Отзыв: Балет "Страсти (Рогнеда)" - Национальный Академический Большой театр оперы и балета (Минск, Беларусь) - Пепел Полоцка и князь Владимир Красно Солнышко или Путь от земного величия к духовному перерождению
Достоинства: Потрясающий, зрелищный, масштабный, насыщенный, динамичный национальный балет, удостоенный высшей международной награды
Недостатки: Балет редко демонстрируется
Национальный балет "Страсти (Рогнеда)" на музыку народного артиста Беларуси Андрея Мдивани в постановке народного артиста СССР Валентина Елизарьева в 1996 году на Международном фестивале балета был отмечен премией Бенуа де ля Данс (премия масштаба "Оскар" в балетном мире).
Я была наслышана об этой нашумевшей постановке, получившей международное признание. Что, кстати, для национальных балетов скорее является исключением, чем правилом. А вот посмотреть, не будучи до недавнего времени любителем балета, не спешила. Откладывала в долгий ящик...
В последние годы балет "Страсти (Рогнеда)" не часто увидишь в репертуаре театра. Очень уж масштабное действие разворачивается на сцене - на пределе сил и эмоций. Такой балет - это всегда событие, погружение в историческую эпоху посредством музыки и хореографии, и поиск ответов на вечные вопросы...
2 февраля 2018 года "Страсти" бушевали на сцене в честь юбилея выдающегося композитора Андрея Юрьевича Мдивани. Андрей Юрьевич присутствовал в зрительном зале и был тепло встречен аплодисментами благодарных зрителей.
Большой театр оперы и балета радует посетителей новациями. В этот день перед спектаклем в фойе театра, в рамках проекта "Выставка одного дня", была представлена копия Остробрамской иконы Божьей матери из фондов Музея древнебелорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. А об истории иконы рассказал директор музея Борис Лазуко.
А затем мелодичные театральные звонки пригласили в зал всех тех, у кого был билет на балет)
В основе сюжета - летописные сведения о судьбе полоцкой княжны Рогнеды (Гореславы, Анастасии). Такие вот крутые виражи делала её судьба, ломая линию жизни, тусуя имена.
Желая видеть Полоцкого князя Рогволода своим союзником, к Рогнеде сватались и киевский князь Ярополк, и новгородский князь Владимир. Только обидела Рогнеда Владимира, намекнув на его не княжеское происхождение. И пошёл Владимир войной на Полоцк и превратил город в пепелище, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду насильно взял в жёны.
И пошёл Владимир на Киев, отвоевал престол у брата сводного Ярополка и стал князем Киевской Руси, раскинувшейся на обширных территориях.
А после женитьбы Владимира на византийской принцессе Анне Багрянородной, Русь была крещена, а Рогнеда "отправлена в отставку".
Униженная Рогнеда предприняла неудачное покушение на жизнь Владимира и по понятиям того времени должна была быть предана смерти. Но заступничество сына Изяслава за мать, перед разгневанным отцом, смешивает исторические карты.
Критическая масса достигает апогея и начинается путь покаяния Владимира и возрождение Полоцка...
Во время представления - мистерию звука, движения и эмоций не фотографирую, а всеми фибрами души проживаю.
Боже, какая удивительная музыка, то мягко "обволакивала", а то "пронзала" зрительный зал. И такой накал страстей. И ощущение полного присутствия на сцене. Да, что там на сцене. Ощущение присутствия и в терпящем бедствие Полоцке, и в водах Днепра, где совершалось насилие, и погружение в пророчество слепых старцев, которые оказались более зрячими чем видящие...
А какой же чистый, звенящий образ Рогнеды был создан Ириной Еромкиной, когда она в окружении подруг поклонялась языческим богам и как он был безжалостно скомкан, смят всесильной рукой Владимира.
Романтичной канвой через сюжет проходит любовь Рогнеды и, убитого Владимиром, Ярополка (Игорь Артамонов), который "возвращается" к любимой в виде слепого паломника и возрождает душу окаменевшей от горя Рогнеды.
А как неистово расправлялся князь Владимир (бесподобный Антон Кравченко) с теми, кто оказывался на его пути к власти, как хлестал остервенело подданных во время крещения и как мучительно через покаяние приходил к смирению.
У каждого свой путь... У каждого своё время... У каждого своё непосильное бремя...
Не судите и не судимы будите...
И прольётся слеза очищения...
А как органично "вписана в образ" Анны Багрянородной балерина Анна Фокина - пластичная, величественная, яркая, харизматическая.
Проникновенный, зрелищный, сюжетный балет. Рекомендую смотреть из партера.
Национальный балет-легенда, прописанный авторским почерком великого Валентина Елизарьева в "золотой век" белорусского балета, сохраняет свою злободневность и высокохудожественное звучание, являясь и сегодня одним из лучших балетов нашего Большого театра оперы и балета.
Ведь любовь, ненависть, жажда власти, насилие, покаяние, прощение и созидание сегодня так же актуальны как и тысячу лет назад...
Я была наслышана об этой нашумевшей постановке, получившей международное признание. Что, кстати, для национальных балетов скорее является исключением, чем правилом. А вот посмотреть, не будучи до недавнего времени любителем балета, не спешила. Откладывала в долгий ящик...
В последние годы балет "Страсти (Рогнеда)" не часто увидишь в репертуаре театра. Очень уж масштабное действие разворачивается на сцене - на пределе сил и эмоций. Такой балет - это всегда событие, погружение в историческую эпоху посредством музыки и хореографии, и поиск ответов на вечные вопросы...
2 февраля 2018 года "Страсти" бушевали на сцене в честь юбилея выдающегося композитора Андрея Юрьевича Мдивани. Андрей Юрьевич присутствовал в зрительном зале и был тепло встречен аплодисментами благодарных зрителей.
Большой театр оперы и балета радует посетителей новациями. В этот день перед спектаклем в фойе театра, в рамках проекта "Выставка одного дня", была представлена копия Остробрамской иконы Божьей матери из фондов Музея древнебелорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. А об истории иконы рассказал директор музея Борис Лазуко.
А затем мелодичные театральные звонки пригласили в зал всех тех, у кого был билет на балет)
В основе сюжета - летописные сведения о судьбе полоцкой княжны Рогнеды (Гореславы, Анастасии). Такие вот крутые виражи делала её судьба, ломая линию жизни, тусуя имена.
Желая видеть Полоцкого князя Рогволода своим союзником, к Рогнеде сватались и киевский князь Ярополк, и новгородский князь Владимир. Только обидела Рогнеда Владимира, намекнув на его не княжеское происхождение. И пошёл Владимир войной на Полоцк и превратил город в пепелище, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду насильно взял в жёны.
И пошёл Владимир на Киев, отвоевал престол у брата сводного Ярополка и стал князем Киевской Руси, раскинувшейся на обширных территориях.
А после женитьбы Владимира на византийской принцессе Анне Багрянородной, Русь была крещена, а Рогнеда "отправлена в отставку".
Униженная Рогнеда предприняла неудачное покушение на жизнь Владимира и по понятиям того времени должна была быть предана смерти. Но заступничество сына Изяслава за мать, перед разгневанным отцом, смешивает исторические карты.
Критическая масса достигает апогея и начинается путь покаяния Владимира и возрождение Полоцка...
Во время представления - мистерию звука, движения и эмоций не фотографирую, а всеми фибрами души проживаю.
Боже, какая удивительная музыка, то мягко "обволакивала", а то "пронзала" зрительный зал. И такой накал страстей. И ощущение полного присутствия на сцене. Да, что там на сцене. Ощущение присутствия и в терпящем бедствие Полоцке, и в водах Днепра, где совершалось насилие, и погружение в пророчество слепых старцев, которые оказались более зрячими чем видящие...
А какой же чистый, звенящий образ Рогнеды был создан Ириной Еромкиной, когда она в окружении подруг поклонялась языческим богам и как он был безжалостно скомкан, смят всесильной рукой Владимира.
Романтичной канвой через сюжет проходит любовь Рогнеды и, убитого Владимиром, Ярополка (Игорь Артамонов), который "возвращается" к любимой в виде слепого паломника и возрождает душу окаменевшей от горя Рогнеды.
А как неистово расправлялся князь Владимир (бесподобный Антон Кравченко) с теми, кто оказывался на его пути к власти, как хлестал остервенело подданных во время крещения и как мучительно через покаяние приходил к смирению.
У каждого свой путь... У каждого своё время... У каждого своё непосильное бремя...
Не судите и не судимы будите...
И прольётся слеза очищения...
А как органично "вписана в образ" Анны Багрянородной балерина Анна Фокина - пластичная, величественная, яркая, харизматическая.
Проникновенный, зрелищный, сюжетный балет. Рекомендую смотреть из партера.
Национальный балет-легенда, прописанный авторским почерком великого Валентина Елизарьева в "золотой век" белорусского балета, сохраняет свою злободневность и высокохудожественное звучание, являясь и сегодня одним из лучших балетов нашего Большого театра оперы и балета.
Ведь любовь, ненависть, жажда власти, насилие, покаяние, прощение и созидание сегодня так же актуальны как и тысячу лет назад...
Год посещения | 2018 |
Страна | Беларусь |
Регион (край, область, штат) | Минск |
Город или поселок | Минск |
Улица | пл. Парижской Коммуны |
Дом № | 1 |
Общее впечатление | Пепел Полоцка и князь Владимир Красно Солнышко или Путь от земного величия к духовному перерождению |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву31
Приятно, что читаете:)
Князь Владимир - сложная фигура, неоднозначная. В последнее время выплеснулось море информации, можно утонуть. Хотя теперь кто знает как было всё на самом деле, столько воды утекло, не хотелось бы только ярлыков.
А проза жизни такова, что В. Елизарьева "ушли" и его эпохальные балеты в репертуаре есть, а на афише "днём с огнём"… Великанище был… Не вписался…
О Владимире. Думаю не даром в народе позвали его князь Красно Солнышко и жизнь Владимира действительно, до принятия христианства и после принятия, прочертила разные исторические траектории.
Творческая трактовка событий тысячелетней давности, думаю гораздо более невинная и возвышенная, чем то, что прописывалось пером монаха Нестора в граде Киеве…
А вот по поводу ярлыков, применительно к тексту отзыва, никак не пойму? И в разъяснении нуждаюсь:)
А вот как оказалось, что для Владимира я то сделала исключение. Да, наверное, и не только для Владимира…
Обозначая, чувствуешь себя увереннее в хаосе жизни:)
К сожалению, Полоцкая летопись, так же как и списки с неё, утрачена. И знаем мы о том далёком периоде из летописей соседе, в их интерпретации.
Балет "Страсти (Рогнеда)" одна из ярких попыток осмысления событий полоцкого периода нашей истории посредством художественных средств…
Настоящее же искусство вечно и доносит до наших душ, посредством художественных образов, гуманистические ценности, побуждая сопереживать и раскрывая лучшее в человеке.
Спасибо за замечательный комментарий.
Стараюсь фоткнуть афишу или буклет к спектаклю, чтобы поделиться образами и красками. А отзывы пишу, чтобы поделиться мыслями и личными открытиями.
И очень эмоциональный отзыв, я бы с уддовольствием посмотрела этот балет.