Отзыв: Фильм "Меланхолия" (2011) - Как создать Армагеддон без спецэффектов и массовки?
Достоинства: изображен нестандартный конец света, потрясающе передан страх, от музыки мурашки по коже
Недостатки: у Ларса фон Триера есть фильмы сильнее и лучше
Человечество всегда ждало конца света, с каким-то особенным мазохизмом придумывая все новые и новые версии и упиваясь собственной якобы печальной участью. Не вышло в 2000-ом году - тут же появляется другая нумерологическая версия - 06.06.2006. Провалилось и в этот раз? Извольте поверить в предсказания народа майя и ожидать армагеддона в декабре 2012.
Фон Триер снял свой вариант "конца". А поскольку фильм вышел в 2011 году (тогда ажиотаж вокруг календаря майя прочти достиг своего апогея) и датский режиссер на человека поверхностного не похож, то рискну предположить, что кино "Меланхолия" - это в большей степени стёб. А еще - попытка показать, что такое настоящий страх.
У "Меланхолии" странное послевкусие. Горькое поначалу и почти сладкое спустя какое-то время. Фильм снят в типичном для Ларса фон Триера стиле. Словно бы "неряшливая камера" со скачущими кадрами на выходе, преобладание крупных планов, деление фильма на части. А, еще забыла о прологе. Восьмиминутный почти рекламный по эстетике ролик о кончине Земли. Сюрреалистический и торжественный. Но вызывающий недоумение: зачем с первых же минут показывать, чем все должно закончиться? По-моему, именно в этом и заключается стёб. Не зря в прологе все изображено так нарочито красиво, даже гламурно. И Триер словно бы коварно улыбается, показывая: вот она - ваша мечта о торжественной коллективной смерти.
Первая часть поначалу тоже кажется недоразумением. Ну, скажите, для чего в фильме про конец человечества так долго показывать свадьбу? Да и еще и такую нелепую. Глянцевое торжество постепенно превращается в фарс. Почти все гости начинают "чудить". Всех перещеголяет невеста по имени Жюстин, ибо ее "чудачества" приводят к тому, что милый жених в конце свадьбы уходит восвояси с чемоданами:-) И все это приправлено жгучей тоской: в печали и мать невесты, и сестра невесты Крэр, а затем и отец жениха, а больше всех сама невеста. И, если честно, то меня поначалу даже слегка начал раздражать весь этот полуистеричный минор.
Но потом приходит понимание: без этой долгой прелюдии вторая часть фильма просто бы не сработала. Гости разъезжаются. В замке остаются хозяева - Клэр с мужем и сыном, а затем к ним возвращается и Жюстин, впавшая в совершенно беспросветную тоску. И тут наконец весь абстрактный минор начинает приобретать конкретные очертания. К Земле приближается планета под названием Меланхолия. Больше всех, вопреки бодренькому оптимизму супруга Джона, начинает нервничать благоразумная Клэр. И чем больше она нервничает, тем спокойнее становится Жюстин. Оказывается, девушка обладает удивительной способностью видеть то, что другие не способны. Жюстин известно: Земле настанет каюк. Но о планете, по словам Жюстин, "не стоит жалеть, ибо она - зло".
Конец света Жюстин, Клэр и ее маленький сын должны встретить втроем. И вот это ожидание - оно передано так душераздирающе талантливо!!! Я даже словила себя на том, что нервишки сдают. Честно. Фон Триер изобразил дикий страх, не прибегая к помощи спецэффектов или массовки. Трое, как бы отрезанные от остального мира невидимой чертой. За эту грань по необъяснимой причине не хотят переходить кони, не могут выезжать машины. Словно заколдованный круг. Круг, в котором одиночество и отчаяние. Круг, за которым вообще невесть что.
Надо встретить конец света прилично - с песней и бокалом вина в руках. Даже перед лицом смерти Клэр не может забыть об условностях. Зато отбросить их под силу Жюстин. Она строит что-то вроде шалаша. И в этом хлипком убежище троица переживает момент столкновения Меланхолии с Землей.
Есть фильмы, в которых хочется больше говорить об актерской игре, есть кино с интересно закрученным сюжетом. В "Меланхолии" я увидела в первую очередь нестандартную режиссуру. Но я не могу поставить этому фильму "отлично". Потому что Триера я сравниваю с... Триером. И он с "Меланхолией" не дотягивает до своего же кино "Рассекая волны" (1995 год).
Ну а что касается конца света, лично я верю только одному источнику - Библии. Лишь в ней я нахожу ответы на все вопросы бытия. Так вот дальше оттуда словами Иисуса: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти".
P.S. В дебаты на тему религии и веры не вступаю.
Фон Триер снял свой вариант "конца". А поскольку фильм вышел в 2011 году (тогда ажиотаж вокруг календаря майя прочти достиг своего апогея) и датский режиссер на человека поверхностного не похож, то рискну предположить, что кино "Меланхолия" - это в большей степени стёб. А еще - попытка показать, что такое настоящий страх.
У "Меланхолии" странное послевкусие. Горькое поначалу и почти сладкое спустя какое-то время. Фильм снят в типичном для Ларса фон Триера стиле. Словно бы "неряшливая камера" со скачущими кадрами на выходе, преобладание крупных планов, деление фильма на части. А, еще забыла о прологе. Восьмиминутный почти рекламный по эстетике ролик о кончине Земли. Сюрреалистический и торжественный. Но вызывающий недоумение: зачем с первых же минут показывать, чем все должно закончиться? По-моему, именно в этом и заключается стёб. Не зря в прологе все изображено так нарочито красиво, даже гламурно. И Триер словно бы коварно улыбается, показывая: вот она - ваша мечта о торжественной коллективной смерти.
Первая часть поначалу тоже кажется недоразумением. Ну, скажите, для чего в фильме про конец человечества так долго показывать свадьбу? Да и еще и такую нелепую. Глянцевое торжество постепенно превращается в фарс. Почти все гости начинают "чудить". Всех перещеголяет невеста по имени Жюстин, ибо ее "чудачества" приводят к тому, что милый жених в конце свадьбы уходит восвояси с чемоданами:-) И все это приправлено жгучей тоской: в печали и мать невесты, и сестра невесты Крэр, а затем и отец жениха, а больше всех сама невеста. И, если честно, то меня поначалу даже слегка начал раздражать весь этот полуистеричный минор.
Но потом приходит понимание: без этой долгой прелюдии вторая часть фильма просто бы не сработала. Гости разъезжаются. В замке остаются хозяева - Клэр с мужем и сыном, а затем к ним возвращается и Жюстин, впавшая в совершенно беспросветную тоску. И тут наконец весь абстрактный минор начинает приобретать конкретные очертания. К Земле приближается планета под названием Меланхолия. Больше всех, вопреки бодренькому оптимизму супруга Джона, начинает нервничать благоразумная Клэр. И чем больше она нервничает, тем спокойнее становится Жюстин. Оказывается, девушка обладает удивительной способностью видеть то, что другие не способны. Жюстин известно: Земле настанет каюк. Но о планете, по словам Жюстин, "не стоит жалеть, ибо она - зло".
Конец света Жюстин, Клэр и ее маленький сын должны встретить втроем. И вот это ожидание - оно передано так душераздирающе талантливо!!! Я даже словила себя на том, что нервишки сдают. Честно. Фон Триер изобразил дикий страх, не прибегая к помощи спецэффектов или массовки. Трое, как бы отрезанные от остального мира невидимой чертой. За эту грань по необъяснимой причине не хотят переходить кони, не могут выезжать машины. Словно заколдованный круг. Круг, в котором одиночество и отчаяние. Круг, за которым вообще невесть что.
Надо встретить конец света прилично - с песней и бокалом вина в руках. Даже перед лицом смерти Клэр не может забыть об условностях. Зато отбросить их под силу Жюстин. Она строит что-то вроде шалаша. И в этом хлипком убежище троица переживает момент столкновения Меланхолии с Землей.
Есть фильмы, в которых хочется больше говорить об актерской игре, есть кино с интересно закрученным сюжетом. В "Меланхолии" я увидела в первую очередь нестандартную режиссуру. Но я не могу поставить этому фильму "отлично". Потому что Триера я сравниваю с... Триером. И он с "Меланхолией" не дотягивает до своего же кино "Рассекая волны" (1995 год).
Ну а что касается конца света, лично я верю только одному источнику - Библии. Лишь в ней я нахожу ответы на все вопросы бытия. Так вот дальше оттуда словами Иисуса: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти".
P.S. В дебаты на тему религии и веры не вступаю.
Общее впечатление | Как создать Армагеддон без спецэффектов и массовки? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8
Насчет стёба. Мне показалось, что в фильме была очень завуалированная ирония по отношению к типичному восприятию конца света. В противовес Триер блестяще показал истинную природу страха.
С вашими словами о свадьбе полностью согласна.
Очень люблю фильмы Ларса фон Триера. За исключением некотрых...
Фильм "Меланхолия", у меня уже есть в коллекции, но я его все не решаюсь посмотреть. Так же как и фильмы "Антихрист" и "Идиоты". Уж слишком много негативных отзывов об этих фильмах.
А по-поводу конца света, я полностью солидарна с Вашей цитатой из Библии.
Спасибо за интересный отзыв!