Отзыв: Фильм "Язычники" (2017) - На бога надейся, а сам не плошай
Достоинства: тема; диалоги; актёрская игра
Недостатки: скромная и бедненькая операторская работа; запикивание мата заставляет постоянно тратить время на восстановление произнсённой фразы; саундтрек (но если вы "Как Витка-чеснок..." пережили, то это не проблема)
"Язычники" вырос на той же почве, что фильмы Сигарева, Вырыпаева или Серебренникова: одноимённая пьесы Ання Яблонской была поставлена в Театр.doc Валерией Сурковой уже после смерти драматурга, а пять лет спустя перекочевала с театральной сцены, уже будучи известной постановкой, в кино, став первой кинематографической работой Сурковой. Я не могу судить о Валерии Валентиновне как о театральном режиссёре, поскольку ни одной её постановки не видела, но вот с кино на данный момент у Сурковой довольно прохладные отношения: женщина сама взялась за адаптацию текста пьесы, сама попыталась перевести его с языка театра на язык кино, и для меня при просмотре было весьма очевидно, что Суркова не билингва, как Сигарев или Вырыпаев, а человек, которого можно сравнить со школьным отличником, изучавшим со второго класса английский и шедшим на золотую медаль, а в девятом классе, благодаря изменению в школьной программе, вынужденным с нуля осваивать французский. Вроде и зубрит он, и над произношением работает, но периодически подменяет французское слово английским и артикли путает. Сказанное, конечно, понимаешь, хвалишь за усердие и старание, за попытку освоения, как минимум, но всё-таки понимаешь, какую ещё работу человеку предстоит проделать, и вовсе не уверен, что конечный итог не будет банальной формальностью.
Обычная московская семья с доходом ниже среднего: отец семейства (Олег) - музыкант, пытающийся вновь вернуться в профессию, мать (Марина) - риелтор, основной кормилец в семье, дочь (Кристина) - студентка, только-только отчисленная из университета. Как водится, квартира в состоянни вечного ремонта, которым занимается сосед-алкоголик по кличке Боцман. И вот спустя 15 лет на пороге объявляется бабушка (Наталья), мать Олега, некогда бросивщая сына и отправившаяся замаливать свои грехи по монастырям: окрапив святой водой комнаты, накормив всех благославлённым дивеевским медком и маслицем, раздав советы по устройству жизни согласно святому писанию и советам старцев, она постепенно превратилась из полоумной фанатичной старушки в маму, к чьим советам прислушиваются, а с мнением считаются. Но бесы, знаете ли, не дремлют!
Хотя трейлер подаёт "Язычников" как комедию о столкновении церковного православного фанатизма с миром людей неверующих, смешного в фильме с гулькин нос, а драма сидит на драме и драмой же и погоняет. Фактически перед зрителем разворачивается две на первый взгляд несвязанные истории, обе они весьма банальны и в обеих главным действующим лицом является юная Кристина, не голос разума, конечно, но голос человека, ещё способного любить кого-то, кроме себя, и открыто выражать свою позицию, как бы на неё не реагировали слушающие. Пока бабушка устраивает в гостиной красный уголок, переводит всё семейство на постную еду и хлопочет над "кристиночкиным крещением", Олег и Марина раз за разом проглатывают все наказы матери и свекрови, потому что она однократно явила им чудо из чудес в современной Москве - обеспечила доходом. Как после такого если не уверовать во всевышнего, то по крайней мере не сделать вид, что уверовал, если это общает тебе некоторые ништяки впоследствии? Да если бы бог исполнял наши желания, мы б уже все давно лбы б расшибли!
Хотя в картине есть весьма очевидные образы язычества, типа привезённой из Африки Боцманом маски, на самом деле язычниками Суркова выставляет всех, кто ставит религиозные символы выше самой веры, и, конечно, при таком раскладе главной язычницей этой истории становится Наталья. Отказав в любви и заботе Олегу в формате здесь и сейчас, когда это всё было ему действительно нужно, она пошла молиться за его душу, которая когда-нибудь (может быть) отправится в рай. Она словно не слышит других людей, говорит чужими словами батюшек и цитатами из писания, о формальной стороне веры заботится куда больше, чем о её истинной сущности. Если бог есть любовь, то Наталья от бога далека настолько, насколько это вообще возможно. При этом её образ вовсе не является гротескным и утрированным, это не Вениамин из "Ученика" Серебренникова, не плюющаяся слюнями в порыве гнева богомолка, кричащая про бесов, она вполне настоящая, я таких Наталий сама знала, в одном подъезде с моей бабушкой жили, святую воду бидонами носили, куличи освещать носили в 5 утра, всю квартиру иконами завесили. Значит ли вышесказанное, что "Язычники" охаивают веру и глумятся над религией? Да нет, в сюжете фильма, как и в жизни, есть место чуду, и объяснять его вполне можно и божественным вмешательством.
Суркова сняла в фильме тех же актёров, что играют роли в её спектакле, и видно, что они давно знакомы со своими героями. Единственный вопрос у меня вызывает исполнительница роли Кристины - Виталия Епаньшина: насчёт убедительности актёрской игры не прикопаешься, но, пардоньте, героине должно быть около 20ти, а актриса вполне выглядит на свой возраст - чуть за 30ть, ведёт же себя экранная Кристина на классические шестнадцать, когда первая любовь волнует кровь, и гормоны заставляют говорить и делать всё, что взбредёт в голову. Очевидно, что остались и все театральные фишечки, например, какой-то прям брехтовский зонг, который вдруг из странной и несколько неуместной декламации превращается в рэп-композицию и исповедь одновременно. Лично мне при этом жутко не хватало именно "киношности", смотря на экран я большую часть времени видела снятую на плёнку театральную постановку, существующую как раз по театральным законам (главное - это, конечно, постоянное осознание, что ты - зритель в кресле, сидящий в театре, а перед тобой - переодетые в костюмы актёры, для которых есть своё пространство - сцена. Когда мы смотрим кино, чаще всего мы перестаём быть зрителями на диване и забываем, что происходящее на экране - это игра и неправда).
На самом деле меня несколько разочаровала не только форма, но и содержание. Ну сколько уж веков существуют антиклирикальные тексты, над жирным попом с крестом на пузе, толкающим перед собой в супермаркете тележку с колбаской в Великий пост, не посмеялся разве что ленивый. Концепции христианства как язычества с его непременными атрибутами - тотемами в форме икон тоже уже не один век. Вот так и живём: то в прорубь окунаемся на Крещение и к мощам на солнцепёке часами стоим, то папаротник ищем и Масленицу жжём, оставляя после неё горящий крест. То насмехаемся над религией, то бежим свечку ставить, надеясь, что вера станет нам костылём, опорой, способной встать и идти дальше по жизни. Мне кажется с такой темой и набором персонажей можно было выдать нечто куда более глубокое, интересное, задевающее, чем то, что в итоге получилось.
Обычная московская семья с доходом ниже среднего: отец семейства (Олег) - музыкант, пытающийся вновь вернуться в профессию, мать (Марина) - риелтор, основной кормилец в семье, дочь (Кристина) - студентка, только-только отчисленная из университета. Как водится, квартира в состоянни вечного ремонта, которым занимается сосед-алкоголик по кличке Боцман. И вот спустя 15 лет на пороге объявляется бабушка (Наталья), мать Олега, некогда бросивщая сына и отправившаяся замаливать свои грехи по монастырям: окрапив святой водой комнаты, накормив всех благославлённым дивеевским медком и маслицем, раздав советы по устройству жизни согласно святому писанию и советам старцев, она постепенно превратилась из полоумной фанатичной старушки в маму, к чьим советам прислушиваются, а с мнением считаются. Но бесы, знаете ли, не дремлют!
Хотя трейлер подаёт "Язычников" как комедию о столкновении церковного православного фанатизма с миром людей неверующих, смешного в фильме с гулькин нос, а драма сидит на драме и драмой же и погоняет. Фактически перед зрителем разворачивается две на первый взгляд несвязанные истории, обе они весьма банальны и в обеих главным действующим лицом является юная Кристина, не голос разума, конечно, но голос человека, ещё способного любить кого-то, кроме себя, и открыто выражать свою позицию, как бы на неё не реагировали слушающие. Пока бабушка устраивает в гостиной красный уголок, переводит всё семейство на постную еду и хлопочет над "кристиночкиным крещением", Олег и Марина раз за разом проглатывают все наказы матери и свекрови, потому что она однократно явила им чудо из чудес в современной Москве - обеспечила доходом. Как после такого если не уверовать во всевышнего, то по крайней мере не сделать вид, что уверовал, если это общает тебе некоторые ништяки впоследствии? Да если бы бог исполнял наши желания, мы б уже все давно лбы б расшибли!
Хотя в картине есть весьма очевидные образы язычества, типа привезённой из Африки Боцманом маски, на самом деле язычниками Суркова выставляет всех, кто ставит религиозные символы выше самой веры, и, конечно, при таком раскладе главной язычницей этой истории становится Наталья. Отказав в любви и заботе Олегу в формате здесь и сейчас, когда это всё было ему действительно нужно, она пошла молиться за его душу, которая когда-нибудь (может быть) отправится в рай. Она словно не слышит других людей, говорит чужими словами батюшек и цитатами из писания, о формальной стороне веры заботится куда больше, чем о её истинной сущности. Если бог есть любовь, то Наталья от бога далека настолько, насколько это вообще возможно. При этом её образ вовсе не является гротескным и утрированным, это не Вениамин из "Ученика" Серебренникова, не плюющаяся слюнями в порыве гнева богомолка, кричащая про бесов, она вполне настоящая, я таких Наталий сама знала, в одном подъезде с моей бабушкой жили, святую воду бидонами носили, куличи освещать носили в 5 утра, всю квартиру иконами завесили. Значит ли вышесказанное, что "Язычники" охаивают веру и глумятся над религией? Да нет, в сюжете фильма, как и в жизни, есть место чуду, и объяснять его вполне можно и божественным вмешательством.
Суркова сняла в фильме тех же актёров, что играют роли в её спектакле, и видно, что они давно знакомы со своими героями. Единственный вопрос у меня вызывает исполнительница роли Кристины - Виталия Епаньшина: насчёт убедительности актёрской игры не прикопаешься, но, пардоньте, героине должно быть около 20ти, а актриса вполне выглядит на свой возраст - чуть за 30ть, ведёт же себя экранная Кристина на классические шестнадцать, когда первая любовь волнует кровь, и гормоны заставляют говорить и делать всё, что взбредёт в голову. Очевидно, что остались и все театральные фишечки, например, какой-то прям брехтовский зонг, который вдруг из странной и несколько неуместной декламации превращается в рэп-композицию и исповедь одновременно. Лично мне при этом жутко не хватало именно "киношности", смотря на экран я большую часть времени видела снятую на плёнку театральную постановку, существующую как раз по театральным законам (главное - это, конечно, постоянное осознание, что ты - зритель в кресле, сидящий в театре, а перед тобой - переодетые в костюмы актёры, для которых есть своё пространство - сцена. Когда мы смотрим кино, чаще всего мы перестаём быть зрителями на диване и забываем, что происходящее на экране - это игра и неправда).
На самом деле меня несколько разочаровала не только форма, но и содержание. Ну сколько уж веков существуют антиклирикальные тексты, над жирным попом с крестом на пузе, толкающим перед собой в супермаркете тележку с колбаской в Великий пост, не посмеялся разве что ленивый. Концепции христианства как язычества с его непременными атрибутами - тотемами в форме икон тоже уже не один век. Вот так и живём: то в прорубь окунаемся на Крещение и к мощам на солнцепёке часами стоим, то папаротник ищем и Масленицу жжём, оставляя после неё горящий крест. То насмехаемся над религией, то бежим свечку ставить, надеясь, что вера станет нам костылём, опорой, способной встать и идти дальше по жизни. Мне кажется с такой темой и набором персонажей можно было выдать нечто куда более глубокое, интересное, задевающее, чем то, что в итоге получилось.
Общее впечатление | На бога надейся, а сам не плошай |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4