Отзыв: Фильм "Скафандр и бабочка" (2007) - Тело - скафандр. Душа - бабочка.
Достоинства: Интересная операторская работа, сильная актерская игра, заставляет ценить жизнь
Недостатки: не для меня
Вам будет очень грустно во время просмотра - гарантирую. Но все равно обязательно посмотрите этот фильм.
Что делает человека Человеком? Тело? Речь? Труд? Если именно это, тогда Жан-Доминик Боби однажды перестал быть человеком, превратившись в овощ. И первые кадры фильма - это сплошная субъективная съемка. Мир глазами мужчины, у которого парализовано все тело, кроме глаз. Мужчина пытается говорить с врачами, склонившимися над его кроватью, но вскоре понимает: никто его слышит. А затем, по решению невропатолога, пациенту зашивают правый глаз, так как там атрофирована мышца. С этого момента мужчина воспринимает мир только одним левым глазом.
В той жизни Жан-Доминик Боби не был ни гадом, ни праведником. Он являлся главным редактором известного журнала "Elle". Успешный мажорик с интеллектом выше среднего, не слишком чистоплотный в вопросах семейной преданности. Старающийся избегать всего некрасивого. Поехав однажды с любовницей в город, куда приезжают паломники поклониться Деве Марии, Жан-До не в силах вынести зрелища бесконечной вереницы людей в инвалидных колясках. Он отворачивается. Ах, если бы Боби знал, что сам окажется в ситуации гораздо более плачевной!
Но о нем заботятся. Больничный логопед разрабатывает специальную азбуку, благодаря которой Жан-До сможет высказываться, моргая глазом на нужной букве. И первой его фразой становится: "Я хочу умереть!"...
Мы спорили с мужем весь вечер. Об эвтаназии. Имеет ли она право на существование? Наконец дошли до консенсуса: в исключительных случаях - да, имеет. Потому что в первую очередь к Человеку нужно подходить с позиции любви. И можно миллион раз сказать, что эвтаназия не гуманна, но она спасает от адских мучений.
Жан-До не может двинуть ни рукой, ни ногой, он не может повернуть голову, не может принимать пищу через рот, не может согнать муху, севшую на нос. Мужчина похож на полено, которое повсюду перетаскивают. А когда Жан-До показывают зеркало: мучения становятся еще большими. В нем он видит свой новый облик: с зашитым глазом, с перекошенным после инсульта безобразным ртом. И самое страшное, что его сознание при этом остается совершенно светлым, не затуманенным.
Но Жан-До приходится жить. И для этого нужно все же поискать в себе нечто человеческое. И он находит: память и фантазия. Благодаря этому Боби с помощью всего одного глаза и очень терпеливой ассистентки "наморгивает" целую книгу. Называется она "Скафандр и бабочка". В ней воспоминания из прошлой жизни переплелись с ощущениями парализованного человека. Тело - скафандр. Фантазия - бабочка. Вот так потрясающе метафорично.
Фильм, как и книга, автобиографичный. История приключилась на самом деле с французским журналистом Жаном-Домиником Боби в 1997 году. После страшного инсульта он был полностью парализован. Боби скончался через 10 дней после выхода в свет своей книги.
Хотелось бы снять шляпу перед актером Матье Амальриком. Он одним глазом сыграл лучше, чем некоторые всем телом.
После фильма невольно возникает мысль: какие же мы все-таки счастливые! Мы имеем великолепную возможность познавать этот мир в движении, в прикосновении и с помощью многих других физических возможностей. Но, увы, не ценим этого.
Что делает человека Человеком? Тело? Речь? Труд? Если именно это, тогда Жан-Доминик Боби однажды перестал быть человеком, превратившись в овощ. И первые кадры фильма - это сплошная субъективная съемка. Мир глазами мужчины, у которого парализовано все тело, кроме глаз. Мужчина пытается говорить с врачами, склонившимися над его кроватью, но вскоре понимает: никто его слышит. А затем, по решению невропатолога, пациенту зашивают правый глаз, так как там атрофирована мышца. С этого момента мужчина воспринимает мир только одним левым глазом.
В той жизни Жан-Доминик Боби не был ни гадом, ни праведником. Он являлся главным редактором известного журнала "Elle". Успешный мажорик с интеллектом выше среднего, не слишком чистоплотный в вопросах семейной преданности. Старающийся избегать всего некрасивого. Поехав однажды с любовницей в город, куда приезжают паломники поклониться Деве Марии, Жан-До не в силах вынести зрелища бесконечной вереницы людей в инвалидных колясках. Он отворачивается. Ах, если бы Боби знал, что сам окажется в ситуации гораздо более плачевной!
Но о нем заботятся. Больничный логопед разрабатывает специальную азбуку, благодаря которой Жан-До сможет высказываться, моргая глазом на нужной букве. И первой его фразой становится: "Я хочу умереть!"...
Мы спорили с мужем весь вечер. Об эвтаназии. Имеет ли она право на существование? Наконец дошли до консенсуса: в исключительных случаях - да, имеет. Потому что в первую очередь к Человеку нужно подходить с позиции любви. И можно миллион раз сказать, что эвтаназия не гуманна, но она спасает от адских мучений.
Жан-До не может двинуть ни рукой, ни ногой, он не может повернуть голову, не может принимать пищу через рот, не может согнать муху, севшую на нос. Мужчина похож на полено, которое повсюду перетаскивают. А когда Жан-До показывают зеркало: мучения становятся еще большими. В нем он видит свой новый облик: с зашитым глазом, с перекошенным после инсульта безобразным ртом. И самое страшное, что его сознание при этом остается совершенно светлым, не затуманенным.
Но Жан-До приходится жить. И для этого нужно все же поискать в себе нечто человеческое. И он находит: память и фантазия. Благодаря этому Боби с помощью всего одного глаза и очень терпеливой ассистентки "наморгивает" целую книгу. Называется она "Скафандр и бабочка". В ней воспоминания из прошлой жизни переплелись с ощущениями парализованного человека. Тело - скафандр. Фантазия - бабочка. Вот так потрясающе метафорично.
Фильм, как и книга, автобиографичный. История приключилась на самом деле с французским журналистом Жаном-Домиником Боби в 1997 году. После страшного инсульта он был полностью парализован. Боби скончался через 10 дней после выхода в свет своей книги.
Хотелось бы снять шляпу перед актером Матье Амальриком. Он одним глазом сыграл лучше, чем некоторые всем телом.
После фильма невольно возникает мысль: какие же мы все-таки счастливые! Мы имеем великолепную возможность познавать этот мир в движении, в прикосновении и с помощью многих других физических возможностей. Но, увы, не ценим этого.
Общее впечатление | Тело - скафандр. Душа - бабочка. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву12
Закон об эвтаназии считаю крайней необходимостью, именно необходимостью, то есть он обязательно должен быть. Когда человек сам не может себя убить, тогда это должен делать своими собственными руками его самый ближайший родственник при десятке свидетелей и записи на видео в архив (как при казни на электрическом стуле), для всех остальных случаев человек должен иметь доступ к смертельному яду и, если он решил расстаться с жизнью, пусть делает это сам, своими руками, опять же при десятке свидетелей и записи на видео, тогда этот закон будет крайне сложно использовать в криминальных целях, но насколько же гуманнее станет общество!
Хотя всё это совсем не о фильме, его нужно смотреть, а ещё лучше, читать книгу, а я о ней, к своему стыду, вообще впервые слышу.