
В общем, как мне более чем кажется, обо всем об этом "Милый друг". Произведение стало классикой из-за стопроцентного реализма, духа Парижа прошлого века и идей Мопассана по поводу того, что нужно определиться в этой единственной жизни с главным и не обращать внимания на навязчивую чепуху, что занимает время и силы. То есть, уметь отделять главное от второстепенного. Сам Мопассан, впрочем, никакого подобного смысла в произведение не вкладывал, потому что подобные вещи для него сами собой разумеющиеся. Но бойтесь, люди, если такой чего-то захочет, ибо единственная его проблема - он обычно ничего не хочет. Ему скучно.
Всем рекомендую дореволюционный еще перевод книги Чеботаревской, который лучше всех существующих.
Это не написал Мопассан, но вполне бы мог это сделать. Учебник реальной жизни, вдохновляющий и годный для многих возрастов, которым является "Милый друг", раздражал в разное время разных людей. Однажды меня очень насмешила не в меру умная девушка, которая, пользуясь типовыми уроками литературы, сделала вывод, что писатель искренне и очень замысловато пытался с помощью своего произведения вывести на чистую воду все аморальное, поэтому придумал такого вот ужасающего главного героя.
"Милый друг" действительно, в чем я абсолютно уверен, проповедует собственную мораль и она знаменательна единственным правилом - отсутствием каких-либо правил. Если как-то пошутить по этому поводу, то можно вспомнить фразу из какого-то фильма о карточных шулерах, где упоминается единственно возможный аморальный поступок - оставлять лоху его деньги.
Из всех существующих главных героев произведений, Жорж Дюруа самый обыкновенный, самый реалистичный и самый самодостаточный. Говорят, что мужчина должен пройти через возможность умереть, чтобы относиться более-менее спокойно к ней в будущем, нищету, чтобы было с чем сравнивать всю жизнь и любовь, чтобы понять - на что он способен. В "Милом друге" мы застаем Жоржа Дюруа на втором этапе.
Хотя, насколько я помню, тема смерти не будет обойдена вниманием. О ней нам напомнит старый Норбер, к ней неизбежно вернется Дюруа в ночь перед дуэлью и, самая ужасающая сцена, ее ледяное дыхание почти физически ощутится в последние часы Форестье. Нищета еще долго будет держать Жоржа Дюруа в своих тисках, мне кажется, что человек от подобного не излечивается никогда, и даже в минуты дикого процветания вспоминает вкус черствой корки, которую приходилось дожевывать в течении нескольких дней.
Наконец, в остальном "Милый друг" о любви, не о ней самой, а о самоидентификации с помощью нее. Любовь, как таковую, Мопассан оставил за кадром, лишь дал намек - где ее искать. В остальном произведение делится на составляющие, относящиеся к конкретным женщинам. Как учебник делится на отдельные уроки.
Урок первый. Рашель, дама легкого поведения. Вывод - абсолютно любая женщина, какое бы социальное положение она ни занимала, может заслуживать уважения.
Урок второй. Госпожа Вальтер, жена начальника. Вывод - никакое продвижение по службе не может стоить того, чтобы любить то, что тебе противно.
Урок третий. Госпожа Форестье. Вывод - если за тебя вышли замуж по расчету, то почему твой расчет должен быть более мелкого калибра.
Урок четвертый. Сюзанна Вальтер. Вывод - ничего недостижимого в этой жизни нет.
Итог: при формально нормальном отношении к людям и отсутствии заигрывания перед вышестоящими, при наличии природных деловых качеств - можно достичь всего, на что у тебя хватит сочетания фантазии и реализма.
Мужчина настоящий не может жить без цели, а ее формирование, особенно, после достижения промежуточной, порою бывает очень сложным. Мысль не новая, об этом еще Оскар Уайльд писал. Цель должна быть реалистичной и не доходить до лирических фантазий. Хотя, как я думаю, лучше, если она несколько оторвана от реальности, сумасшедшая и чтобы в нее никто не верил. Жоржу Дюруа, определенно, будет сложновато со следующей целью.
В общем, как мне более чем кажется, обо всем об этом "Милый друг". Произведение стало классикой из-за стопроцентного реализма, духа Парижа прошлого века и идей Мопассана по поводу того, что нужно определиться в этой единственной жизни с главным и не обращать внимания на навязчивую чепуху, что занимает время и силы. То есть, уметь отделять главное от второстепенного. Сам Мопассан, впрочем, никакого подобного смысла в произведение не вкладывал, потому что подобные вещи для него сами собой разумеющиеся. Но бойтесь, люди, если такой чего-то захочет, ибо единственная его проблема - он обычно ничего не хочет. Ему скучно.
Всем рекомендую дореволюционный еще перевод книги Чеботаревской, который лучше всех существующих.
Общее впечатление | Лучшая книга о свободе на все времена |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву47
Пы.Сы. Там в корабле еще не знают, что Страдальцу повезло больше, чем все им…
Все верно, герои максимально упрощены и в этом ценность Мопассана. Моэм добивался всю жизнь этой естественной простоты, что ему, потомственному графу, было нелегко. Мопассан для молодых, я в школе любил Горького и Драйзера - никто так доступно не писал
не, не согласна я на порочную красоту, пусть будет простой, чистой и искренней.
То есть, в отсутствии эгоизма нет никакой выгоды, я правильно понимаю?
трудно ответить я эгоизм плохо понимаю, если принять эгоизм за личную выгоду, тогда отсутствие эгоизма это отсутствие личной выгоды, а значит он выгоден кому-то еще
Это де юре. Де факто - ему очень хотелось и давать себя использовать. и отказаться от эгоизма, но мешал негативный опыт прошлого, гордыня и одиночество, ставшее работой,подкрепленное комплексами. Например, физическая ущербность виной.
Под эгоизмом понимается личная выгода. А она у всех разная. У Канта, например, довольно дурацкая - получить положительные эмоции, чтобы его одобрили. по головке погладили. чтобы он сам себя одобрил. Конечно, это не выгода в 30 серебренников, но все равно выгода.
После того, как дается определение "оценивается обществом" - этот самый поступок "без личной выгоды" перестает быть бескорыстным.