Отзыв: Фильм "Сияние" (1980) - Сияние ужаса больного сознания.
Достоинства: щекочет нервы, держит в напряжении, заставляет сопереживать и испытывать ужас вместе с героями, красавчег Николсон
Недостатки: немного затянуто по сюжету, не для слабонервных
Долго выбирала время, место и компанию, чтобы посмотреть этот фильм. Ведь "Сияние" - картина непростая и для восприятия, и для понимания, и для нервной системы. Собственно, как и все фильмы Стенли Кубрика.
Надо сказать, что Кубрик в своем режиссерском деле - тот еще педант. Он расчетлив, формален и точен до умопомрачения.
Именно благодаря этому съемки "Сияния" заняли около года вместо, изначально отведенных на них, четырех месяцев (!).
Его желание выверить все до мелочей было настолько сильно, что бедняге Николсону в одной из сцен пришлось бросать теннисный мяч в стену, пока его рука не онемела. А Шелли Дювалл он, и вовсе, запретил кому-либо подбадривать или хвалить на протяжении всех съемок, чтобы она была как можно более издерганной. Кубрик натурально орал на актрису весь год. И, как можно заметить по фильму - не зря. У бедняжки так нервно трясутся руки и бегут слезы в кадре, что ей просто невозможно не верить.
Съемочной группе также досталось "на орехи" от старины Стенли)
Сцену с кровавым потоком в холле отеля он заставил всех переснимать сотни раз, пока не добился желаемого эффекта. А в перерывах показывал всем участникам процесса безумное творение Дэвида Линча - его фильм "Голова-ластик". Видимо, желая таким образом обострить их восприятие и погрузить в нужную атмосферу (к слову говоря, это еще и одна из любимых картин Кубрика).
Некоторые диалоги были пересняты сотни раз, а Шелли бегала по лестнице столько (в фильме данная сцена занимает не более минуты), что за это время могла бы подняться на вершину самого высокого небоскребе Нью-Йорка.
К подбору актеров у Кубрика также был свой подход.
Не стоит забывать, что фильм был снят по мотивам одноименного романа Стивина Кинга. Потому последний всеми силами пытался предложить на роль главного героя Джека Торренса кого-то другого, с изначально менее безумным и более спокойным лицом, а не слишком харизматичного и исступленного (по его мнению) Николсона.
И как же хорошо, что режиссер настоял на своем! О, боги, спасибо, что вы дали Кубрику разум, несмотря на все его странности))
Лично я считаю, что Джек Николсон просто создан для этой роли!
Так сыграть человека, едущего крышей, не каждому дано. Все эти его ужимки, выражения лица, безумно подскакивающие "домиком" брови и улыбка, больше похожая на звериный оскал, в проеме, предварительно проломленной топором двери - просто нечто.
А это его:
"-Дорогая, отдай биту. Я тебя не обижу, нет… Я просто вышибу тебе мозги!"...
Кстати, "дорогая" - Венди Торренс (актриса Шелли Дюваль) тоже весьма достойно справилась с возложенной на нее ролью матери и жены, которая добровольно отправилась в пятимесячную "ссылку" в отель, отрезанный от всего остального мира снегами, горами и долами. И где они должны будут жить только втроем (и втроем ли - вот в чем вопрос?) до весны, присматривая за громадными хоромами с темным прошлым.
Их сын - маленький Дэнни (актер Дэнни Ллойд) весьма странный мальчик, который погружен в себя и регулярно общается с вымышленным другом Тони (а вымышленным ли?), живущем у него во рту, регулярно предвидит будущее. Сыгран он был, на мой взгляд, не блестяще. Но, если учесть тот факт, что малец изначально был даже не в курсе, что играет в фильме ужасов, это ему можно простить.
Кстати, об ужасах.
Если автор самого романа "Сияние" делал упор именно на них (оно и понятно: "король ужаса", как-никак;), то режиссер (как мне показалось) постарался сделать упор именно на реальность.
На то, как страшен может быть помешанный маньяк для окружающих и близких. Какой ужас, хаос и трепет он может внушать всем, кто находится рядом. Как важно уметь это распознать и предвидеть на самой ранней стадии, чтобы не случилась беда...
В общем, этот творческий тандем: Кинг со своей мистикой и Кубрик со своим реальным психологизмом чуть не довели меня во время просмотра до полного кондратия, охо-хо (нервный смешок)).
Нет, там нету противных скользких чудищ, выскакивающих из-за каждого угла, растекающихся по полу мозгов, и отрубленных конечностей... Там есть АТМОСФЕРА. Нарастающая магия страха и ужаса, сквозящая во всем.
Этому весьма способствовала музыка и звуки. Напряженные, нагнетающие, тревожные.
Фильм щекочет нервишки так, что если бы не наволочка, то подушка, в которую я намертво вцепилась во время просмотра, наверное, бы взорвалась и разлетелась на тысячу мелких перышек...
Интересно, что он не разжевывает нам все ОТ и ДО, а оставляет многие вопросы открытыми, давая обширную пищу для размышлений. Все, происходящее в отеле, только бред больного воображения, галлюцинация, шиза во всей ее красе, видения, порожденные страхом либо все это реальное, взаправдашнее, настоящее? И что означает это фото на стене перед самыми титрами? Кто на нем и каким образом?
Определенно, педантизм Кубрика не прошел даром. Картина практически лишена киноляпов, что сегодня можно встретить не так-то часто. И это при том, что фильму уже давно перевалило за третий десяток!
Спецэффектов, как таковых там "кот наплакал", но от этого меньше бояться и переживать во время просмотра вы точно не будите (вспомните мою подушку, если что;).
Опытный глаз киномана, безусловно, обнаружил некоторую растянутость первой части ленты и небольшие "зависоны" по монтажу. НО уж такова атмосфера погружения в картину. Да, и не стоит забывать, что жизнь сегодня ускорилась в разы, потому от фильма 1980 года выпуска просто невозможно требовать невозможного. А именно: какой-то сверхдинамичности и зрелищности.
Посему, за это я балла не снимаю.
Этот психологически-мистический триллер (как я его имела смелость обозвать) однозначно стоит смотреть. Смотреть и наслаждаться профессионализмом всех тех, кто его создал.
Надо сказать, что Кубрик в своем режиссерском деле - тот еще педант. Он расчетлив, формален и точен до умопомрачения.
Именно благодаря этому съемки "Сияния" заняли около года вместо, изначально отведенных на них, четырех месяцев (!).
Его желание выверить все до мелочей было настолько сильно, что бедняге Николсону в одной из сцен пришлось бросать теннисный мяч в стену, пока его рука не онемела. А Шелли Дювалл он, и вовсе, запретил кому-либо подбадривать или хвалить на протяжении всех съемок, чтобы она была как можно более издерганной. Кубрик натурально орал на актрису весь год. И, как можно заметить по фильму - не зря. У бедняжки так нервно трясутся руки и бегут слезы в кадре, что ей просто невозможно не верить.
Съемочной группе также досталось "на орехи" от старины Стенли)
Сцену с кровавым потоком в холле отеля он заставил всех переснимать сотни раз, пока не добился желаемого эффекта. А в перерывах показывал всем участникам процесса безумное творение Дэвида Линча - его фильм "Голова-ластик". Видимо, желая таким образом обострить их восприятие и погрузить в нужную атмосферу (к слову говоря, это еще и одна из любимых картин Кубрика).
Некоторые диалоги были пересняты сотни раз, а Шелли бегала по лестнице столько (в фильме данная сцена занимает не более минуты), что за это время могла бы подняться на вершину самого высокого небоскребе Нью-Йорка.
К подбору актеров у Кубрика также был свой подход.
Не стоит забывать, что фильм был снят по мотивам одноименного романа Стивина Кинга. Потому последний всеми силами пытался предложить на роль главного героя Джека Торренса кого-то другого, с изначально менее безумным и более спокойным лицом, а не слишком харизматичного и исступленного (по его мнению) Николсона.
И как же хорошо, что режиссер настоял на своем! О, боги, спасибо, что вы дали Кубрику разум, несмотря на все его странности))
Лично я считаю, что Джек Николсон просто создан для этой роли!
Так сыграть человека, едущего крышей, не каждому дано. Все эти его ужимки, выражения лица, безумно подскакивающие "домиком" брови и улыбка, больше похожая на звериный оскал, в проеме, предварительно проломленной топором двери - просто нечто.
А это его:
"-Дорогая, отдай биту. Я тебя не обижу, нет… Я просто вышибу тебе мозги!"...
Кстати, "дорогая" - Венди Торренс (актриса Шелли Дюваль) тоже весьма достойно справилась с возложенной на нее ролью матери и жены, которая добровольно отправилась в пятимесячную "ссылку" в отель, отрезанный от всего остального мира снегами, горами и долами. И где они должны будут жить только втроем (и втроем ли - вот в чем вопрос?) до весны, присматривая за громадными хоромами с темным прошлым.
Их сын - маленький Дэнни (актер Дэнни Ллойд) весьма странный мальчик, который погружен в себя и регулярно общается с вымышленным другом Тони (а вымышленным ли?), живущем у него во рту, регулярно предвидит будущее. Сыгран он был, на мой взгляд, не блестяще. Но, если учесть тот факт, что малец изначально был даже не в курсе, что играет в фильме ужасов, это ему можно простить.
Кстати, об ужасах.
Если автор самого романа "Сияние" делал упор именно на них (оно и понятно: "король ужаса", как-никак;), то режиссер (как мне показалось) постарался сделать упор именно на реальность.
На то, как страшен может быть помешанный маньяк для окружающих и близких. Какой ужас, хаос и трепет он может внушать всем, кто находится рядом. Как важно уметь это распознать и предвидеть на самой ранней стадии, чтобы не случилась беда...
В общем, этот творческий тандем: Кинг со своей мистикой и Кубрик со своим реальным психологизмом чуть не довели меня во время просмотра до полного кондратия, охо-хо (нервный смешок)).
Нет, там нету противных скользких чудищ, выскакивающих из-за каждого угла, растекающихся по полу мозгов, и отрубленных конечностей... Там есть АТМОСФЕРА. Нарастающая магия страха и ужаса, сквозящая во всем.
Этому весьма способствовала музыка и звуки. Напряженные, нагнетающие, тревожные.
Фильм щекочет нервишки так, что если бы не наволочка, то подушка, в которую я намертво вцепилась во время просмотра, наверное, бы взорвалась и разлетелась на тысячу мелких перышек...
Интересно, что он не разжевывает нам все ОТ и ДО, а оставляет многие вопросы открытыми, давая обширную пищу для размышлений. Все, происходящее в отеле, только бред больного воображения, галлюцинация, шиза во всей ее красе, видения, порожденные страхом либо все это реальное, взаправдашнее, настоящее? И что означает это фото на стене перед самыми титрами? Кто на нем и каким образом?
Определенно, педантизм Кубрика не прошел даром. Картина практически лишена киноляпов, что сегодня можно встретить не так-то часто. И это при том, что фильму уже давно перевалило за третий десяток!
Спецэффектов, как таковых там "кот наплакал", но от этого меньше бояться и переживать во время просмотра вы точно не будите (вспомните мою подушку, если что;).
Опытный глаз киномана, безусловно, обнаружил некоторую растянутость первой части ленты и небольшие "зависоны" по монтажу. НО уж такова атмосфера погружения в картину. Да, и не стоит забывать, что жизнь сегодня ускорилась в разы, потому от фильма 1980 года выпуска просто невозможно требовать невозможного. А именно: какой-то сверхдинамичности и зрелищности.
Посему, за это я балла не снимаю.
Этот психологически-мистический триллер (как я его имела смелость обозвать) однозначно стоит смотреть. Смотреть и наслаждаться профессионализмом всех тех, кто его создал.
Время использования | 143 минуты |
Общее впечатление | Сияние ужаса больного сознания. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву240
короче говоря - не впечатлил!
Не-не-не, я тот еще самокритик-самоед, чтобы зазнаться))
А на кинокритика я уже подавалась, сказали: "У нас этих кинокритиков, как собак...". Конечно, это не цитата))
А хотелось бы, бесспорно, чтобы побольше людей могло читать мои рецензии. Авось бы, кому пригодилось...
фильм добротный триллер, а книга ВОПЛОЩЕНИЕ УЖАСА АЛКОГОЛИЗМА!
Я не злобная девочка, я злобный критик. Ненавижу фальшь как в искусстве, так и в жизни. А так, я вполне дружелюбная няшечка.
Отзывы обязательно буду писать. Сейчас пишу редко, так как я на даче, а Интернета там нет. Ждите мой отзыв на фильм "Сияние" в ближайшее время.
Спасибо за подробнейший отзыв:)
С огромным удовольствием прочла ваш отзыв. Интересная история съемок у него, однако! Год подобного нервоматания я бы не выдержала, даже ради подобной главной роли:-)
Победила моя безграничная любовь к Николсону)
А что за "Джокер"? Какого года? Стоит смотреть?,
Первый фильм 2005 года, второй 2008, а третий 2012. Все фильмы связаны между собой, поэтому смотреть нужно по порядку.
Есть еще более новая экранизация в 4 частях, там по книге почти все, редко какие-о отклонения находила. Тоже понравился, только вот Николсон в роли главного героя куда лучше )
Книга была прочитана в глубоком детстве, фильм привёл в восторг и моё обожание Джека Николсона переросло в преклонение!)
Я с "Пролетая над гнездом кукушки" еще просто влюбилась в его актерский талант!