5
Отзыв рекомендуют 67 3

Отзыв: Книга "Степной волк" - Герман Гессе - Отзыв того, кто понял, для тех, кто "ничего не понял".

Достоинства: Глубокий психологизм, раскрытие мира под иным углом
Недостатки: Люди, пытающиеся писать отзывы, не понимая произведения
Итак, начнем.
Сразу же скажу о контингенте читателей – он разнообразен. Есть люди, которые понимают эту книгу, а есть люди, которые «выпендриваются» и делают вид, что они что-то там поняли.
Вот именно из-за таких вот псевдо-экспертов мне и захотелось написать отзыв на эту книгу.

Нет, серьезно: ну как? Как можно считать, что книга про мужика среднего возраста со склонностью к самоубийству? Дело даже не в этом, вопрос стоит следующим образом: КАК можно вообще пытаться написать рецензию с такими мыслями?

К великому сожалению такие «личности» только доказывают, что дело не в качестве прочтения книг, а в их количестве. Может быть у кого-то блог простаивает и требует доработки, а кому-то пора снимать новое видео. Честное слово – читайте «Белоснежку», о ней вы сможете подробно и всеобъемлюще рассказать. Но не трогайте вы то, что не понимаете! А если уж тронули, наберитесь смелости не позориться и не нести всякую чушь! До сих пор не встретила ни одного отзыва, который хотя бы подошел к теме, затронутой в книге.

Итак, спойлеры! Предупредила! Впрочем, если вы тот, кто читал и думает, что книга о суициднике – сейчас будет страшно! Ибо нет, нет и еще раз нет.

«Степной волк» - это айсберг. Читатель касается лишь кромки на поверхности, пытаясь проторенными дорожками, которыми ведет его автор, изучить происходящее на страницах книги. Но дело не в движении вперед, дело в остановке и созерцании, самопознании, самоузнавании, откровении. Каждый абзац, предложение, фраза – это глубинный смысл подсознательных страхов человеческого мозга. Любая попытка оправдания – страхи смерти, принятием ее как освобождения, но не в физической оболочке, а внутреннем, личностном росте, который всегда происходит с каждым из нас. (Разве что не с запойными недостойными людьми, которым только бы выпить и забыться. Хотя и им достается).


Каждая заявленная роль в этом произведении не просто персонаж, это те самые хорошо описанные в «Трактате о степном волке» личности самого героя. А тут ведь главная подсказка. Гессе, можно сказать, создал явный «привал» для читателя, "разжег костер", предложил присесть и очень кропотливо вникнуть в каждое слово «Трактата о степном волке». В нем автор очень подробно и популярно раскрывает глаза читателя, который не просто пробежался мимо, а остановился и основательно погрузился в пучину безбрежного океана смысла и познания реальностей бытия, на то, что будет происходить в книге дальше.

А дальше происходит самое тяжелое, с чем мы сталкиваемся в жизни: ломка былых устоев и привычек, подстройка под всеобъемлюще изменяющийся мир. Отрицание мещанства и возведения его в статус «непозволительного» и «слишком примитивного» как признание желания быть такими же простыми и понятными, маскирующееся под непринятие столь низменных вещей и целей из ряда «нет-нет, мне это не нужно, я – выше этого», выступает главным образом благодаря столь подробному самоанализу главного героя.
Он признает себя, он признает окружающий мир, но не считает себя достойным всего этого, ведь он, глубоко в душе, существо более высокого порядка, чем эти ваши «семья, благополучие, достаток, процветание в обществе». Ведь в жизни главное далеко не это, в жизни главное – духовные ценности и уникальность личности как единое целое. А только добровольное затворничество души может удержать целостность сложной самоорганизованной структурности и неповторимости. Ведь семья, другие люди, мещанство, убивает в человеке все, воспитывая в нем лишь «призраки далеких звезд», выступающих высокими целями для сложной самоорганизованной души.

Параллель: вспомните себя, не успешного, не достигшего какой-нибудь цели, внезапно замечающих, как кто-то параллельно вам живет совсем другой, возможно даже простой жизнью. Это не зависть в чистом виде, это гордость, которая не позволяет признаваться самому себе, что это «простое» столь необходимо нам самим. Это совершенно нормально, ведь человек познает себя путем отражения в жизни окружающих точно также, как признает свое право на существование глубоким и многогранным психоанализом.

Это лишь первая часть долгого и изнурительного пути, который по жизни, так или иначе, проходим мы все. Это факт, и этого не избежать никому.

Что же до других действующих лиц - Гермина в данном случае не персонаж, это то самое запретное и заклейменное самим Гарри мещанство, которое он так презирает. И это и есть ОН САМ! Как и поэты, с которыми он ведет беседы, как и другие персонажи книги, ведь «Трактат о степном волке» раскрывает нам на это глаза! Ну это же очевидно! Если заглядывать хотя бы чуточку глубже, чем «поверхность».

Сам Гарри считает себя более сложной, но все же упрощенной формой существования относительно простых смертных и самой вселенной, разделяя себя надвое – сам Гарри и Степной волк, существо более примитивное, постоянно требующее подкормки, но стыдливое и отрицаемое, однако же придающее нашему герою статус "избранности". И если в случае с другими людьми здесь все понятно, «Трактат о степном волке» раскрывает нам глаза на целый мир!

Теперь подробнее про «Трактат о степном волке», который является квинтэссенцией всего, что нужно понять в этой жизни. Случалось ли Вам читать книгу в стиле «как сидеть дома на диване и зарабатывать миллионы?», или «как есть все и не толстеть?». Когда ты начинаешь читать «Трактат», первое, что приходит на ум познавшего острый кризис смены и приспособления под общество личности, это согласие. Ты думаешь не о Гарри и не о его сложноорганизованном мире, ты узнаешь в этих описаниях самого себя. И чем дальше ты читаешь, тем глубже становится погружение.

Но по итогам множества признаний наедине с собой, Трактат невольно приводит тебя в какой-то момент к мысли: ладно, я понял, я такой. Что с этим делать и как с этим жить? А вот теперь вернемся к тем самым «как накачать бицепсы, объедаясь чипсами?». Да-да! По логике Трактат должен, даже скорее – обязан! после раскрытия глаз на мир, дать ответы на поставленные вопросы. И я далеко не про чипсы :) Да, хочется, как же хочется, чтобы тебе дали в руки факел и направили в нужную сторону.

Но, знаете, что сделал автор? Он не дал ни факела, ни совета, не стал под запись диктовать «100 и 1 способ, как стать успешным», нет. Он просто взял и предложил читателю взглянуть на всю нашу жизнь не ползая на земле, упиваясь своим бесцельным и бесполезным существованием, он предложил взглянуть на звезды. Война, не война – это не важно. При любых обстоятельствах личность страдала и была изранена тысячью сомнений, страхов, переживаний. Есть ли в жизни цель? Есть ли в цели смысл? Останется ли что-то после меня? Нужно ли что-то оставлять? Стоит ли опуститься до низменных потребностей и признать, что ты всего лишь человек, или же остаться неприкосновенным, не познанным и не тронутым обществом?

Множество мыслей рождает «Трактат о степном волке», множество вселенных открывает он нам, предлагая всего лишь расширить угол обзора и позволить себе допустить мысль о том, что иные, не принятые внутри самого себя желания и цели, это не сумасшествие. Это абсолютно нормально! Потому что мы – высшие существа. Мы может принимать тысячи форм и образов, мы можем упорно твердить всему миру о наших стоических принципах, а в следующее мгновение нарушить их самым извращенным способом. Это! Абсолютно! Нормально!

А все это происходит потому, что Герман Гессе говорит нам о нашей уникальности и исключительности, которая может, да что там? имеет полное и безраздельное право позволить быть собой в тысячах образах, менять тысячи лиц, углубляться в миллионы жизней и познавать самые запретные из всех запретных территорий. Наша глубокая душевная организация нам это позволяет.

И самое главное, что предлагает нам Трактат – просто принять это и не страдать от чужих мнений, навязанных другими людьми, опытом, поколениями, стереотипами.

Проще говоря – примите себя. Пусть разного, не последовательного, меняющегося каждый день. Пусть будет сегодня мороженое, а завтра Тибет и его откровения. Пусть не будет логики, путь будет полет и глубокое погружение в воды океана. Сегодня любовный роман, а завтра – улыбка, способная растопить айсберг. Этот мир и есть мы сами. Все в нем связано, ведь мы – полноценная часть него, как и все остальные. Движение и стагнация – не важно. Важно только откликаться на запрос своей души. Не закрывать горизонты, не закладывать фундамент между собой и своей мечтой, важно отдаваться всему, к чему располагает желание. Ко всему, что откликается чувством.

Скажу отдельно по концовке: еще одно великое заблуждение трагичности (это заявлено в аннотации, так что спойлеров никаких) показывает лишь то, насколько читатель невнимателен к деталям и к самому «Трактату». Конец это не трагедия, конец – это лишь новое начало. Последняя фраза так вообще откликается целым отчаянным окриком надежды, ведь дает нам понять, что Гарри понял. Он все понял. И расстался со своими прошлыми, пришедшими в негодность личностями, готовясь предпринять следующий шаг на пути откровения собственной души. Ведь он сделал свой выбор в пользу высшей цели личности, с легкостью смирившись со своей всеобъемлющей неповторимостью души. И это ведь так прекрасно, не стыдиться, не уподобляться чужим достижениям, иным радостям, просто принять свое признанное «сумасшествие» и выйти за рамки, установленные кем-то другим, а иногда даже нами.

На мой взгляд – это великое произведение, которое должно быть прочитано и понятно на жизненном пути каждого из нас. Оно учит очень многому, окунает нас в океан собственных страхов и сомнений, в одно и тоже время оно открывает нам глаза, и словно проведение самих небес говорит нам: «не бойся быть любым, ведь в этом мире нет ничего постоянного, и это совершенно нормально».

Вот, что здесь нужно видеть, а не мужчину средних лет, склонного к самоубийству. Кстати об этом: возраст не важен, ведь данный кризис настигает каждого на определенном этапе жизненного пути, вне зависимости от цифр.

Возвращаясь к моему негодованию вначале: если вы собираетесь читать данную книгу только из-за «хайпа», потому что это «модно», не стоит. Эту книгу надо читать не потому, что книга в списке «100 главных книг», эту книгу обязательно нужно читать в одиночестве наедине с собой, пытаясь познать самого себя.

1010
Общее впечатление Отзыв того, кто понял, для тех, кто "ничего не понял".
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву3

Белко-Стрелко
Такой восторг и «понимание». Да вы просто избранная. В потоке читаемой вами биллетристики «Степной волк» явно самое серьезное произведение.
Но…не самое удачное у Гессе. Вы читали у него «Сиддхартху»?
Хотите глубины - прочтите. Вот где жизнь, ее смысл переданы просто, красиво, без пафоса и заявления о своей исключительности vs мещанства.
Будда прошел этот путь. Причем от высшей духовности к мещанству. Не надо ставить себя выше других, такие мысли - удел шизоидов-неудачников. Странно было читать такое у Гессе, хорошо знакомого с мудростью востока и трудами Юнга (хотя знать, не значит понимать).
Тот, кто кичится своей неординарностью и духовностью - просто еще в самом начале пути)))
LorianIgi1
Дык "Степной волк" же и подан как околохудожественное произведение) И нет, это не самое серьезное произведение, которое я читала (спасибо, конечно, за оценку на основе отзывов на Отзовике :D) просто отзывы я пишу не на все. Н- неожиданно :D

"Сиддхартху" стоит в списке на прочтение, когда-нибудь до нее доберусь)
Что же до Ваших рассуждений - приятно, что кому-то тоже подобное близко по духу)

Что до моей избранности - ахахаха :D Ну прям насмешили) Ну что же, раз назвали - кланяйтесь :DDDDD
Дело здесь не в "избранности", а в том, что для многих эта книга "проходная", как я и писала в отзыве, и что из-за этого очень многие до нее даже не доходят, основываясь на мнении тех, кому просто надо добавить в список "прочитанное" еще одну книгу.
NatashBanan
Боже ж мой, сколько пассивной агрессии в начале Вашего отзыва. Все точки зрения имеют место быть, и Ваша - всего лишь одна из граней восприятия "Степного волка"

Уповать на глубокое и правильное понимание написанного не может никто, кроме самого автора.

Зато сколько пафоса-то, а.