Отзыв: Книга "Пятый ребенок" - Дорис Лессинг - Родила царица в ночь или пятый блин троллем
Достоинства: Нобелевская премия, морская глубина раскрытия семейного вопроса
Недостатки: Размытость, затхлость сюжета
Слегка сюрреалистичная семейная сага, в которой идея появления на свет не такого как все, враждебно "другого" ребёнка осознанно преувеличена для лучшего раскрытия основной тематики.
Что-то вроде обычной ситуации, когда у вас в семье рождается минотавр, а возможности построить лабиринт для него нет, да и денег на сырое мясо не хватает. Поэтому он сожрёт вашу жизнь.
Супруги Гарриэт и Дэвид всю жизнь мечтали о большой, дружной и любящей семье с кучей детей(планировалось как минимум пять-шесть), огромном доме с садом, полным гостей и радостных разговоров. У них почти получилось. После четырёх благополучных шагов к многодетной семье пара споткнулась на пятом. Рождается настоящий монстр, не слишком, впрочем отличающийся от обычного ребёнка, кроме своего уродства, нечеловеческой силы и странного, агрессивного поведения - маленький тролль готов смять в недетской руке кратковременное семейное счастье. Он убивает соседских кошек и собак, наносит травму брату, рычит и воет, внушая странный ужас родным - стандартный набор детских шалостей. Удастся ли главным героям вывести грязное пятно на чистой скатерти собственной родословной мы узнаем из романа. Хотя это не важно.
Проблематика здесь обширная и бескрайняя, как разнообразие семейных проблем. В первой, вступительной части социальные моменты многодетной семьи преобладают.
Здесь мать-героиня и отец-герой мне не особенно понравились, решение заводить всё новых детей при неспособности справиться с имеющимися без финансовой помощи дедушки (отца Дэвида) и трудовой повинности, фактически пелёночного рабства бабушки (мать Гарриэтт) выглядит так себе. Желание плодиться как кролики так, чтобы многочисленный помёт выкармливали другие и при этом гордиться собой. Тем не менее здесь все пока ещё счастливы, в том числе эксплуатируемый класс старшего поколения, разомлевшего от умиления при звуке детских голосов.
Дальше появляется пятый ребёнок, Бен, и счастье резко обрывается. Под кожей сюжета разрастаются ещё несколько смысловых линий. Это и образное отображение всех трудностей, с которыми сталкивается семья при рождении ребёнка с особыми потребностями (не важно какими, дцп, инвалидность любого генеза и этиологии, умственная отсталость, проблемы с психикой мало ли) при условии, что этот ребёнок остаётся в семье. И противоречие между родителями и детьми в целом, классика отцов и детей - непонимание, боязнь, неприятие своего ребёнка, ощущение его чуждости.
Вопрос ответственности (реальной ли или мнимой), родителя за поведение ребёнка во всём его многообразии - вплоть до социальных претензий вроде ваш ребёнок стал преступником, потому что вы его плохо воспитали, родился инвалидом - потому что плохо родили.
Мне кажется важной ещё и тема некоторой условности связей кровного родства и того, насколько оно определяет безусловную необходимость поддерживать отношения.
Как говорится, родственников не выбирают, а смиренно принимают и потом всю жизнь рыдают - не самый приятный вариант. Логичнее было бы, после понимания и осознания того, что не особо любишь собственного родственника и отношения в виду вашего различия бесполезны, вредны для обоих тихо-мирно распрощаться, пойдя каждый в свою сторону. Тем не менее когда неявный, а когда и явный, социальный нажим не слишком этому способствует.
К стилевым особенностям и языку претензий нет, впрочем в книге нобелевского лауреата с этой стороны шероховатостей не ожидалось. Есть ощущение какой-то затхлости, неизбежной и вялой безнадёжности, что вытекает из сюжета, но затрудняет чтение. В целом сильно, мощно и интересно, хотя и не слишком приятно.
Что-то вроде обычной ситуации, когда у вас в семье рождается минотавр, а возможности построить лабиринт для него нет, да и денег на сырое мясо не хватает. Поэтому он сожрёт вашу жизнь.
Супруги Гарриэт и Дэвид всю жизнь мечтали о большой, дружной и любящей семье с кучей детей(планировалось как минимум пять-шесть), огромном доме с садом, полным гостей и радостных разговоров. У них почти получилось. После четырёх благополучных шагов к многодетной семье пара споткнулась на пятом. Рождается настоящий монстр, не слишком, впрочем отличающийся от обычного ребёнка, кроме своего уродства, нечеловеческой силы и странного, агрессивного поведения - маленький тролль готов смять в недетской руке кратковременное семейное счастье. Он убивает соседских кошек и собак, наносит травму брату, рычит и воет, внушая странный ужас родным - стандартный набор детских шалостей. Удастся ли главным героям вывести грязное пятно на чистой скатерти собственной родословной мы узнаем из романа. Хотя это не важно.
Проблематика здесь обширная и бескрайняя, как разнообразие семейных проблем. В первой, вступительной части социальные моменты многодетной семьи преобладают.
Здесь мать-героиня и отец-герой мне не особенно понравились, решение заводить всё новых детей при неспособности справиться с имеющимися без финансовой помощи дедушки (отца Дэвида) и трудовой повинности, фактически пелёночного рабства бабушки (мать Гарриэтт) выглядит так себе. Желание плодиться как кролики так, чтобы многочисленный помёт выкармливали другие и при этом гордиться собой. Тем не менее здесь все пока ещё счастливы, в том числе эксплуатируемый класс старшего поколения, разомлевшего от умиления при звуке детских голосов.
Дальше появляется пятый ребёнок, Бен, и счастье резко обрывается. Под кожей сюжета разрастаются ещё несколько смысловых линий. Это и образное отображение всех трудностей, с которыми сталкивается семья при рождении ребёнка с особыми потребностями (не важно какими, дцп, инвалидность любого генеза и этиологии, умственная отсталость, проблемы с психикой мало ли) при условии, что этот ребёнок остаётся в семье. И противоречие между родителями и детьми в целом, классика отцов и детей - непонимание, боязнь, неприятие своего ребёнка, ощущение его чуждости.
Вопрос ответственности (реальной ли или мнимой), родителя за поведение ребёнка во всём его многообразии - вплоть до социальных претензий вроде ваш ребёнок стал преступником, потому что вы его плохо воспитали, родился инвалидом - потому что плохо родили.
Мне кажется важной ещё и тема некоторой условности связей кровного родства и того, насколько оно определяет безусловную необходимость поддерживать отношения.
Как говорится, родственников не выбирают, а смиренно принимают и потом всю жизнь рыдают - не самый приятный вариант. Логичнее было бы, после понимания и осознания того, что не особо любишь собственного родственника и отношения в виду вашего различия бесполезны, вредны для обоих тихо-мирно распрощаться, пойдя каждый в свою сторону. Тем не менее когда неявный, а когда и явный, социальный нажим не слишком этому способствует.
К стилевым особенностям и языку претензий нет, впрочем в книге нобелевского лауреата с этой стороны шероховатостей не ожидалось. Есть ощущение какой-то затхлости, неизбежной и вялой безнадёжности, что вытекает из сюжета, но затрудняет чтение. В целом сильно, мощно и интересно, хотя и не слишком приятно.
Общее впечатление | Родила царица в ночь или пятый блин троллем |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву33
Главная героиня поначалу страшно бесила своей "овуляшностью", тут я разделяю ваше мнение.
А тема сама по себе эмоциональная и тяжелая, согласен.
А я ей говорю: бабушка - это другое, это искусство, в жизни такого не бывает, сказка - ложь, как говорится… А читаю потому, что хочется иной раз пощекотать себе нервы и даже, может быть, задуматься, но так, чтобы знать: на самом деле такое точно не может произойти.
Ну, и несколько мыслей, навеянных отзывом.
Насчет родственных связей… Я не понимаю, как с родными можно враждовать? С моими кровными (и не очень кровными) родственниками у меня самые теплые отношения. Со всеми без исключения!
По поводу безгрешности нобилевских лауреатов. Премию по литературе иногда дают вовсе не за литературные заслуги Два примера. Глубоко уважаемый мною Пол Саймон - гений литературы? А Солженицына Вы пробовали читать? Язык просто ужасен…
И еще… Читая Ваш Отзыв почему-то моментально пришел в голову рассказ Дж. Лондона "Сэмюэль".
Я писал отнюдь не обязательно о вражде, отношения ведь не исчерпываются дихотомией любовь-ненависть, между ними ещё множество вариаций. Иногда просто нет точек соприкосновения, люди слишком разные, чужие друг другу по духу, не смотря на кровное родство - попытки поддерживать определённые отношения потому, что мы "обязаны" любить родственников часто идут во вред обеим сторонам.
Пол Саймон не получал нобелевскую по литературе, а язык Солженицына не кажется мне таким уж ужасным, хотя и знаю, что многим его текст не нравиться. Тем не менее я понимаю о чём вы, политические мотивы имеют место быть при вручении, однако я и не говорил о безупречности получивших премию, а скорее о более высокой вероятности ожидать хороший язык в книгах нобелевских лауреатов, чем в шедеврах про Гаврилу в мягкой обложке у перспективных молодых писателей, Никифорах Трубецких)
Рассказ, где всех детей одинаково называли? Да, чем-то похоже, хотя у Лондона проще и прямее тема выражена.
Я не питаю иллюзий относительно литературной непогрешимости лауреатов, премии для меня просто дополнительный критерий.
Кстати, прочитал Арену, мне понравилось чуть больше, чем Fiorika, хороший середнячок. Идея действительно уже обыгрывалась и до, и после автора, но всё равно неплохо - Борхес вообще считал, что сюжетных линий всего 4, о чём-то новом при всё желании не напишешь).
А так противостояние через барьер динамичное, состязание как альтернатива взаимному истреблению вполне себе неплохая, хорошо показано, что такая альтернатива возможна только при наличии чего-то, что заставит проигравшего состязание признать общее поражение.
Основной недостаток, на мой взгляд, образ пришельца-врага.
Если бы он не был настолько кровожадным и излучающим ненависть, просто другим, может даже симпатичным - рассказ был бы драматичнее и сильнее. Незачем проецировать монстра, отрывающего беззащитным лапам ящерицам лапки, только чтобы читатель и герой не парились смертью другой цивилизации.
Литература это метафора реальности, в реальности же воюют не с сатаной и абсолютным злом, а с такими же людьми, оказавшимися с другой стороны.
Невозможность сосуществования не обязательно тождественна полному различию, например в природе она чаще возникает при схожести потребностей и дефиците ресурсов.
Однако да, исторические реалии того времени скорее всего определяют.
У неё есть фантастическая серия, Канопус в Аргосе, но большинство работ вроде бы не в этом жанре.
С другой стороны бывших фантастов, как и наркоманов не бывает, поэтому википедия, например, уверена, что Лессинг фантаст)
А остальное, каюсь, я у нее не читала. Да и это, по воспоминаниям, пару книг. Но слишком мрачно по отзыву, не хочется (лентяйка!)
Кажется как раз эту книгу я из вашего отзыва и добавил в читалку.