Отзыв: Пажайслисский Монастырь (Литва, Каунас) - Красивейший уединенный монастырь на окраине Каунаса.
Достоинства: Близость к Каунасскому морю и красивейшей зоны отдыха на его берегу. Недорогие входные билеты. Практически отсутствие туристов.
Недостатки: Нет.
Здравствуйте! Сегодня, продолжая свои отзывы о Литве, где удалось провести десять чудесных дней во второй половине апреля, и свой предыдущий рассказ о Каунасском море, хочу вспомнить о посещении интереснейшего места на окраине второго города Литвы, о Пажайслисском монастыре, который совершенно справедливо называют настоящим уголком Италии в предместье Каунаса. И к тому же, расположен он на берегу этого самого Каунасского моря, водохранилища, образованного водами Немана при строительстве местной гидроэлектростанции в конце 50-х годов минувшего века.
О том, как лучше всего добираться до места, где расположен монастырь, я подробнее писал как раз в отзыве о Каунасском море, но если вкратце, то ехать можно на любом из трех троллейбусов, 5,9 или 12 номерах, идущих до конечной остановки Петрашюнай, и выходить как раз на кольце. А оттуда непосредственно до монастыря идти минут пятнадать. Ну а летом один из этих маршрутов, а именно 9-й номер идет дальше, уже практически к берегу моря-водохранмлища. И от этой остановки до монастыря всего минут пять-семь от силы. Ну а вот какой торжественной и парадной аркой встретил нас этот монастырь.
Если быть точным, то сама монастырская территория начинается чуть дальше. Вот белое здание, виднеющееся вдали, в котором ныне располагается гостинично-ресторанный комплекс, это уже исторически часть монастыря. Хотя эта арка и называется Великими воротами монастыря. Парадокс заключается в том, что надпись на этих воротах по латыни, запрещает входить на территорию женщинам, но в наши дни, Пажайслисский монастырь является вообще то женским))!
Ну а если оглянуться назад, то чуть ниже видна гладь Каунасского моря. Сам монастырь расположен на небольшом возвышении и, возможно, это и спасло данный монастырь при затоплении прибрежных территорий, прилегающих к Неману, при строительстве Каунасской ГЭС. А то при его строительстве ушел под воды целый город.
Ну а мы тем временем начинаем нашу прогулку к монастырю. От пройденной нами арки к нему ведет вот такая, обсаженная с двух сторон деревьями аллея, с обоих сторон защищенная стенами.
Ну а вот мы уже на площади перед монастырем. Прямо перед нами мы видим здание так называемого форестерия или гостевого дома, где останавливались гости монастыря и паломники. Но и ныне эта традиция сохранилась, здесь расположена гостиница вкупе с престижным рестораном. Раньше, видимо, здесь был главный вход в монастырь, сейчас же он расположен чуть в стороне.
Внутрь здания можно совершенно свободно зайти, что мы и сделали. Там мы увидели довольно шикарную обстановку, и никого из персонала при этом замечено не было. Но я понял, что мы попали несколько не туда, куда планировали, тем более, я вспомнил что читал, что вход в монастырь находится где то сбоку.
Ну а вот мы видим название ресторана, расположенного в части монастырского корпуса, "Monte Pacis", что, как несложно понять означает "Гора Пациса", в переводе с итальянского. Пацис, это как раз основатель монастыря, и как я понял, в честь него он и назван.
Как я уже писал выше, многие этот монастырь называют настоящим "уголком Италии" в Литве. Ну а владельцы этого ресторана, видимо, слишком буквально поняли это, и поэтому цены в этом заведении совсем не литовские, а скорее как раз итальянские, причем не из самого по тем меркам бюджетного ресторана. Самое дешевое горячее, если не ошибаюсь, обойдется вам в 11-12 евро.
Ну а вход на монастырскую территорию осуществляется чуть левее. Причем не через большие ворота, видные прямо на снимке, а через калитку, правее от них. При этом рядом с калиткой висит объявление, что надо позвонить, мы на всякий случай это сделали, а потом уже дернули дверь, а она то оказалось открытой.
Касса, в которой можно приобрести билет для посещения монастыря, находится справа, чуть дальше от входа. Так вот, при покупке билета на посещение территории, произошло прямо таки чудо)). Дело в том, что стоимость билетов на посещение составляет 4 евро, ну а есть еще и льготные, по 2 евро.
Ну а мы, когда подошли к кассе, и изъявили желание купить, естественно, два полных билета, ни на какие льготы, да еще и в чужой стране мы не претендовали, то получили тем не менее два льготных, заплатив за них всего четыре евро. Причем, это судя по всему, далеко не первый случай, когда одна и та же, по все видимости, кассирша продает билеты по сниженной цене, беспокоясь, видимо, о семейном бюджете туристов)). Подобное я читал в параллельном, до моего пока единственном отзыве про этот монастырь, и еще в одном рассказе на ЖЖ. То есть, это, в какой то мере, было ожидаемое чудо)). Кроме билетов, в кассе продают какие то сувениры, литературу, но на русском языке она отсутствует. Правда, при покупке билетов выдают, причем безвозмездно, (то есть даром)), буклет со схемой монастыря, в том числе и на русском. Ну а вот фотография билета, по которому мы прошли в монастырь.
Итак, обилетившись, выходим обратно, в хозяйственный двор монастыря. Перед нами, как обозначено на той самой схеме, которую выдали нам, бывшие конюшня и каретный сарай. Правда, поскольку кареты уже не в ходу, их, как можно видеть, заменили автомобили.
Ну а для того, чтобы пройти в главный монастырский двор, надо пройти от кассы немного вперед, и через ворота мы входим в него. При этом, никакого контроля купленных билетов нет и в помине, все на полном доверии к посетителям. И это для Литвы, как я понял, не исключение. В том Вильнюсском университете, посещение исторических дворов и корпусов которого платное, точно так же, кроме отдельного помещения где сидела кассир, больше никакого контроля не было и в помине.
Ну а вот на фотографии внутреннее пространство монастыря, куда мы как раз и зашли, или как оно зовется официально Костельный двор. На заднем фоне мы видим как раз то самое здание форестерии, занятое гостиницей и рестораном, которое уже видели с другой стороны.
Посередине двора мы видим вот такой, по всей видимости, древний колодец. Он сразу напомнил мне чешские замки, во дворах которых можно как правило видеть очень похожие колодцы.
Ну а дно колодца, ныне пересохшего, как можно видеть, все усеяно монетами, по всей видимости, из разных стран и разных номиналов. Мы тоже пару рублей добавили в эту "коллекцию". А когда то монахи держали в них... черепах, и раз в году, в главный монастырский праздник вылавливали несколько из них и варили супчик.
Ну а самое главное украшение данного монастыря, это выходящий своим главным фасадом в тот двор, где мы ещё находимся, храм с замысловатым названием, костел посещения Святой Девой Марией Елизаветы.
Тут, пожалуй, стоит сказать пару слов об истории возникновения данного монастыря. Основан он был в конце 17-го века, уже упомянутым в названии местного ресторана, Сигизмундом Пацем, ну или Пацисом, как иногда пишут его фамилию по литовски, для некого редкого ордена монахов-камальдулов. Я, честно говоря, и названия то такого не слышал, до посещения Пажайслисского монастыря. Оказывается, это община монахов-отшельников, который был преобразован из бенедиктинского ордена еще в 9-м веке. Помимо того, что они отшельники и молчальники, они практиковали еще и самоистязание. Вот этого, по сути, узаконенного садомазохизма, я никогда не понимал, честно говоря.
Ну да ладно, все это происходило за закрытыми для простых людей стенами общины, но зато остался такой прекрасный костел, построенный приглашенными для этого мастерами из Италии на деньги все того же Паца. Дело в том, что он провел всю молодость в этой стране, и он хотел чтобы в строящемся за его счет монастыре, все было как в любимой им Италии.
Ну а для того, чтобы войти в костел, надо пройти в один из двух боковых двориков-клуатров, тот который находится левее, если смотреть на храм со стороны двора. Вот когда мы проходили через него, мимо нас из костела проследовала единственная встреченная нами группа туристов, как я понял из Латвии, причем в смешанном составе, часть из них говорили между собой на латышском, часть на русском. А так, пока мы ходили по монастырю, кроме них нам встретилась только одна одинокая туристка. Ну и при выходе из монастыря еще пару человек попалось нам навстречу. И все, больше никого, никаких охранников, музейных работников, только пару, по всей видимости, местных послушниц увидели издалека. Ну и одинокую кассиршу в отдельном помещении, о "щедрости" которой я упоминал выше.
Вот такое вот пустыное место представлял собой Пажайслисский монастырь в тот апрельский день, когда мы его посещали. Но в этом, конечно, есть и свой определенный плюс. Ну а на снимке ниже, как раз виден северный клуатр, через который и осуществляется вход в костел.
Сразу при входе в еще не в основное помещение костела, по сути в коридор, мы видим вот такой изящно оформленный потолок, с элементами живописи и скульптуры.
Тут же, из этой же красивейшей прихожей, можно спуститься в крипту, в которой можно видеть могилы тех самых монахов-комальдулов. И где то здесь похоронены также тот самый основатель монастыря, Зигмунд Пац с членами своей семьи. Видны древние надписи, сделанные, по всей видимости на латыни.
Также через неприметную с виду дверцу, отсюда, из крипты, можно было когда-то проникнуть в подземный ход, по легенде, ведший аж до центра Каунаса, вроде бы в местный кафедральный собор. Не могу сказать точно, насколько верна эта легенда, но вроде бы, в последние годы проводятся раскопки этого полузасыпанного хода, и он куда то ведет, а вот куда, пока еще загадка.
Ну а поднявшись из крипты, можно зайти в помещение так называемого капитула, в котором монахи-отшельники по пятницам прерывали свое добровольное затворничество и собирались вместе, с целью исповедования друг перед другом в грехах истинных и мнимых. У меня лично, эти собрания так или иначе навеяли ассоциацию с клубами анонимных алкоголиков в формате 18-го века.
А на полу видны отметины от, как считается, лошадей наполеоновской армии, которая превратила монастырь в казармы, а это конкретно помещение в конюшню. Правда, вызывает некое недоумение, какие же были копыта у этих лошадей, что они смогли оставить свои отметины в каменном полу.
Посмотрите как изящно оформлен потолок в помещении капитула. И ведь по внешнему виду и не поймешь для каких целей предназначено данное помещение. Глядя на такую красоту, всякое желание каяться в чем либо, пропадает, как мне кажется.
Ну а затем наступила очередь посещения уже непосредственно самого костела, который сразу поразил своим потрясающим куполом, да и в целом, великолепным обликом, с использованием мрамора.
В алтарном пространстве мы видим одинокую икону, представляющую собой наиболее ценную и почитаемую реликвию монастыря, образ Пажайлисской мадонны, работы неизвестного итальянского художника. Причем подарена эта икона тому самому Пацу была самим папой римским, Александром 7-м (не путайте с предыдущим папой из Александров, который был под 6-м номером, легендарным, "ужасным", и во многом несправедливо оболганным Родриго Борджиа). Ну а иконы довольно непростая судьба, перед оккупацией Ковно немецкой армией во время Первой Мировой, ее прихватят с собой православные монахи, потом она вернулась в монастырь, после его закрытия в 40-е годы ее передали в местный кафедральный собор, откуда ее украдут, но вскоре похитителей поймают, также как и этот образ.
В отделке этого прекрасного интерьера, так же, как и в целом в строительстве монастыря, принимали приглашенные Пацем итальянские мастера, архитекторы, художники, скульпторы. Может быть не главные звезды тогдашнего художественного мира, но талантливые творцы, в чем можно убедиться глядя на этот превосходный интерьер. Их имена вряд ли что то скажут простому человеку, не специалисту, но вот одна из фамилий невольно запомнилась, Путини)). Причем их было двое братьев, Пьетро и Карло.
Даже боковые часовни отделаны потрясающе.
Особенно впечатляет роспись на куполе, посвященная коронации Девы Марии.
Запомнились и даже в чем то поразили вот такие Атлантики, как я назвал про себя эти фигуры, словно придерживающие огромный купол костела. При этом, когда стоишь внизу, не покидает ощущение что это скульптуры. И лишь сделав снимок с достаточно большим увеличением, а затем посмторев его на экране фотаппарата, я убедился что это мастерски выполненная роспись.
Ну а вот еще фрагменты потрясающих фресок костела. И всем этим, заметьте, мы любовались в абсолютном одиночестве!
Когда мы покидали костел через тот же дворик-клуатр, то нас не мог привлечь расположенный как бы за задней стеной костела, еще один, весьма обширный двор. Это, только не пугайтесь, так называемый эримоторий. Собственно тут и проживали братья-отшельники, каждый в своем собственном домике, которых здесь планировалось возвести ровно 24, по числу часов в сутках. Но было построено только двенадцать, из которых сохранилось лишь три.
Эта зона монастыря закрыта для свободного посещения, о чем указано, в частности, в том же буклете, который мы взяли при входе. Только снаружи можно на нее посмотреть и запечатлеть на память. Ныне в этих домиках проживают сестры-монашенки.
Ну а чуть вдали мы видим колокольню эримотория, которой и заканчивается территория монастыря. Чуть дальше нее уже плещутся воды Каунасского моря. Сам монастырь, таким образом, как несложно догадаться, расположен на полуострове, когда то омываемым Неманом, ну а ныне водохранилищем, образованном за счет его вод. Ну а два колокола, когда то висевшие на ней, самым наглым образом сперли солдаты Наполеоновской армии в 1812 году. Вообще, Каунас, очень сильно пострадал от этого "освободителя", и монастырь тоже, свидетельство чему мы уже видели.
Ну а выйдя обратно в просторный главный монастырский двор, мы не могли вновь не полюбоваться шикарным фасадом костела, в частности, его входным порталом.
Ну а вот, на колокольне, являющейся двойной, состоящей из двух башен, мы видим часы, являющиеся одной из визитных карточек монастыря, во всяком случае в местном музее, сразу при входе, мы увидели большой макет этих часов.
Ближе к монастырской ограде мы видим следы истории данного монастыря, в частности, того периода, когда он на протяжении почти что века, с 30-х годов 19-го века, являлся Русским православным монастырем. Тут особняком расположено шесть сохранившихся могил, одна из которых особо примечательна.
Это надгробие Алексея Федоровича Львова, автора знаменитого "Боже царя храни!", бывшего более 80 лет государственным гимном Российской империи. Ну а сам Алексей Федорович более двух десятков лет был директором Придворной певческой капеллы, рядом с Дворцовой площадью Петербурга, где у него в числе подчиненных был, в частности, Михаил Иванович Глинка. Ну а после отставки с должности Алексей Львов уехал в свое родовое имение Романь под Каунасом, где и скончался, поэтому его захоронение мы и видим здесь.
А вот еще одна примечательная могила, женщины с необычным именем, Софии де Фариа Кастро. Ну а ее муж, Иван Карлович, был местным, тогда Ковенским предводителем дворянства, причем его предшественником на этом посту был никто иной, как Петр Аркадьевич Столыпин, чья государственная карьера как раз и начиналась в губернском городе Ковно. Я уже упоминал, что именно по его инициативе было построено здание местного Музыкального театра .
Ну а вот могила Александра Анастасьевича Савинского и его супруги, Евдокии Варламовны. Александр Анастасьвич был вроде бы заурядным чиновником, статским советником, мировым судьей Ковенского (то есть по нынешнему, как раз Каунасского) округа, ну а в истории его имя сохранилось опять таки в связи с тем же Столыпиным, с которым он общался и во время пребывания того в Ковно, и продолжали переписываться когда Петр Аркадьевич переезжал с места на место, не оказавшись в конце концов в столице империи. Так в 1902 году Столыпин заняв пост гродненского губернатора, именно через Савинского передает привет всем ковенским знакомым, и обещает заехать в августе, чтобы попрощаться со всеми. Ну а уже пять лет спустя, будучи министром внутренних дел, он не забывает своего каунасского знакомого, хотя казалось бы где министр и один из могущественных людей империи, а где простой мировой судья из провинциального тогда губернского города, и поздравляет его с Новым годом.
Ну и еще одно интересное место на территории монастыря, это музейная экспозиция, которая была открыта несколько лет назад на деньги Евросоюза. Размещена эта экспозиция на двух этажах. Вы наверное, удивитесь, как она может быть размещена на двух этажах, если в самом здании так называемой Южной Официны, он всего один, о чем можно судить глядя на снимок ниже. Как можно, наверное, догадаться, еще один этаж экспозиции расположен в подвальном помещении.
Ну что же, зайдем в музей, который посвящен преимущественно истории монастыря. Кроме того, в этих же помещениях размещены еще какие то учебные залы, пустовавшие во время нашего посещения. Ну а вот вход в непосредственно музейные залы.
Основная информация дается на литовском, и частично, на английском языках, но основную канву истории этого места понять можно и не сильно зная эти языки.
Вот часть экспозиции, посвященная иконе, которую мы видели в костеле, той самой Пажайслисской мадонне.
Тут же, на видеоэкранах можно видеть запись крестного хода, посвященного, как я понял, возвращению мадонны на место в 20-е годы.
Не забыта и та часть истории, когда в нем размещался православный монастырь. Вот ноты и текст самого известного произведения похороненного, напомню, здесь, Алексея Федоровича Львова, "Боже, царя храни".
При входе в следующий зал, вдруг слышу восклицание жены. Идя за ней, тоже чуть вздрогнул от испуга, увидев вот такого вот "товарища", притаившегося за стенкой, и не видного до того, как еще не вошел в это помещение. Экспозиция тут, как можно догадаться по белому халату, надетому на манекен, посвящена аптекарскому делу, которым частенько занимались монахи в различных странах Европы. Ведь не зря старейшие аптеки на континенте, работали чаще всего именно в монастырях.
Ну а вот, в витрине, видны экспонаты, посвященные этой части монастырской истории.
После обретения Литвой независимости, в начале 20-х годов минувшего века, монастырь стал женским (несмотря на предупреждающую надпись на входных воротах), сюда прибыли монашки аж из Америки, из города Чикаго. Они представляли орден посвященный Святому Казимиру, и поэтому их и называли казимирки.
Ну а во времена Советского Союза, после изгнания монашек, монастырь ждала непростая судьба. Здесь одно время, в частности, размещалась психбольница. Побывали помещения монастыря и в качестве филиала местного художественного музея имени Чюрлениса. Ну а вот, на одной из витрин можно увидеть уголовное дело похитителя той самой Пажайслисской мадонны, о которой я уже дважды упоминал выше.
Ну а после осмотра трех, если не ошибаюсь, залов на первом этаже, мы, как бы не парадоксально это звучало, спускаемся для продолжения осмотра музея. Кроме двух залов с предметами декоративно-прикладного искусства из предметов культа, использовавшихся в монастыре и одеяния священнослужителей, здесь есть также кинозал, правда, закрытый во время нашего визита и туалет, надо сказать, очень даже приличный.
Ну а вот одна из витрин с экспонатами данной экспозиции.
Вот, в частности подарки Зигмунда Паца монастырю. Изготовлены эти искусные предметы в 17-м веке, в Гданьске.
Ну а вот одеяния священнослужителей.
На этом наше посещение этого уединенного, но от этого не менее интересного места, закончилось. От визита в этот монастырь осталось очень сильное впечатление, одно из наиболее ярких во время нашего недавнего пребывания в Литве. К красоте того же костела и любопытной музейной экспозиции добавилось и удивительное чувство, когда мы ходили по данному монастырю практически в полном одиночестве. Ну и если закинет вас судьба в Каунас, то если предоставится возможность, обязательно стоит посетить это чудесное место на его окраине.
О том, как лучше всего добираться до места, где расположен монастырь, я подробнее писал как раз в отзыве о Каунасском море, но если вкратце, то ехать можно на любом из трех троллейбусов, 5,9 или 12 номерах, идущих до конечной остановки Петрашюнай, и выходить как раз на кольце. А оттуда непосредственно до монастыря идти минут пятнадать. Ну а летом один из этих маршрутов, а именно 9-й номер идет дальше, уже практически к берегу моря-водохранмлища. И от этой остановки до монастыря всего минут пять-семь от силы. Ну а вот какой торжественной и парадной аркой встретил нас этот монастырь.
Если быть точным, то сама монастырская территория начинается чуть дальше. Вот белое здание, виднеющееся вдали, в котором ныне располагается гостинично-ресторанный комплекс, это уже исторически часть монастыря. Хотя эта арка и называется Великими воротами монастыря. Парадокс заключается в том, что надпись на этих воротах по латыни, запрещает входить на территорию женщинам, но в наши дни, Пажайслисский монастырь является вообще то женским))!
Ну а если оглянуться назад, то чуть ниже видна гладь Каунасского моря. Сам монастырь расположен на небольшом возвышении и, возможно, это и спасло данный монастырь при затоплении прибрежных территорий, прилегающих к Неману, при строительстве Каунасской ГЭС. А то при его строительстве ушел под воды целый город.
Ну а мы тем временем начинаем нашу прогулку к монастырю. От пройденной нами арки к нему ведет вот такая, обсаженная с двух сторон деревьями аллея, с обоих сторон защищенная стенами.
Ну а вот мы уже на площади перед монастырем. Прямо перед нами мы видим здание так называемого форестерия или гостевого дома, где останавливались гости монастыря и паломники. Но и ныне эта традиция сохранилась, здесь расположена гостиница вкупе с престижным рестораном. Раньше, видимо, здесь был главный вход в монастырь, сейчас же он расположен чуть в стороне.
Внутрь здания можно совершенно свободно зайти, что мы и сделали. Там мы увидели довольно шикарную обстановку, и никого из персонала при этом замечено не было. Но я понял, что мы попали несколько не туда, куда планировали, тем более, я вспомнил что читал, что вход в монастырь находится где то сбоку.
Ну а вот мы видим название ресторана, расположенного в части монастырского корпуса, "Monte Pacis", что, как несложно понять означает "Гора Пациса", в переводе с итальянского. Пацис, это как раз основатель монастыря, и как я понял, в честь него он и назван.
Как я уже писал выше, многие этот монастырь называют настоящим "уголком Италии" в Литве. Ну а владельцы этого ресторана, видимо, слишком буквально поняли это, и поэтому цены в этом заведении совсем не литовские, а скорее как раз итальянские, причем не из самого по тем меркам бюджетного ресторана. Самое дешевое горячее, если не ошибаюсь, обойдется вам в 11-12 евро.
Ну а вход на монастырскую территорию осуществляется чуть левее. Причем не через большие ворота, видные прямо на снимке, а через калитку, правее от них. При этом рядом с калиткой висит объявление, что надо позвонить, мы на всякий случай это сделали, а потом уже дернули дверь, а она то оказалось открытой.
Касса, в которой можно приобрести билет для посещения монастыря, находится справа, чуть дальше от входа. Так вот, при покупке билета на посещение территории, произошло прямо таки чудо)). Дело в том, что стоимость билетов на посещение составляет 4 евро, ну а есть еще и льготные, по 2 евро.
Ну а мы, когда подошли к кассе, и изъявили желание купить, естественно, два полных билета, ни на какие льготы, да еще и в чужой стране мы не претендовали, то получили тем не менее два льготных, заплатив за них всего четыре евро. Причем, это судя по всему, далеко не первый случай, когда одна и та же, по все видимости, кассирша продает билеты по сниженной цене, беспокоясь, видимо, о семейном бюджете туристов)). Подобное я читал в параллельном, до моего пока единственном отзыве про этот монастырь, и еще в одном рассказе на ЖЖ. То есть, это, в какой то мере, было ожидаемое чудо)). Кроме билетов, в кассе продают какие то сувениры, литературу, но на русском языке она отсутствует. Правда, при покупке билетов выдают, причем безвозмездно, (то есть даром)), буклет со схемой монастыря, в том числе и на русском. Ну а вот фотография билета, по которому мы прошли в монастырь.
Итак, обилетившись, выходим обратно, в хозяйственный двор монастыря. Перед нами, как обозначено на той самой схеме, которую выдали нам, бывшие конюшня и каретный сарай. Правда, поскольку кареты уже не в ходу, их, как можно видеть, заменили автомобили.
Ну а для того, чтобы пройти в главный монастырский двор, надо пройти от кассы немного вперед, и через ворота мы входим в него. При этом, никакого контроля купленных билетов нет и в помине, все на полном доверии к посетителям. И это для Литвы, как я понял, не исключение. В том Вильнюсском университете, посещение исторических дворов и корпусов которого платное, точно так же, кроме отдельного помещения где сидела кассир, больше никакого контроля не было и в помине.
Ну а вот на фотографии внутреннее пространство монастыря, куда мы как раз и зашли, или как оно зовется официально Костельный двор. На заднем фоне мы видим как раз то самое здание форестерии, занятое гостиницей и рестораном, которое уже видели с другой стороны.
Посередине двора мы видим вот такой, по всей видимости, древний колодец. Он сразу напомнил мне чешские замки, во дворах которых можно как правило видеть очень похожие колодцы.
Ну а дно колодца, ныне пересохшего, как можно видеть, все усеяно монетами, по всей видимости, из разных стран и разных номиналов. Мы тоже пару рублей добавили в эту "коллекцию". А когда то монахи держали в них... черепах, и раз в году, в главный монастырский праздник вылавливали несколько из них и варили супчик.
Ну а самое главное украшение данного монастыря, это выходящий своим главным фасадом в тот двор, где мы ещё находимся, храм с замысловатым названием, костел посещения Святой Девой Марией Елизаветы.
Тут, пожалуй, стоит сказать пару слов об истории возникновения данного монастыря. Основан он был в конце 17-го века, уже упомянутым в названии местного ресторана, Сигизмундом Пацем, ну или Пацисом, как иногда пишут его фамилию по литовски, для некого редкого ордена монахов-камальдулов. Я, честно говоря, и названия то такого не слышал, до посещения Пажайслисского монастыря. Оказывается, это община монахов-отшельников, который был преобразован из бенедиктинского ордена еще в 9-м веке. Помимо того, что они отшельники и молчальники, они практиковали еще и самоистязание. Вот этого, по сути, узаконенного садомазохизма, я никогда не понимал, честно говоря.
Ну да ладно, все это происходило за закрытыми для простых людей стенами общины, но зато остался такой прекрасный костел, построенный приглашенными для этого мастерами из Италии на деньги все того же Паца. Дело в том, что он провел всю молодость в этой стране, и он хотел чтобы в строящемся за его счет монастыре, все было как в любимой им Италии.
Ну а для того, чтобы войти в костел, надо пройти в один из двух боковых двориков-клуатров, тот который находится левее, если смотреть на храм со стороны двора. Вот когда мы проходили через него, мимо нас из костела проследовала единственная встреченная нами группа туристов, как я понял из Латвии, причем в смешанном составе, часть из них говорили между собой на латышском, часть на русском. А так, пока мы ходили по монастырю, кроме них нам встретилась только одна одинокая туристка. Ну и при выходе из монастыря еще пару человек попалось нам навстречу. И все, больше никого, никаких охранников, музейных работников, только пару, по всей видимости, местных послушниц увидели издалека. Ну и одинокую кассиршу в отдельном помещении, о "щедрости" которой я упоминал выше.
Вот такое вот пустыное место представлял собой Пажайслисский монастырь в тот апрельский день, когда мы его посещали. Но в этом, конечно, есть и свой определенный плюс. Ну а на снимке ниже, как раз виден северный клуатр, через который и осуществляется вход в костел.
Сразу при входе в еще не в основное помещение костела, по сути в коридор, мы видим вот такой изящно оформленный потолок, с элементами живописи и скульптуры.
Тут же, из этой же красивейшей прихожей, можно спуститься в крипту, в которой можно видеть могилы тех самых монахов-комальдулов. И где то здесь похоронены также тот самый основатель монастыря, Зигмунд Пац с членами своей семьи. Видны древние надписи, сделанные, по всей видимости на латыни.
Также через неприметную с виду дверцу, отсюда, из крипты, можно было когда-то проникнуть в подземный ход, по легенде, ведший аж до центра Каунаса, вроде бы в местный кафедральный собор. Не могу сказать точно, насколько верна эта легенда, но вроде бы, в последние годы проводятся раскопки этого полузасыпанного хода, и он куда то ведет, а вот куда, пока еще загадка.
Ну а поднявшись из крипты, можно зайти в помещение так называемого капитула, в котором монахи-отшельники по пятницам прерывали свое добровольное затворничество и собирались вместе, с целью исповедования друг перед другом в грехах истинных и мнимых. У меня лично, эти собрания так или иначе навеяли ассоциацию с клубами анонимных алкоголиков в формате 18-го века.
А на полу видны отметины от, как считается, лошадей наполеоновской армии, которая превратила монастырь в казармы, а это конкретно помещение в конюшню. Правда, вызывает некое недоумение, какие же были копыта у этих лошадей, что они смогли оставить свои отметины в каменном полу.
Посмотрите как изящно оформлен потолок в помещении капитула. И ведь по внешнему виду и не поймешь для каких целей предназначено данное помещение. Глядя на такую красоту, всякое желание каяться в чем либо, пропадает, как мне кажется.
Ну а затем наступила очередь посещения уже непосредственно самого костела, который сразу поразил своим потрясающим куполом, да и в целом, великолепным обликом, с использованием мрамора.
В алтарном пространстве мы видим одинокую икону, представляющую собой наиболее ценную и почитаемую реликвию монастыря, образ Пажайлисской мадонны, работы неизвестного итальянского художника. Причем подарена эта икона тому самому Пацу была самим папой римским, Александром 7-м (не путайте с предыдущим папой из Александров, который был под 6-м номером, легендарным, "ужасным", и во многом несправедливо оболганным Родриго Борджиа). Ну а иконы довольно непростая судьба, перед оккупацией Ковно немецкой армией во время Первой Мировой, ее прихватят с собой православные монахи, потом она вернулась в монастырь, после его закрытия в 40-е годы ее передали в местный кафедральный собор, откуда ее украдут, но вскоре похитителей поймают, также как и этот образ.
В отделке этого прекрасного интерьера, так же, как и в целом в строительстве монастыря, принимали приглашенные Пацем итальянские мастера, архитекторы, художники, скульпторы. Может быть не главные звезды тогдашнего художественного мира, но талантливые творцы, в чем можно убедиться глядя на этот превосходный интерьер. Их имена вряд ли что то скажут простому человеку, не специалисту, но вот одна из фамилий невольно запомнилась, Путини)). Причем их было двое братьев, Пьетро и Карло.
Даже боковые часовни отделаны потрясающе.
Особенно впечатляет роспись на куполе, посвященная коронации Девы Марии.
Запомнились и даже в чем то поразили вот такие Атлантики, как я назвал про себя эти фигуры, словно придерживающие огромный купол костела. При этом, когда стоишь внизу, не покидает ощущение что это скульптуры. И лишь сделав снимок с достаточно большим увеличением, а затем посмторев его на экране фотаппарата, я убедился что это мастерски выполненная роспись.
Ну а вот еще фрагменты потрясающих фресок костела. И всем этим, заметьте, мы любовались в абсолютном одиночестве!
Когда мы покидали костел через тот же дворик-клуатр, то нас не мог привлечь расположенный как бы за задней стеной костела, еще один, весьма обширный двор. Это, только не пугайтесь, так называемый эримоторий. Собственно тут и проживали братья-отшельники, каждый в своем собственном домике, которых здесь планировалось возвести ровно 24, по числу часов в сутках. Но было построено только двенадцать, из которых сохранилось лишь три.
Эта зона монастыря закрыта для свободного посещения, о чем указано, в частности, в том же буклете, который мы взяли при входе. Только снаружи можно на нее посмотреть и запечатлеть на память. Ныне в этих домиках проживают сестры-монашенки.
Ну а чуть вдали мы видим колокольню эримотория, которой и заканчивается территория монастыря. Чуть дальше нее уже плещутся воды Каунасского моря. Сам монастырь, таким образом, как несложно догадаться, расположен на полуострове, когда то омываемым Неманом, ну а ныне водохранилищем, образованном за счет его вод. Ну а два колокола, когда то висевшие на ней, самым наглым образом сперли солдаты Наполеоновской армии в 1812 году. Вообще, Каунас, очень сильно пострадал от этого "освободителя", и монастырь тоже, свидетельство чему мы уже видели.
Ну а выйдя обратно в просторный главный монастырский двор, мы не могли вновь не полюбоваться шикарным фасадом костела, в частности, его входным порталом.
Ну а вот, на колокольне, являющейся двойной, состоящей из двух башен, мы видим часы, являющиеся одной из визитных карточек монастыря, во всяком случае в местном музее, сразу при входе, мы увидели большой макет этих часов.
Ближе к монастырской ограде мы видим следы истории данного монастыря, в частности, того периода, когда он на протяжении почти что века, с 30-х годов 19-го века, являлся Русским православным монастырем. Тут особняком расположено шесть сохранившихся могил, одна из которых особо примечательна.
Это надгробие Алексея Федоровича Львова, автора знаменитого "Боже царя храни!", бывшего более 80 лет государственным гимном Российской империи. Ну а сам Алексей Федорович более двух десятков лет был директором Придворной певческой капеллы, рядом с Дворцовой площадью Петербурга, где у него в числе подчиненных был, в частности, Михаил Иванович Глинка. Ну а после отставки с должности Алексей Львов уехал в свое родовое имение Романь под Каунасом, где и скончался, поэтому его захоронение мы и видим здесь.
А вот еще одна примечательная могила, женщины с необычным именем, Софии де Фариа Кастро. Ну а ее муж, Иван Карлович, был местным, тогда Ковенским предводителем дворянства, причем его предшественником на этом посту был никто иной, как Петр Аркадьевич Столыпин, чья государственная карьера как раз и начиналась в губернском городе Ковно. Я уже упоминал, что именно по его инициативе было построено здание местного Музыкального театра .
Ну а вот могила Александра Анастасьевича Савинского и его супруги, Евдокии Варламовны. Александр Анастасьвич был вроде бы заурядным чиновником, статским советником, мировым судьей Ковенского (то есть по нынешнему, как раз Каунасского) округа, ну а в истории его имя сохранилось опять таки в связи с тем же Столыпиным, с которым он общался и во время пребывания того в Ковно, и продолжали переписываться когда Петр Аркадьевич переезжал с места на место, не оказавшись в конце концов в столице империи. Так в 1902 году Столыпин заняв пост гродненского губернатора, именно через Савинского передает привет всем ковенским знакомым, и обещает заехать в августе, чтобы попрощаться со всеми. Ну а уже пять лет спустя, будучи министром внутренних дел, он не забывает своего каунасского знакомого, хотя казалось бы где министр и один из могущественных людей империи, а где простой мировой судья из провинциального тогда губернского города, и поздравляет его с Новым годом.
Ну и еще одно интересное место на территории монастыря, это музейная экспозиция, которая была открыта несколько лет назад на деньги Евросоюза. Размещена эта экспозиция на двух этажах. Вы наверное, удивитесь, как она может быть размещена на двух этажах, если в самом здании так называемой Южной Официны, он всего один, о чем можно судить глядя на снимок ниже. Как можно, наверное, догадаться, еще один этаж экспозиции расположен в подвальном помещении.
Ну что же, зайдем в музей, который посвящен преимущественно истории монастыря. Кроме того, в этих же помещениях размещены еще какие то учебные залы, пустовавшие во время нашего посещения. Ну а вот вход в непосредственно музейные залы.
Основная информация дается на литовском, и частично, на английском языках, но основную канву истории этого места понять можно и не сильно зная эти языки.
Вот часть экспозиции, посвященная иконе, которую мы видели в костеле, той самой Пажайслисской мадонне.
Тут же, на видеоэкранах можно видеть запись крестного хода, посвященного, как я понял, возвращению мадонны на место в 20-е годы.
Не забыта и та часть истории, когда в нем размещался православный монастырь. Вот ноты и текст самого известного произведения похороненного, напомню, здесь, Алексея Федоровича Львова, "Боже, царя храни".
При входе в следующий зал, вдруг слышу восклицание жены. Идя за ней, тоже чуть вздрогнул от испуга, увидев вот такого вот "товарища", притаившегося за стенкой, и не видного до того, как еще не вошел в это помещение. Экспозиция тут, как можно догадаться по белому халату, надетому на манекен, посвящена аптекарскому делу, которым частенько занимались монахи в различных странах Европы. Ведь не зря старейшие аптеки на континенте, работали чаще всего именно в монастырях.
Ну а вот, в витрине, видны экспонаты, посвященные этой части монастырской истории.
После обретения Литвой независимости, в начале 20-х годов минувшего века, монастырь стал женским (несмотря на предупреждающую надпись на входных воротах), сюда прибыли монашки аж из Америки, из города Чикаго. Они представляли орден посвященный Святому Казимиру, и поэтому их и называли казимирки.
Ну а во времена Советского Союза, после изгнания монашек, монастырь ждала непростая судьба. Здесь одно время, в частности, размещалась психбольница. Побывали помещения монастыря и в качестве филиала местного художественного музея имени Чюрлениса. Ну а вот, на одной из витрин можно увидеть уголовное дело похитителя той самой Пажайслисской мадонны, о которой я уже дважды упоминал выше.
Ну а после осмотра трех, если не ошибаюсь, залов на первом этаже, мы, как бы не парадоксально это звучало, спускаемся для продолжения осмотра музея. Кроме двух залов с предметами декоративно-прикладного искусства из предметов культа, использовавшихся в монастыре и одеяния священнослужителей, здесь есть также кинозал, правда, закрытый во время нашего визита и туалет, надо сказать, очень даже приличный.
Ну а вот одна из витрин с экспонатами данной экспозиции.
Вот, в частности подарки Зигмунда Паца монастырю. Изготовлены эти искусные предметы в 17-м веке, в Гданьске.
Ну а вот одеяния священнослужителей.
На этом наше посещение этого уединенного, но от этого не менее интересного места, закончилось. От визита в этот монастырь осталось очень сильное впечатление, одно из наиболее ярких во время нашего недавнего пребывания в Литве. К красоте того же костела и любопытной музейной экспозиции добавилось и удивительное чувство, когда мы ходили по данному монастырю практически в полном одиночестве. Ну и если закинет вас судьба в Каунас, то если предоставится возможность, обязательно стоит посетить это чудесное место на его окраине.
Стоимость | 150 ₽ |
Год посещения | 2018 |
Страна | Литва |
Регион (край, область, штат) | Каунасский уезд |
Район | Каунасское самоуправление |
Город или поселок | Каунас |
Общее впечатление | Красивейший уединенный монастырь на окраине Каунаса. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву29
отзыв конечно достоин Главной!!!
Кослел просто великолепен…уж сколько я их видела
очень интересно, хоть снова туда собирайся)))
стоит добавить , что Литва обрела независимость не в начале 20-х годов, а ровно 100 лет назад, в 1918-отмечали в феврале)
Самоистезание монахов не удивительно,все таки они люди и думают о плотском,а причиняя себе боль изгоняют таким образом влечение к запретному(основной инстинкт не кто не отменял).
Огромные помещения,кто ухаживает и поддерживает в чистоте,а главное за какие средства.
Фрески и лепнина очень впечатляют,конечно реставрированы.Спасибо.