Отзыв: Фильм "Я убил свою маму" (2009) - История Ксавье Долана
Достоинства: Это так нелепо... выделять плюсы и минусы в кусочке чьей-то души...
Недостатки: Промолчу...
О чем вы думаете, когда слышите словосочетание "неблагополучная семья"? Родители-алкаши, дети заброшены, нищета, грязь, падение нравов...?
Для меня это более широкое понятие. Я не могу назвать благополучной семью, в которой нет одного родителя. Но и с двумя родителями благополучие бывает не всегда. Папа с мамой могут быть богатыми и успешными, но каждый будет заниматься собственной персоной и ходить налево, строя огромные хрустальные замки из лжи и взаимных обид. А вот еще пример. Снаружи вроде все окей, папа с мамой живут дружно, в относительном достатке... только вот мало кто знает, что на самом деле отец алкозависим, дебоширит, побивает жену на глазах ребенка, а та покрывает его, пытаясь скрыть от всех свой позор. И никто никогда не узнает, что там, за натянутыми улыбками. Во всех перечисленных случаях ребенок с вероятностью 98% получит серьезный невроз, от которого будет мучиться всю жизнь и, в лучшем случае, станет частым посетителем психотерапевта, а в худшем - вкусит "радости" психосоматики и аутоимунных заболеваний. Так или иначе, такому человеку бывает крайне сложно адаптироваться в обществе.
"Я убил свою маму" - первый полнометражный фильм Ксавье Долана, о котором мне уже ни раз приходилось встречать восторженные упоминания. У этого канадского режиссера (сценариста, актера, продюсера, монтажера, художника по костюмам, клип-мейкера... мне даже неудобно становится от перечисления его регалий) я смотрела один лишь фильм "Это всего лишь конец света", к которому у меня была масса претензий, но я решила разобраться, что именно вызывает такое обожание Долана у кинолюбителей и жюри Каннского фестиваля. Именитые актеры почитают за счастье сняться у этого амбициозного франко-канадца.
Долан снял фильм "Я убил свою маму" в 20 лет, он ворвался в мир режиссуры с лентой, в которой честно и без ложного стыда рассказал о себе и о том, что его волнует больше всего. Проблемы взаимоотношений в семье и сексуальное самоопределение. В фильме "Это всего лишь конец света" (2016)он говорит примерно о том же, что и в "Я убил свою маму" (2009), но в более позднем фильме в основе лежит чужая пьеса (Жана-Люка Лагарса), и осмысление ведется с позиции более взрослого и эмоционально зрелого человека, который уже давно живет с забитыми в дальний угол души обидами, смирившегося с отрывом от родных людей, но вот смертельная болезнь обнажила проблему и подтолкнула к последней попытке примириться. В самом первом фильме Долана на основе его собственного сценария зритель видит ситуацию глазами подростка с легко возбудимой психикой, повышенной чувствительностью и несгибаемым идеализмом.
В начале просмотра меня охватил скепсис. Мне казалась игра Ксавье ужасно неубедительной и неестественной. Но очень скоро он раскрылся. Наверное, это случилось тогда, когда я поняла суть проблемы. Почему у него такой антагонизм с матерью. И тогда поведение Юбера (Ксавье Долан)перестало казаться мне наигранным. Он - сгусток боли, обнаженный нерв. Мне его было невыносимо жалко, и многое вспомнилось из прошлого. Стало грустно. Дальше развивать тему не буду, уж простите.
Не знаю, понравится ли фильм мужчинам. Но все же не хотелось бы позиционировать его как чисто женский. Есть ряд моментов, которые я снова для себя отметила как авторский стиль Долана, который мне не по душе. Он ищет новые формы, хочет выделиться, но не всегда это оправданно. К примеру, я не поняла прелести этого "разрезанного кадра", когда диалог двух людей показывается как части разрезанной посередине фотографии, и каждый из них получается в самом углу кадра. Символизм приема понятен, но не кажется мне чем-то интересным. Многие монологи выглядят претенциозно-бессмысленными. Но так не хочется все это обсуждать, потому что это дело вкуса. Мне не понравилось, а кому-то понравится. Главное то, что человек снял фильм на разрыв души. Как можно тут вообще говорить о плюсах и минусах, когда человек обнажился донельзя?
Мальчик растет с матерью, отец оставил их уже давно и лишь эпизодически общается с сыном. Мать - холодная и дистанцированная, но она не бросила. Она делает все возможное для сына. Только эмоционально не может приблизиться. Ее детство тоже нельзя назвать счастливым, и ее холодность понятна и объяснима. Мне. Но не Юберу. Она любит его по-своему. Но от своей неудачливой жизни хочет скрыться в тупых сериалах и телешоу, бесконечных шоппингах и болтовне с подругами... проблемы и подростковые всплески сына кажутся ей навязчивыми и утомительными. Она не понимает его. Или не хочет понимать. Или не верит в то, что для него все это серьезно. А он любит и ненавидит ее одновременно. Причем тут даже додумывать ничего не надо, Юбер говорит прямо и неприкрыто о всех своих чувствах к матери, и символически даже об эдиповом комплексе намекает.
Есть моменты в фильме пронзительные до жути. Вспоминаю один из них, и даже сейчас щиплет в носу, хотя уже несколько дней прошло после просмотра. "Что ты будешь делать, если я умру?" - спрашивает он ее в сердцах. В глазах такое отчаяние, вызов, последняя шаткая надежда. Ответ ее узнаете сами.
В общем, куча мыслей и саморефлексии на протяжении фильма. Не могу сказать, что он идеален для меня. Но я даже фильму "Это всего лишь конец света" поставила 4 звездочки, а этот - явно лучше.
Для меня это более широкое понятие. Я не могу назвать благополучной семью, в которой нет одного родителя. Но и с двумя родителями благополучие бывает не всегда. Папа с мамой могут быть богатыми и успешными, но каждый будет заниматься собственной персоной и ходить налево, строя огромные хрустальные замки из лжи и взаимных обид. А вот еще пример. Снаружи вроде все окей, папа с мамой живут дружно, в относительном достатке... только вот мало кто знает, что на самом деле отец алкозависим, дебоширит, побивает жену на глазах ребенка, а та покрывает его, пытаясь скрыть от всех свой позор. И никто никогда не узнает, что там, за натянутыми улыбками. Во всех перечисленных случаях ребенок с вероятностью 98% получит серьезный невроз, от которого будет мучиться всю жизнь и, в лучшем случае, станет частым посетителем психотерапевта, а в худшем - вкусит "радости" психосоматики и аутоимунных заболеваний. Так или иначе, такому человеку бывает крайне сложно адаптироваться в обществе.
"Я убил свою маму" - первый полнометражный фильм Ксавье Долана, о котором мне уже ни раз приходилось встречать восторженные упоминания. У этого канадского режиссера (сценариста, актера, продюсера, монтажера, художника по костюмам, клип-мейкера... мне даже неудобно становится от перечисления его регалий) я смотрела один лишь фильм "Это всего лишь конец света", к которому у меня была масса претензий, но я решила разобраться, что именно вызывает такое обожание Долана у кинолюбителей и жюри Каннского фестиваля. Именитые актеры почитают за счастье сняться у этого амбициозного франко-канадца.
Долан снял фильм "Я убил свою маму" в 20 лет, он ворвался в мир режиссуры с лентой, в которой честно и без ложного стыда рассказал о себе и о том, что его волнует больше всего. Проблемы взаимоотношений в семье и сексуальное самоопределение. В фильме "Это всего лишь конец света" (2016)он говорит примерно о том же, что и в "Я убил свою маму" (2009), но в более позднем фильме в основе лежит чужая пьеса (Жана-Люка Лагарса), и осмысление ведется с позиции более взрослого и эмоционально зрелого человека, который уже давно живет с забитыми в дальний угол души обидами, смирившегося с отрывом от родных людей, но вот смертельная болезнь обнажила проблему и подтолкнула к последней попытке примириться. В самом первом фильме Долана на основе его собственного сценария зритель видит ситуацию глазами подростка с легко возбудимой психикой, повышенной чувствительностью и несгибаемым идеализмом.
В начале просмотра меня охватил скепсис. Мне казалась игра Ксавье ужасно неубедительной и неестественной. Но очень скоро он раскрылся. Наверное, это случилось тогда, когда я поняла суть проблемы. Почему у него такой антагонизм с матерью. И тогда поведение Юбера (Ксавье Долан)перестало казаться мне наигранным. Он - сгусток боли, обнаженный нерв. Мне его было невыносимо жалко, и многое вспомнилось из прошлого. Стало грустно. Дальше развивать тему не буду, уж простите.
Не знаю, понравится ли фильм мужчинам. Но все же не хотелось бы позиционировать его как чисто женский. Есть ряд моментов, которые я снова для себя отметила как авторский стиль Долана, который мне не по душе. Он ищет новые формы, хочет выделиться, но не всегда это оправданно. К примеру, я не поняла прелести этого "разрезанного кадра", когда диалог двух людей показывается как части разрезанной посередине фотографии, и каждый из них получается в самом углу кадра. Символизм приема понятен, но не кажется мне чем-то интересным. Многие монологи выглядят претенциозно-бессмысленными. Но так не хочется все это обсуждать, потому что это дело вкуса. Мне не понравилось, а кому-то понравится. Главное то, что человек снял фильм на разрыв души. Как можно тут вообще говорить о плюсах и минусах, когда человек обнажился донельзя?
Мальчик растет с матерью, отец оставил их уже давно и лишь эпизодически общается с сыном. Мать - холодная и дистанцированная, но она не бросила. Она делает все возможное для сына. Только эмоционально не может приблизиться. Ее детство тоже нельзя назвать счастливым, и ее холодность понятна и объяснима. Мне. Но не Юберу. Она любит его по-своему. Но от своей неудачливой жизни хочет скрыться в тупых сериалах и телешоу, бесконечных шоппингах и болтовне с подругами... проблемы и подростковые всплески сына кажутся ей навязчивыми и утомительными. Она не понимает его. Или не хочет понимать. Или не верит в то, что для него все это серьезно. А он любит и ненавидит ее одновременно. Причем тут даже додумывать ничего не надо, Юбер говорит прямо и неприкрыто о всех своих чувствах к матери, и символически даже об эдиповом комплексе намекает.
Есть моменты в фильме пронзительные до жути. Вспоминаю один из них, и даже сейчас щиплет в носу, хотя уже несколько дней прошло после просмотра. "Что ты будешь делать, если я умру?" - спрашивает он ее в сердцах. В глазах такое отчаяние, вызов, последняя шаткая надежда. Ответ ее узнаете сами.
В общем, куча мыслей и саморефлексии на протяжении фильма. Не могу сказать, что он идеален для меня. Но я даже фильму "Это всего лишь конец света" поставила 4 звездочки, а этот - явно лучше.
Общее впечатление | История Ксавье Долана |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву41
Что должно твориться в душе сына, чтобы задать матери ТАКОЙ вопрос?… и какие отношения… Посмотрю обязательно, но не в ближайшее время.