Отзыв: Ханский дворец в Бахчисарае (Россия, Крым) - Ах, восточный гарем! Благовоний густой аромат... Здесь уходит печаль, остывают тревоги и муки
Достоинства: Интересные воссозданные интерьеры богатого крымско- татарского дома 18-19 веков.
Недостатки: Не искала
Не один Петруха, но и все мы знаем, что Восток - дело тонкое.
Тем загадочней и притягательней он для нас, европейцев, и тогда был, и сейчас остается.
А уж про гарем - одну из составляющих быта правителей Востока, и говорить не приходится. Заглянуть за его закрытые двери очень интересно. Ведь не даром слово гарем в переводе с арабского означает запретное, заповедное место.
А запретный плод – что?
Ясное дело, сладок.
Гарем, как явление, возник очень давно, еще при династии арабских Халифов, правящих на Ближнем Востоке вплоть до 13 века. Позже и другие правители начали создавать у себя подобные «женские общежития».
И сейчас гарем – это не пережиток прошлого, он существует во многих восточных странах.
Но не все женщины попадают туда насильственным путем. В каждом гареме, у султана или богатого шейха есть персонал, по типу отдела кадров, который занимается отбором наложниц. С некоторыми барышнями заключается контракт на определенный период, после которого обогащенные девушки счастливо возвращаются домой.
Когда – то я читала интервью с Джулией Робертс, знакомой нам по фильму «Красотка», которая, правда без подробностей, рассказывала, что после выхода на экран этого фильма, ей поступило такое предложение от одного из правителей Востока. Домой она вернулась довольная, с щедрыми подарками и обладательницей каких-то крупных драгоценных камней (забыла каких).
Ну, вот, прямо даже любопытно стало, тогда, когда «…я тогда моложе, и лучше качеством была» прошла бы я кастинг в султанском отделе кадров? :)
Название Бахчисарай возникло в результате того, что в южной части дворца росли, так называемые, висячие сады, по образцу садов Семирамиды. И дворец, окруженный садами, назвали Бахчисарай. Ведь в переводе «бахчи» - сад, «сарай» - дворец.
Я бы не сказала, что сейчас территория дворца утопает в зелени. Больше территория все же мощеная, основная «зеленая» ее часть находится там, где раньше и были эти висячие сады, а сейчас располагается Братское кладбище советских воинов.
Вот так дворец предстал пред нами, когда мы вышли из экскурсионного автобуса на парковочной стоянке:
В те времена хан попадал в свой гарем из собственных покоев, с которыми они были соединены. Мы же прошли на территорию гарема с Большой дворцовой площади. Гарем от остальных построек дворца отгорожен высокой стеной, чтобы ни один посторонний взгляд не мог увидеть, что здесь происходило.
Территория гарема состоит из 2- х частей, так же разделенных стеной. Первоначально мы попали на бОльшую территорию, называемую Персидский дворик:
В архивах, как рассказывала экскурсовод, сохранилось описание, что в этих корпусах было более 100 комнат. В Персидском дворике среди цветников были выстроены беседки, фонтаны и бани гарема.
Эта уединенная, окруженная высокой стеной часть дворца, служила местом для отдыха крымским правителям на женской половине.
На фото, на задерненной части территории, просматриваются остатки фундамента одного из корпусов. Сейчас в Персидском дворике сохранилась лишь одна Соколиная башня. В ней, во времена ханов, на 1-ом этаже содержались соколы, специально обученные для ханской охоты.
К теме гарема башня имеет отношение лишь потому, что внутри башни есть деревянная винтовая лестница,
Далее, из Персидского дворика мы прошли на 2-ю, меньшую часть гаремной территории. Попасть туда можно было через арку в высокой гаремной стене:
Вот это небольшой внутренний садик перед уцелевшим самым маленьким корпусом гарема:
Вход в гарем по двускатной лестнице, минуя ажурную беседочку и открытую террасу:
Повторюсь, что, к сожалению, здесь нет сохранившихся ханских интерьеров и вещей. Все, что доступно обозрению, это предметы, поступившие в музей. Интерьеры комнат лишь воссоздают обустройство богатого крымско – татарского дома 18-19веков.
В комнате все же сохранился отопительный камин:
На переднем плане фото виден большой медный поднос, установленный на низких деревянных ножках. Поднос приносили в комнату перед употреблением кофе. Он имеет выемки - углубления и выпуклости. Кофе пили из маленькой керамической чашечки с подставочкой. Эти выемки в подносе и предназначались для подставочек под чашечки. Поднос двусторонний. Если его перевернуть, то, то, что было выпуклостью на обороте, теперь становится выемкой для подставочки под чашечку.
Но нам этого не понять – Восток - дело тонкое (см. абзац 1 в начале отзыва).
А кофе в Крыму тогда не было. Его привозили из Турции.
В интерьере этой комнаты традиционные диваны и ковры:
Все комнаты в гареме большие и объемные, освещаются 2-мя рядами окон, украшенных витражами и декоративной решеткой. В центре комнаты, возле окон установлена узорчатая решетка – ширма, инкрустированная перламутром, левей традиционная мусульманская детская кроватка – люлька.
На переднем плане, по обе стороны от круглого подноса, выполняющего роль стола, стоят 2 табуретки ( не помню их правильное название), так же инкрустированные перламутром и костью.
Табуретки внутри полые, если было холодно, то туда внутрь, устанавливалась маленькая жаровня с горячими углями, и сидеть было комфортнее.
Может от туда пошла идея сидений в автомобиле с подогревом? :)
Здесь тоже стены комнаты украшают дорогая металлическая посуда на полочках и старинные ковры:
Нам остается это только принять: Восток – дело тонкое!
Третья комната условно называлась «гостиная»:
Вот за стеклом представлен такой фрагмент росписи и декоративной отделки стены:
Перед шкафом стоит довольно большая бронзовая конструкция на тонкой ножке с круглым основанием. На рюмку с крышкой похожа. У моей бабушки была такая рюмка, только без крышки. Это оказалось курильницей. Их заправляли ароматическими смолами и обкуривали помещение.
Это, так сказать, стационарная конструкция. Сейчас бы сказали для ароматерапии.
А вот и переносная, тоже бронзовая:
А чему тут удивляться? Восток – дело тонкое!
В этой комнате, для ее украшения, было много декоративных бронзовых предметов. Вот, например, такой павлин с узорчатым, расправленным, как веер, хвостом:
В самом центре комнаты, в стене под окнами, расположен камин:
Оказалось - камин.
Внизу внутри тоже стоит бронзовая жаровня – мангал.
Последней комнатой в гареме была крытая беседка:
Эта беседка предназначалась для отдыха. В таких комнатах женщины собирались для занятий вышиванием, игрой на музыкальных инструментах, пообщаться и просто посплетничать. Чем еще заниматься в гареме?
Наслаждайтесь!
Как и в предыдущих комнатах этого корпуса гарема, вся экспозиция огорожена от посетителей не просто веревочкой, а довольно массивным деревянным ограждением с резными балясинами. Поэтому подойти, рассмотреть поближе и сфотографировать многие интересные предметы интерьера не предоставлялось возможным.
Так это произошло и с этим зеркалом, висящем на левой стене беседки:
А в центре комнаты, на диване сидит грустная восточная красавица в роскошном одеянии. Взгляд невольно задерживается на ней :
Ну, хороша, ничего не скажешь! Кажется, вот сейчас, она сбросит свою задумчивую грусть, проведет пальцами по струнам этой инкрустированной лютни (?), и та зазвучит со стоном, надрывая душу, а девушка запоет под нее нежным проникновенным голосом.
Ничего не поделаешь, вздохнув, скажем мы, Восток – дело тонкое!
Этот отзыв посвящен только гарему, и я считаю, правильно было выделить его отдельно от описания дворца и всех остальных построек на территории. Экскурсию же проводят еще только по ханским дворцовым покоям:
В Соколиной башне представлена экспозиция старинного оружия и военной утвари:
Еще на территории расположен музей истории и культуры крымских татар. К очень большому сожалению, мне не удалось посетить его и действующую Большую Ханскую мечеть, расположенную на Большой дворцовой площади.
На музей не хватило отпущенного гидом времени, а мечеть находилась на реставрации.
А так же не было возможности посетить старинные ханские бани Сары Гузель. Дорожка туда была просто перекрыта без объяснения причин. А это должно было быть интересно: на стенде-схеме, имеющейся на территории, я видела, что это не просто баня, а целый комплекс. Его название в переводе означает «желтая красавица». Не понятно, почему желтая, но звучит притягательно и заманчиво.
Было обидно.
Если я еще приеду в Крым (а мне бы хотелось), то обязательно еще раз посещу Бахчисарай, чтобы без экскурсионной спешки, осмотреть все спокойно и самостоятельно, тем более что и в городе много интересных объектов для осмотра.
А о самом ханском дворце, и о городском кафе "Иннает" кафе «Иннает» с национальной кухней крымских татар - отзывы впереди.
Не будем торопиться, ведь Восток – дело тонкое!
Тем загадочней и притягательней он для нас, европейцев, и тогда был, и сейчас остается.
А уж про гарем - одну из составляющих быта правителей Востока, и говорить не приходится. Заглянуть за его закрытые двери очень интересно. Ведь не даром слово гарем в переводе с арабского означает запретное, заповедное место.
А запретный плод – что?
Ясное дело, сладок.
Гарем, как явление, возник очень давно, еще при династии арабских Халифов, правящих на Ближнем Востоке вплоть до 13 века. Позже и другие правители начали создавать у себя подобные «женские общежития».
И сейчас гарем – это не пережиток прошлого, он существует во многих восточных странах.
Но не все женщины попадают туда насильственным путем. В каждом гареме, у султана или богатого шейха есть персонал, по типу отдела кадров, который занимается отбором наложниц. С некоторыми барышнями заключается контракт на определенный период, после которого обогащенные девушки счастливо возвращаются домой.
Когда – то я читала интервью с Джулией Робертс, знакомой нам по фильму «Красотка», которая, правда без подробностей, рассказывала, что после выхода на экран этого фильма, ей поступило такое предложение от одного из правителей Востока. Домой она вернулась довольная, с щедрыми подарками и обладательницей каких-то крупных драгоценных камней (забыла каких).
Ну, вот, прямо даже любопытно стало, тогда, когда «…я тогда моложе, и лучше качеством была» прошла бы я кастинг в султанском отделе кадров? :)
Название Бахчисарай возникло в результате того, что в южной части дворца росли, так называемые, висячие сады, по образцу садов Семирамиды. И дворец, окруженный садами, назвали Бахчисарай. Ведь в переводе «бахчи» - сад, «сарай» - дворец.
Я бы не сказала, что сейчас территория дворца утопает в зелени. Больше территория все же мощеная, основная «зеленая» ее часть находится там, где раньше и были эти висячие сады, а сейчас располагается Братское кладбище советских воинов.
Вот так дворец предстал пред нами, когда мы вышли из экскурсионного автобуса на парковочной стоянке:
В те времена хан попадал в свой гарем из собственных покоев, с которыми они были соединены. Мы же прошли на территорию гарема с Большой дворцовой площади. Гарем от остальных построек дворца отгорожен высокой стеной, чтобы ни один посторонний взгляд не мог увидеть, что здесь происходило.
Территория гарема состоит из 2- х частей, так же разделенных стеной. Первоначально мы попали на бОльшую территорию, называемую Персидский дворик:
В архивах, как рассказывала экскурсовод, сохранилось описание, что в этих корпусах было более 100 комнат. В Персидском дворике среди цветников были выстроены беседки, фонтаны и бани гарема.
Эта уединенная, окруженная высокой стеной часть дворца, служила местом для отдыха крымским правителям на женской половине.
На фото, на задерненной части территории, просматриваются остатки фундамента одного из корпусов. Сейчас в Персидском дворике сохранилась лишь одна Соколиная башня. В ней, во времена ханов, на 1-ом этаже содержались соколы, специально обученные для ханской охоты.
К теме гарема башня имеет отношение лишь потому, что внутри башни есть деревянная винтовая лестница,
Далее, из Персидского дворика мы прошли на 2-ю, меньшую часть гаремной территории. Попасть туда можно было через арку в высокой гаремной стене:
Вот это небольшой внутренний садик перед уцелевшим самым маленьким корпусом гарема:
Вход в гарем по двускатной лестнице, минуя ажурную беседочку и открытую террасу:
Повторюсь, что, к сожалению, здесь нет сохранившихся ханских интерьеров и вещей. Все, что доступно обозрению, это предметы, поступившие в музей. Интерьеры комнат лишь воссоздают обустройство богатого крымско – татарского дома 18-19веков.
В комнате все же сохранился отопительный камин:
На переднем плане фото виден большой медный поднос, установленный на низких деревянных ножках. Поднос приносили в комнату перед употреблением кофе. Он имеет выемки - углубления и выпуклости. Кофе пили из маленькой керамической чашечки с подставочкой. Эти выемки в подносе и предназначались для подставочек под чашечки. Поднос двусторонний. Если его перевернуть, то, то, что было выпуклостью на обороте, теперь становится выемкой для подставочки под чашечку.
Но нам этого не понять – Восток - дело тонкое (см. абзац 1 в начале отзыва).
А кофе в Крыму тогда не было. Его привозили из Турции.
В интерьере этой комнаты традиционные диваны и ковры:
Все комнаты в гареме большие и объемные, освещаются 2-мя рядами окон, украшенных витражами и декоративной решеткой. В центре комнаты, возле окон установлена узорчатая решетка – ширма, инкрустированная перламутром, левей традиционная мусульманская детская кроватка – люлька.
На переднем плане, по обе стороны от круглого подноса, выполняющего роль стола, стоят 2 табуретки ( не помню их правильное название), так же инкрустированные перламутром и костью.
Табуретки внутри полые, если было холодно, то туда внутрь, устанавливалась маленькая жаровня с горячими углями, и сидеть было комфортнее.
Может от туда пошла идея сидений в автомобиле с подогревом? :)
Здесь тоже стены комнаты украшают дорогая металлическая посуда на полочках и старинные ковры:
Нам остается это только принять: Восток – дело тонкое!
Третья комната условно называлась «гостиная»:
Вот за стеклом представлен такой фрагмент росписи и декоративной отделки стены:
Перед шкафом стоит довольно большая бронзовая конструкция на тонкой ножке с круглым основанием. На рюмку с крышкой похожа. У моей бабушки была такая рюмка, только без крышки. Это оказалось курильницей. Их заправляли ароматическими смолами и обкуривали помещение.
Это, так сказать, стационарная конструкция. Сейчас бы сказали для ароматерапии.
А вот и переносная, тоже бронзовая:
А чему тут удивляться? Восток – дело тонкое!
В этой комнате, для ее украшения, было много декоративных бронзовых предметов. Вот, например, такой павлин с узорчатым, расправленным, как веер, хвостом:
В самом центре комнаты, в стене под окнами, расположен камин:
Оказалось - камин.
Внизу внутри тоже стоит бронзовая жаровня – мангал.
Последней комнатой в гареме была крытая беседка:
Эта беседка предназначалась для отдыха. В таких комнатах женщины собирались для занятий вышиванием, игрой на музыкальных инструментах, пообщаться и просто посплетничать. Чем еще заниматься в гареме?
Наслаждайтесь!
Как и в предыдущих комнатах этого корпуса гарема, вся экспозиция огорожена от посетителей не просто веревочкой, а довольно массивным деревянным ограждением с резными балясинами. Поэтому подойти, рассмотреть поближе и сфотографировать многие интересные предметы интерьера не предоставлялось возможным.
Так это произошло и с этим зеркалом, висящем на левой стене беседки:
А в центре комнаты, на диване сидит грустная восточная красавица в роскошном одеянии. Взгляд невольно задерживается на ней :
Ну, хороша, ничего не скажешь! Кажется, вот сейчас, она сбросит свою задумчивую грусть, проведет пальцами по струнам этой инкрустированной лютни (?), и та зазвучит со стоном, надрывая душу, а девушка запоет под нее нежным проникновенным голосом.
Ничего не поделаешь, вздохнув, скажем мы, Восток – дело тонкое!
Этот отзыв посвящен только гарему, и я считаю, правильно было выделить его отдельно от описания дворца и всех остальных построек на территории. Экскурсию же проводят еще только по ханским дворцовым покоям:
В Соколиной башне представлена экспозиция старинного оружия и военной утвари:
Еще на территории расположен музей истории и культуры крымских татар. К очень большому сожалению, мне не удалось посетить его и действующую Большую Ханскую мечеть, расположенную на Большой дворцовой площади.
На музей не хватило отпущенного гидом времени, а мечеть находилась на реставрации.
А так же не было возможности посетить старинные ханские бани Сары Гузель. Дорожка туда была просто перекрыта без объяснения причин. А это должно было быть интересно: на стенде-схеме, имеющейся на территории, я видела, что это не просто баня, а целый комплекс. Его название в переводе означает «желтая красавица». Не понятно, почему желтая, но звучит притягательно и заманчиво.
Было обидно.
Если я еще приеду в Крым (а мне бы хотелось), то обязательно еще раз посещу Бахчисарай, чтобы без экскурсионной спешки, осмотреть все спокойно и самостоятельно, тем более что и в городе много интересных объектов для осмотра.
А о самом ханском дворце, и о городском кафе "Иннает" кафе «Иннает» с национальной кухней крымских татар - отзывы впереди.
Не будем торопиться, ведь Восток – дело тонкое!
Время использования | 1 час |
Год посещения | 2018 |
Общее впечатление | Ах, восточный гарем! Благовоний густой аромат... Здесь уходит печаль, остывают тревоги и муки |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву42
С современной точки зрения, и дворец и убранство кажутся очень скромными.
Но в 15-16 веках, наверное, это было роскошно.
Когда мы были на экскурсии, в мечеть приехала свадьба. Где-то есть фотографии молодожёнов, сзади.
Если мечеть закрыта на ремонт, это радует, значит находятся денежки на реставрацию.
А мечеть на территории дворца считается сейчас главной мечетью города, выполняет двойную функцию, и экскурсионная - это не главное. А на это всегда деньги найдутся.
Будто снова побывала в том дворце) вот только у меня он светлых чувств не вызвал, скорее наоборот, было дичайше жаль женщин, которые оказались в гареме не по собственной воле…
А в гарем же не всегда попадали невольно. Тех, которые насильно, конечно жаль.
Вот так и получается, что восприятия места может во многом зависеть от экскурсовода, или его отсутствия.
Я был в тех местах очень давно…
Надо бы опять посетить.
Скромно жила элита в ханском Крыме, не то что нынешняя)))