Отзыв: Музей "Усадьба Рукавишниковых" (Россия, Нижний Новгород) - Дворец на набережной. Привет от семьи Рукавишниковых!
Достоинства: Красивые, прекрасно воссозданные интерьеры. Столичная архитектура.
Недостатки: Да нет, пожалуй. Но вот фотографировать не дают.
На Верхне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде есть удивительный дом. Скорее, дворец, итальянское палаццо, украшенное белоснежной лепниной, словно торт кремом, а неброская голубая окраска стен подчеркивает его нежность. Вызывающая парадность здания выделяет его даже на этой столь красивой улице. С фасада глядят на прохожих кариатиды, атланты и львы, карниз украшают вазоны и балюстрада, а над воротами расположилась целая скульптурная группа!
Конечно же, в декоре узнается пышное барокко. Но для XIX века не свойственен этот стиль в чистом виде, так что тут скорее смешение архитектурных стилей... Однако давайте по порядку. Ведь у самого пышного жилого особняка Нижнего Новгорода богатая история.
Подошел к делу с толком, с расстановкой, а чтобы избежать налета провинциальности, пригласил из Петербурга известных и модных в то время архитектора и скульптора. Дело двигалось нескоро, но почти через тридцать лет, в 1877 году представителем уже следующего поколения Рукавишниковых постройка уникальной для нижегородцев городской усадьбы завершена.
Кстати (из песни слова не выкинешь): туалет тоже здесь, он довольно неплох для музея (почему-то в музеях часто экономят на удобствах).
А нас провожают к экспозициям. И - неприятная новость - в музее запрещена фотосъемка почти везде, за исключением определенных помещений. Видимо, чтобы не портить музейные экспонаты.
В первой же комнате видно, какая работа проведена по реконструкции усадьбы, чтобы воссоздать исторический вид интерьеров. Изначальная обстановка и декор, конечно же, не сохранились. Но сохранилось главное - письменные свидетельства былого величия особняка.
Дело в том, что представитель третьего поколения Рукавишниковых Иван Сергеевич Рукавишников был известным в те поры писателем. В его романе-трилогии "Проклятый род" прототипом является семья автора, три поколения Рукавишниковых, и конечно же, дом детства и юности, строительство которого было завершено в год рождения писателя.
Я немного почитала этот роман. Написано старообразно, как-то даже в духе былин и сказаний. Но мне было интересно найти описание дома...
"Дом Макаров, будущий дом его, велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить его. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом - дворец. И во дворце сто комнат. И зала в два света. И лестница-мрамор - какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион. Так нужно. Велик и чудесен Макаров дворец. Пусть весь город ахает. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются."
Обо всем этом написано на стендах в музее, а также в одном из залов на стене - родословное древо Рукавишниковых.
Но я отвлеклась, а первая комната на первом этаже - это гостиная. Глядя на нее, очень хорошо представляешь себе представителей этого рода, особенно "железного старика", хотя лично он и не приложил своей руки к облику гостиной. Очень внушительной получилась гостиная, с приземистыми потолками, массивной мебелью, камином, тяжелым цветовым оформлением. На столе весом наверное в тонну лежат амбарные книги, стоит письменный прибор. Гостиная оформлена по описанию в романе. Во всем чувствуется железная купеческая хватка. "Не стой на моем пути - задавлю!"
Фотографировать ее нельзя, и даже в сети можно найти с трудом.
Следующие помещения первого этажа тоже представляют собой жилые комнаты Рукавишниковых - например, столовая, малая женская гостиная. Они уже не оставляют после себя того давящего и тяжелого впечатления, как гостиная. Да и оформление, житейские предметы более легкомысленные - самовар, посуда, гитара на диване. Стоит женский манекен в одежде минувшего века.
А мы поднимаемся на второй этаж.
Бальный зал поистине впечатляет. Большой, двухсветный, с бело-голубой лепниной в духе наружного фасада здания. Наборный паркет, роскошные люстры, на потолке небеса нарисованы.
Сравните:
Усадьба Рукавишниковых в Нижнем Новгороде - прекрасное волжское палаццо. Очень столичное. Рукавишников добился того, чего хотел. Другого такого нет по берегам этой реки.
Конечно же, в декоре узнается пышное барокко. Но для XIX века не свойственен этот стиль в чистом виде, так что тут скорее смешение архитектурных стилей... Однако давайте по порядку. Ведь у самого пышного жилого особняка Нижнего Новгорода богатая история.
Подошел к делу с толком, с расстановкой, а чтобы избежать налета провинциальности, пригласил из Петербурга известных и модных в то время архитектора и скульптора. Дело двигалось нескоро, но почти через тридцать лет, в 1877 году представителем уже следующего поколения Рукавишниковых постройка уникальной для нижегородцев городской усадьбы завершена.
Кстати (из песни слова не выкинешь): туалет тоже здесь, он довольно неплох для музея (почему-то в музеях часто экономят на удобствах).
А нас провожают к экспозициям. И - неприятная новость - в музее запрещена фотосъемка почти везде, за исключением определенных помещений. Видимо, чтобы не портить музейные экспонаты.
В первой же комнате видно, какая работа проведена по реконструкции усадьбы, чтобы воссоздать исторический вид интерьеров. Изначальная обстановка и декор, конечно же, не сохранились. Но сохранилось главное - письменные свидетельства былого величия особняка.
Дело в том, что представитель третьего поколения Рукавишниковых Иван Сергеевич Рукавишников был известным в те поры писателем. В его романе-трилогии "Проклятый род" прототипом является семья автора, три поколения Рукавишниковых, и конечно же, дом детства и юности, строительство которого было завершено в год рождения писателя.
Я немного почитала этот роман. Написано старообразно, как-то даже в духе былин и сказаний. Но мне было интересно найти описание дома...
"Дом Макаров, будущий дом его, велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить его. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом - дворец. И во дворце сто комнат. И зала в два света. И лестница-мрамор - какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион. Так нужно. Велик и чудесен Макаров дворец. Пусть весь город ахает. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются."
Обо всем этом написано на стендах в музее, а также в одном из залов на стене - родословное древо Рукавишниковых.
Но я отвлеклась, а первая комната на первом этаже - это гостиная. Глядя на нее, очень хорошо представляешь себе представителей этого рода, особенно "железного старика", хотя лично он и не приложил своей руки к облику гостиной. Очень внушительной получилась гостиная, с приземистыми потолками, массивной мебелью, камином, тяжелым цветовым оформлением. На столе весом наверное в тонну лежат амбарные книги, стоит письменный прибор. Гостиная оформлена по описанию в романе. Во всем чувствуется железная купеческая хватка. "Не стой на моем пути - задавлю!"
Фотографировать ее нельзя, и даже в сети можно найти с трудом.
Следующие помещения первого этажа тоже представляют собой жилые комнаты Рукавишниковых - например, столовая, малая женская гостиная. Они уже не оставляют после себя того давящего и тяжелого впечатления, как гостиная. Да и оформление, житейские предметы более легкомысленные - самовар, посуда, гитара на диване. Стоит женский манекен в одежде минувшего века.
А мы поднимаемся на второй этаж.
Бальный зал поистине впечатляет. Большой, двухсветный, с бело-голубой лепниной в духе наружного фасада здания. Наборный паркет, роскошные люстры, на потолке небеса нарисованы.
Сравните:
Усадьба Рукавишниковых в Нижнем Новгороде - прекрасное волжское палаццо. Очень столичное. Рукавишников добился того, чего хотел. Другого такого нет по берегам этой реки.
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Нижегородская область |
Район | городской округ Нижний Новгород |
Город или поселок | Нижний Новгород |
Общее впечатление | Дворец на набережной. Привет от семьи Рукавишниковых! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17