5
Отзыв рекомендуют 22 9

Отзыв: Фильм "12" (2007) - Не просто ремейк а ремейкище!

Достоинства: очень грамотно адаптирован, проблематика, подбор актеров и актерская игра, переработка и дополнение оригинальных мотивов, психологизм
Недостатки: затянут, при ближайшем сопоставлении с оригиналом "вторчность" чувствуется.
Всем, кто хоть как-то увлекается кино, известны две простые истины:

1. Фильм "12" Никиты Сергеевича Михалкова вполне заслужено считается одним из лучших в фильмографии режиссера и во всем российском кинематографе 2000-х годов.

2. Этот фильм НЕ ОРИГИНАЛЕН и является ремейком классической американской юридической драмы "12 разгневанных мужчин" режиссера Синди Люмета, которая вышла на экраны в далеком 1957 году.

Естественно, что в 2018 году, я когда я сел писать отзыв об этом фильме, я посмотрел его не в первые, а пересматривал. Я неоднократно писал, что не очень люблю пересматривать фильмы, так как считаю, что кинематограф породил достаточно достойных произведений, которые я ещё не смотрел, а значит, не совсем целесообразно обращаться к одному и тому же фильму дважды. Но бывают исключения, когда фильм пересмотреть или хочется, или необходимо. 12 - это второй случай. Первый раз я смотрел этот фильм 11 лет назад, когда он только вышел на экраны. Тогда я был средним школьником о фильме Синди Люмета я знал только по наслышке. Недавно я осознал, что написав кучу отзывов о кино, я на самом деле плохо к с ним знаком и не видел многие классические фильмы. Первый фильм, который мне пришел на ум - это 12 разгневанных мужчин и я сразу его посмотрел, после чего было вполне логично вновь обратиться к "оттянутой во времени" русской версии от Михалкова.


Я описал всю подноготную, чтобы читатель понимал, что в данной ситуации мне будет сложно воздержаться от параллелей. А когда любую, даже самую качественную копию сравниваешь с оригиналом, то как-то подсознательно предпочтение отдаешь оригиналу. Однако, русские славятся тем, что умеют всё слизать и сделать если не лучше, то точно масштабней. Фильм Михалкова действительно получился немного масштабнее оригинала, в нем больше претенциозности. Это вполне закономерно и объясняется реалиями времени, так как Никита Сергеевич снимал свою работу в других культурно-исторических условиях и в другом контексте. Согласитесь, что 11 лет назад и 61 год назад восприятие кинематографа и условия его развития и само общество, жизнь которого отражается в фильмах, были совершенно разными и именно этим вызвана вся разница между картинами. По большому счету Михалкову удалось очень многое - он умудрился почти полностью слизать форму и идею, но очень грамотно перенести её в новые условия, а потому создал фактически самостоятельное произведение, которое можно воспринимать как "само по себе". Обвинять Михалкова в плагиате в данном случае никакого смысла нет. Это глупость и бред, не только потому что он ничего не скрывал, но и потому что он очень грамотно адаптировал и по необходимости переработал оригинальные мотивы, дав классическому сюжету "новую жизнь" во всех смыслах этого слова. Главная заслуга и признак качества данного фильма в том, что в нём адаптировано и переработано то, что на первый взгляд, достаточно сложно адаптируется. Дело в том, что фильм Синди Люмета стал великим во многом потому, что в нём представлена "западная модель американского общества". Драматизм оригинала почти целиком и полностью завязан на особенностях американской системы правосудия и мировоззренческих и социальных реалиях Америки того времени. Российское общество 2000-х годов и американское общество 1950-х годов это совсем разные вещи и при этом Михалкову удалось найти правильные и местами очень тонкие параллели и показать всё то же самое, сделав это настолько органично насколько возможно. Таким образом у фильма получилось как бы "две глубины", с одной стороны фильм показал "картину нашего общества", а с другой стороны доказал, что вечные ценности и вечные проблемы вписываются в любой контекст. Тем самым само наличие фильма 12 и его качество показывают "вечность" того сюжета, от которого в 1957 году никто ничего не ждал. И всё же при просмотре фильма Михалкова в связке с оригиналом некоторая "вторичность" чувствуется, но это не вина Никиты Сергеевича, а следствие непосильности задачи, с которой он в целом справился.

Одним из главных плюсов российского фильма 12 безусловно стал подбор актеров. Можно сказать, что в своей картине Михалков собрал "12 топовых-актеров мужчин". По крайней мере на момент выхода фильма все эти актеры были или на пике карьеры или уже признанными звездами. И этот звездный состав отлично вписался в свои типажи. Параллели с образами оригинального фильма опять же очевидны и неизбежны, но за счет грамотной работы и режиссера, и сценариста и актера, все они получились "узнаваемы" в контексте оригинала и при этом очень самостоятельны. Отдельно, я не могу не отметить Сергея Гармаша, этот артист всегда вызвал у меня симпатию. В этом фильме ему досталась условно "самая отрицательная роль" и он сделал её яркой и обоятельной. При всей серьёзности контекста и "негативности" образа "такстиста-националиста" герой вовсе не вызывает антипатии, более того как раз с ним связаны некоторые смешные моменты, разряжающие "безнадежную" обстановку. Его фраза: "Плавленный сырок вместо мозгов" запомнилась мне ещё с первого просмотра в 2007.

Михалков и его команда постарались сделать фильм более ярким, добавить иронии, которой не было в оригинале, разбавить "беседы в спортзале" ретроспективными вставками, однако надо признать что фильм всё же получился несколько скучноват в сранении с оригиналом. Хронометраж нашего фильма почти в 2 раза больше и это не совсем пошло ему на пользу, фильм представляется несколько затянутым. Феноменальность оригинала в том, что он будучи визуально черно-белым и формально не динамичным на выходе воспринимается как "фейервек" удерживая слушателя от начала и до конца, у Михалкова эффект фейерверка не получилось, хотя и фильм цветной и формально динамики в нём больше.

Я думаю, что среди читателей отзовика если не все то очень многие уже смотрели фильм 12. Более того, наверняка, найдутся те, кто как и я посмотрел оригинал сильно после михалковского фильма или не видел оригинала вовсе. И тем не менее данный фильм я буду рекомендовать к просмотру, как "сам по себе", так и в связке с оригиналом, во втором случае, как Вы уже поняли, впечатление несколько иное, но для понимая сущности обоих фильмов такой подход весьма полезен.
Время использования 2 раза, в 2007 и в 2018
Общее впечатление Не просто ремейк а ремейкище!
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву9

Tananda M
надо же, я не знала, что наш фильм - ремейк. но тогда интересно: одно дело позиции сторон конфликта, а другое дело психологические типажи этих 12 - вот они тоже слизаны? Меня тогда больше сразила игра Петренко и Маковецкого. А Гармаш для меня тоже очень сильный актер - Вы видели «Любовник» с ним и Янковским?
AnatolyYagodkin
Нет, не видел. Посмотрю.

Что касается типажей - схожесть есть, но как я и писал в отзыве США - 1957-го и Россия 2007 это две большие разницы и наши герои абсолютно самостоятельны, хотя некоторые параллели очевидны.

Посмотрите фильм 12 разгневанных мужчин и потом по возможности пересмотрите Михалкова (само захочется это сделать, как было со мной). Наш фильм хороший и самостоятельный, и его качество только доказывает вечность проблем и глубину формата.

Для Люмета этот фильм был дебютным и в он был театральным режиссером и телевизионщиком, отсюда и формат, который ближе к театральной постановке, но при этом содержание цепляет. В 1957 году никто не мог подумать, что этот фильм станет классикой кино, которая сохранит актуальность через 40 лет. А Михалков сделал уже современнее и кинематографичнее.
Tananda M
понятно, что Михалков осовременил сюжет чеченской темой… да я, скорее всего, посмотрю фильм 57г. и если схожесть только в диалектике правосудия, то не посчитаю фильм плагиатом, т.к этот вопрос долгоиграющий, и каждое поколение играет его по-своему… ну а 12 - понятно, что намек на апостолов и справедливость божьего суда… но если и типажи героев похожи, тогда действительно это ремейк
AnatolyYagodkin
У Люмета герой был косториканец и среди присяжных был тот, кто утвержал что все латиносы "сброд" и криминальный компонент. В америке того времени выходцы из малых латиноамериканских стран воспринимались "коренными американцами" примерно также, как у нас в 90-2000 выходцы с кавказа, У них проблема так называемых "почо" и до сих пор стоит достаточно остро. Так что тут тоже параллель есть и чеченская тема вполне закономерно с оригиналом рифмуется.

Ещё важный момент - в оригинальном фильме стоял вопрос о смертной казни, а это всегда усиливает драматизм, получается фактически вопрос жизни и смерти.

У нас в России за одно убийство ИРЛ на пожизненное не сажают (может и были преценденты, но это исключительные случаи) и институт присяжных у нас иначе функционирует, но наши юридические реалии "убивают" конфликт на котором всё строится, с юридической точки зрения любой мало-мальски грамотный юрист разнес был этот фильм в части "право применения" в пух и прах, но если драма Люмета юридическая, то наша совсем не юридическая, а скорее экзитенциальная и все всё прекрасно понимают. Фильм не обязан быть точным в деталях. Но "притянутость" ситуации чувствуется. Однако фильм это совершенно не портит. Поэтому я и написал, что гениальность Михалкова в том, что он адаптировал то, что в приниципе с формальной точки зрения не адартируемо к современной России, потому что конфликт завязан на реалиях другой страны, другого общества, другой эпохи, на другой юридической традиции. Так что формально это ремейк и никто этого не скрывал, но фактически вы правы, ремейком это считать сложно. Михалков был близок к оригиналу настолько, насколько это было возможно.
Tananda M
я разделяю точку зрения моего преподавателя литературы - в мировой культуре насчитывается штук 20 разных сюжетов. а все остальное - это вариации на эти темы:)

то. что Михалков талантливый режиссер и актер. я с Вами согласна. и то. что драма интересна своими диалогами\рассуждениями. а не юридическими нюансами. абсолютно верно. Поэтому. даже если наш фильм очень близко поставлен к оригиналу. я не стану к нему хуже относиться. Восприму как новый виток спирали. но сравнить интересно - спасибо:)
compas7771
мельком смотрел оригинал. больно уж он чёрно-белый)
Бессонница
Про американский фильм не знала, нужно будет посмотреть. Да и наш нужно обновить в памяти, давненько смотрела, кое что подзабылось. Спасибо за большой и развернутый отзыв.
Olgatka
Смотрела, неплох
Лана Медведева
Очень интересно!