Отзыв: Аудиокнига "Голос ночной птицы" - Роберт Маккаммон - Любовь с одной книги
Достоинства: Прекрасно, классно.
Недостатки: Не встречается.
Оставляя некоторые спорные положения эпиграфа на совести уважаемого Филиппа Антоновича, сойдемся с ним в самом главном - Роберт Маккаммон действительно замечательный стилист и не менее прекрасный автор детективов.
Увесистый том был проглочен в считанные дни - при том, что читаю я не очень быстро, а слушаю еще дольше. И слушал, и дочитывал в перерывах. "Голос ночной птицы" - клад, открытие, шедевр, подарок, находка и еще много замечательных слов. Это безусловно одна из лучших книг, прочитанных мной за последние несколько лет. А теперь попробую умерить эмоции и внятно объяснить, что именно мне понравилось.
1) Время и место действия, или Маккаммон-этнограф
Действие происходит в Америке в 1699 году - интереснейший период американской истории. Еще не появились на свет США - до принятия Декларации независимости оставалось почти целое столетие; еще не были окончательно урегулированы противоречия между испанскими, английскими и другими европейскими переселенцами; еще не освоили значительную часть территории страны; еще не загнали в резервации индейцев и прочая, и прочая, и прочая... То есть еще до того, как книга была открыта, один мощный стимул для ее прочтения уже имел место.
Впрочем, "Голос ночной птицы" - по большому счету не исторический роман. Маккаммон помещает описываемые события в исторический контекст, но история как таковая является не сутью романа, а его фоном. Зато в гораздо большей степени представлена двоюродная сестра истории - этнография. Автор подробно и со знанием дела описывает всевозможные бытовые реалии той эпохи: транспортные средства, предметы быта, кухонную утварь, разнообразные инструменты, еду и напитки, оружие, книги - одним словом, всё. И это весьма интересно само по себе, даже безотносительно к прочим достоинствам произведения.
Не меньший интерес представляют собой и встречающиеся в романе отдельные нюансы поведения. У людей нашего времени, мягко говоря, вызвал бы немалое удивление тот факт, что хозяин может ничтоже сумняшеся доесть/допить за гостем предложенное им же угощение. Но в те суровые времена нравы были проще, а угощений было меньше :)
2) Интрига, или Маккаммон-детектив
"Голос ночной птицы", разумеется, не классический детектив. В самой стилистике нагнетания интриги очень явственно ощущается, что Роберт Маккаммон - автор множества романов-"ужастиков", которые и принесли ему славу.
Загадкой является не только личность преступника, но и сам характер преступления - в соответствии с авторским замыслом читателю какое-то время не удается понять, что же, собственно, произошло, какого рода злодеяние свершилось. При этом читатель ощущает кожей, как постепенно и неуклонно нарастает напряжение в романе. Зло ощущается почти физически, кажется, что оно повсюду, что оно материально, при этом неуловимо и оттого непобедимо. И человеку XVII века, наверное, действительно было гораздо проще поверить в происки нечистой силы и факт продажи души дьяволу, нежели в чью-то злую, но абсолютно земную, посюстороннюю злую волю. Ни один из жителей Фаунт-Рояла, где происходит действие, ни на йоту не усомнился в кознях ложно обвиненной "ведьмы" - чтобы докопаться до сути происходящего, стряхнув тщательно нагромождаемую дьявольщину, потребовались весьма незаурядное хладнокровие и здравый смысл, олицетворением которых в романе выступает Мэтью Корбетт.
Однако и собственно детективными приемами автор владеет отлично. В книге там и сям расставлены ловушки для читателя - в одну из них я угодил со всего размаху. Примерно в середине романа дается прозрачная подсказка - преступник не знал того, что по идее должен был знать. Ухватившись за эту подсказку, я моментально вычислил совершенно не того персонажа :) Почему? Да потому, что проигнорировал реалии того времени и рассуждал, как человек начала третьего тысячелетия, а не как современник описываемых событий - дело, напомню, происходит в 1699 году.
3) Действующие лица, или Маккаммон-психолог
Но самое лучшее (на мой личный взгляд, разумеется) в "Голосе ночной птицы" - это характеры персонажей и диалоги, в которых эти характеры раскрываются. Портретные характеристики удаются Маккаммону как нельзя лучше - все герои книги, включая даже второстепенных персонажей, выписаны предельно ярко, рельефно и вместе с тем потрясающе убедительно.
Мэтью Корбетт, сочетающий холодную логику с воображением и умением мыслить нешаблонно, компенсирующий недостаток житейского опыта мощным интеллектом, мужественно преодолевающий страхи и тревоги; его патрон магистрат Айзек Вудворд - столь же безукоризненно честный и порядочный человек, как и его воспитанник, но в большей степени находящийся в плену догм и общепринятых стандартов; яростная, исполненная достоинства, загнанная в угол, но несломленная Рейчел Ховарт; мятущиеся и явно придавленные какой-то давней страшной тайной Николас Пейн и доктор Шилдс; безапелляционный, с явными замашками самодура, но все же порядочный и умеющий признавать свои ошибки и чужие достоинства "хозяин" города Роберт Бидвелл; учтивый, много знающий, наделенный безупречным самообладанием и страстью к учительству Алан Джонстон; не блещущий особым умом, но честный и исполнительный служака Ганнибал Грин; омерзительный, скользкий, насквозь лживый и иногда даже сам верящий в собственную ложь проповедник Исход Иерусалим; едкий и ядовитый мизантроп Гвинетт Линч; неотесанный и вероломный громила Уилл Шоукомб - все они, как и прочие действующие лица, абсолютно живые. Читаешь - и создается полное впечатление, что ты находишься среди всех этих людей, - при создании своих героев автор не сфальшивил ни разу.
И диалоги! За них вообще хочется поставить двенадцать баллов из десяти возможных.
Увесистый том был проглочен в считанные дни - при том, что читаю я не очень быстро, а слушаю еще дольше. И слушал, и дочитывал в перерывах. "Голос ночной птицы" - клад, открытие, шедевр, подарок, находка и еще много замечательных слов. Это безусловно одна из лучших книг, прочитанных мной за последние несколько лет. А теперь попробую умерить эмоции и внятно объяснить, что именно мне понравилось.
1) Время и место действия, или Маккаммон-этнограф
Действие происходит в Америке в 1699 году - интереснейший период американской истории. Еще не появились на свет США - до принятия Декларации независимости оставалось почти целое столетие; еще не были окончательно урегулированы противоречия между испанскими, английскими и другими европейскими переселенцами; еще не освоили значительную часть территории страны; еще не загнали в резервации индейцев и прочая, и прочая, и прочая... То есть еще до того, как книга была открыта, один мощный стимул для ее прочтения уже имел место.
Впрочем, "Голос ночной птицы" - по большому счету не исторический роман. Маккаммон помещает описываемые события в исторический контекст, но история как таковая является не сутью романа, а его фоном. Зато в гораздо большей степени представлена двоюродная сестра истории - этнография. Автор подробно и со знанием дела описывает всевозможные бытовые реалии той эпохи: транспортные средства, предметы быта, кухонную утварь, разнообразные инструменты, еду и напитки, оружие, книги - одним словом, всё. И это весьма интересно само по себе, даже безотносительно к прочим достоинствам произведения.
Не меньший интерес представляют собой и встречающиеся в романе отдельные нюансы поведения. У людей нашего времени, мягко говоря, вызвал бы немалое удивление тот факт, что хозяин может ничтоже сумняшеся доесть/допить за гостем предложенное им же угощение. Но в те суровые времена нравы были проще, а угощений было меньше :)
2) Интрига, или Маккаммон-детектив
"Голос ночной птицы", разумеется, не классический детектив. В самой стилистике нагнетания интриги очень явственно ощущается, что Роберт Маккаммон - автор множества романов-"ужастиков", которые и принесли ему славу.
Загадкой является не только личность преступника, но и сам характер преступления - в соответствии с авторским замыслом читателю какое-то время не удается понять, что же, собственно, произошло, какого рода злодеяние свершилось. При этом читатель ощущает кожей, как постепенно и неуклонно нарастает напряжение в романе. Зло ощущается почти физически, кажется, что оно повсюду, что оно материально, при этом неуловимо и оттого непобедимо. И человеку XVII века, наверное, действительно было гораздо проще поверить в происки нечистой силы и факт продажи души дьяволу, нежели в чью-то злую, но абсолютно земную, посюстороннюю злую волю. Ни один из жителей Фаунт-Рояла, где происходит действие, ни на йоту не усомнился в кознях ложно обвиненной "ведьмы" - чтобы докопаться до сути происходящего, стряхнув тщательно нагромождаемую дьявольщину, потребовались весьма незаурядное хладнокровие и здравый смысл, олицетворением которых в романе выступает Мэтью Корбетт.
Однако и собственно детективными приемами автор владеет отлично. В книге там и сям расставлены ловушки для читателя - в одну из них я угодил со всего размаху. Примерно в середине романа дается прозрачная подсказка - преступник не знал того, что по идее должен был знать. Ухватившись за эту подсказку, я моментально вычислил совершенно не того персонажа :) Почему? Да потому, что проигнорировал реалии того времени и рассуждал, как человек начала третьего тысячелетия, а не как современник описываемых событий - дело, напомню, происходит в 1699 году.
3) Действующие лица, или Маккаммон-психолог
Но самое лучшее (на мой личный взгляд, разумеется) в "Голосе ночной птицы" - это характеры персонажей и диалоги, в которых эти характеры раскрываются. Портретные характеристики удаются Маккаммону как нельзя лучше - все герои книги, включая даже второстепенных персонажей, выписаны предельно ярко, рельефно и вместе с тем потрясающе убедительно.
Мэтью Корбетт, сочетающий холодную логику с воображением и умением мыслить нешаблонно, компенсирующий недостаток житейского опыта мощным интеллектом, мужественно преодолевающий страхи и тревоги; его патрон магистрат Айзек Вудворд - столь же безукоризненно честный и порядочный человек, как и его воспитанник, но в большей степени находящийся в плену догм и общепринятых стандартов; яростная, исполненная достоинства, загнанная в угол, но несломленная Рейчел Ховарт; мятущиеся и явно придавленные какой-то давней страшной тайной Николас Пейн и доктор Шилдс; безапелляционный, с явными замашками самодура, но все же порядочный и умеющий признавать свои ошибки и чужие достоинства "хозяин" города Роберт Бидвелл; учтивый, много знающий, наделенный безупречным самообладанием и страстью к учительству Алан Джонстон; не блещущий особым умом, но честный и исполнительный служака Ганнибал Грин; омерзительный, скользкий, насквозь лживый и иногда даже сам верящий в собственную ложь проповедник Исход Иерусалим; едкий и ядовитый мизантроп Гвинетт Линч; неотесанный и вероломный громила Уилл Шоукомб - все они, как и прочие действующие лица, абсолютно живые. Читаешь - и создается полное впечатление, что ты находишься среди всех этих людей, - при создании своих героев автор не сфальшивил ни разу.
И диалоги! За них вообще хочется поставить двенадцать баллов из десяти возможных.
Общее впечатление | Любовь с одной книги |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву